Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Я познаю мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа направлена на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для использования во внеурочной деятельности | 115.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа по предмету «Я познаю мир» содержит следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; содержание курса; примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 1, 2, 3 годов обучения и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала. Данная программа рассчитана на 35 часов; 1 час в неделю. Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся.
Курс направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена На заседании педагогического совета протокол № от .08.2014 г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ С. А. Полянский Приказ от 01.0.2014г.№508/01-18В |
Рабочая программа
дополнительного образования
по курсу «Я познаю мир»
1 – ый, 2 – ой, 3 – ий года обучения
на 2014 - 2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Учитель:
Сивохо Инна Владимировна
Рассмотрена на
заседании ШМО учителей ЦДО
протокол № от .08.2014 г.
Рассмотрена на
методическом совете
протокол № 1 от .08.2014г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н.О./
Заместитель директора
по УВР: __________ /Раецкая А.П./
г.Тула, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Я познаю мир» составлена с использованием энциклопедий знатока «Голубая планета», «Зелёная планета», «Живая планета», «Тело человека», предназначена для дистанционного обучения учащихся.
Курс «Я познаю мир» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Курс направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения для детей 7 – 12 лет.
Актуальность курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в познание окружающего мира, что возможно на основе деятельностного метода.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Я познаю мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этого курса являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Значение курса «Я познаю мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цель:
формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; воспитание правильного отношения к себе, к своему организму и потребности сохранять и укреплять здоровье; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существующих природных связей между природой, обществом и человеком; сформировать представление о том, что человек является неотъемлемой частью природы;
- формировать научные понятия в области анатомии и физиологии человека; представления о взаимосогласованности всех органов и систем человека, а также потребность знать свой организм, сохранять и укреплять здоровье;
- формировать умение пользоваться естественно-научным методом познания мира (воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить нужные опыты, наблюдения, практические работы, добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы);
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции состоит в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод обучения. Внедрение методики организации исследовательской деятельности обосновано тем, что исследовательский метод является одним из наиболее эффективных способов познания окружающего мира ребёнком и средством формирования общеучебных и учебных нывыков.
В основе курса «Я познаю мир» лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Место курса «Я познаю мир» в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 105 часов: 1 – ый год обучения - 35 часов, 2 – ой год обучения - 35 часов, 3 – ий год обучения - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 - 35 минут.
Специфика курса состоит в том, что:
- создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
- основой курса является использование современных информационных технологий;
- данный курс является дополнительным и используется для помощи при изучении сложных тем (или для более глубокого изучения темы).
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
Курс «Я познаю мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрена смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, исследовательская и др.
В основе методики преподавания курса “Я познаю мир” лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач данного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Большое воспитательное значение, эмоциональное воздействие имеет ознакомление учащихся с фактами из жизни растений и животных, из истории открытий медицины.
Реализация программы происходит через проведение обучающимися проектно-исследовательских работ. Все проводимые исследования способствуют формированию общеучебных умений и навыков: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения и другие.
Изучение материала строится на использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, необходимым условием является создание образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Программа строится таким образом, чтобы в процессе обучения осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ученика и решается главная задача курса – общее развитие ребёнка, расширение кругозора, формирование познавательного интереса.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология личностно ориентированного образования;
- технология моделирующего обучения;
- здоровьесберегающая технология.
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Текущий контроль:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль:
- тестирование;
- графическая работа;
- творческая работа;
- проектная работа
Содержание курса
1 – ый год обучения
(35 часов)
Планета Земля (6 часов)
Земля – планета солнечной системы. Времена года и время суток. Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле. Ветер. Как рождается ветер. Как возникает ураган. Грозы. Как возникают грозы. Почему гремит гром. Атмосферные осадки. Облака. Почему идёт дождь. Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью.
Голубая планета (6 часов)
Моря и океаны. Почему вода в океанах солёная. Моря и океаны. Как возникают волны. Почему море иногда меняет цвет. Приливы и отливы. Как возникают приливы и отливы. Морские течения. На что влияют морские течения. Морские побережья. Как образуются пляжи. Острова. Почему фауна некоторых островов уникальна.
Зелёная планета (8 часов)
Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений. Водоросли. Почему водоросли разного цвета. Грибы. Зачем грибы нужны растениям. Графическая работа «Грибок в кузовок». Древние растения. Как размножаются папоротники. Цветы. Почему цветы имеют яркую окраску и приятный аромат. Семена. Как сохраняются семена. Путешествия растений. Как летают плоды и семена. Плоды. Зачем персику твёрдая косточка.
Живая планета (9 часов)
Самые простые животные. Зачем медузе щупальца. Моллюски. Почему улитки скользкие. Ракообразные. Зачем раку разные клешни. Пауки и скорпионы. Как охотится паук-рыболов. Насекомые. Как видят насекомые. Чем слышит кузнечик. Насекомые. Почему термиты живут в замках. Насекомые. Пчёлы. Как пчёлы узнают друг друга. Насекомые. Муравьи. Как муравей находит свой дом. Насекомые. Бабочки. Почему многие бабочки так красиво окрашены. Творческая работа «Бабочка на цветке».
Планета здоровья (6 часов)
Скелет. Строение скелета. Как растут кости. Мышцы и их работа. Как мы двигаемся. Сердце. Почему сердце стучит. Зачем мы проверяем пульс. Кровь. Почему кровь красная. Дыхание. Почему мы не можем дышать под водой. Дыхание. Почему курить опасно для здоровья. Проект «Разноцветная планета»
Планируемые результаты изучения учебного курса за
1 – ый год обучения
Личностные результаты
Освоение курса «Я познаю мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе;
- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение;
- навыки сотрудничества со взрослыми.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- осознания себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её природы;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Я познаю мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы по существу;
- самостоятельно и совместно с учителем планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты
В ходе изучения курса «Я познаю мир» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
- называть окружающие предметы и их признаки;
- сравнивать и различать разные группы живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- систематизировать и углублять исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладевать основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- моделировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- обобщать, делать несложные выводы.
2 – ой год обучения
(35 часов)
Планета Земля (4 часа)
Дрейф континентов. Как образовались материки. Вулканы. Как рождается вулкан. Землетрясения. Почему происходят землетрясения. Смерчи. Почему смерчи так опасны.
Голубая планета (9 часов)
Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй. Пресноводные рыбы. Почему щука такая зубастая. Морские рыбы. Защитные уловки и камуфляж. Китообразные. Для кого поют киты. Акулы. Почему акула не нуждается в стоматологе. Дельфины. Как дельфины помогают людям в море. Графическая работа «Морские обитатели». Тюлени и моржи. Зачем моржам бивни. Морские рептилии. Кто стал чемпионом по нырянию. Морские птицы. Зачем пеликану такой клюв.
Зелёная планета (8 часов)
Деревья. Как можно определить возраст дерева. Хвойные деревья. Какие бывают шишки. Творческая работа «Загадки о деревьях». Тайное оружие растений. Почему крапива так сильно жжётся. Хищные растения. Как жирянка обманывает насекомых. Орхидеи. Почему орхидеи растут на деревьях. Съедобные растения. Почему подсолнечнику не сидится на месте. Садовые растения. Почему фиалка растёт тайком. Луг. Почему на лугу трава быстро отрастает после скашивания.
Живая планета (10 часов)
Лягушки. Почему лягушки квакают. Ящерицы. Как ящерица отбрасывает хвост. Черепахи. Как давно на Земле живут черепахи. Крокодилы. Зачем крокодил глотает камни. Птицы. Почему птицы поют. Почему птицы такие лёгкие. Птицы России. Зачем дятлы слушают стволы деревьев. Птицы водоёмов. Зачем пеликану такой большой клюв? Почему фламинго – розовый. Экзотические птицы. Как колибри пьёт цветочный нектар. Хищные птицы. Почему орёл редко машет крыльями. Нелетающие птицы. Где обитают нанду и эму. Тест «Крылатые друзья».
Планета здоровья (4 часа)
Пищеварение и пищеварительная система. Зубы. Почки. Почему мы испытываем жажду. Голос и речь. Почему у всех людей разные голоса. Центральная нервная система. Как мозг управляет руками и ногами. Проект «Береги здоровье!»
Планируемые результаты изучения учебного курса за
2 – ой год обучения
Личностные результаты
Освоение курса «Я познаю мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
У обучающегося будут сформированы:
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью учителя;
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем;
- основы для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте природы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- интереса к различным видам оздоровительной деятельности;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Я познаю мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать активную роль в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе, вести диалог;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- принимать самостоятельно решения;
- строить монологическое высказывание;
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
В ходе изучения курса «Я познаю мир» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшие измерительные приборы, соблюдать технику безопасности;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.
3 – ий год обучения
(35 часов)
Планета Земля (6 часов)
Климат. Почему в Сахаре не бывает дождей. Полюса. Как возникли полярные льды. Небесные явления. Как возникает радуга. Графическая работа «Радужная арка». Огонь с небес. Почему падают метеориты. Горы. Горные породы. Полезные ископаемые. Пещеры. Как в пещерах возникают «скульптуры».
Голубая планета (6 часов)
Коварное море. Почему возникают цунами. Морские суда. Как были устроены самые первые корабли. Великие первооткрыватели. Как происходило путешествие Магеллана. Пираты. Кто из пиратов стал рыцарем. Изучение морских глубин. Зачем нужны подводные исследовательские лаборатории. Море в опасности. Почему исчезает Аральское море.
Зелёная планета (5 часов)
Лес. Почему деревья постоянно соревнуются. Растения водоёмов. Почему кувшинки и кубышки не тонут. Растения гор. Почему горные цветы такие яркие Саванна. Как баобаб переживает длительные засухи. Тропический лес. Полезные растения. Почему некоторые растения называют лекарственными. Тест «Удивительные растения».
Живая планета (12 часов)
Млекопитающие. Сумчатые животные. Зачем кенгуру сумка. Грызуны. Где живут морские свинки. Зачем сурки свистят. Грызуны. Бобр. Зачем бобру плоский хвост. Лошади. Почему пони маленькие. Зачем зебре полоски. Жирафы. Чем любит лакомиться жираф. Слоны. Почему слон в жару хлопает ушами. Волки и лисицы. Зачем лисица прыгает. Кошачьи. Почему кошка так часто умывается. Большие кошки. Почему тигры стали редкими животными. Медведи. Почему медведь косолапый. Маленькие хищники. Как отличить ласку от горностая. Редкие звери. Почему большую панду называют «бамбуковый медведь». Творческая работа «Фотоальбом «Мои любимые животные».
Планета здоровья (6 часов)
Слух и равновесие. Почему наши уши похожи на раковину. Глаза и зрение. Как глаза различают цвета. Вкус и обоняние. Как язык воспринимает вкус. Кожа и осязание. Личная гигиена. Почему люди различаются по цвету кожи. Здоровый сон. Сновидения. Почему появляется желание спать. Когда тело болеет. Проект «Советы доктора Айболита».
Планируемые результаты изучения учебного курса за
3 – ий год обучения
Личностные результаты
Освоение курса «Я познаю мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Я познаю мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- проявлять познавательную инициативу.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
- формулировать проблему;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с учебной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- координировать свои действия с действиями партнёра;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействия.
Предметные результаты
В ходе изучения курса «Я познаю мир» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
- уметь различать существенные и несущественные признаки;
- уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять ошибки, обосновывать своё мнение;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям;
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;
- показывать на карте или глобусе различные водоемы;
- формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы;
- соблюдать правила организации учебного труда дома, понимать роль учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения данного курса:
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Я познаю мир»;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценочных характеристик учителя;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка взрослых на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков людей и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств других людей, учителей;
- представления о красоте природы России и мира на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем;
- в сотрудничестве с учителем, находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
Центр дистанционного обучения
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
_______________ Н. О. Буриличева
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
дополнительного образования по курсу
«Я познаю мир»
первый год обучения
на 2014-2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 35
Разработал:
учитель Сивохо Инна Владимировна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол № 1 от 28.08. 2014 г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол № 1 от 28.08.2014 г.
г. Тула, 2014
Календарно-тематическое планирование
1 – ый год обучения
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы. Тема | Характеристика деятельности учащихся | |||||
по плану | факт. | |||||||
1 | Земля – планета солнечной системы. Времена года и время суток. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выдвигать предположения и доказывать их. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; моделировать форму Земли. Рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | ||||||
2 | Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||||||
3 | Ветер. Как рождается ветер. Как возникает ураган. | Составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда. | ||||||
4 | Грозы. Как возникают грозы. Почему гремит гром. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. | ||||||
5 | Атмосферные осадки. Облака. Почему идёт дождь. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за дождями, объяснять причины возникновения дождя; осуществлять самопроверку. Рассказывать по рисунку о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек). Сочинять и рассказывать сказку по рисунку. | ||||||
6 | Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью. | Наблюдать за атмосферными осадками самостоятельно. Составлять рассказы об атмосферных осадках по иллюстрациям и наблюдениям. | ||||||
7 | Моря и океаны. Почему вода в океанах солёная. | Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия. | ||||||
8 | Моря и океаны. Как возникают волны. Почему море иногда меняет цвет. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте моря и океаны. Находить и определять географические объекты на физической карте с помощью условных знаков. | ||||||
9 | Приливы и отливы. Как возникают приливы и отливы. | Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. | ||||||
10 | Морские течения. На что влияют морские течения. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||||||
11 | Морские побережья. Как образуются пляжи. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. | ||||||
12 | Острова. Почему фауна некоторых островов уникальна. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте острова. Находить и определять географические объекты на физической карте с помощью условных знаков. | ||||||
13 | Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений. | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||||||
14 | Водоросли. Почему водоросли разного цвета. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||||||
15 | Грибы. Зачем грибы нужны растениям. Графическая работа «Грибок в кузовок». | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | ||||||
16 | Древние растения. Как размножаются папоротники. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе. | ||||||
17 | Цветы. Почему цветы имеют яркую окраску и приятный аромат. | Приводить примеры цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. | ||||||
18 | Семена. Как сохраняются семена. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||||||
19 | Путешествия растений. Как летают плоды и семена. | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | ||||||
20 | Плоды. Зачем персику твёрдая косточка. | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | ||||||
21 | Самые простые животные. Зачем медузе щупальца. | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе чтения, работы с иллюстрациями, просмотров видеофильмов. | ||||||
22 | Моллюски. Почему улитки скользкие. | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе чтения, работы с иллюстрациями, просмотров видеофильмов. | ||||||
23 | Ракообразные. Зачем раку разные клешни. | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли ракообразных в природе. | ||||||
24 | Пауки и скорпионы. Как охотится паук-рыболов. | Составлять рассказы о пауках и скорпионах по иллюстрациям, после чтения текстов, просмотра видеофильмов. | ||||||
25 | Насекомые. Как видят насекомые. Чем слышит кузнечик. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых. | ||||||
26 | Насекомые. Почему термиты живут в замках. | Узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых. | ||||||
27 | Насекомые. Пчёлы. Как пчёлы узнают друг друга. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Рассказывать о роли пчёл в природе и жизни людей. | ||||||
28 | Насекомые. Муравьи. Как муравей находит свой дом. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Рассказывать о роли муравьёв в природе и жизни людей. | ||||||
29 | Насекомые. Бабочки. Почему многие бабочки так красиво окрашены. Творческая работа «Бабочка на цветке». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять бабочек с помощью атласа-определителя. Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации. | ||||||
30 | Скелет. Строение скелета. Как растут кости. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||
31 | Мышцы и их работа. Как мы двигаемся. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||
32 | Сердце. Почему сердце стучит. Зачем мы проверяем пульс. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||
33 | Кровь. Почему кровь красная. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. | ||||||
34 | Дыхание. Почему мы не можем дышать под водой. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||
35 | Дыхание. Почему курить опасно для здоровья. Проект «Разноцветная планета» | Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения, использовать знания о строении и функционировании организма. |
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
Центр дистанционного обучения
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
_______________ Н. О. Буриличева
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
дополнительного образования по курсу
«Я познаю мир»
второй год обучения
на 2014 - 2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 35
Разработал:
учитель Сивохо Инна Владимировна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол № 1 от .08. 2014 г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол № 1 от .08.2014 г.
г. Тула, 2014
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Я познаю мир»
2 – ой год обучения
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы. Тема | Характеристика деятельности учащихся | |
по плану | факт | |||
1 | Дрейф континентов. Как образовались материки. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
2 | Вулканы. Как рождается вулкан. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
3 | Землетрясения. Почему происходят землетрясения. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
4 | Смерчи. Почему смерчи так опасны. | Оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | ||
5 | Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию. Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
6 | Пресноводные рыбы. Почему щука такая зубастая. | Узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку. Описывать рыбу по плану. Приводить примеры речных рыб с помощью атласа-определителя. | ||
7 | Морские рыбы. Защитные уловки и камуфляж. | Узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку. Описывать рыбу по плану. Приводить примеры морских рыб с помощью атласа-определителя. | ||
8 | Китообразные. Для кого поют киты. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
9 | Акулы. Почему акула не нуждается в стоматологе. | Характеризовать условия, необходимые для жизни акул. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
10 | Дельфины. Как дельфины помогают людям в море. Графическая работа «Морские обитатели». | Характеризовать условия, необходимые для жизни дельфинов. Рассказывать о роли дельфинов в природе и жизни людей. | ||
11 | Тюлени и моржи. Зачем моржам бивни. | Составлять рассказы о тюленях и моржах по иллюстрациям, просмотров видеофильмов. Характеризовать условия, необходимые для жизни тюленей и моржей. | ||
12 | Морские рептилии. Кто стал чемпионом по нырянию. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
13 | Морские птицы. Зачем пеликану такой клюв. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию. Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку. Описывать птицу по плану. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
14 | Деревья. Как можно определить возраст дерева. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Практическая работа: определять деревья по листьям. Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. | ||
15 | Хвойные деревья. Какие бывают шишки. Творческая работа «Загадки о деревьях». | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Различать лиственные и хвойные деревья. Практическая работа: определять деревья с помощью атласа-определителя. Сравнивать ель и сосну. Описывать дерево по плану; Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
16 | Тайное оружие растений. Почему крапива так сильно жжётся. | Извлекать необходимую информацию о растениях из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
17 | Хищные растения. Как жирянка обманывает насекомых. | Рассказывать о роли растений в природе. Характеризовать особенности дикорастущих растений. | ||
18 | Орхидеи. Почему орхидеи растут на деревьях. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
19 | Съедобные растения. Почему подсолнечнику не сидится на месте. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. Рассказывать о роли растений в природе. | ||
20 | Садовые растения. Почему фиалка растёт тайком. | Называть представителей дикорастущих и культурных растений. | ||
21 | Луг. Почему на лугу трава быстро отрастает после скашивания. | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные, дикорастущие растения. | ||
22 | Лягушки. Почему лягушки квакают. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей земноводных (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | ||
23 | Ящерицы. Как ящерица отбрасывает хвост. | Рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания. | ||
24 | Черепахи. Как давно на Земле живут черепахи. | Различать животных по месту обитания. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания. | ||
25 | Крокодилы. Зачем крокодил глотает камни. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
26 | Птицы. Почему птицы поют. Почему птицы такие лёгкие. | Практическая работа: исследовать строение пера птицы. Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку. | ||
27 | Птицы России. Зачем дятлы слушают стволы деревьев. | Описывать птицу по плану. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
28 | Птицы водоёмов. Почему фламинго – розовый. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Называть птиц, выделять главные особенности, рассказывать о роли птиц в природе. | ||
29 | Экзотические птицы. Как колибри пьёт цветочный нектар. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
30 | Хищные птицы. Почему орёл редко машет крыльями. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | ||
31 | Нелетающие птицы. Где обитают нанду и эму. Тест «Крылатые друзья». | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||
32 | Пищеварение и пищеварительная система. Зубы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук. Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение. Практическая работа: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук. Формулировать основные правила гигиены. | ||
33 | Почки. Почему мы испытываем жажду. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||
34 | Голос и речь. Почему у всех людей разные голоса. | Сравнивать голоса людей, выявлять черты сходства и различия. | ||
35 | Центральная нервная система. Как мозг управляет руками и ногами. Проект «Береги здоровье!» | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. |
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
Центр дистанционного обучения
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР:
_______________ Н. О. Буриличева
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
дополнительного образования по курсу
«Я познаю мир»
третий год обучения
на 2014 - 2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 35
Разработал:
учитель Сивохо Инна Владимировна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол № 1 от .08. 2014 г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол № 1 от .08.2014 г.
г. Тула, 2014
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Я познаю мир»
3 – ий год обучения
№ п/п | Дата | Наименование раздела программы. Тема | Характеристика деятельности учащихся | |||
по плану | факт | |||||
1 | Климат. Почему в Сахаре не бывает дождей. | Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа: находить на карте климатические пояса Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; | ||||
2 | Полюса. Как возникли полярные льды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль. | ||||
3 | Небесные явления. Как возникает радуга. Графическая работа «Радужная арка». | Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. | ||||
4 | Огонь с небес. Почему падают метеориты. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. Моделировать форму, цвет, размер некоторых звёзд. Использовать атлас-определитель для получения нужной информации. Моделировать созвездия. Наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездия. | ||||
5 | Горы. Горные породы. Полезные ископаемые. | Распознавать горные породы и минералов. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека. | ||||
6 | Пещеры. Как в пещерах возникают «скульптуры». | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||||
7 | Коварное море. Почему возникают цунами. | Оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | ||||
8 | Морские суда. Как были устроены самые первые корабли. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Классифицировать корабли в зависимости от их назначения. Рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле. По рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку. | ||||
9 | Великие первооткрыватели. Как происходило путешествие Магеллана. | Находить сведения в справочной и дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. | ||||
10 | Пираты. Кто из пиратов стал рыцарем. | Находить сведения в справочной и дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. | ||||
11 | Изучение морских глубин. Зачем нужны подводные исследовательские лаборатории. | Находить сведения в справочной и дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. | ||||
12 | Море в опасности. Почему исчезает Аральское море. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | ||||
13 | Лес. Почему деревья постоянно соревнуются. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации), осуществлять самопроверку; формулировать правила поведения в природе. | ||||
14 | Растения водоёмов. Почему кувшинки и кубышки не тонут. | Готовить небольшие сообщения о растениях водоёмов на основе дополнительной информации. | ||||
15 | Растения гор. Почему горные цветы такие яркие. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | ||||
16 | Саванна. Как баобаб переживает длительные засухи. Тропический лес. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Готовить небольшие сообщения о растениях саванны и тропического леса на основе дополнительной информации. | ||||
17 | Полезные растения. Почему некоторые растения называют лекарственными. Тест «Удивительные растения». | Знать названия лекарственных растений и их применение. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | ||||
18 | Млекопитающие. Сумчатые животные. Зачем кенгуру сумка. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию. Узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку. | ||||
19 | Грызуны. Где живут морские свинки. Зачем сурки свистят. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. | ||||
20 | Грызуны. Бобр. Зачем бобру плоский хвост. | Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||||
21 | Лошади. Почему пони маленькие. Зачем зебре полоски. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку. | ||||
22 | Жирафы. Чем любит лакомиться жираф. | Извлекать необходимую информацию о животных из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||||
23 | Слоны. Почему слон в жару хлопает ушами. | Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку. Анализировать рисунки, рассказывать по плану о полученной информации. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | ||||
24 | Волки и лисицы. Почему волки воют. Зачем лисица прыгает. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | ||||
25 | Кошачьи. Почему кошка так часто умывается. | Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений. Фотографировать свою кошку в наиболее интересных ситуациях. Составлять рассказ о своей кошке, её характере, повадках, играх. Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Оформлять фотовыставку. Оценивать результаты собственного труда. | ||||
26 | Большие кошки. Почему тигры стали редкими животными. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | ||||
27 | Медведи. Почему медведь косолапый. | Рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о животном мире. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | ||||
28 | Маленькие хищники. Как отличить ласку от горностая. | Готовить небольшие сообщения о маленьких хищниках на основе дополнительной информации. | ||||
29 | Редкие звери. Почему большую панду называют «бамбуковый медведь». Творческая работа «Фотоальбом «Мои любимые животные». | Различать животных по месту обитания. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | ||||
30 | Слух и равновесие. Почему наши уши похожи на раковину. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||
31 | Глаза и зрение. Как глаза различают цвета. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||
32 | Вкус и обоняние. Как язык воспринимает вкус. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||
33 | Кожа и осязание. Личная гигиена. Почему люди различаются по цвету кожи. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||
34 | Здоровый сон. Сновидения. Почему появляется желание спать. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Делать выводы о значении сна в жизни человека. Рассказывать о правилах подготовки ко сну. Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||||
35 | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Методические и учебные пособия:
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 144 с.
- Э.Бомон, К.Франко. Тело человека: Энциклопедия знатока. – М.: «Махаон», 2009. – 127 с.: ил.
- Э.Бомон, К.Франко. Голубая планета: Энциклопедия знатока. – М.: «Махаон», 2008. – 127 с.: ил.
- Э.Бомон, К.Франко. Зелёная планета: Энциклопедия знатока. – М.: «Махаон», 2008. – 127 с.: ил.
- Э.Бомон, К.Франко. Живая планета: Энциклопедия знатока. – М.: «Махаон», 2008. – 127 с.: ил.
- Савенков А.И. Методика иследовательсккого обучения младших школиников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И.Савенков.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 год. – 208 с.
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.– сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2008 год. –138 с.
- И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева. Естествознание: Учебник-хрестоматия для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.: ил.
- Г.Н.Юдин. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.
- Е.Ю.Сухаревская. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учеб.-метод. пособие для учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 128 с.
Информационно – коммуникативные средства:
Адреса сайтов в Интернете:
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
- http://www.metodsovet.ru - учебно – методическая помощь;
- http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь.
Компьютерные программы:
- skype;
- графические редакторы: Paint;
- презентации – Microsoft Office PowerPoint;
- аудио и видео: Windows Media Player;
- текст: Microsoft Word, Acrobat Reader.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мы познаем мир". 1класс....
Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир" 3класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы познаем мир" 3 класс. Рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по курсу «Я познаю мир»
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности « Я познаю мир»Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...