Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России" | 733 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа, г.Волгореченск Костромской области
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №2»
Балакирева Н.В.
Согласовано:
Зам. Директора
по воспитательной работе
Рыбкина Т.В.
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию.
Автор: Дворецкая С.В.
Учитель начальных классов
высшей квалификационный категории
2015
Паспорт программыРазделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
I Введение | |
1. Название программы: | Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я-гражданин России» учителя начальных классов Дворецкой С.В. МБОУ «СОШ №2» |
2. Сроки реализации: | 2013-2018 уч. годы |
3. Цель программы: | Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. |
4. Задачи программы: | 1. воспитывать гражданина и патриота своей страны; 2. развивать познавательную активность учащихся; 3. обеспечить тесную связь с семьёй, вовлечение родителей в общественную жизнь класса, школы и родного города; 4. способствовать формированию чувства гордости за достижения и подвиги российского народа. |
5. Этапы реализации программы: | 1 этап- проектный (1 кл.) Цель: подготовка условий создания системы гражданско- патриотического воспитания; 2 этап-практический (1-4кл.) Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. 3 этап-аналитический (конец 4кл.) Цель: анализ итогов реализации программы. |
6. Основание для создания программы: |
|
7. Основополагающие принципы программы: | - Принципы открытости. Я планирую внеклассную работу, с учетом интересов, потребностей и желаний детей. - Принцип привлекательности будущего дела. Всегда стараюсь увлечь детей конечным результатом выполняемого дела. - Принцип деятельности. Для заинтересованности и активности детей много внимаю уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий. - Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, учитываю их мнение, даю возможность выбора задания с учетом личных качеств и возможностей. Такой подход учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела. - Принцип обратной связи. Каждое проведенное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаю, что получилось, а что не удалось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах. Мы с детьми всегда все делаем вместе, поэтому они видят во мне не только учителя, но и старшего друга, готового в любую минут прийти на помощь. - Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество… Ребята сами выбирают партнера по выполняемому делу. С нами всегда рядом мои бывшие ученики. В том году хорошими помощниками стали мои выпускники – 5 «В» класс. Такое содружество повышает результативность и успех наших мероприятий. - Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Чтобы дети были более активны, я всегда благодарю детей за участие во внеклассной работе. |
8. Аннотация программы: | Программа по гражданско- патриотическому воспитанию «Я –гражданин России» составлена с учетом особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую- направленные на усвоение младшими школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
| 1. Пояснительная записка. 2. Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность. |
| Основные направления программы «Я- гражданин России»:
|
| 1. Ожидаемый результат Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. |
9. Использованная литература |
адрес сайта: http://festival.1september.ru
|
10. Приложение 1 | Диагностика патриотического воспитания. |
11. Приложение 2 | Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
Пояснительная записка.
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас- воспитательную. Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.
Принимая первый класс, я в течение месяца внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваясь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать детей в последующие четыре года. Таким образом, с самого начала я твердо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.
Воспитание гражданско-патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Свою программу я назвала «Я – гражданин России».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
В настоящее время особым становятся отношения гражданина России с государством и обществом. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Я работаю с учащимися младшего школьного возраста и понимаю необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Дети должны любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю своей страны.
Считаю, если будут такие люди, они сделают все для процветания нашей России. Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. К этой работе привлекаю и бывших своих воспитанников, тех, кто учился у меня раньше, сотрудничаю с родителями и людьми старшего поколения.
Моя деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся младшего школьного возраста переплетается с основными направлениями программы патриотического воспитания школы. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержки и укрепления школьных традиций. Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию, воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории нашего города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию гордости за свою страну.
Работая с детьми в данном направлении своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности , патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей , значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.
Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе- воспитание доброты у детей. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого- вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.
Воспитать в ребенке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Поэтому я определила ориентировочные направления своей работы, с помощью которых буду идти к намеченной цели. Все эти направления акцентируют внимание на «Я» каждого ребенка.
