Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
методическая разработка на тему

Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения составлена для начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Мари Булярская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района  Республики Татарстан»

                                               

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 6-12 лет

                                                             

                                                       Разработчики:

           Абдулаева Г.А., учитель начальных классов

                                 Ямилова И.П., учитель начальных классов

                                                     

                                                         Мари Буляр

2016

Заявка

Русская православная церковь

Московский Патриархат

Полномочный  представитель Президента  Российской Федерации в

Приволжском федеральном округе

Министерство образования и науки Российской Федерации

XI ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодежью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

МБОУ «Мари Булярская СОШ»

на региональный этап Всероссийского конкурса в области

педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Номинация: За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»

Названия работы:  «Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»

        

                                                         

                                                         

                                                        Анкета

Русская православная церковь

Московский Патриархат

Полномочный  представитель Президента  Российской Федерации в

Приволжском федеральном округе

Министерство образования и науки Российской Федерации

XI ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодежью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

МБОУ «Мари Булярская СОШ»

на региональный этап Всероссийского конкурса в области

педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Абдулаевой Галины Арслановны

Ямиловой Ирины Платоновны

Названия работы: «Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного»

Номинация: « За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»

                                                      Информация об авторе

Дата и место рождения: Абдулаева Г.А.  03.01.1971 г.р., Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. Нагорная, дом 30.

Адрес и место жительства: 334987, Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. Нагорная, дом 30. Телефон: 8 9173999344, e-mail

2904000084@edu.tatar.ru

Место работы или род занятий: МБОУ «Мари Булярская СОШ», учитель.

 Дата и место рождения: Ямилова И.П. 16.12.1970 г.р., Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. 60 лет Октября, дом 22.

Адрес и место жительства: 334987, Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. 60 лет Октября, дом 22. Телефон: 8 9172979347,

e-mail 2904000094@edu.tatar.ru

 Место работы или род занятий: МБОУ «Мари Булярская СОШ», учитель.

Краткая аннотация работы

Вот уже несколько лет люди, причастные к образованию, говорят о модернизации российской системы образования и ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию школьников. В связи с этим традиционными стали мероприятия по реализации программы «Духовно- нравственное воспитание школьников». С первых школьных дней мы формируем у детей такие важные понятия: как «Гражданин», «Родина», «Патриот», чтобы дети осознанно понимали  любовь к Родине, уважение к окружающим. Исходя из этого, мы реализуем  программу, разработанных  мероприятий  по четырем направлениям:

  1. Я - гражданин своей Родины.
  2. Я и моя учеба
  3. Я и моя друзья
  4. Я и моя семья

Одной из основных задач в воспитании подрастающего поколения является духовно - нравственное развитие и воспитание всесторонне развитой личности. Программа духовно- нравственного развития в воспитании  обучающихся  является основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации единого пространства духовно- нравственного развития младших школьников. В ее основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности Российского общества, опыт воспитательной работы школы. Программа помогает укрепить нравственность, формировать нравственный смысл ученья, формировать основы морали - осознание необходимости определенного поведения, принятыми в обществе, представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младших школьников - позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности к самостоятельным поступкам и действиям. Развитие трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов. Воспитание  уважительного отношения к старшему поколению.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

Паспорт

Наименование Программы

Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Правовая основа Программы

-Закон РФ об образовании

-Закон РФ «Об  основных гарантиях прав ребенка»

-Международная конвенция «О правах ребенка»

-Устав МБОУ «Мари Булярская СОШ»

- Программа развития муниципального   общеобразовательного  учреждения

- Локальные акты

Разработчики Программы

Абдулаева Г.А.

Ямилова И.П.

Исполнители Программы

Педагогический коллектив  МБОУ «Мари Булярская СОШ», родители, обучающиеся

Цель  Программы

Создание педагогических условий для духовно- нравственного воспитания в процессе образовательной деятельности.

Формирование нравственного коммуникабельного потенциала младших школьников.

