Программа гражданско - патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - гражданин России"
методическая разработка

луговцева елена викторовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №421

Петродворцового района Санкт-Петербурга

________________________________________________________________________

 

198515, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д.102а, лит. А

т/факс 421-40-03. е-mail: school 421@bk.ru

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школа №421

________________ Большакова Ю.А..

 

 

 

 

 «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

Срок реализации: 2  года

Возраст детей: 6-18 лет

 

 

 

 

 

Разработчик:

Луговцева Елена Викторовна,

учитель начальных классов.

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2017г

Содержание:

  1. Паспорт программы…………………………………,,,,…………………..…..с.3
    1. Название программы………………………….…………………………….…с. 3
    2. Сроки реализации………………………………………………………….…..с.3
    3. Основание для создания программы…………………………………………с.4
    4. Аннотация программы………………………………………………….……..с.4
    5. Предполагаемый результат………………………………………………..…..с.5
  2. Пояснительная записка…………………………………………………..……с.6
  3. Целевой блок………………………………………………………….……….с.7
  4. Механизм реализации программы…………………………………….….….с.10

4.1.Система программных мероприятий…………………………………………....с.10

4.2.Содержание управления системой патриотического воспитания в школе…...с.20

     4.3.Поэтапное содержание реализации программы………………………..…....с.21

  1. Характеристика основных ресурсов реализации программы……….....…..с.3
  2. Диагностика эффективности содержания деятельности………….………..с.25
  3. Итоги состояния гражданско-патриотического воспитания школьников ГБОУ №421…………………………………………………………………………………..с26
  4. Оценка эффективности реализации программы……………………………с.30
  5. Литература…………………………………………………………………….с 31

Приложение.

Мероприятия ГБОУ №421 по реализации программы гражданско-патриотического воспитания  «Я – Гражданин России» на 2017 – 2019 годы.

Циклограмма мероприятий ГБОУ №421 по реализации программы гражданско-патриотического воспитания  «Я – Гражданин России» на 2017 – 2019  учебный год.

 Сценарии мероприятий по патриотическому воспитанию.

Анкета «Об отношении молодёжи к защите Отечества».

Анкета «Определение гражданской позиции человека»

 

 

1. Паспорт программы

1.1.  Название программы:

Программа гражданско- патриотического воспитания детей и молодёжи бюджетного  общеобразовательного учреждения  №421 посёлка Стрельна Петродворцового  района города Санкт-Петербурга «Я – Гражданин России» на 2017 - 2019 годы.

1.2. Сроки реализации:

I этап: проектный.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи.
  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап:  практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи  «Я - Гражданин России».

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
  • разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры, спортивных школ района;
  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • проводить мониторинг реализации программы;
  • принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы учреждения;
  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;
  • спланировать работу на следующий период. 

1.3. Основание для создания программы:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Указы Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» от 10.01.2000г. №24, «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ на 2006- 2010 годы»
  • «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция модернизации образования РФ»,
  • «Национальная стратегия охраны здоровья детей России от 3.04. 2001г.»
  • Закон РФ «Об образовании» от 10.12.2001г.;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;
  • ФЗ «О ветеранах» от 24.12.2002г. №176-ФЗ
  • Письмо  Министерства обороны науки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России».

1.4. Аннотация программы:

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи  «Я – Гражданин России» на 2017 - 2019 годы  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа  рассчитана на учащихся  младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

1.5. Предполагаемый результат:

  • Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:
  • в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
  • в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

 

2. Пояснительная записка

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Я – Гражданин России» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в бюджетном государственном общеобразовательном  учреждении  №421  и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализововаться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому  гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

 

 

3. Целевой блок

Цель программы:

Создание единого социально-образовательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребёнка, а целью – воспитание в нём человека культуры, гражданина, патриота.

Задачи программы:

  • сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
  • разностороннее развитие детей и молодёжи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;

На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • формировать представление о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение.

На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • формировать убеждённость в том, что целостность государства – залог его могущества;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем изучать преемственность через знание своих корней;
  • ознакомить с символами государства, города  Санкт - Петербурга, посёлка Стрельна;
  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой  деятельности.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

  • воспитывать чувства патриотического, гражданского долга, социально – трудовой активности, психологической готовности к защите Родины;
  • продолжать начатое ранее нравственное,  духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
  • стремиться вести здоровый образ жизни;
  • обеспечить развитие способности к блокировке чуждых идеалов и ценностей.