Забегая вперед, скажу, что дети при такой организации наших классных дел живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний , предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания, что они хотят увидеть в этом году, что сделать, куда сходить, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои желания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только немного корректирую эти положения и придаю им форму реального дела. При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия, так как сами же их и предложили. Я ничего насильно им не навязываю, каждое мое предложение обсуждается детьми, и , если они его одобряют, я включаю его в свою программу.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я планирую по следующим направлениям: «Я, моя семья, мои друзья», «Я, природа и мой родной край», «Я гражданин и патриот России», «Я и связь поколений». В своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, я использую современные образовательные технологии- игровая, проектная, информационно-коммуникативная, технология сотрудничества, технология проблемного обучения.
Тема Родины является очень важной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно. Любовь к дому, в котором ребенок живет, к близкому окружению- к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями – это и есть для малыша Родина- близкая и родная. Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых, доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы.
Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: воспитание нравственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к своей семье, соотечественникам, сознательного отношения к укреплению здоровья, активности духовности, желания творить добро.
Особое место в воспитательной работе отвожу активной деятельности, направленной на гражданско-патриотические ценности , заложенные в самом ребенке. Воспитание граждан и патриотов своей Родины- процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни моих ребят будет ещё много жизненных выборов- маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!
Эффективным средством воспитания является коллективная творческая деятельность. Так как младшие школьники ещё не подготовлены к самостоятельному выполнению отдельных видов деятельности, то с ними во внеурочное время занимаются старшие школьники. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.
В основу программы положены идеи и мысли Н.Е. Щурковой, Н.М. Таланчука, Ш.А. Амонашвили.
Самым ярким примером для меня является опыт работы по гражданско – патриотическому воспитанию моего классного руководителя Назаровой Ольги Андреевны. Она была лидером в школьном коллективе и генератором интересных идей. Наш школьный коллектив назывался экипажем «Бригантина», под командованием наставника Ольги Андреевны. Мы находились в удивительном плавании по жизни вместе со «Шхуной ровесников», организованный Константином Подыма, кинорежиссером- документалистом с киностудии «Мосфильм». Нашим девизом стали слова: «Поднять паруса! Быть ветру! Лишь в бурях мужают и крепнут!
Наш экипаж дружил и переписывался с ребятами из разных уголков страны. На базе нашей школы проходили слеты, встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Мы писали письма в Министерство связи и Министерство обороны с предложением выпустить марки, посвященные пионерам-героям Великой Отечественной войны, путешествовали по городам –героям, посещали музеи г. Костромы и г. Москвы, чтобы как можно больше узнать о своем крае и столице нашей Родины. Ежегодно в День Победы проводилась операция «Рассвет», в четыре часа утра торжественно возлагали гирлянды к Обелиску, затем шли к Волге и опускали на воду цветы и венки в память об участниках войны. Наш экипаж активно участвовал в военно- спортивных играх, в выпуске плакатов, газет, боевых листов; музыкально-литературных композициях , посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Ольга Андреевна учила нас не только английскому языку, но и быть хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, честными и смелыми; любить свою Родину, передать эту любовь своим детям и внукам, уважать друг друга, помогать, когда трудно, быть одной дружной семьей. Мне повезло: моя классная-такая классная!
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью етей, чтобы быть гуманным педагогом». (Ш.А. Амонашвили)
Основные направления гражданско-патриотического воспитания.
.
Цель: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье.
Задачи:
- Воспитывать в детях чувства самоуважения, уважения к членам свей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.
- Воспитание взаимопонимания с одноклассниками .
Формы реализации: родительские собрания, конференции, консультации, совместные праздники, походы, экскурсии, беседы, конкурсы, фотовыставки, диспуты, презентации.
Ориентировочные мероприятия:
1 класс
- Родительское собрание «Давайте познакомимся».
- Диагностика «Рисунок семьи» (Социальный паспорт).
- Праздник «Я и моя семья».
- Уроки – знакомства. Посещение семей учеников.
- День именинника.
- Праздник «А ну-ка, мальчики!»
