Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
методическая разработка на тему
Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения составлена для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_v_ramkah_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мари Булярская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 6-12 лет
Разработчики:
Абдулаева Г.А., учитель начальных классов
Ямилова И.П., учитель начальных классов
Мари Буляр
2016
Заявка
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Приволжском федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
XI ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
МБОУ «Мари Булярская СОШ»
на региональный этап Всероссийского конкурса в области
педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Номинация: За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
Названия работы: «Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
Анкета
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Приволжском федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
XI ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
МБОУ «Мари Булярская СОШ»
на региональный этап Всероссийского конкурса в области
педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Абдулаевой Галины Арслановны
Ямиловой Ирины Платоновны
Названия работы: «Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного»
Номинация: « За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
Информация об авторе
Дата и место рождения: Абдулаева Г.А. 03.01.1971 г.р., Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. Нагорная, дом 30.
Адрес и место жительства: 334987, Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. Нагорная, дом 30. Телефон: 8 9173999344, e-mail
Место работы или род занятий: МБОУ «Мари Булярская СОШ», учитель.
Дата и место рождения: Ямилова И.П. 16.12.1970 г.р., Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. 60 лет Октября, дом 22.
Адрес и место жительства: 334987, Республика Татарстан, Муслюмовский район, д. Мари Буляр, ул. 60 лет Октября, дом 22. Телефон: 8 9172979347,
e-mail 2904000094@edu.tatar.ru
Место работы или род занятий: МБОУ «Мари Булярская СОШ», учитель.
Краткая аннотация работы
Вот уже несколько лет люди, причастные к образованию, говорят о модернизации российской системы образования и ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию школьников. В связи с этим традиционными стали мероприятия по реализации программы «Духовно- нравственное воспитание школьников». С первых школьных дней мы формируем у детей такие важные понятия: как «Гражданин», «Родина», «Патриот», чтобы дети осознанно понимали любовь к Родине, уважение к окружающим. Исходя из этого, мы реализуем программу, разработанных мероприятий по четырем направлениям:
- Я - гражданин своей Родины.
- Я и моя учеба
- Я и моя друзья
- Я и моя семья
Одной из основных задач в воспитании подрастающего поколения является духовно - нравственное развитие и воспитание всесторонне развитой личности. Программа духовно- нравственного развития в воспитании обучающихся является основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации единого пространства духовно- нравственного развития младших школьников. В ее основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности Российского общества, опыт воспитательной работы школы. Программа помогает укрепить нравственность, формировать нравственный смысл ученья, формировать основы морали - осознание необходимости определенного поведения, принятыми в обществе, представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младших школьников - позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности к самостоятельным поступкам и действиям. Развитие трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
Паспорт
Наименование Программы | Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования |
Правовая основа Программы | -Закон РФ об образовании -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» -Международная конвенция «О правах ребенка» -Устав МБОУ «Мари Булярская СОШ» - Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения - Локальные акты |
Разработчики Программы | Абдулаева Г.А. Ямилова И.П. |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив МБОУ «Мари Булярская СОШ», родители, обучающиеся |
Цель Программы | Создание педагогических условий для духовно- нравственного воспитания в процессе образовательной деятельности. Формирование нравственного коммуникабельного потенциала младших школьников. |
Задачи Программы | Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений; Развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков; Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков; Создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. - |
Сроки реализации | 2016-2021 годы |
Перечень программных мероприятий | Системная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников представлена следующими направлениями: Я - гражданин своей Родины Я и моя учеба Я и мои друзья Я и моя семья |
Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания | Формирование нравственных качеств личности Привитие навыков культуры поведения Развитие творческих задатков, способностей, талантов младших школьников |
Способы диагностики результатов по реализации Программы | Мониторинги воспитанности: -анкетирование, позволяющее анализировать ценностную сферу личности -тесты |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль осуществляет администрация школы, родительский комитет |
Актуальность проблемы.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка одна из важнейших проблем, стоящих перед родителями, обществом. Ребенок становится взрослым человеком. Способность радоваться жизни, умение мужественно встречать невзгоды закладывается в нем в детстве. Дети чутко воспринимают все, что их окружает. Чтобы быть добрым к людям, надо научиться понимать других, признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, бережно относиться к окружающему миру. Можно долго перечислять все нравственные качества человека будущего общества, но самое главное, эти качества должны закладываться сегодня. Современным ребятам очень трудно ориентироваться в потоке информации - телевидение, компьютер, интернет. Происходит негативное воздействие на ребенка, что является нежелательным в воспитании. Ослабляются связи между детьми и взрослыми, результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости. А на самом деле за всем этим скрывается страх, одиночество, неуверенность в себе. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания.
Программа обеспечивает:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности.
- Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую этническую и региональную специфику.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Основная цель Программы:
Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Формирование нравственного коммуникативного потенциала личности младшего школьника.
Общие задачи Программы:
-формирование способности к духовному развитию
-формирование основ морали - норма поведения
-формирование заботливого отношения к старшим
Направление - Я - гражданин своей Родины.
Цель: воспитание патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека
Задачи:
-Законы Государства, доступные представления о политическом устройстве Российского Государства
-представление о символах государства - флаг, гимн, герб России, Республики Татарстан
-стремление активно участвовать в жизни школы, района, республики.
-Уважение к традициям разных народов.
