Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 168.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы А.В. Поляковой, которая обеспечена учебником (А.В. Полякова Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. : Просвещение, 2013).
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
1.Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
2.Обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
3.Обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
4.Воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. На уроках обучения грамоте учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную). Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся правильному соединению их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. В период обучения грамоте наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у первоклассников совершенствуется фонематический слух, обогащается и активизируется словарь, развивается интеллектуальная и познавательная активность, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Ниже представлена программа систематического курса русского языка, разработанная на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В. Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализацией обучения. Соответственно дидактические принципы системы Л.В. Занкова включают:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущую роль теоретических знаний в обучении;
- быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого.
Эти принципы обусловливают расширение в курсе объема инвариантного содержания предмета и особый подход к его структурированию, определяющий последовательность изучения учебного материала.
Содержание курса - совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество).
При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями, справочниками и другим и до пол нительными материалами.
Изучение курса обеспечивает формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
На предмет «Русский язык» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 170 часов (5 часов в неделю; 34 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Контрольные работы(диктанты):
- входная;
- текущие и тематические:
«Правописание слов с двойными согласными»,
«Правописание парных согласных»,
«Правописание окончаний имён существительных первого склонения»,
«Непроизносимые согласные»,
«Правописание окончаний имён существительных второго склонения»,
«Однородные члены предложения»;
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года).
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Форма контроля и количество часов | |||||
Дик- танты | Списы- вания | Провер. работы | Тесты | Изло- жения | Сочи- нения | |||
1 | Фонетика | 10 | 1 | |||||
2 | Грамматика | 100 | 3 | 1 | 1 | |||
3 | Правописание | 30 | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Развитие речи | 30 | 8 | 8 | ||||
5 | Форма итогового контроля | 4 | ||||||
Итого | 170 | 10 | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
- выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- –обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова,
интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- –выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;
согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному вьучебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения,
представленного в учебнике);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами..
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- _ непроизносимые согласные;
- _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
- _ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- _ разделительные ъ и ь;
- _ безударные окончания имен прилагательных;
- _ не с глаголами;
- _ раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- именять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- _ гласных в суффиксах _ик, _ек;
- _ соединительных гласных о, е в сложных словах;
- _ запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Виды контроля:
ФО - фронтальный опрос,
ИРД - индивидуальная работа у доски,
ИР - индивидуальная работа ,
СР- самостоятельная работа,
ПР- проверочная работа,
Т- тестовая работа.
Содержание тем учебного курса
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля |
Предложение (3 ч) | Виды предложений по цели высказывания Работа в паре. Рассказывание друг другу о видах предложений по цели высказывания и интонации. Подбор заголовка к тексту, работа с планом (закончить план), рассказ текста | Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга (взаимооценка). Договариваться, кто говорит первым, высказывать своё мнение и обосновывать его, слушать товарища, оценивать его ответ, договариваться о совместном решении и пред оставлять его классу.- Осознавать роль учения, труда в жизни каждого человека, важность приобретения положительных качеств личности (терпеливости, скромности, внимательности, вежливости и др.) | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Главные и второстепенные члены предложения (9 ч) | Понятия о подлежащем и сказуемом: при- знаки подлежащего и сказуемого, роль в предложении.)Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения? Роль второстепенных членов предложения. предложения распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения. Связь главных членов предложения с второстепенными. развитие речи: составление предложений с заданными словами, по рисунку, работа с фразеологизмами, объяснение смысла пословиц, нахождение образных сравнений и крылатых выражений в тексте, слов, употреблённых в переносном значении, выразительное чтение текста, рассказывание по рисункам, составление плана к рассказу, наблюдение за литературными жанрами — сказкой, загадкой, стихотворением, басней. Проверочная работа (на выявление умения находить главные и второстепенные Работа в паре: составление плана рас- Работа в малой группе (3 — 4 человека): | Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Определять, о ком говорится в предложении и что о нем говорится. Находить главные члены предложения. Ставить вопросы к главным членам предложения Наблюдать за ролью подлежащего и сказуемого (грамматической основы) предложения. Устанавливать, какими частями речи могут являться глав- ные члены предложения Выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи. Осознавать роль второстепенных членов предложения. распознавать предложения нераспространённые и распространенные.Наблюдать за связью слов в предложении. Указывать связь слов в предложении. Составлять предложения с заданными словами, по рисунку. Объяснять смысл пословиц. Находить в тексте образные сравнения, крылатые выражения, а также слова, употреблённые в переносном значении, Читать выразительно текст. Составлять рассказ по рисункам. Составлять план к рассказу. Наблюдать за особенностями загадок, сказок, стихотворений, басни. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, Договариваться об очерёдности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу. Осознавать недопустимость проявления отрицательных качеств человека (трусости, лжи и т. д.). Понимать значимость заботы человека о животных, которых приручил. Приобщаться к пониманию красоты растительного и животного мира | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Корень (4 ч) | Понятие о корне как главной части слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень — общая часть родственных слов. Подбор однокоренных слов к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Нахождение корня в слове. Развитие речи: чтение и объяснение смысла фразеологизмов; нахождение в тексте слов, употреблённых в переносном значении; наблюдение за литературными жанрами — скороговоркой, загадкой, стихотворением; составление предложений с заданным словом. 3 диктанта: 2 слуховых, 1 зрительный. Работа в паре: нахождение лишних слов | Называть признаки однокоренных слов. Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова. Анализировать группы слов, называть лишнее слово, не являющееся однокоренным. Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов. Наблюдать принадлежность однокоренных слов к разным частям речи. Соотносить однокоренные слова с определёнными частями речи. Подбирать однокоренные слова к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Анализировать слово на предмет выделения в нём обшей части — корня. Накапливать опыт в выделении корня в словах. Объяснять смысл фразеологизмов. Находить в тексте слова, употреблённые в переносном смысле, объяснять их значение. Наблюдать за особенностями загадки, скороговорки, стихотворения. Составлять предложения с заданным словом. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, Осознавать важность проявления положительных качеств | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Корень и суффикс (7 ч) | Понятие о суффиксе. Работа суффикса в слове. Образование слов с суффиксами -ик-, -ек- -очк-, -ечк- -к-, -ок- -ушк- 7 1 7 7 у 7 -юшк-, -и-, -еньк-, -ник-, -ниц-. Чередование звуков в корнях слов при их образовании. Правописание суффиксов -ик-, -ек-. Обозначение суффиксов в слове. Развитие речи: определение жанров текста — дразнилки, колыбельной, скороговорки, заклички; объяснение значения фразеологизмов; наблюдение за смысловым оттенком, который придают словам суффиксы; наблюдение за литературными жанрами — загадкой, стихотворением, басней; определение наличия в тексте диалога (монолога); определение типа текста — повествование, описание. Работа в паре: образование слов с задан- | Наблюдать и устанавливать работу суффиксов в слове Обозначать корень и суффикс в слове Образовывать слова при помощи суффиксов -ик-, -ек-, -очк-, -ечк-, -к- „-ок-, -ушк-, -юшк-, -н-, -еньк-, -ник-, -ниц-. Наблюдать чередование согласных звуков в корнях слов при их образовании. Приобретать опыт в грамотном написании суффиксов -ик-, -ек-. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях на изученную орфограмму. Контролировать свои действия при записи слов с суффиксами -ик-, -ек-, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Определять жанр текста. Объяснять значение фразеологизмов, дописывать фразеологизмы. Наблюдать за смысловым оттенком, который придают словам суффиксы. Наблюдать за особенностями загадки, басни, стихотворения. Находить в тексте диалог (монолог). Определять тип текста — описание, повествование. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, Осознавать важность приобщения к красоте растительного | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Приставка (8 ч) |
| Наблюдать и устанавливать «работу» приставок в слове. Понимать значение приставок. Обозначать корень и приставку в слове. Подбирать однокоренные слова с заданными приставками. Приобретать опыт в написании слов с различными при- ставками. Приобретать опыт в написании разделительного ъ в приставках. Приобретать опыт в написании парных согласных в при- ставках. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях на изученные орфограммы. Осуществлять контроль своих действий при записи слов с приставками, корректировать при необходимости (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями сказки, загадки, скороговорки, стихотворения. Объяснять значение фразеологизмов, дописывать фразеологизмы по данному значению.- Договариваться, кто говорит первым, высказывать своё мнение и обосновывать его, слушать товарища, оценивать его ответ, выбирать общее решение и представлять его классу. Осознавать важность проявления положительных качеств личности человека (аккуратности, приветливости, исполни- тельности и др.). Осознавать важность приобщения к красоте растительного и животного мира | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Приставка и предлог (3 ч) | Отличие приставки от предлога. Роль при- ставки и предлога в речи. Наблюдение за предлогами и приставками в речи. Написание предлога и приставки со словами. | Называть признаки приставки как части слова. Называть признаки предлога как части речи. Осознавать роль приставки в слове. Осознавать роль предлога в речи. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Окончание (4 ч) | Понятие об окончании. Работа окончания | Осознавать роль окончания в языке. Составлять предложения с заданными словами. Осознавать важность труда в жизни человека. Приобщаться к красоте растительного и животного мира | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Состав слова. Основа (6 ч) |
