Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа,
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 136.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013).
Общая характеристика учебного предмета
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
1.Формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
2.На основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
3.В ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4.Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
5.Освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
6.Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Этот подход к развитию содержания сохраняется во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведе-ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов (2 часа в неделю; 34 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные УУД
- У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
- принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- реализации основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни;
ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и по- ведение других людей в природе;
- сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
- выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, нахо-дить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
- о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;
- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
об истории и выдающихся людях родного края
Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ- определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того
или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие вы
сказанное суждение; - отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Виды контроля:
ФО - фронтальный опрос,
ИРК - индивидуальная работа по карточкам,
СР- самостоятельная работа,
ПР- проверочная работа,
Т- тестовая работа.
Содержание тем учебного курса
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Формы контроля |
Раздел 1: Природные условия земли(11 часов) | Особенности планеты Земля Ознакомление с масштабом карт. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. | . Работа с картой – практическая работа. группировка понятий. Работа по рисункам учебника – составление небольших рассказов. Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах. Фиксация показателей погоды в нашей местности – практическая работа. наблюдение. Вывод по результатам наблюдения. Исследовательская работа – прогноз погоды для разных городов, причины различий. Участие в беседе по теме урока. Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты. Работа по карте. Составление графика температур для нашей местности. Практическая работа – исследование состава почвы. Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах. Исследовательская работа – как образуются овраги. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Поиск причинно-следственных связей в природе. Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге.. Работа в парах. Самостоятельная работа. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; — представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; — предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев; — принятия ценности природного мира, — понимания чувств одноклассников, учи- — представления о красоте природы Рос- Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; — выполнять учебные действия в устной, Обучающийся получит возможность — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.; — вносить необходимые коррективы в — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводит о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и, вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять запись указанной учителем — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательного текста; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); — осуществлять синтез как составление целого из частей; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) — подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем, — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); — строить понятные для партнера высказывания; — задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. — строить сообщение в соответствии с учебной задачей; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе); | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
Раздел 2.Человек в далеком прошлом(10 часов) | Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). | Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения материка. Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану. Работа в группах – характеристика природных зон Африки. Участие в беседе по теме урока. Просмотр в/м по теме урока, обсуждение. Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей. Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации. Восприятие рассказа учителя. Работа с текстом. Ответы на вопросы по тексту. Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие. Работа с картой. Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств. Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) — понимание чувств одноклассников и учителей; — представление о своей этнической принадлежности; — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; — учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; — принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; — представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; — вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных, ошибок; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательных текстов; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность — выделять информацию из сообщений, разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; — проводится сравнение, сенсацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям "(критериям) без указания количества групп; — понимать структуру построения рассуждения как связи, простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — учитывать другое мнение и позицию; — допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; — использовать речь для планирования своей деятельности; — контролировать действия партнера; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
Раздел 3.Земли восточных славян(22 часа) | Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. . | Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами. Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон. Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием растений степи. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи. Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания. Подготовка сообщений о степных животных. Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности. Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне. Решение проблемной ситуации. Установление причинно-следственных связей. Сравнение саванны и степи. Составление рассказа о природной зоне по плану – самостоятельная работа. решение кроссворда «Природа степи» Выбор карт для описания географического положения зоны лесостепи. Работа со схемой. Сравнение географического положения зоны лесостепи и лесов. Составление схемы «Значение леса». Начало работы над проектным заданием – альбом «Зона лесов». Решение кроссворда. Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения. Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием. Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса. Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…» Исследование – чем питаются зимой зимующие птицы». Работа с текстом учебника. Составление рассказов по рисункам учебника. Самостоятельная работа – описание летней погоды нашей местности, сравнение с летом в лесу. Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации - коллективная работа. Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека. Работа с картой. Работа с текстом – комментированное чтение. Работа в парах – путешествие купца в Константинополь (контурная карта). Исследование – история одного из древних городов). Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформирования: — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; — понимание чувств одноклассников и учителей; — представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; — представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность — ориентации на принятие образца «хорошего ученика»; — осознания ответственности человека:. — осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувств гордости за свою Родину, народ, историю — сопереживания другим людям, в т.ч. и логическим лицам; — учебно-познавательного интереса к и хождению разных способов решения учебной задачи; — принятия ценности природного мир здоровьесберегающего поведения; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Обучающийся получит возможность —. следовать установленным правилам ,планировании и контроле способа решения; — в сотрудничестве с учителем, класса находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагло — вносить необходимые коррективы в выполнение действия на основе его оценки учета характера сделанных ошибок; — самостоятельно адекватно оценивая правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; — строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); — подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: — понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать модели и схемы по заданиям учителя, — строить сообщения в устной и письменной форме; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; — строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; —.учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); Обучающийся получит возможность — контролировать действия партнера; — строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации; — стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; — строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — использовать речь для планирования своей деятельности. | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
Раздел4:Объединение русских земель вокруг Москвы(12 часов) | Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России. | Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного. Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами. Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян. Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России. Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам. Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа. Комментированное чтение текста. Выделение главного. работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — интерес к познанию окружающего мира; — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; — оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; . — этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; — понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; — понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; — принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; — понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность — внутренней позиции обучающегося уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; . — способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — реализации основ гражданской идентичности в поступках; — следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, — эмпатии как осознанного понимания Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться: — самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях: — самостоятельно адекватно оценивая-правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным. словесно-образным и словесно-логических материалом; — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научаться: — осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; — находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) Обучающийся получит возможность научиться: — понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать модели и схемы по заданиям учителя; — строить сообщения в устной и письменной форме; — находить разнообразные способы решения учебной задачи; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенными основаниям без указания количества групп; — строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объектов (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность — контролировать действия партнера, — строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой),,владеть диалогической формой коммуникации, используя в — строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; — использовать речь для регуляции своего действия; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — понимать ситуацию возникновения — осуществлять взаимоконтроль; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
Раздел 5.Путь от Руси к России.(13 часов) | Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России. Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности | Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах. Игра - загадка. Практическая работа – подбор материала о сообществе степи и леса – работа в группах. Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества. Работа в парах. Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу. Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе. Экскурсия к реке. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество озеро». Работа с текстом и рисунками учебника. Деление текста на части, составление плана текста. Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества озеро, доказательство его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь озера. Работа с текстом и рисунками учебника. Составление описания сообщества поле. Участие в обсуждении прочитанного. Работа в парах – обсуждение изменений техники и орудий труда человека. Самостоятельная работа. моделирование ситуаций вмешательства человека в жизнь сообществ. Коллективная работа – характеристика природных условий, в которых образовалась Московская Русь. Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы. Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Работа со схемой Куликовской битвы, стояния на Угре. Работа с лентой времени. Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV. Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника. Продолжение работы над альбомом по истории культуры Руси. Сообщения о народных праздниках. Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий , в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану. Исследование текста учебника. Ответы на вопросы. На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах). Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь тайги. Работа в парах – проявление сезонных изменений в тайге. Работа с текстом – выделение главного, составление плана. Работа по рисункам учебника. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока . Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради. Комментированное чтение текста. Выборочное чтение. Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа. Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой. Сравнение природных зон леса, степи и тундры по количеству влаги, выводы. Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради. Исследование - жизнь людей в тундре. Выяснение причин сезонных изменений в тундре. Составление рассказа «Природа тундры» Комментированное чтение текста. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь. Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий. Работа по карте. Комментированное чтение текста. Выполнение заданий учебника. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: — интерес к познанию окружающего мира; — предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; — осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; — понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; — ориентация в поведении на принятые моральные нормы; — сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам; — принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. — понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; Обучающийся получит возможность — внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; — выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; — учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; — способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — реализации основ гражданской идентичности в поступках; — следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; — ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; — эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
— принимать и сохранять учебную задачу; — отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; — вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; — действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; — находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; — воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и . несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с задачей учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; — фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; — создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя, — находить разнообразные способы решения учебной задачи; — осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов самостоятельно выделенным основан Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать другое мнение и позицию; — договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); — задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность — допускать возможность существования — строить монологическое высказывания — использовать речь для регуляции своих действия; — адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; — понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; — оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; — осуществлять взаимоконтроль; | ФО, ИРК , СР, ПР, Т. |
Виды уроков
УОНЗ- урок открытия новых знаний
УОНР- урок отработки навыков и рефлексия.
УОМН- урок общей методологической направленности.
УРК- урок развивающего контроля
Таблица календарно-тематического планирования по окружающему миру на 3 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | Практическая часть программы |
1 | I-четверть Природные условия Земли(11 часов) | ||||||
1.1. | Приглашение к путешествию. | 1 | УОНЗ | Ф.О. | |||
1.2 | Карты. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.3 | Что такое погода. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.4 | Народные приметы погоды. | 1 | УОМН | ФО,СР. | Подбор из доп.литературы народных примет погоды | ||
1.5 | Климат. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.6 | Представление о климатических поясах. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.7 | Почва. Состав почвы. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.8 | Образование почв. Плодородие почв. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.9 | Защита почв | 1 | УОМН | ФО,СР. | |||
1.10 | Природные зоны суши Земли | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
1.11 | Природные зоны. | 1 | УОМН | ФО,СР. | |||
2 | Человек в далеком прошлом(10 часов) | ||||||
2.1 | Где зародилось человечество. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
2.2 | Климат и природные зоны Африки. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
2.3 | Климат и природные зоны Африки.(продолжение) | 1 | ФО,СР. | ||||
2.4 | Родина человечества. Как появился человек. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | знакомство с дополнительной художественной, познавательной литературой о жизни древних людей | ||
2.5 | Жизнь древних людей.. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | Сообщение о древних государствах | ||
II-четверть | |||||||
2.6 | Самые древние государства. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
2.7 | Лента временя.Материки и части света. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
2.8 | Расширение знаний о мире. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
2.9 | Первые шаги в изучении природы. | 1 | УОНЗ | ФО | Подготовка рассказа о Древней Греции(на основе любого мифа) или о каком-либо виде искусства | ||
2.10 | Духовная жизнь древнего человека. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3 | Земли восточных славян(22 часа) | ||||||
3.1 | Географическое положение Европы. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.2 | Первые люди на нашей земле. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.3 | Восточно-Европейская равнина. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.4 | Степи.Растительный мир. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | сообщение о растениях степи | ||
3.5 | Степи.Животный мир. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | Сообщение о животных степи | ||
3.6 | Люди в степи. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.7 | Лесостепь. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.8 | Лесная зона. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.9 | Сезонные изменения в лесу. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.10 | Сезонные изменения в лесу(продолжение). | 1 | УОМН | ФО,СР. | |||
3.11 | Как жили наши далекие предки. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.12 | Полугодовая контрольная работа | 1 | УРК | КР | |||
III-четверть | |||||||
3.13 | Расселение славян. «Путь из варяг в греки» | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.14 | Обожествление природы. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.15 | Родной край в далеком прошлом. | 1 | УОМН | ФО | |||
3.16 | Первые русские князья. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.17 | Принятие Русью христианства. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.18 | Расцвет Древнерусского государства. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.19 | Древнерусская культура. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
3.20 | Ослабление Древнерусского государства. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.21 | Ордынское нашествие. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
3.22 | Угроза с запада. | 1 | УОНЗ | ФО | Исследовательская работа по истории одного из древних городов(Москва,Новгород,Суздаль,Владимир,Ростов Великий,Ярославль) | ||
4 | Объединение русских земель вокруг Москвы(12 часов) | ||||||
4.1 | Зелесская земля. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.2 | Что такое природное сообщество. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.3 | Законы лесной жизни. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.4 | Природное сообщество луг. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.5 | Природное сообщество озеро. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | Работа с контурной картой | ||
4.6 | Природное сообщество поле. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.7 | Возвышение Москвы. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.8 | Куликовская битва. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.9 | Стояние на реке Угре. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
4.10 | Создание Московского государства. | 1 | УОНЗ | ФО | |||
IV-четверть | |||||||
4.11 | Грозный царь. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
4.12 | Развитие русской культуры. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | сообщения о Ермаке и А.Никитине. | ||
5 | Путь от Руси к России(13 часов) | ||||||
5.1 | Русские первопроходцы. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.2 | Географическое положение Азии.Сибирь. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.3 | Тайга. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.4 | Природное сообщество болото. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.5 | «Хождение за три моря». | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | сообщение о тропическом лесе. | ||
5.6 | Смутное время.Спасители земли Русской. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.7 | Расширение пределов страны. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | сообщение о животных и растениях тундры. | ||
5.8 | Природа тундры. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | сообщение о животных арктической пустыни | ||
5.9 | Природа тундры.(продолжение) | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.10 | Арктическая пустыня. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.11 | Народы Сибири.Рудознатцы.Послы. | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.12 | Россия накануне реформ, | 1 | УОНЗ | ФО,СР. | |||
5.13 | Годовая контрольная работа | 1 | УРК | КР | |||
5.14 | Разбор контрольной работы.Повторение. | 1 | УОНР | ФО,СР. |
Материально-техническое обеспечение
- Литература.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Методические рекомендации к курсу.
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ra
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начал...