Принципы:

  • системно - организованный подход предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
  • адресный подход  предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
  • подход «активности» предусматривает настойчивость  и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных  на национальные интересы России;
  • универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
  • учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, улице, школе.

 

 

4. Механизм реализации программы

4. 1. Система программных мероприятий

     Совершенствование нормативной правовой базы:

  • разработка и реализация плана мероприятий по программе «Я – Гражданин России»;
  • создание школьного совета Зала Боевой Славы;
  • разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

  • изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Педагогические технологии:

  • проектно – исследовательская деятельность;
  • коллективно - творческое дело;
  • деятельный подход в воспитании;
  • педагогика сотрудничества;
  • технология проблемного обучения;
  • информационные компьютерные технологии.

 

 

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы

 

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Беседы, лекции,  «круглые столы», конференции

 

 

 

 

 

 

Экскурсии по святым местам родного края, походы, игры «Зарница»

 

 

 

педагог

Уроки мужества, Вахта памяти

 

Классные  часы  и другие школьные  мероприятия  гражданско-патриотической  направленности

 

Научно-исследовательская и проектная

деятельность

 

  Праздники песни и строя, фестивали патриотической песни

 

ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы

педагог

Участие  в работе МО классных руководителей

Открытые мероприятия

 

Конкурсы методических разработок

 

 

Конференции

 

Экскурсии по святым местам родного края

 

Лектории, семинары 

 

Круглые столы 

 

педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:

  • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
  • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
  • совершенствование содержания патриотического воспитания;
  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
  • воспитание гордости за Российское государство, родной край;
  • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
  • воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
  • обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;
  • повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
  • совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в районе.

Основные направления работы

 

Программа

«Я – гражданин  России»

 

Учебная

деятельность

 

Внеурочная деятельность

 

Внеклассная деятельность

 

Работа с родителями

Я и мой город Санкт- Петербург

 

Я и мой посёлок Стрельна

 

Я и моя семья

 

Я – гражданин России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная деятельность

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов  в целях патриотического воспитания  служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства.

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия  Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей байкальско-амурской магистрали.

Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему  воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.

Изучая  Основы религиозных культур и светской этики

школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

Перед учащимися будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем, как в историческом, так и в современном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество, семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников.

Творческая учебная работа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

На уроках  «Петербурговедения» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.

В настоящее время на занятиях по разделу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:

  • Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
  • Вооруженные Силы России.
  • Боевые традиции Вооруженных Сил страны.
  • Символы воинской чести.
  • Основы военной службы.
  • Военнослужащий - защитник своего Отечества.

Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным  проведение учебных сборов с учащимися, юношами  11 классов, по основам военной службы.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

Главным итогом программы «Я – Гражданин России» является, надежный будущий защитник Родины.

 

 

Внеурочная  деятельность

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
  • встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотической и правовой тематике;
  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
  • празднование Дней воинской славы;
  • тимуровская работа;
  • уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
  • митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
  • участие в работе школьного музея;
  • предметные недели;
  • месячник по военно-патриотическому воспитанию;
  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы;
  • физкультурно-оздоровительные соревнования;
  • поисковые операции;
  • походы и экскурсии по родному краю.

Внеклассная деятельность

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий.

 

 

Организация воспитательной работы

 

Программа «Я- Гражданин России»

Проект

«Мои земляки»

 

Проект  «Герои живут рядом»

 

Проект

«Орден в моем доме»

 

Проект

«Моя родословная»

 

Всероссийские

конкурсы

 

Региональные

конкурсы

 

Муниципальные

конкурсы

 

Школьные 

конкурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей,  равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы

Формы работы:

  • составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;
  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной  войне;
  • « Загляните в семейный альбом»;
  • встречи одноклассников за круглым столом « Как молоды мы были…»;
  • родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
  • конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
  • проведение совместных игр «Добры молодцы;
  • встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».