Проверочная работа (на выявление умения выполнять разбор слова по составу) Работа в паре: выполнение разбора слова по составу. Работа в группе: распределение слов в 2 | Осознавать понятие основы слова. Выделять основу в слове. Применять алгоритм выполнения разбора слова по составу. Осознавать роль корня как главной части основы. Образовывать однокоренные слова различными способами. Объяснять значение фразеологизмов. Делить текст на части. Составлять план текста. Рассказывать близко к тексту с использованием опорных Писать изложение текста по плану. Договариваться об очерёдности проговаривания алгоритма, Планировать совместную деятельность по выполнению задания; договариваться об очерёдности высказываний; слушать членов группы„высказывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказываний, учитывать разные мнения и обосновывать собственное; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Слова с двойными согласными (5 ч) | Обозначение долгих согласных звуков двумя буквами. Перенос слов с буквами двойных согласных звуков. Образование однокоренных слов от слов с двойными согласными. Подбор однокоренных слов с двойными согласными. Развитие речи: работа с загадками, скороговорками'„составление предложений со словами с двойными согласными; работа с устойчивыми сочетаниями слов — фразеологизмами. 3 диктанта: 2 слуховые, 1 зрительный. Работа в паре: деление слов с двойными | Наблюдать обозначение долгих согласных звуков двумя Накапливать опыт в написании слов с двойными согласными. Переносить слова с двойными согласными. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму. Контролировать свои действия при записи слов с двойными согласными, вносить необходимую коррекцию (в ходе Образовывать однокоренные слова от данных слов с двойными согласными. Подбирать к данным словам однокоренные слова с двойными согласными. Наблюдать за особенностями загадок, скороговорок. Составлять предложения со словами с двойными согласны- Объяснять значение фразеологизмов, дописывать фразеологизмы, осуществлять контроль своих действий при записи. Договариваться о том, кто говорит первым, слушать товарища, высказывать своё мнение и обосновывать его, оценивать работу товарища. Осознавать важность приобщения к красоте растительного | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Сложные слова (5 ч) | Понятие о сложных словах. Образование Развитие речи: нахождение в авторском | Наблюдать за сложными словами в речи. Выделять из речи сложные слова. Наблюдать за образованием сложных слов. Образовывать сложные слова различными способами. Приобретать опыт в написании слов с соединительными | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Парные согласные звуки в середине | Наблюдение за произношением парных | Находить парные согласные в слове. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
С | Какие согласные звуки называются непроизносимыми? Буквы на месте непроизносимых согласных — орфограммы. Проверка написания слов с непроизносимыми | Называть признак непроизносимых согласных зв ков в | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Словоизменение и словообразование | Понятие о словоизменении. Понятие о словообразовании. Их различия. Упражнение | Различать словоизменение и словообразование. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Изменение имён существительных |
| Понимать, что такое изменение существительного по падежам. Выписывать словосочетания с именами существительными, | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Три склонения имён существительных | Зависимость склонения имён существительных от их рода. Определение склоне- | Наблюдать и осознавать зависимость склонения имён существительных от их рода. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Первое склонение имён существитель- |
| Различать именительный и винительный падежи. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Множественное число имён существительных 1-го склонения (2 ч) |
| Наблюдать окончания имён существительных 1-го склоне- | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Второе склонение имён существительных (6 ч) | Склонение имён существительных муж- 4 слуховых диктанта Работа в группе: распределение слов в | Наблюдать окончания имён существительных мужского рода с нулевым окончанием. сФормулировать вывод по результатам наблюдений. Составлять и записывать словосочетания с существительными в творительном и предложном падежах. Составлять и записывать предложения с существительными в творительном и предложном падежах. Контролировать свои действия при записи словосочетаний и предложений с существительными в указанных падежах. Обозначать склонение имён существительных. Составлять таблицу окончаний существительных 1-ro и Наблюдать за литературными жанрами — загадкой, стихотворением. Проговаривать орфоэпический грамотно скороговорки. Объяснять значение фразеологизмов. Дописывать фразеологизмы, осуществлять контроль при
Осознавать роль здорового образа жизни для человека. Постигать значимость труда в жизни людей, знакомиться | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Второе склонение имён существительных мужского рода на -Й (2 ч) | Сходство склонения существительных на | Сравнивать окончания существительных мужского рода на | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначаю- | Наблюдение за окончаниями существительных после букв, обозначающих шипя- Работа в паре: распределение словосочетаний в 2 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают | Наблюдать за окончаниями существительных после букв, Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Второстепенный член предложения | Признаки члена предложения — дополнения. Нахождение дополнений в предложениях, текстах. | Наблюдать за признаками дополнения как члена предложения в речи. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе | Наблюдение за окончаниями имён существительных мужского рода во множественном числе, а также 1-го и 2-го склонения Ризвитие речи: наблюдение за жанром литературной речи — стихотворением; на- писание изложения по плану; работа с фразеологизмами | Наблюдать за окончаниями имён существительных мужского рода во множественном числе. Объяснять орфограммы на месте пропуска букв. Составлять предложения с именами существительными мужского рода во множественном числе в указанных падежах. Определять склонение существительных. Наблюдать за особенностями стихотворения как литературного жанра. Записывать изложение по данному плану. Объяснять значение фразеологизмов. Дописывать фразеологизм. Понимать значимость труда в жизни людей, знакомиться с различными профессиями | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Второе склонение. Склонение имён существительных среднего рода (5 ч) | Склонение имён существительных мужского и среднего рода в единственном и множественном числе (наблюдение). Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения в творительном падеже в единственном числе и в предложном падеже. Развитие речи: объяснение смысла пословиц; составление предложений с существительными в указанном падеже. Работа в паре: подбор имён сушествительных мужского и среднего рода и запись их в указанном падеже | Наблюдать за окончаниями имён существительных мужского и среднего рода в единственном и множественном числе. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Выделять окончания существительных среднего рода. Определять склонение существительных. Накапливать опыт написания окончаний имён существительных 2-го склонения в творительном падеже в единственном числе и в предложном падеже. Составлять и записывать предложения с существительными 2-ro склонения в указанном падеже, осуществлять контроль своих действий при записи. Объяснять смысл пословиц. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать своё мнение | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Второстепенный член предложения | Понятие определения. Части речи, которыми могут быть выражены определения. | Наблюдать признаки второстепенного члена предложения- | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Однородные члены предложения (3 ч) |
| Наблюдать за однородными членами предложения. Записывать фразеологизмы по значению, контролировать процесс записи Осознавать значимость труда в жизни людей | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения (2 ч) | Наблюдение за способами соединения однародных членов. Правила расстановки знаков препинания при однородных членах. Проверочная работа (на выявление уме- ния определять виды второстепенных членов предложения, однородные члены предложения). Развитие речи: составление предложений с однородными членами, наблюдение за особенностями загадок | Наблюдать за способами соединения однородных членов. сформулировать правило расстановки знаков препинания при однородных членах. Применять правило употребления запятых при однородных членах при написании предложений. Составлять и записывать предложения с однородными членами. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму. Контролировать свои действия при записи предложений с однородными членами, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за особенностями загадок | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Третье склонение имён существительных (3 ч) | Падежные окончания имён существитель ных 3-ro склонения. Правописание окончаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. Развитие речи: составление словосочетаний и предложений с именами существительными 3-го склонения. наблюдение | Наблюдать за падежными окончаниями имён сушествительных 3-го склонения. сформулировать вывод по результатам наблюдений. Сравнивать окончания существительных 3-го склонения в каждом падеже. сФормулировать правило написания окончаний существиельных 3-го склонения в родительном, дательном и пред- ложном падежах. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях. тексте на изученные орфограммы. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Множественное число имён существительных 3-го склонения (2 ч) | Наблюдение за падежными окончаниями | Наблюдать за падежными окончаниями существительных | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Мягкий знак (b) на конце существи- | Правописание имён существительных 3-ro склонения с шипящим звуком на конце. 2 диктанта: 1 зрительный, 1 слуховой. Развитие речи: наблюдение за особенностями сказок; объяснение значения фразеологизма | Наблюдать за особенностью написания существительных | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Имя числительное (4 ч) | Понятие об имени числительном. Количе ственные числительные. Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных по числам, родам, падежам. Правописание имён числительных. | Наблюдать за признаками имён числительных. Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Наблюдать изменение порядковых имён числительных по | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Текст (3 ч) |
| Выделять главную мысль текста. | ФО, ИРД , ИР , СР, ПР, Т. |
Словарные слова | Автомобиль. адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека. болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов. дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, запад, засеять, |
Виды уроков
УОНЗ- урок открытия новых знаний
УОНР- урок отработки навыков и рефлексия.