Мероприятия | сроки | проведение | ответственные |
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, воинами - афганцами | В течение года | Встречи, беседы, выставки | Классный руководитель |
Встречи с видными людьми района | В течение года | беседы | Классный руководитель |
Работа в школьном музее. Экскурсия по городам Республики Татарстана | В течение года | экскурсия | Классный руководитель, родители |
Цикл классных часов: «Учись общаться» «Мои права» «Семейные традиции» «О чем рассказал орден». | октябрь | Беседа, презентация | Классный руководитель |
«Поклонимся великим тем годам» Участие в митинге, посвященном 9 мая | Май май | Литературно-историческая композиция митинг | Классный руководитель Администрация школы |
Человек трудом велик | октябрь | праздник | Классный руководитель |
Моя любимая учительница | сентябрь, октябрь | Конкурс сочинений, рисунков | Классный руководитель, организатор |
Всемирный день прав человека. «Урок России», посвященный Дню Конституции | Декабрь | Классный час | Классный руководитель |
Уроки мужества | Февраль | Встречи | Классный руководитель, |
Выставки поделок, рисунков к знаменательным датам | В течение года | Выставки | Классный руководитель, учителя предметники |
Интеллектуальные игры | В течение года | «Что, где, когда?» | Классный руководитель |
Тематические классные часы: «Я - гражданин России», «Поступок и ответственность», «Мои права-мои обязанности» | В течение года | Классные часы | Классный руководитель |
Мероприятия, посвященные важным историческим датам | В течение года | Презентация, заметки в районную газету, утренники | Классный руководитель |
Военно - спортивные состязания | В течение года | «А ну- ка, мальчики», военно-спортивная игра «Зарница» | Классный руководитель, родители |
Направление «Я и моя учеба»
Цель : воспитывать ответственное отношение к учебе.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.
Мероприятия | сроки | проведение | ответственные |
Проверка состояния школьного портфеля «Школьный портфель» | В течение года | Школьные рейды | Классный руководитель, библиотекарь |
Проверка заполнения дневников. | В течение года еженедельно | Школьные рейды | Классный руководитель |
«Лучший ученик четверти» | В течение года | Соревнование | Классный руководитель |
Самая чистая тетрадь | В течение года | Рейд, выставка | Классный руководитель |
Участие в предметных (очных и дистанционных) олимпиадах | В течение года | Школьный этап, районный этап, республиканский этап, российский этап | Учителя - предметники |
Участие в школьных предметных неделях | В течение года | Конкурсы, викторины, музыкально- литературные композиции | Учителя предметники, классный руководитель |
Посещение кружков «Здоровейка», «Уроки нравственности», «Юный художник», «Веселый английский» | В течение года | Школьный по предметам | Учителя - предметники |
Направление «Я и мои друзья»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к окружающим
Задачи:
- расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
- способствовать самопознанию и самовоспитанию личности ребенка;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
- воспитывать доброжелательность;
- учить ценить дружбу и настоящих друзей
Мероприятия | сроки | проведение | ответственные |
Уроки доброты «Если добрый ты», «Добрые дела» | В течение года | Классный час | Классный руководитель |
День пожилого человека «Наши бабушки и дедушки» | октябрь | Встреча, беседа | Классный руководитель |
Книги мои друзья «Книга-мой лучший друг» | В течение года | Экскурсия в библиотеку | Классный руководитель, библиотекарь |
Уроки жизни «Достопримечательности городов Татарстана» | Октябрь-ноябрь | Презентации, беседы. | Классный руководитель |
Праздник дружбы | май | праздник | Классный руководитель |
«Мои младшие друзья» Приготовление поделок воспитанникам детского сада | В течение года | Октябрь Декабрь Март | Классный руководитель |
Неразлучные друзья -взрослые и дети | Май | Праздник | Классный руководитель, воспитатели детского сада |
Наши пернатые друзья. | Март-апрель | Викторина, конкурс | Классный руководитель |
Встреча птиц. | Март -апрель | Конкурс скворечников, рисунков | Классный руководитель |
Акция милосердия | В течение года | Трудовой десант | Классный руководитель |
Направление «Я и моя семья»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к своей семье .
Я, моё имя и его значение | Сентябрь | Классный час | Классный руководитель |
Семья и семейные ценности | Октябрь | Классный час | Классный руководитель |
Семейные традиции | Ноябрь | Классный час | Классный руководитель |
Успешные люди нашего села | Декабрь | Классный час | Классный руководитель |
Рождественские встречи «Шорыкйол» | Январь | Праздник | Классный руководитель |
Моя семья – моё богатство» | Февраль | праздник | Классный руководитель |
Встреча с мамами и бабушками | Март | Праздник | Классный руководитель |
Конкурс сочинений «Любимая мама», «Любимая бабушка» | Март | Конкурс | Классный руководитель, |
Уроки жизни «Профессии моих родителей» | Март | Классный час | Классный руководитель |
Марийский праздник «Уарня» (Масленица) | Март | Праздник | Классный руководитель |
Марийский праздник «Кугече» (Пасха) | Апрель | Классный час | Классный руководитель |
Конкурс пасхальных яиц | Апрель | Конкурс | Классный руководитель |
Марийский праздник «Семык» (Троица) | Май | Праздник | Классный руководитель |
Как хорошо что все мы здесь сегодня собрались | Май | Праздник | Классный руководитель |
Задачи: - формирование нравственной культуры детей, положительного отношения и уважения к семьям одноклассников;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
Используемая литература:
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
3.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
4.Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.
5.Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся...