Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на педсовете на тему "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы" Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность духовно-нравственного воспитания | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представление об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.
Как показывают исследования школа, как источник информации, занимает лишь 4-е место, уступая компьютеру, телевизору и среде общения.
Поэтому в современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека способного к непрерывному обучению, «образованию длиною в жизнь».
Формирование личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Приведу несколько мудрых высказываний: «Лучший способ сделать людей хорошими - это сделать их счастливыми». «Усилие над собой есть необходимое условие нравственного самосовершенствования». «Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». (Л.Толстой)
Условия для духовно-нравственного воспитания
1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.
2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
Святой праведный Иоан Кронштадский:
«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум; оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание: сердце – жизнь, но жизнь испорченная грехом; нужно зажечь в ней чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Для формирования у ребенка положительной Я-концепции в первую очередь необходимо:
• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству
(«Ребенок хорош, плох его поступок»). Чаще повторять своему ребёнку слова: «Думай, зачем ты это делаешь»
На уроках часто повторяем мудрые слова «Самая трудная работа – это работа над собой».
Первые наши проекты о семье. Активными участниками проекта «История моей семьи в истории России» стали 7 учащихся. А самым интересным проектом оказался проект-видео фильм ученицы 2 класса Шилиной Татьяны. Замечательный фильм о семье Шилиной Татьяны можно посмотреть на школьном сайте.
Таня выступала со своим проектом на школьном Дне науки и заняла 1 место.
Не менее значимым был проект Дани Фомина. Он собрал сведения о своём прадедушке Бабошине Д.И.
А Кондратюк Арсений выступил с проектом о своей прабабушке Шеваловой А.И.
Ученица Шилина Лилия приняла участие в муниципальном проекте «Созидатели» и заняла призовое место. Она писала о своей семье.
Я рассказываю детям и родителям сказку про злую маму и добрую тётю.
«Злая мать и добрая тётя»
У Дашеньки были мама и тётя. Обе они любили свою девочку, но воспитывали её по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы...
А тётя ничего не заставляла делать, она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.
- У меня злая мать и добрая тетя! – говорила подругам Дашенька.
Но прошли годы, прошло с ними и детство. Выросла Дашенька, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди - золотые руки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает...
- Кто же научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины.
Загрустит Дашенька, опустит голову.
- Учила меня моя мама, спасибо ей.
А о тёте Дашенька ничего не скажет... Мы подробно обсуждаем эту сказку.
А эту сказку написал ученик 3 класса.
Сказка «ПОРОСЯТА И ЛЕБЕДЯТА»
На берегу пруда в тёплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они нежились возле матери, прильнув к её тёплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами. Они тоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у матери: кто это?
-Это поросята, сказала Лебедь.
-А возле них мать – Свинья.
-А что они делают?- спрашивают лебедята.
-Мать кормит их молочком.
-А ты почему нас не кормишь молочком?
Подумала белая Лебедь и ответила:
-У птиц нет молока. Потому что у нас крылья. (Витя К., 3 класс.)
(В.Сухомлинский «Родина в сердце»)
На родительском собрании спрашиваю:
-О чём же эта сказка?
Я думаю, что эта сказка о том, что каждый ребёнок формируется атмосферой семьи, в которой он живёт, традициями, сложившимися отношениями, ценностными установками её.
Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребёнок переживает чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а значит и атмосфера, царящая в них, разная.
К новому предмету «Основы православной культуры» в школе большинство родителей относятся положительно. Результат следующий: этот предмет способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия, патриотизма. Ведение этого курса оказывает огромное влияние на детей и на меня. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.
Девиз уроков ОРКСЭ:
«Не хлебом единым жив человек»
На уроках говорим о культуре, религии, нравственных заповедях, о добре и зле, о совести, патриотизме. Готовим проекты. «Герои - земляки земли Смоленской», «Мы помним! Мы гордимся! Мы не забудем!»
А также участвуем в конкурсе поделок, в конкурсе «Письмо солдату», «Письмо маленькому герою», проводим экскурсии на Курган Славы и в городскую библиотеку, посещаем выставки, музеи, участвуем в акциях «Георгиевская ленточка». Это и проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы.
На эту трудную работу откликаются многие мои ученики. И мы с удовольствием слушаем проекты тех, которые смогли собрать такой материал, дарим им аплодисменты, и они получают заслуженные награды.
Примером послужил и мой собственный проект о любимом дедушке, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945годов.
Во 2 классе четверо учеников Волков Максим, Гребенщикова Дарья, Кондратюк Арсений, Тарасова Полина со своими индивидуальными проектами поучаствовали во Всероссийском конкурсе «Спасибо маленькому герою».
На уроках часто обсуждаем разные притчи.
Притча «Тот, кого ты кормишь»
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Чтобы выявить нравственные представления учащихся, провела большую исследовательскую работу. Использовала разные методики:
1.Методику «Что такое хорошо и что такое плохо»
2.Методику «Незаконченные предложения» (уровень нравственной воспитанности)
3.Анкету «Оценка поступка» (в баллах)
4.Социометрию Морено
5.Анкету «Изучение самооценки»
6. Методику № 3. «Диагностика отношения к жизненным ценностям»
7.Диагностику нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой и другие. Особенно удивили меня результаты последней диагностики (автор Шилова).
Высокого уровня нравственной воспитанности нет, 11 учеников показали - низкий уровень, 12 - средний.
Чтобы достигнуть хотя бы среднего уровня нравственной воспитанности, надо не только самому хорошо относиться к общечеловеческим ценностям, но ещё надо учиться положительно влиять на своих друзей, одноклассников и т.д.
Спасибо за внимание! Пусть в ваших сердцах всегда горит свет добра и любви!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня
Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)
Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....
Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы. (Из опыта работы) Презентация
Презентация к выступлению по теме "Актуальность духовно-нравственного воспитания в рамках концепции развития воспитательной системы"...
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....