УОМН- урок общей методологической направленности.
УРК- урок развивающего контроля
Таблица календарно-тематического планирования по литературному чтению на 3 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | УУД |
1 | Iчетверть Предложение(3 часа) | ||||||
1.1 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | УОНЗ | ФО, ИР | Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения | ||
1.2 | Восклицательные предложения | 1 | УОНЗ | ФО, ИР | Освоение умения употреблять в устной и письменной речи различные виды предложений. Развитие умения классифицировать предложения по цели высказывания | ||
1.3 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | УОНЗ | ФО, ИР | Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения | ||
2 | Главные и второстепенные члены предложения(9 часов) | ||||||
2.1 | Главные члены предложения | 1 | |||||
2.2 | Главные члены предложения – основа предложения | 1 | |||||
2.3 | Главные члены предложения | 1 | |||||
2.4 | Подлежащее, выраженное местоимением | 1 | |||||
2.5 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении | 1 | |||||
2.6 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | |||||
2.7 | Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание | 1 | |||||
2.8 | Связь слов в предложении. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. Словосочетание | 1 | |||||
2.9 | Вводный диктант | 1 | |||||
3 | Состав слова.Корень(4 часа) | ||||||
3.1 | Работа над ошибками Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Словарный диктант | 1 | |||||
3.2 | Однокоренные слова | 1 | |||||
3.3 | Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов | 1 | |||||
3.4 | Обучающее изложение | 1 | |||||
4 | Состав слова.Корень и суффикс(7 часов) | ||||||
4.1 | Состав слова. Суффикс | 1 | |||||
4.2 | Написание слов с суффиксами – ек – и – ик – | 1 | |||||
4.3 | Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов | 1 | |||||
4.4 | Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов | 1 | |||||
4.5 | Сочинение | 1 | |||||
4.6 | Работа над ошибками. Закрепление. Образование новых слов при помощи суффиксов | 1 | |||||
4.7 | Диалог, монолог | 1 | |||||
5 | Состав слова.Приставка(8 часов) | ||||||
5.1 | Состав слова. Приставка – часть слова | 1 | |||||
5.2 | Написание приставок: от -, об -, о -, по -, про -, до -, под - | 1 | |||||
5.3 | Правописание слов с приставками над -, на -, за - | 1 | |||||
5.4 | Разбор слов по составу | 1 | |||||
5.5 | Разбор слов по составу | 1 | |||||
5.6 | Изложение | 1 | |||||
5.7 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1 | |||||
5.8 | Приставка и предлог. | 1 | |||||
6 | Состав слова.Приставка и предлог(3 часа) | ||||||
6.1 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант | 1 | |||||
6.2 | Диктант по теме «Правописание предлогов и приставок | 1 | |||||
6.3 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1 | |||||
7 | Состав слова.Окончание(4 часа) | ||||||
7.1 | Состав слова. Окончание | 1 | |||||
7.2 | Начальная форма имён существительных | 1 | |||||
7.3 | Начальная форма имён существительных | 1 | |||||
7.4 | Разбор слов по составу. Окончание | 1 | |||||
8 | Состав слова.Основа(6 часов) | ||||||
8.1 | Состав слова. Основа слова | 1 | |||||
8.2 | Разбор слов по составу | 1 | |||||
IIчетверт | |||||||
8.3 | Сочинение «Осень в парке» | 1 | |||||
8.4 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу | 1 | |||||
8.5 | Разбор слов по составу | 1 | |||||
8.6 | Состав слова. Закрепление | 1 | |||||
9 | Слова с двойными согласными(5 часов) | ||||||
9.1 | Слова с двойными согласными | 1 | |||||
9.2 | Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными | 1 | |||||
9.3 | Разбор слов с двойными согласными по составу | 1 | |||||
9.4 | Повторение. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу | 1 | |||||
9.5 | Диктант по теме «Правописание слов с двойными согласными» | 1 | |||||
10 | Сложные слова(5 часов) | ||||||
10.1 | Образование сложных слов | 1 | |||||
10.2 | Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них | 1 | |||||
10.3 | Правописание сложных слов | 1 | |||||
10.4 | Изложение | 1 | |||||
10.5 | Работа над ошибками | 1 | |||||
11 | Парные согласные звуки в середине слова(10 часов) | ||||||
11.1 | Парные согласные звуки в середине слова | 1 | |||||
11.2 | Правописание парных согласных звуков в середине слова | 1 | |||||