Программа включает в себя следующие  направления:

1. Направление «Я и моя семья»

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

  • Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;
  • Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
  • Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

2. Направление «Я и мой посёлок Стрельна »

Цель: воспитание у учащихся любви к родному  посёлку  как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Изучать историю родного посёлка Стрельна;
  • Воспитывать у учащихся позицию «Я – Петербуржец»;
  • Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы,  устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление « Я и мой город Санкт-Петербург»

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Санкт - Петербурга, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
  • Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
  • Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

4. Направление « Я – гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
  • Формировать культуру проявления гражданской позиции;
  • Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  • Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  • Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
  • Участие в тематических конкурсах, выставках.
  • Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

 

 

Взаимодействие школьных общественных структур в рамках программы

 

Совет

по реализации программы

Отдел опеки и попечительства

 

Выездные семейные лагеря

 

Школьная библиотека

 

Кабинеты истории, петербурговедения, основ безопасности жизнедеятельности

Школьный музей

(Совет Зала Боевой Славы)

 

Клуб «Криста»

 

МО классных руководителей

 

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы

 

Школы  района

 

ГБОУ №421

Дом детского творчества

 

Совет ветеранов

Райвоенкомат

Районная библиотека

 

Газета «Стрельна»

 

ДЮСШ

 

Зал Боевой Славы

 

Отдел

Опеки и попечительства

 

Профильное обучение в 10 кл.

 

Выпускники – военнослужащие

 

Районное общество ветеранов, узники фашистких концлагерей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

  • создание условий для более широкого участия средств массовой информации (районная газета «Стрельна»)  в пропаганде патриотизма;
  • поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
  • расширение информационного пространства через школьный сайт.

Совершенствование материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности:

Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности, предусматривается:

  • развитие материально-технической базы школьного музея;
  • обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.

4. 2. Содержание управления системой патриотического воспитания

в школе:

  • анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;
  • определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
  • научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
  • мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование  о ходе реализации задач патриотического воспитания;
  • своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
  • научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.

 

 

4. 3. Поэтапное содержание реализации программы

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап  (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы

администрация, педагоги, учащиеся

январь

2017 г.

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

администрация, педагоги

Март

2017 г.

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя

январь – май 2017г.

4. Определение  концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса

администрация

октябрь

2017г. г.

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания

администрация

май

2017 г.

6. Проектирование модели личности выпускника

администрация, классные руководители

май

2017г.

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

администрация, классные  руководители

ноябрь

2017 г.

8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию  школьников

администрация

август – сентябрь

2017 г.

II  этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности

администрация, учителя

2012–2014 г.

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

администрация, педагоги

2017–2019 г.

3. Исследование эффективности программы

Замдиректора по воспитательной работе

2017–2018 г.

4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей

администрация, учителя, учащиеся

2017–2018 г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

администрация

2018г.

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся

администрация, учителя

Март

2018 г., 2019 г.

7. Внедрение  программы «Я – гражданин России »

администрация, классные руководители

2017 г.

8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы № 421, бойцах «горячих точек».

администрация,

классные руководители,

учащиеся

2017–2019 г.

9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:

  • экскурсии по родному краю  и городам России;
  • фестиваль  гражданско-патриотической песни;
  • выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей».
  • праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»
  • игра «Зарница» .

администрация,

классные руководители

2017–2019 г.

III этап (аналитический)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2019г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, , учителя

2017–2019 г.

3. Подготовка диагностических и аналитических материалов об итогах реализации программы

администрация, учителя

2018-2019г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.

администрация

2019 г.

    

 

 

5.Характеристика основных ресурсов реализации программы

Интеллектуальные:

Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель  директора по воспитательной работе,  курирует тимуровскую и поисковую работу,  деятельность школьного издательства

Соисполнители программы:

  • заместитель директора по воспитательной работе, курирует работу школьного самоуправления;
  • социальный педагог, курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
  • педагогический коллектив школы;
  • ветераны Великой Отечественной войны и труда;
  • родители.

Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:

  • учебные кабинеты,
  • компьютерные классы,
  • библиотека,
  • 2 спортивных зала,
  • спортивная площадка,
  • специально оборудованный и оформленный кабинет основ безопасности и жизнедеятельности. 
  • компьютерное оборудование и технические средства обучения, интерактивные доски, проекторы;
  • интернет;
  • электронная почта.

Информационно-аналитические:

  • организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
  • оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
  • организация информационных стендов;
  • издание школьной газеты

 

 

6. Диагностика эффективности содержания деятельности

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
  • система мониторинга результатов воспитания, использование педагогических диагностик;
  • участие в творческой работе  по проблемам патриотического воспитания;
  • объективные статистические показатели:
  • результаты  участия учащихся образовательного учреждения в школьных, районных  конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.
     

 

 

7. Итоги состояния гражданско-патриотического воспитания школьников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  №421.

В заключительной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе.

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности.

 В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа, метод наблюдения.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество»  достаточно хорошо  сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни представлений обучающихся о данных понятиях:

Понятия

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отношение к родной природе, отечеству

57%

25%

18%

Уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность

47%

36%

17%

Отношение к себе как гражданину

70%

19%

11%

 

Анализ результатов исследования показал, что больше половины учащихся  не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества  достаточно хорошо осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание  «мы»  преобладает над понятием «я», но есть дети, для которых им важнее ближайшее окружение, менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 28% учеников  выбрали вариант «меньшинство»; 9 % – «никого». Третья часть опрошенных (33%) остановилась на ответе «половина», и только 4% считают патриотами всех россиян, 26% − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 20% опрошенных, верить в будущее России − 14%, защищать интересы страны, иметь определенные моральные и нравственные ценности по 14%, гордиться славным прошлым – 13%, знать и ценить культуру народов России – 12 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных – 7%, готовность к подвигам во имя интересов Родины – 6 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 37 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 30 % учеников  не считают себя патриотами, 33 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 36 % школьников испытывают гордость за свою страну; 23% − за место, в котором родились; 24% − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше –2%; затруднились ответить − 15%.

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне – 67%; победы российских спортсменов − 21 %; природу России − 26 %; историю страны − 28 %; культурное наследие − 25%; полет Юрия Алексеевича Гагарина в космос − 19%; полезные ископаемые страны − 12 %; принадлежность к своей национальности − 24%; отечественную науку, технику, производство − 10%.

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 39 % обучающихся; «скорее да, чем нет» – 46 %; «скорее нет, чем да» – 9 %; «нет» – 3%; «затрудняюсь ответить» – 3 %.

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания . Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 41 % опрошенных  назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать – 66%; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 22 %; служение народу, конкретные дела – 15%; готовность жертвовать своими интересами – 10%, честный и бескорыстный труд – 8 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (10%), свобода (10%), отсутствие обязанностей (9%), любовь к близким (9 %), общественное признание (9%). На втором месте самостоятельность (8%), творчество (8%), уверенность в себе (8 %), познание (8%), возможность расширения своего кругозора и культуры (7%), любовь к Родине (6%). Наименее значимы для учеников такие понятия, как счастливая семейная жизнь (5 %), счастье других (4%). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 13% школьников; «Скорее да, чем нет» − 12%, «Скорее нет, чем да» − 18%, «Нет» −61%, «Затрудняюсь ответить» − 7 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62%; отрицают эту необходимость всего 13 % и 25% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения опрошенных, мы распределили по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 50% обучающихся считают приоритетными мероприятия,  проходящие  в зале Боевой Славы, на базе которого осуществляться познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 28% школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 10% –создание на базе музея военно-патриотического клуба; 9 % – проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» – 42 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» – 20%; не смогли оценить свою гражданскую позицию – 14 % обучающихся. Большинство опрошенных утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение зала Боевой Славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем все  указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: – повышение  уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, возрастает  чувства гордости, любви и привязанности к Родине, интерес к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, проявление среди школьников радушия, оптимизма, уважительного  отношения к взрослым, к государству и социальным институтам.

В связи с проявлением таких чувств  возникает необходимость продолжать работу Зала Боевой Славы гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

 

 

8.Оценка эффективности реализации программы.

Прогнозирующий результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;
  • формирование позиций гражданина-патриота России;
  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
  • готовности к защите Отечества;
  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • патриотический клуб
  • музей школы;
  • историко-патриотические стенды и выставки;
  • выступления и беседы на патриотическую тему;
  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
  • шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
  • организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
  • оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
  • открытие  школьной мемориальной доски.

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

 

 

9  Литература.

