Духовно - нравственное воспитание в рамках ФГОС
статья на тему

Юшакова Татьяна Геннадьевна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_vneur_d_i_vospitatelnaya_rab.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации  ФГОС

Юшакова Т.Г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В нашей школе огромное внимание уделяется воспитательной работе. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание  гражданина, патриота.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Внеурочная деятельность школьников – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований Федерального  образовательного стандарта общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

На примере нашей школы  можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.

Мы имеем доступ к Интернету, в 1-2 классах оборудованы кабинеты для проведения занятий с использованием ЭОР, создаётся библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, школа заключила договор о создании электронной системы «Дневник. ru».

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют занятия, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности школы. Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. (в объёме 10 часов в неделю в каждом классе).

  1. Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «Здоровейка» (1-2 классы) направлена на формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обеспечивает физическое саморазвитие.

Программа курса «Подвижные игры» (1-2 классы) способствует сформированности у младших школьников мотивации сохранения и приумножения здоровья через подвижные игры.

Программа курса «Игралочка» (1-2 классы) создаёт условия для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа курса «Фитнес» (1 классы)  направлена на укрепление здоровья школьников посредством физических качеств и повышения функциональных возможностей организма.

Программа курса «Будьте здоровы» (1 классы) направлена на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Программа курса «Плавание» (2 классы) способствует укреплению здоровья, а также решает воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми.

  1. Социальное направление

Программа курса «Все цвета, кроме чёрного» (1-2 классы) направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.

  1. Общеинтеллектуальное направление

Программа курса «Умники и умницы» (1 - 2 классы) направлена на формирование навыков творческого мышления,  развитие умения решать нестандартные задачи, делать поисковые   и научные исследования.

Программа курса «В играх и задачах» (2 классы) направлена на развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Программа курса «Играй и смекай » (1 классы) направлена на развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы.

  1. Духовно-нравственное направление

Программа курса «Этика: азбука добра» (1 – 2 классы) направлена на формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Программа курса «По стране Этикета» (1 классы)  призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

  Программа курса «Введение в народоведение» (2 классы) ставит перед собой цель создания условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.

  1. Общекультурное направление

Программа курса «Весёлые нотки»  (1 классы) направлена на развитие творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа курса «Мастерская искусств» (2 классы) направлена на развитие мелкой моторики  рук,  воспитание культуры игрового общения, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения и формирования внутреннего плана действий.

         Выстроенная таким образом работа, позволяет ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы, а педагогам реализовать на практике требования ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема « Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс « Добрый мир».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как б...

Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся...

Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС

В данной работе рассматривается организация  воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...

Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения составлена для начальной школы...

Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы" Из опыта работы....

Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы) Презентация

Презентация к выступлению по теме "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы"...

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2- 4 классе

Работа учреждения в качестве региональной пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности во 2 - 4  классе. Описание модели деятельности учреждения МБО...