Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».
статья по теме
Статья "Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления " Театральная студия "От игры до спектакля" написана для выступления на августовской конференции учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который в свою очередь решает одну из задач:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Основная идея УМК «ПНШ» - это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. Потому что в этой деятельности ученик выступает как равноправный участник процесса образования то в роли обучаемого, то – обучающегося, то в роли организатора этого процесса.
На наш взгляд деятельностный подход помогает воспитывать детей деятельных, инициативных, коммуникативных и толерантных. И проблему реализации деятельностного подхода в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности успешно решают программы общекультурного направления. В нашей гимназии общекультурное направление представлено следующими программами.
Общекультурное направление | |
Форма занятия | Кол-во часов |
Театральная студия «От игры до спектакля | 33ч/35ч |
Кружок «Волшебство творчества | 33ч/35ч |
Кружок «Природа и художник» | 33ч/35ч |
Более подробно я хочу остановиться на программе театральной студии «От игры до спектакля», цель которой – создание условий для развития и реализации творческих способностей обучающихся, формирование художественного вкуса, воспитывать нравственные и эстетические чувства через деятельностный подход.
Выбор данной программы не случаен. С целью реализации деятельностного подхода нами выбраны такие формы организации занятий, которые направлены на развитие у обучающихся ощущений, чувств и эмоций, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков: речевых, двигательных, коммуникативных, организаторских и т.д.
В нашей гимназии сформировалась своя структура занятий, которая предусматривает несколько этапов, обязательными из которых являются:
- Упражнения на развитие дыхания учат контролировать дыхание, силу голоса, в результате чего обучающиеся овладевают умениями выразительно декламировать стихотворения, тексты, чувствовать интонацию.
- Упражнения на развитие речевого аппарата, артикуляцию.
а). Зарядка для языка.
б). Чтение текста, управляя дыханием.
в). Чтение стихов, прыгая через скакалку или чтение фразы на одном дыхании.
г). Чтение чистоговорок и скороговорок.
3.Также обязательным этапом являются сценические этюды, которые направлены на развитие коммуникативных способностей. Причем разыгрываются ситуации, вызывающие затруднения у многих детей.
-на имитацию движения | «Варим суп», «Ежики», «Курочка ряба» |
-с музыкальным сопровождением | «Капельки», «Под дождиком» |
-с творческим заданием | «Контрольная», «Буратино в зоопарке», «Красная Шапочка пробует любимое блюдо» |
-беспредметные этюды на контрасты | ««Радость и грусть», «День и ночь» |
4. Очень важный этап это – игры:
-на развитие слухового внимания и воображения;
-игры с предметами быта и игрушками ;
-игры с импровизированными шумовыми инструментами, изготовленными на уроках технологии.
Именно в условиях игры формируется способность взаимодействовать с людьми , находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
5. Следующий этап –это творческие задания, инсценирование на основе текста ( стихотворения, сказки.)
Разнообразные формы включения детей в деятельность учат имитировать простейшие движения, выражать эмоции, развивают ориентировку в пространстве и мелкую моторику рук, воспитывают эмоциональную отзывчивость на музыку, способствуют развитию умения взаимодействовать друг с другом, обогащают двигательный опыт детей.
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты: у обучающихся будет сформировано осознание значимости занятий театральным искусством для личного роста.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД – обучающийся научится анализировать причины успеха – неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД- обучающийся научится проявлять творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтению по ролям,инсценированию.
Коммуникативные – обучающийся научится договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.
Предметные планируемые результаты: обучающийся научится выполнять правила культуры поведения, читать выразительно небольшие стихотворения, строить диалог с партнёром, подбирать рифму к заданному слову, работать в коллективе.
Вся работа театральной студии ориентирована на достижение воспитательных результатов :
Первый уровень (приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актерских способностей.
Второй уровень (формирование ценностного отношения к социальной реальности):
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).
Третий уровень (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):
Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Для отслеживания достижения планируемых результатов нами используются метод наблюдения педагога за обучающимися по следующим группам критериев оценки эстетической воспитанности: психологические, педагогические и социальные. (данные критерии были взяты из статьи «Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника» в журнале «Начальная школа» №1 за 2009 год).
Каждый критерий для младшего школьного возраста может иметь не более двух показателей (это объясняется возрастными особенностями учащихся начальных классов).
Я хочу представить один из вариантов критериальной оценки.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с детьми наши учителя обращают внимание на следующее
Критерии | Показатели |
Желание участвовать в игре, активность и инициативность |
|
Способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. |
законченность сюжета. |
Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности вышеназванных качеств, педагоги отмечают те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Самой объективной оценкой будет сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Причем такую характеристику могут дать как родители, так и педагоги (интересно эти характеристики сравнить)
Данная программа тесно связана с уроками литературного чтения. И как результат эффективности деятельностного подхода представлю вашему вниманию одно из занятий нашей театральной студии по теме «Рифма. Шуточные стихотворения.». Структура занятия постоянна. Остановлюсь подробно на основной части занятия:
Основная часть.
В основной части ребята закрепляют полученные на уроке литературного чтения знания по теме « Шуточные стихотворения».
Учитель знакомит со стихотворением В. Берестова «Дракон». Конкретно остановлюсь на этапе инсценирования стихотворения.
После прочтения и анализа произведения обучающиеся определяют героев, характер каждого, выбирают интонацию для воспроизведения текста героя, выбирают форму для инсценирования.
Обучающиеся самостоятельно определяют в группах с помощью каких средств будут инсценировать данное стихотворение. ( Сами, используя игрушки или с помощью пальчиковых кукол, которые были изготовлены на уроках технологии заранее). Затем распределяют и учат роли и презентуют свою работу перед одноклассниками.
Роль учителя заключается в том, чтобы контролировать и направлять деятельность детей. Перед тем как представить работу, ребята договариваются по каким критериям будут оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
На данном занятии критериями для оценивания стали: выразительность и артистизм.
Критерии | Оценка обучающихся |
Выразительность (Делали паузы, логические ударения, соблюдали интонацию). | |
Артистизм (Использовали мимику, жесты). |
Оценивание осуществляется с помощью приема «Цветовая радуга»
В чем он заключается? Обучающиеся используют кружки разного цвета.
Зеленый цвет. Прочитал выразительно. Использовал мимику, жесты.
Синий цвет. Прочитал выразительно. Не использовал мимику, жесты.
Красный цвет. Прочитал невыразительно.
Ну, и последний, главный и общий эффект, который обязательно должен проявиться, работая по данной программе, это радость, удовольствие от самого процесса совместной творческой деятельности.
Литература
1.Буренина А.И.Театр всевозможного [Текст]/А.И.Буренина//Санкт-Петерург.-2002.
2.Безымянная. О.А. Школьный театр[Текст]/Безымянная О.А.// Москва.- 2001.
3.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школ[Текст]/Горбачёв И.А.// Москва.- 2003.
4.Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2ч./Сост.Чуракова Р.Г.//М.: Академкнига/Ученик.-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/08/picture-1149703-1562565353.jpg)
Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-374338-1547063452.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Театральная студия» 3-4 класс
Рабочая программа «Театральная студия» составлена для учащихся 3 – 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начал...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» (общекультурное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» (общекультурное направление) 1 – 4 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-430559-1398524766.jpg)
Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»
Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...