  1. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. -  М.1992.
  3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. - М. 2005.
  4. Гайдина Л.И., Жиренко О.Е., Яровенко В.А. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий.- М.: ВАКО, 2009.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  6. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  7. Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. - М., «Вако», 2006
  8. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6
  9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  10. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. – М.: Планета, 2010.
  11. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. - М. 2004. 
  12. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
  13. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
  14. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.
  15. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
  16.  Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.
  17.  Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
  18. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
  19.  Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.
  20. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. - Ж. «Практика административной работы в школе». 2004. №1
  21. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
  22. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. - М. 2002.
  23. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003. №7.
  24. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
  25. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Мероприятия

по реализации программы гражданско-патриотического воспитания

«Я – Гражданин России»

на 2017 – 2018 годы

Название мероприятий

Срок

исполнения

ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение уроков в библиотеке школы, в районной библиотеке, школьном и городских  музеях.

ежегодно

Библиотекарь, учитель истории, классные руководители

2

Проведение интегрированных уроков истории, основ безопасности и жизнедеятельности, литературы и изобразительного искусства  по патриотической тематике.

ежегодно

Учителя истории, литературы, изобразительного искусства 

3

Предметные недели истории, литературы, основ безопасности и жизнедеятельности, физкультуры.

ежегодно

Учителя истории, литературы, основ безопасности и жизнедеятельности, физкультуры

4

Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение.

ежегодно

Учителя истории, литературы

Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников

Проведение массовых школьных мероприятий

1.

Мероприятия, посвященные Победе в Великой  Отечественной войне.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

3

Мероприятия, посвященные воинам – интернационалистам.

ежегодно

Учитель истории

4.

Организация встреч школьников с бывшими военнослужащими

ежегодно

Классные руководители

5

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, учителя истории

6

Проведение смотров песни и строя

ежегодно

Учителя физкультуры и музыки

7

Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

8

Проведение операции «Забота»:

  • поздравление ветеранов войны и труда;
  • тимуровская работа.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

9

Встреча с ветеранами войны и героями тыла.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе ,совет ветеранов

10

Участие в районной игре «Зарница».

ежегодно

Классные руководители, учителя  физкультуры

11

Уход за школьной мемориальной доской.

ежегодно

Совет старшеклассников

12

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы.

ежегодно

Классные руководители

Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи.

ежегодно

Учителя физкультуры, основ безопасности и жизнедеятельности

2

Проведение Дня здоровья.

ежегодно

Учителя физкультуры, основ безопасности и жизнедеятельности

3

Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу, плаванию.

ежегодно

Учитель физкультуры

4

Проведение первенства по легкой атлетике.

ежегодно

Учитель физкультуры

5

Участие в районных соревнованиях.

ежегодно

Учитель физкультуры

Краеведение

1

Мероприятия, посвященные дню освобождения Санкт- Петербурга от немецко-фашистских захватчиков.

Январь-февраль

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Проведение тематических классных часов «Почетные граждане района».

ежегодно

Классные руководители

3

Встречи с интересными людьми.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

4

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной».

ежегодно

Учителя русского языка и литературы

5

Организация походов по родному краю.

ежегодно

Классные руководители

6

Создание альбомов о родном крае.

ежегодно

Классные руководители

Методическое обеспечение

1

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Создание СD – и аудифонда.

ежегодно

Учителя информатики

3

Организация подписки на периодические издания.

ежегодно

Библиотекарь

4

Разработка сценариев традиционных школьных праздников.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

6

Разработка положений о различных спортивных соревнованиях.

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

7

Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации.

ежегодно

Редактор школьной газеты

8

Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации.

ежегодно

Ответственные за мероприятие

9

Подведение итогов.

2019год

Заместитель директора по воспитательной работе

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Циклограмма мероприятий

по реализации программы гражданско-патриотического воспитания

«Я – Гражданин России»

на 2018 – 2019  учебный год.

 

Циклограмма мероприятий

Сроки

Направленность

Класс

Ответственный

  1.  

День Знаний, посвящённый олимпиаде в Сочи.

1сентября

Духовно – нравственное воспитание

1-11

Классные руководители

  1.  

День снятия Блокады Ленинграда. Поздравление ветеранов.

сентябрь

Гражданско-патриотическое воспитание

1-11

Администрация.

классные руководители.

  1.  

Радиопередача. Устный журнал  «Курская битва».

сентябрь

Гражданско-патриотическое воспитание

1-11

Руководитель музея

  1.  

Классный час. Многоликий Петербург.

октябрь

Гражданско-патриотическое воспитание

1-11

Классные руководители

  1.  

Классный час. Викторина. «Моя малая Родина»

октябрь

Историко-краеведческое

1-11

Руководитель музея

  1.  

