Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
материал
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_grazhdansko.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
1.Актуальность проблемы гражданско - патриотического воспитания
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего»
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В моём классе обучается 25 человек: 11 девочек и 14 мальчиков.
Все обучающиеся класса активно участвуют в учебной и
внеурочной деятельности. Почти все дети класса занимаются в кружках,
секциях ФОК, Школе Искусств, ДТЮ. Все учащиеся класса посещают занятия
внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», «Наглядная геометрия»,
«Танцевальный серпантин», изостудию «Акварель».
Большинство родителей заботятся о детях, волнуются за их учебу,
интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной
деятельности. Все родители регулярно посещают родительские собрания,
охотно идут на контакт с учителем.
3. Реализация воспитательной программы «Я - гражданин России»
В своей работе, как классный руководитель, использую программу «Я - гражданин России». Данная воспитательная программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Средней общеобразовательной школы №3», которая утверждена в 2015 году. Предусматривает реализацию программ: «Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся»; «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в рамках введения ФГОС НОО. Школьной программы «Моё Отечество».
Программа рассчитана на 4 года, в течение которых дети развивают личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Исходя из этого, Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
- Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
- Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
- Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
- Воспитание уважения к защитникам Отечества.
- Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Данная программа была апробирована на учащихся моего предыдущего выпуска. Она принесла свои положительные результаты, поэтому я решила эту программу реализовать на учениках, у которых я сейчас являюсь классным руководителем.
В своей работе я использую следующие направления:
- Духовно-нравственное.
- Гражданско-патриотическое.
- Научно-познавательное.
- Художественно-эстетическое.
- Здоровьесберегающее.
- Экологическое.
- Трудовое.
План реализации по годам на 2015-2019 г.
1 класс
«С чего начинается Родина?»
Цель: Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.
Задачи:
1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.
2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.
3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
4. Сотрудничать с родителями.
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Знакомьтесь – это мы» | Кл.час. Беседа. |
2 | Октябрь | «День бабушек» (Ко Дню пожилых людей) | Праздник для бабушек. |
3 | Ноябрь | «На кого я хочу быть похожим» | Классный час - вернисаж |
4 | Декабрь | «Моя столица, моя Москва» | Заочное путешествие |
5 | Январь | «Поможем птичкам перезимовать» | Акция «Кормушка для птиц». Мастерская умельцев. |
6 | Февраль | «Песня – душа России» | Концерт. |
7 | Март | Фестиваль семейного творчества «Талантливы вместе» | Фестиваль. |
8 | Апрель | «Дорога в космос» | Конкурс плакатов |
9 | Май: | «Весёлые старты» | Спортивные соревнования |
Первый уровень воспитательных результатов по ФГОС НОО – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Достигается во взаимодействии с педагогом.
Остановлюсь на некоторых из них.
Например, в начале сентября я провела кл.час по теме «Знакомьтесь – это мы». Кл.час проходил в форме беседы учителя с учениками, в ходе которой каждый ребёнок смог рассказать о себе что – то интересное. Благодаря этой беседе, и дети, и я смогли лучше узнать друг друга. Выяснилось, что у ребят есть общие интересы, увлечения. Данное знакомство помогло детям быстрее сдружиться и чувствовать себя в классном коллективе более комфортно.
Совершив заочное путешествие по теме «Моя столица, моя Москва», ребята смогли ознакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Выяснилось, что некоторые ученики моего класса бывали в этом городе. Они смогли поделиться с одноклассниками своими впечатлениями от этого города.
В марте месяце в нашей школе проходил фестиваль семейного творчества. Ученик моего класса, Ким Даниил, вместе со своей мамой достойно представили наш класс. Они рассказали о своей семье, о своих семейных традициях и увлечениях. В этом фестивале семья Данилы стала победителем в номинации «Талантливы вместе».
Далее вы можете видеть результативность моих учеников в первом классе.
2 класс
«Моя малая родина»
Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.
Задачи:
1.Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.
2.Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.
3.Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.
4.Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «На волжском берегу» | Цикл классных часов |
2 | Октябрь | «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!» | Конкурс стихов, литературных работ и рисунков |
3 | Ноябрь | «Ершовские умельцы – знатные мастера» | Конкурс поделок. |
4 | Декабрь | «День освобождения Сталинграда» | Заочная экскурсия |
5 | Январь | «Дом, в котором я живу» | Занятие – практикум. |
6 | Февраль | «Мы живем в России» | Заочное путешествие |
7 | Март | Фольклорный праздник | |
8 | Апрель | «День космонавтики» | Конкурс рисунков |
9 | Май | «За мирное детство – спасибо» | Участие в акции «Бессмертный полк» |
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Остановлюсь на некоторых из них.