11.3 | Парные согласные звуки в конце слова | 1 | |||||
11.4 | Парные согласные звуки в конце и в середине слова | 1 | |||||
11.5 | Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова | 1 | |||||
11.6 | Сочинение по картине И.И.Шишкина «В лесу Графини Мордвиновой» | 1 | |||||
11.7 | Работа над ошибками Правописание парных звонких и глухих согласных | 1 | |||||
11.8 | Правописание парных звонких и глухих согласных. Словарный диктант | 1 | |||||
11.9 | Диктант по теме: «Правописание парных согласных» | 1 | |||||
11.10 | Работа над ошибками. Правописание парных согласных | 1 | |||||
12 | Слова с непроизносимыми согласными(7 часов) | ||||||
12.1 | Слова с непроизносимыми согласными | 1 | |||||
12.2 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | |||||
12.3 | Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить | 1 | |||||
12.4 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант | 1 | |||||
12.5 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление | 1 | |||||
12.6 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 | |||||
12.7 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных | 1 | |||||
13 | Словоизменение и словообразование(4 часа) | ||||||
13.1 | Понятие о словоизменении | ||||||
13.2 | Словообразование | ||||||
13.3 | Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования | ||||||
13.4 | Сжатое изложение (№ 262) | ||||||
14 | Изменение имен существительных по падежам(5 часов) | ||||||
14.1 | Работа над ошибками.Изменение имён существительных по падежам | ||||||
14.2 | Изменение имён существительных по падежам | ||||||
14.3 | Начальная форма имён существительных | ||||||
14.4 | Постановка вопросов к существительным | ||||||
14.5 | Постановка вопросов к существительным | ||||||
15 | Три склонения имен существительных(7 часов) | ||||||
15.1 | Три склонения имён существительных | ||||||
15.2 | Первое склонение имён существительных | ||||||
15.3 | Второе склонение имён существительных | ||||||
15.4 | Третье склонение имён существительных | ||||||
15.5 | Диктант по теме: «Проверка орфограмм в корне слова» | ||||||
15.6 | Работа над ошибками. Определение склонения существительных в косвенном падеже | ||||||
15.7 | Сочинение по материалам экскурсии «Мороз и солнце, день чудесный…» | ||||||
16 | Первое склонение имен существительных(16 часов) | ||||||
16.1 | Работа над ошибками.Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант | ||||||
16.2 | Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от винительного | ||||||
16.3 | Определение падежа существительных первого склонения | ||||||
16.4 | Контрольное списывание | ||||||
16.5 | Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в родительном падеже | ||||||
16.6 | Родительный падеж имён существительных первого склонения | ||||||
16.7 | Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах | ||||||
16.8 | Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах | ||||||
16.9 | Изложение с элементами сочинения | ||||||
16.10 | Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах | ||||||
16.11 | Определение падежа имён существительных первого склонения | ||||||
16.12 | Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах | ||||||
16.13 | Творительный падеж имён существительных первого склонения | ||||||
16.14 | Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже. Словарный диктант | ||||||
16.15 | Диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения» | ||||||
16.16 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных первого склонения |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3класс: В 2 ч.
Полякова А.В., Песняева П.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 3-4 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- телевизор (по возможности);
- видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);
- аудиоцентр/магнитофон;
- диапроектор;(по возможности)
- мультимедийный проектор (по возможности);
- экспозиционный экран (по возможности);
- компьютер (по возможности);
- сканер (по возможности);
- принтер лазерный (по возможности);
- принтер струйный цветной (по возможности);
- фотокамера цифровая (по возможности);
- видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
3. Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;(по возможности)
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начальн...