Классный час. День народного единства «Листая странички истории».

ноябрь

Гражданско-патриотическое воспитание

5-11

Классные руководители, учитель истории.

  1.  

Родительское собрание. Празднование Дня Матери.

ноябрь

Духовно – нравственное воспитание

1-11

Классные руководители, учитель музыки.

  1.  

Научные ученические чтения, посвящённые олимпиаде 2014 в Сочи.

ноябрь

Гражданско-патриотическое воспитание

3-11

Классный руководитель, учитель музыки,

администрация

  1.  

Урок  Знаний «Конституция России»

декабрь

Гражданско-патриотическое воспитание

8-9

Учитель истории.

  1.  

Встреча с выпускниками школы – курсантами военных учебных заведений.

январь

Военно-патриотическое

9-11

Классный руководитель

  1.  

Проект «Моя семья в свете Великой Отечественной войны»

январь

Военно-патриотическое

1-11

Руководитель зала Боевой Славы.

  1.  

Праздник, посвящённый Дню защитников Отечества  «Добры молодцы»

февраль

Спортивно – патриотическое

1-4

5-7

8-11

Учитель физкультуры

  1.  

Диспут «Честь, идеал, права и обязанности»

февраль

Гражданско-патриотическое воспитание

9-11

Классный руководитель

  1.  

Устный журнал «Боевые странички Отечественной истории»

февраль

Гражданско-патриотическое воспитание

9-11

Педагог организатор.

  1.  

Газетный материал о выдающихся людях Стрельны.

февраль

Военно-патриотическое

9-11

Руководитель зала Боевой Славы, администрация.

  1.  

Благотворительная акция «Посылка земляку - воину»

февраль

Социально - патриотическое

1-11

Классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе.

  1.  

Фольклорный праздник «Масленица»

март

Духовно – нравственное воспитание

1-11

Воспитатели групп продлённого дня, учитель музыки.

  1.  

Конкурс рисунков «Родной Земли бескрайние просторы»

март

Духовно – нравственное воспитание

1-11

Учитель изобразительного искусства, классные руководители.

  1.  

Игра «Зарница»

март

Спортивно – патриотическое.

5-11

Учитель физкультуры, классный

руководитель.

  1.  

Классный час «Великий полёт».

апрель

Героика - патриотическое

1-11

Классный руководитель

  1.  

Вахта памяти  по благоустройству памятников.

апрель

Историко-краеведческое

1-11

Администрация, классные руководители, руководитель зала Боевой Славы.

  1.  

Исследовательская работа «Моя петербуржская родословная».

апрель

Военно-патриотическое

1-11

Руководитель зала Боевой Славы.

  1.  

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны микрорайона.

май

Военно-патриотическое

1-11

Администрация, классные руководители.

  1.  

Литературно- музыкальная композиция «Песни, опалённые войной»

май

Военно-патриотическое

3-11

Учитель музыки, классные руководители.

  1.  

Урок мужества «Поклонимся великим тем годам»

май

Военно-патриотическое

1-11

Администрация школы, ветераны Великой Отечественной Войны.

  1.  

Шефство над ветеранами войны.

в течение года

Социально- патриотическое

7-11

Классные руководители.

  1.  

Пополнение исследовательской работы. Историко-патриотический проект «Военная юность»  о Мужикове Н.В., Романцове И.Д.

в течение года

Героика- патриотическое

9-11

Руководитель музея

  1.  

Тематический лекторий «Романтика Армейской службы. В чём она?»

май

Военно-патриотическое

10

Учитель основ безопасности жизнедеятельности.

  1.  

Экскурсии в музеи города

«Музей Блокады Ленинграда», «По дороге жизни», «Истории религии»

в течение года

Героика - патриотическое

2-11

Классные руководители.

  1.  

Исполнение Гимна России.

Каждый понедельник, на торжественных мероприятиях

Героика - патриотическое

1-11

Администрация школы.

  1.  

Сборы для юношей.

июнь

Военно-патриотическое

11

Учитель основ безопасности жизнедеятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Акция "Подарок солдату - земляку"313.24 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я -гражданин России"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга_____________________________________________________________...

гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Я – гражданин России»

Патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Основной идеей гражданско – патриотического воспитания является формирование ценностны...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"

   Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Мы – будущее Югры»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культурным традициям своего народа, страны, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, предупреждение детского и подростковог...