Например, в октябре я провела в своём классе конкурс стихов и рисунков по теме «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!». Считаю эту тему актуальной, т.к. дети должны с ранних лет видеть красоту родного края. Тем самым я стараюсь воспитать у детей любовь к родному краю, к своей малой родине. А так же привить навыки бережного отношения к природе.
В январе в нашей школе проходил областной семинар по теме «Воспитание гражданской активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», где я показала занятие со своими учениками по теме «Дом, в котором я живу». В ходе этого занятия дети рассказывали о своих семьях, о своих семейных традициях, обязанностях в семье. И пришли к выводу, что родина начинается с семьи.
Так же мои ученики приняли активное участие в акции «Бессмертный полк».
Считаю, что дети должны знать свою историю и своих предков, которые отдали свои жизни за мирное детство своих детей и внуков.
На слайде вы можете видеть результативность моих учеников во втором классе.
3 класс
«Россия – Родина моя».
Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
1.Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.
2.Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.
3.Экологическое воспитание.
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Земля - наш общий дом» | Экологический праздник. Конкурс плакатов. |
2 | Октябрь | Экскурсия по страницам проекта «Ершовцы - граждане России» | Заочное путешествие |
3 | Ноябрь | «Русский народный костюм» | Экскурсия в краеведческий музей. |
4 | Декабрь | «Конституция – главный закон страны» | Устный журнал |
5 | Январь | «Преданья старины глубокой» | КТ Д |
6 | Февраль | «Полководцы и герои» | Познавательная игра |
7 | Март | «Степь да степь кругом» | Конкурс чтецов |
8 | Апрель | «Важные вопросы» | Диспут |
9 | Май | «Этот День Победы» | Литературно-музыкальная композиция |
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Остановлюсь на тех мероприятиях, которые я уже провела в 3 классе.
Это экологический праздник. На этом празднике дети рассказывали стихи о природе, показывали сценки об охране природы. В конце праздника был проведён конкурс плакатов на тему «Земля – наш общий дом».
В октябре мы совершили заочную экскурсию по страницам проекта «Ершовцы – граждане России». В ходе этой экскурсии ребята познакомились не только с достопримечательностями нашего города, но и людьми прославившими наш
родной город.
В конце ноября мы планируем посетить наш Ершовский краеведческий музей.
На слайде вы можете видеть результативность моих учеников в третьем классе.
4 класс
«Я - гражданин России».
Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:
1.Воспитание гражданственности национального самосознания детей.
2.Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.
3.Создание условий для реализации полезных дел.
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Ваши права и обязанности, дети!» | Устный журнал |
2 | Октябрь | «Дорогая моя столица» | Заочное путешествие |
3 | Ноябрь | «Природа раскрывает тайны» | Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины |
4 | Декабрь | «Герб, флаг, гимн – символы России» | Видеожурнал |
5 | Январь | «Помоги птицам зимой!» | Защита проекта |
6 | Февраль | «Герои Советского Союза – наши земляки» | Урок Мужества |
7 | Март | «Наш Пушкин» | Литературная конференция |
8 | Апрель | «Великий праздник» | Встреча со священнослужителем |
9 | Май | «Поклонимся великим тем годам» | Вахта Памяти |
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города.
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению
- к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,
- к окружающей природе:
- родному краю.
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
Итоги уровня воспитанности в моих классах
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным,
М.И. Шиловой )
Уровень воспитанности | 2011-2015 уч.год | |||
1 класс 20 учеников | 2 класс 20 учеников | 3 класс 19 учеников | 4 класс 19 учеников | |
Высокий | 6 ч.(30%) | 8 ч.(40%) | 8 ч.(42%) | 11 ч.(58%) |
Средний | 8 ч.(40%) | 6 ч.(30%) | 7 ч.(37%) | 5 ч.(26%) |
Низкий | 6 ч.(30%) | 6 ч.(30%) | 4 ч.(21%) | 3 ч.(16%) |
Уровень воспитанности | 2015-2019 уч.год | ||||
1 класс 25 учеников | 2 класс 25 учеников | 3 класс | 4 класс | ||
На начало года | На конец года | ||||
Высокий | 5ч.(20%) | 5ч.(20%) | 7ч.(28%) | ||
Средний | 10ч.(40%) | 13ч.(52%) | 12ч.(48%) | ||
Низкий | 10ч.(40%) | 7ч.(28%) | 6ч.(24%) |
4. Заключение
Воспитывать гражданина – патриота не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки. Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих воспитанников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...
Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....
Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"
Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Опыт обобщила на заседании городского методического объединения...
Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»
Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....
Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...