Задачи

 Программы

Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

Создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

 -

Сроки реализации

2016-2021 годы

Перечень программных мероприятий

Системная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников представлена следующими направлениями:

 Я - гражданин своей Родины

 Я и моя учеба

 Я и мои друзья

 Я и моя семья

Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания

Формирование нравственных качеств личности

Привитие навыков культуры поведения

Развитие творческих задатков, способностей, талантов младших школьников

Способы диагностики результатов по реализации Программы

Мониторинги воспитанности:

-анкетирование, позволяющее анализировать  ценностную сферу личности

-тесты

Система организации контроля   за исполнением Программы

Контроль осуществляет администрация школы, родительский комитет

                                 

Актуальность  проблемы.

Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка одна  из  важнейших проблем, стоящих перед родителями, обществом. Ребенок становится взрослым человеком. Способность радоваться жизни, умение мужественно встречать невзгоды закладывается в нем в детстве. Дети чутко воспринимают все, что их окружает. Чтобы быть добрым к людям, надо научиться понимать других, признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, бережно относиться к окружающему миру. Можно долго перечислять все нравственные качества человека будущего общества, но самое главное, эти качества должны закладываться сегодня. Современным ребятам очень трудно ориентироваться в потоке информации - телевидение, компьютер, интернет. Происходит негативное воздействие на ребенка, что является нежелательным в воспитании. Ослабляются связи между детьми и взрослыми, результатом этого  является  примитивизация  сознания детей, рост  агрессивности, жестокости, цинизма, грубости. А на самом деле за всем этим скрывается страх, одиночество, неуверенность в себе. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания.

Программа обеспечивает:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления  и развития его гражданственности.
  2. Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую этническую и региональную специфику.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  на ступени начального общего образования.

Основная цель  Программы:

Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Формирование нравственного коммуникативного потенциала личности младшего школьника.

Общие задачи Программы:

-формирование способности к духовному развитию

-формирование основ морали - норма поведения

-формирование заботливого отношения к старшим

             

                     

           Направление  -  Я - гражданин своей Родины.

Цель: воспитание патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека

Задачи:

-Законы Государства, доступные представления о политическом устройстве Российского Государства

-представление о символах государства - флаг, гимн, герб России, Республики Татарстан

-стремление активно участвовать в жизни школы, района, республики.

-Уважение к традициям  разных народов.

Мероприятия

сроки

проведение

ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, воинами - афганцами

В течение года

Встречи, беседы, выставки

Классный руководитель

Встречи с видными людьми  района

В течение года

беседы

Классный руководитель

Работа в школьном музее. Экскурсия  по городам Республики Татарстана

В течение года  

экскурсия

Классный руководитель, родители

Цикл классных часов:

«Учись общаться»

«Мои права»

«Семейные традиции»

«О чем рассказал орден».

октябрь

Беседа, презентация

Классный руководитель

«Поклонимся великим тем годам»

Участие в митинге, посвященном 9 мая

Май

май

Литературно-историческая композиция

митинг

Классный руководитель

Администрация школы

Человек трудом велик

октябрь

праздник

Классный руководитель

Моя любимая учительница

сентябрь, октябрь

Конкурс сочинений, рисунков

Классный руководитель, организатор

Всемирный день прав человека. «Урок России», посвященный  Дню Конституции

Декабрь

Классный час

Классный руководитель

Уроки мужества

Февраль

Встречи

Классный руководитель,

Выставки поделок, рисунков к знаменательным датам

В течение года

Выставки

Классный руководитель, учителя предметники

Интеллектуальные игры

В течение  года

«Что, где, когда?»

Классный руководитель

Тематические классные часы:  «Я - гражданин России», «Поступок и ответственность»,

«Мои права-мои обязанности»

В течение  года

Классные часы

Классный руководитель

Мероприятия, посвященные важным историческим датам

В течение  года

Презентация, заметки в районную газету, утренники

Классный руководитель

Военно - спортивные состязания

В течение года

«А ну- ка, мальчики», военно-спортивная игра «Зарница»

Классный руководитель, родители

                     

                              Направление «Я и моя учеба»

Цель : воспитывать ответственное отношение к учебе.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; 
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; 
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; 
- создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.

        

Мероприятия

сроки

проведение

ответственные

Проверка состояния школьного портфеля

«Школьный портфель»

В течение года

Школьные

рейды

Классный руководитель, библиотекарь

Проверка заполнения дневников.

В течение года еженедельно

Школьные рейды

Классный руководитель

«Лучший ученик четверти»

В течение года

Соревнование

Классный руководитель

Самая чистая тетрадь

В течение года

Рейд, выставка

Классный руководитель

Участие в предметных (очных

и дистанционных)

олимпиадах

В течение года

Школьный  этап, районный этап, республиканский этап, российский этап

Учителя - предметники

Участие в школьных предметных неделях

В течение года

Конкурсы, викторины, музыкально- литературные композиции

Учителя предметники, классный руководитель

Посещение кружков «Здоровейка»,

«Уроки нравственности»,

«Юный художник»,

«Веселый английский»

В течение года

Школьный  по  предметам

Учителя - предметники

Направление «Я и мои друзья»

Цель:  Воспитывать уважительное отношение к окружающим

Задачи:

- расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;

- способствовать самопознанию и самовоспитанию личности ребенка;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;

- воспитывать доброжелательность;

- учить ценить дружбу и настоящих друзей

Мероприятия

сроки

проведение

ответственные

Уроки  доброты

«Если добрый ты»,

«Добрые дела»
«Спеши делать добро»

В течение года

Классный час

Классный руководитель

День пожилого человека «Наши бабушки и дедушки»

октябрь

Встреча, беседа

Классный руководитель

Книги мои друзья «Книга-мой лучший друг»

В течение года

Экскурсия в библиотеку

Классный руководитель, библиотекарь

Уроки жизни «Достопримечательности городов  Татарстана»

Октябрь-ноябрь

Презентации, беседы.

Классный руководитель

 Праздник  дружбы

май

праздник

Классный руководитель

«Мои младшие друзья»

Приготовление поделок воспитанникам детского сада

В течение года

Октябрь

Декабрь

Март

Классный

руководитель

Неразлучные друзья -взрослые и дети

Май

Праздник

Классный

руководитель,

воспитатели детского сада

Наши пернатые друзья.

Март-апрель

Викторина,

конкурс

Классный руководитель

Встреча птиц.

Март -апрель  

Конкурс скворечников,

рисунков

Классный руководитель

Акция милосердия

В течение года

Трудовой  десант

Классный руководитель

                                   

                             Направление     «Я и моя семья»

       Цель:  Воспитывать уважительное отношение к своей семье .

Я, моё имя и его значение

Сентябрь

Классный час

Классный руководитель

Семья и семейные ценности

Октябрь

Классный час

Классный руководитель

Семейные традиции

 Ноябрь

Классный час

Классный руководитель

Успешные люди нашего села

Декабрь

Классный час

Классный руководитель

Рождественские встречи «Шорыкйол»

Январь

Праздник

Классный руководитель

Моя  семья – моё богатство»

Февраль

праздник

Классный руководитель

Встреча с мамами  и бабушками

Март

Праздник

Классный руководитель

Конкурс сочинений «Любимая мама», «Любимая бабушка»

Март

Конкурс

Классный руководитель,

Уроки  жизни «Профессии моих родителей»

Март

Классный час

Классный руководитель

Марийский праздник

«Уарня» (Масленица)

Март

Праздник

Классный руководитель

Марийский праздник «Кугече» (Пасха)

Апрель

Классный час

Классный руководитель

Конкурс пасхальных яиц

Апрель

Конкурс

Классный руководитель

Марийский праздник «Семык» (Троица)

Май

Праздник

Классный  руководитель

Как  хорошо что все мы здесь сегодня собрались

Май

Праздник

Классный  руководитель

       Задачи: - формирование  нравственной культуры детей, положительного отношения   и уважения к семьям одноклассников;

  - развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

                                               Используемая  литература: 

1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

3.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

4.Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

5.Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся...