Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
материал (2 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В. Степанов, Д.В.Григорьев, издательство Просвещение 2011 год, на основе авторской программы «Я познаю мир» 1-4 классы под редакцией Е.Ю. Сухаревской
Общая характеристика
Курс « Я познаю мир » реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1, 2, 3 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что программа объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях.
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом, природой;
- воспитание любви к природе родного края, интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям русского народа, формирования гражданского и патриотического сознания учащихся.
Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, формировать здоровый образ жизни, способствовать формированию личностных, коммуникативных, познавательных УУД;
- создавать условия для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных особенностей и потребностей.
Разделы:
- Я и окружающий мир
- Природа Донского края
- Человек и природа
- Жизнь на Дону
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса «Я познаю мир» формирует представления о природе как универсальной ценности, развивает устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы.
Объём программы
Рабочая программа по курсу «Я познаю мир» для 1, 2, 3 классов составлена на основе авторской программы 1-4 классы под редакцией Е.Ю. Сухаревской, предусматривающей 34 часа. На реализацию программы с 1 по 3 класс отводится 1 час в неделю.
Согласно Графику – календарю МБОУ « Николаевская СОШ » на 2013 – 2014 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, в 3 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
Рабочая программа составлена на 34 часа.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав курса «Я познаю мир»
Возраст детей от 7 лет до 9 лет, численность 8 человек.
Ожидаемые результаты:
- повышение мотивации учения;
- развитие личности и создание основ творческого потенциала;
- формирование позитивной самооценки;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения.
Материально – техническое обеспечение
Используемая литература:
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003
- Круглов Ю Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Просвещение, 1990
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья… М., Просвещение, 2008
Содержание работы курса «Я познаю мир»
(34 ч – 1 ч в неделю)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18 ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа (3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии[1]
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Календарно – тематическое планирование курса
«Я познаю мир»
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов 34 ч | Содержание деятельности |
Я и окружающий мир (2 ч) | ||||
1/1 | 3.09 | С чего начинается Родина… | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. |
2/2 | 10.09 | Школа – светлая гавань детства | 1 | Проект «История моей улицы», |
Жизнь на Дону (1 ч) | ||||
1/3 | 17.09 | С днем рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу) | 1 | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. Составление альбома о родном городе (селе). |
Я и окружающий мир (1 ч) | ||||
1/4 | 24.09 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: 1. правила перехода через проезжую часть; 2. сигналы светофора; 3. правила посадки и высадки из общественного транспорта; 4. дорожные знаки: «Дети», «пешеходный переход» и др. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием |
Природа Донского края (10 ч) | ||||
1/5 | 1.10 | Природа (экскурсия) | 1 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края. |
2/6 | 8.10 | Природа (экскурсия) | 1 | Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
3/7 | 22.10 | Город и природа (экскурсия) | 1 | Систематизировать знания детей о природе родного города (села). Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села), «Фауна родного города (села). |
4/8 | 29.10 | Что за дерево такое? | 1 | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) |
5/9 | 12.11 | Что за дерево такое? | 1 | Игра «У кого детки с этой ветки?» |
6/10 | 19.11 | Кустарники (экскурсия) | 1 | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. |
7/11 | 26.11 | Травушка-муравушка. | 1 | Исследовательская деятельность по проблеме «Дерево моего края» |
8/12 | 3.12 | Травушка – муравушка. | 1 | Исследовательская деятельность по проблеме «Кустарник моего края» |
9/13 | 10.12 | Растения и мы | 1 | Изготовление справочника лекарственных трав. |
10/14 | 17.12 | Краски Тихого Дона. | 1 | Чтение стихов о родном крае, |
Я и окружающий мир (2 ч) | ||||
1/15 | 24.12 | Мои имя, фамилия, | 1 | Проекты «Мое генеалогическое древо», «откуда моя фамилия». |
2/16 | 14.01 | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» |
Жизнь на Дону (3 ч) | ||||
1/17 | 21.01 | Обряды на Дону. | 1 | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону |
2/18 | 28.01 | Зимние обряды | 1 | Изготовление новогодних игрушек |
3/19 | 4.02 | Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | Маски для колядования, куклы - |
Природа донского края (8 ч) | ||||
1/20 | 11.02 | Животный мир Ростовской области | 1 | Наблюдение за животным в природе и дома. |
2/21 | 18.02 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Изготовление коллективного |
3/22 | 25.02 | Мой домашний милый друг | 1 | Наблюдение за животным и дома. |
4/23 | 4.03 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
5/24 | 11.03 | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. |
6/25 | 18.03 | Чем богаты наши недра? | 1 | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
7/26 | 25.03 | Что такое почва? | 1 | Познакомить с понятием «почва», ее составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. |
8/27 | 8.04 | Почва нам и стол, и дом (экскурсия) | 1 | Исследование состава почвы. |
Человек и природа (3 ч) | ||||
1/28 | 15.04 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
2/29 | 22.04 | Человек – хозяин природы? | 1 | Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
3/30 | 29.04 | Спасём и сохраним! | 1 | Ролевое театрализованное представление. |
Жизнь на Дону (2 ч) | ||||
1/31 | 6.05 | День освобождения! (экскурсия в комнату славы) | 1 | Рисунки, поделки посвященные данной тематике. |
2/32 | 13.05 | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их |
Резервные уроки (2 ч) | ||||
3/33 | 20.05 | Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. | 1 | Наблюдение и изучение значения в хозяйстве человека каменного угля. |
4/34 | 27.05 | Природные сообщества донского края (луг, водоём) (экскурсия) | 1 | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
[1] Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"
Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС ООО) курса "Мой многонациональный край".
Целью курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение", 2класс
Данная программа предусмотрена для учителей, ведущих кружок внеурочной деятельности "Доноведение"во 2 классе...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...