- Мамин праздник
- Круглый стол для родителей «Как хорошо уметь читать».
- Конкурс рисунков «Моя семья».
- Родительское собрание-концерт «Прощание с 1 классом».
2 класс
- Урок «Семья и семейные ценности».
- Проект «Профессии наших родителей».
- Выставка «А что у бабушки в сундучке».
- «В мастерской Деда Мороза».
- Клубный час «Как завоевать друзей».
- Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»
- КВН «А ну-ка, девочки!».
- Выставка «Ордена и медали моих родственников».
- Проект «Традиции моей семьи».
- Поход на природу.
3 класс
- Классный час «Устав школы-главный школьный закон».
- Поездка в цирк г. Кострома.
- Семейный праздник «Род, родные, Родина».
- Новогоднее представление.
- Брейн -ринг по сказкам.
- Рыцарский турнир.
- Презентация «Моя родословная».
- Выставка семейного рукоделия.
- Поездка в дельфинарий г. Ярославль.
- Конкурс рисунков «День защиты детей».
- класс
1) Диспут «Папа, мама, я- читающая семья».
2) Классный час «Мои отношения со сверстниками».
3) Концерт ко Дню пожилого человека.
4) Новогодняя сказка.
5) Городская родительская конференция.
6) Семейная лыжня.
7) Концерт для мам и бабушек.
8) Вечер памяти, посвященный Дню победы.
9) Путешествие по стране Имениннии в голубом вагоне.
10)Выпускной.
Цель: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Задачи:
- Изучить историю родного края и нашего города, его прошлого, настоящего и будущего;
- Расширить представления детей о культуре, быте и традициях родного края;
- Формировать экологическое сознание и экологическую культуру.
Формы реализации: экскурсии, беседы, конкурсы, КВН, праздник, ролевые игры, музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, походы.
Ориентировочные мероприятия:
1 класс
- Экскурсия в ПЧ-55
- Ролевая игра «Три чудесных света» (ПДД).
- Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала для выставки «Короб чудес».
- Праздник «Золотая осень».
- Конкурс поделок из природного материала.
- Викторина «Растения и животные Костромской области».
- Конкурс загадок о природе.
- Конкурс рисунков «Идет волшебница-зима».
- Проект «Волгореченск-малая родина».
- Операция «Кормушка».
2 класс
- Выставка «Короб чудес».
- Экологическая викторина «Водные богатства Костромского края».
- Конкурс чтецов на тему: «Золотая осень».
- Заочное путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу».
- Экскурсия в «Терем Снегурочки».
- Конкурс «Удивительные ремесла Костромской области».
- Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!».
- День здоровья.
- Экскурсия в почтовое отделение связи.
- Поездка на лосеферму.
3 класс
- Конкурс «Знатоки природы- лучшие читатели».
- Экскурсия в музей школы №3.
- Практическое занятие «Покормите птиц зимой».
- Операция «Кормушка».
- Игра- соревнование «Взятие снежной крепости».
- Проект «Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу».
- Праздник прилета птиц.
- Экскурсия в редакцию газеты «ВЕК».
- Классный час «Костер- лесу враг».
- Поездка в Музей Природы.
4 класс
- Дискуссия «Мое место в природе».
- Конкурс рисунков на тему «Осень в родном городе».
- Презентация буклетов «Край, в котором я живу».
- Экскурсия в зимний лес.
- Конкурс кроссвордов: «Растения и животные под охраной».
- Экологическая сказка.
- Праздник «Веселая Масленица».
- Экологический КВН.
- Родительское собрание вместе с детьми «Животные в годы Великой Отечественной войны».
- Поход по родному краю.
.
Цель: развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота родины; привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
- Пробудить интерес к прошлому своего народа;
- Создать условия для расширения знаний о родном крае, городе; воспитывать гордость за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- Познакомить с национальной культурой , народным искусством;
- Воспитывать милосердие, гуманизм, общечеловеческие ценности.
Формы реализации: беседы, экскурсии, классные часы, игра «Зарничка», праздники, встречи с интересными людьми, разучивание народных игр, знакомство с историей возникновения православных праздников, конкурсы чтецов и рисунков, Уроки Мужества.
Ориентировочные мероприятия:
1 класс
1) Классный час «Символы России».
2) Экскурсия в городской музей.
3) Беседа «День народного единства».
4) Утренник «Ваши права и обязанности, дети».
5) Викторина «Любимый город».
6) Конкурс стихов «Отечество мое».
7) Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества.
8) Фотовыставка «Армейские будни моего папы».
9) Час игры «Национальные зимние забавы».
10) Праздник, посвященный 70- летию Победы.
2 класс
1) Классный час «День согласия и примирения».
2) Занятие- размышление: «Что приятнее: права или обязанности?».
3) Утренник «Истоки народных праздников» (посещение Храма).
4) Устный журнал- встреча «Люди, прославившие родной город».
5) Экскурсия в Музей Боевой Славы (лицей №1).
6) Художественная выставка «Великая Отечественная война».
7) Конкурс чтецов «Волгореченские поэты о Великой Отечественной войне».
8) Встреча с ветеранами труда, детьми войны.
9) Акция «Письмо ветерану».
10) Экскурсия к Обелиску Славы.
3 класс
1) Поход- экскурсия «О чем расскажут названия улиц Волгореченска».
2) Деловая игра «Главные вопросы» (ознакомление со Всеобщей декларацией прав
человека.
3) Музыкальный час «Русские народные песни».
4) Фотовыставка «Славные сыны Отечества».
5) Экскурсия в Музей имени Н. Зеленова (промышленный техникум)».
6) Конкурс конструкторов и собирателей военных моделей.
7) Книжно –иллюстративная выставка, посвященная 70-летию Победы.
8) Встреча с воинами- интернационалистами.
9) Экскурсия «Что мне нравится в нашем городе?».
10) Урок Мужества.
4 класс
1) Устный журнал «История моего города и моей школы».
2) Просмотр и анализ видеосюжетов «Россия- многонациональное государство».
3) Познавательные занятия в ДШИ «Военные песни».
4) Смотр строя и песни.
5) Газетное слово о жизни города и родного края («ВЕК», «Волжская линия»).
6) Экскурсия в музеи г. Костромы.
7) Праздник «Герои Космоса» (посещение Планетария).
8) Научно- практическая конференция в библиотеке «Творчество и вклад в победу
писателей- фронтовиков».
9) Операция «Георгиевская ленточка».
10) Вахта Памяти.
Цель: осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
- Сохранять историческую память поколений;
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы реализации: посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, соревнования, викторины, интересные встречи, написание сочинений, Уроки мужества, классные часы, акции.
Ориентировочные мероприятия:
1-4 классы:
- Классный час с родителями « Патриотизм: разговор поколений».
- Дискуссия «Что нужно для того, чтобы стать патриотом».
- Видеолекция про воинов- афганцев.
- Проект «День героев Отечества».
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в строительстве нашего города.(чтение статей, заметок из газет «ВЕК», «Волжская линия», воспоминаний поэтов, писателей-земляков).
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы сочинений, плакатов, рисунков и презентаций ко Дню Защитника Отечества и ко Дню Победы Великой Отечественной войны.
- Встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, ветеранами труда, детьми военной поры, выпускниками школы, бывшими военнослужащими, священнослужителями.
- Акции «Письмо ветерану», «Георгиевская ленточка», «Ветеран, живущий рядом», «Подарки-поделки для гостей», «,Поздравительная открытка».
- Вахта Памяти в День Победы.
- Военно-спортивные игры, соревнования.
- Конкурсы чтецов.
- Экскурсии в музеи города и области.
- Сочинение «Письмо ветерану».
- Презентация «Военная летопись нашей семьи».
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей мультимедийной аппаратуры на военную тематику.
- Библиотечные уроки.
- Творческо-поисковая работа «След войны в моем доме».
- Деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления.
- Участие в митинге, посвященному Дню Победы.
.
Результативность воспитательной программы «Я-гражданин России» заключается в том, что мне хотелось быть уверенной, что мои воспитанники будут:
- Порядочным людьми и своими поступками, не запятнав право называться человеком.
- Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были.
- Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть на склоне лет.
- Образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.
- Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.
- Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир».
- Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.
- Здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети-это поколение будущего.
Надеюсь, что мои воспитанники вырастут людьми, которыми я буду гордиться!
Приложение 1.
Задачи:
- Выявить уровень знаний школьников о родном городе, крае, чувств привязанности к нему;
- Изучить сформированность представлений о вкладе родного города, края в мировую науку, культуру, развитие промышленности, энергетики, экономики.
- Выявить отношение к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного города, края.
Метод: творческие задания
Задания:
- Представь, что в твой город или край приехал иностранец для ознакомления с его достопримечательностями. Расскажи рассказ о своем городе, крае.
- Каких знаменитых людей своего города, края, страны ты знаешь? Чем они прославились?
- Расскажи рассказ на тему: «Почему я хочу (не хочу)жить в России?»
Критерии оценки интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности детей:
Уровень | Критерии |
Низкий | Рассказ слишком короткий, нет описания достопримечательностей. В рассказе нет эмоциональной насыщенности. Не высказано личностное отношение к своей Родине. Ребенок не называет фамилий известных деятелей своей Родины. Не имеет представления об их достижениях. Отрицательно высказывается о своей стране. |
Средний | Ребенок описывает достопримечательности поверхностно, ограничиваясь их перечислением. В рассказе не присутствует личностное отношение к ним. Ребенок называет не более одной фамилии известного человека. Высказывает желание покинуть свою страну. |
Высокий | Ребенок ярко описывает достопримечательности своего города, края. Называет фамилии известных людей, приводит факты из их жизни. Положительно отзывается о городе, крае, стране. Высказывает желание остаться здесь жить, работать на благо Родины. |
Методика: самооценка нравственных качеств
Цель: выявление места патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника.
Инструкция: из 10 нравственных качеств нужно выбрать 5 качеств, которые наиболее присущи ученику. При выборе качества руководствуйся только своим мнением, а не мнением окружающих.
Диагностический материал:
- Бережливость
- Патриотизм
- Самостоятельность
- Трудолюбие
- Доброжелательность
- Опрятность
- Целеустремленность
- Любовь к природе
- Честность
- Дружелюбие (терпимость)
Обработка результатов: Подсчитывается общее количество выборов для каждого качества, определяется порядковое место нравственного качества.
Методика: диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: Прочитайте вопросы. Выберите нужные ответы.
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Мы с другом играем в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 7-8 и говорит,
что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей (воспитателей) ему купить такую игру;
г) пообещаю ему, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то из игроков расстроился из-за того, что проиграл в игру:
а) я не обращаю внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Если одноклассник на меня обиделся, то я:
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов.
Ключ положительных ответов:1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла- высокий уровень;
3 балла-средний уровень;
2 балла-ниже среднего уровня;
- балл-низкий уровень.
Методика: диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Обдумайте высказывания. Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, 0 оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны- оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны-оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса обведите в кружок ту цифру, которой вы оценили высказывание.
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в свой адрес | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Мне приятно делать людям радость | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 | 1 |
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, 3 балла-2 единицы, в 2 балла-3 единицы, в 1 балл-4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла- 4 единицы, 3 балла- 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц- высокий уровень нравственной самооценки;
От 24 до 33 единиц –средний уровень нравственной самооценки;
От 16 до 23 единиц- нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
От 10 до 15 единиц-низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа, г.Волгореченск Костромской области
Конспект внеклассного мероприятия
во 2 «Б» классе
(посвященного 70-летию Победы)
Составила:Дворецкая СВ.
учитель начальных
классов
Волгореченск 2015
Цель: Создание условий для расширения знаний о Великой Отечественной войне, формирования уважительного отношения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла.
Задачи:
- изучать историю своей страны, своего народа;
- формировать патриотические чувства;
- воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны; развивать коммуникативные навыки.
На праздник приглашается Тихонова З.Н., учитель - ветеран. Среди учащихся проводится конкурс рисунков на тему «День Победы», вывешиваются лучшие работы, оформляются плакаты, перед праздником класс украшается цветами.
Ход мероприятия
Звучит песня «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова). Постепенно музыка стихает.
Учитель: О, Русская земля! Много ты видела на своем веку за долгие годы столетий. Бесчисленные полчища кочевых племен сливались в бесконечный поток татаро-монгольской орды. С севера и запада шли черным клином шведские и немецкие феодалы, с юга и востока - половецкие ханы и турецкие паши. Отовсюду, из века в век!
Многострадальная земля! Не знала ты покоя под набатом колоколов, в зареве несчитанных пожарищ. Но на удивление врагам поднималась ты перед ними все могущественней и величественней. Вольные песни одевались белоснежным камнем звонниц и храмов. Колокола гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то Петра Великого под Полтавой, то Кутузова в 1812 году, то гремели победные салюты на Красной площади в мае 1945 года.
Все дальше уходят от нас эти грозные годы Великой Отечественной. Минуло уже 70 лет.
Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на войну, даже не простившись с родными.
Учащийся 1 Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
На село я прощально взглянул,
И вдруг губы мои задрожали.
Учащийся 2 Ничего б не случилось со мной,
Если б я невзначай разрыдался.
Я прощался с родной стороной,
Сам с собою, быть может, прощался.
А какая стояла пора
Учащийся 1.Лето в полном цвету медовело.
Собирались косить клевера.
Рожь от жаркого солнышка млела.
Учащийся 2.В отдалении гром громыхнул,
Был закат весь в зловещем пожаре...
Провожали меня на войну,
До дороги большой провожали.
(Ф. Сухое.)
Учитель: В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней? Любовь матери, жены и детей, невесты. На передовую из дома приходили письма, такие желанные для солдат, Солдаты им писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.
Учащийся 3.Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
(К. Симонов.) Звучит песня «В землянке» (музыка К. Листова, слова А. Суркова).
Учитель: В огне боев, от бомб и снарядов, из фашистского плена спасали солдаты мирное население - женщин, детей, стариков. Но не только родную землю освобождали от гитлеровцев наши солдаты. Русские солдаты избавили от фашистского ига народы Европы.
Звучит песня «Алеша» (музыка Э. Колмановского, слова К. Ваншенкина).
Учитель: А сейчас слово предоставляется нашей гостье Тихоновой З.Н. Она расскажет вам о партизанском движении в годы войны на Брянщине.
Учитель: Тысячи невинных людей разных национальностей загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
Учащийся.
Цветут в Бухенвальде цветы -
Алые маки.
В музейном покое - щиты,
А рядом - бараки. Цветут в Бухенвальде цветы -
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.
На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится.
Цветы пламенеют, и свет
Ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть
На алые маки.
(М. Лисянский.)
Учитель: Памяти павших - минута молчания!
Учитель: Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Победителей, наших дорогих ветеранов, мы чествуем сегодня цветами. Героям, павшим за наше счастье, возлагаем на могилы венки и цветы.
Учащийся. День памяти — Победы праздник!
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец, как дар, все это,
Ведь это нужно Нам,
Живым!
(В. Скородумов.)
Звучит песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). Учащийся. В девятый день ликующего мая. Когда пришла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война!
учащиеся исполняют песню «Катюша» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).
Учитель: Ребята, сегодня вы узнали что - нибудь новое, связанное с Великой Отечественной войной? (ответы детей) (учитель и дети благодарят Тихонову З.Н. за интересный и познавательный рассказ о тяжёлых годах войны)
Использованная литература.
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 2. Волгоград: Учитель, 2006. - 207 с.
- Классные дела в начальной школе. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 1. Под редакцией Е.Н. Степанова. М.: Творческий центр, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...
Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...
Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"
Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»...