Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».
статья по теме

Ирина Викторовна Сидорова

Статья "Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления " Театральная студия "От игры до спектакля" написана для выступления на августовской конференции учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipk_statya_sidorova_i_v.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности на примере программы общекультурного направления «Театральная студия «От игры до спектакля».

  Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который в свою очередь решает одну из задач:

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Основная идея УМК «ПНШ» - это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной  деятельности. Потому что в этой деятельности ученик выступает как равноправный участник процесса образования то в роли обучаемого, то – обучающегося, то в роли организатора этого процесса.

    На наш взгляд деятельностный подход помогает воспитывать детей деятельных, инициативных, коммуникативных и толерантных. И  проблему реализации деятельностного подхода в воспитании обучающихся во внеурочной деятельности успешно решают программы общекультурного направления. В нашей гимназии общекультурное направление представлено следующими программами.

Общекультурное направление

Форма занятия

Кол-во часов

Театральная студия «От игры до спектакля

33ч/35ч

Кружок «Волшебство творчества

33ч/35ч

Кружок «Природа и художник»

33ч/35ч

Более подробно я хочу остановиться на  программе  театральной студии «От игры до спектакля», цель которой – создание условий для развития и реализации творческих способностей обучающихся, формирование художественного вкуса, воспитывать нравственные и эстетические чувства через деятельностный подход.

Выбор данной программы не случаен. С целью реализации деятельностного подхода нами выбраны такие формы организации занятий, которые направлены на развитие у обучающихся ощущений, чувств и эмоций, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков: речевых, двигательных, коммуникативных, организаторских и т.д.

В нашей гимназии  сформировалась своя структура занятий, которая предусматривает несколько этапов, обязательными  из которых  являются:

  1. Упражнения  на развитие дыхания  учат контролировать дыхание, силу голоса,  в результате  чего обучающиеся овладевают умениями выразительно декламировать стихотворения, тексты, чувствовать интонацию.
  2.  Упражнения на развитие  речевого аппарата, артикуляцию.

 а). Зарядка для языка.

б). Чтение текста, управляя дыханием.  

в). Чтение стихов, прыгая через скакалку или чтение фразы на одном дыхании.  

г). Чтение чистоговорок  и скороговорок.

3.Также обязательным этапом являются  сценические этюды, которые направлены на развитие коммуникативных способностей. Причем разыгрываются ситуации, вызывающие затруднения у многих детей.

-на имитацию движения

«Варим суп», «Ежики», «Курочка ряба»

-с музыкальным сопровождением

«Капельки», «Под дождиком»

-с творческим заданием

«Контрольная», «Буратино в зоопарке», «Красная Шапочка пробует любимое блюдо»

-беспредметные этюды на контрасты

««Радость и грусть», «День и ночь»

4. Очень важный  этап это – игры:

-на  развитие слухового внимания и воображения;

-игры с предметами быта и игрушками ;

-игры с импровизированными шумовыми инструментами, изготовленными на уроках технологии.

Именно в условиях игры формируется способность взаимодействовать с людьми , находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

5. Следующий этап –это творческие задания,  инсценирование на основе текста ( стихотворения, сказки.)

Разнообразные формы включения детей в деятельность учат имитировать простейшие движения, выражать эмоции, развивают ориентировку в пространстве и мелкую моторику рук, воспитывают эмоциональную отзывчивость на музыку, способствуют развитию умения взаимодействовать друг с другом, обогащают двигательный опыт детей.  

В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты: у обучающихся будет сформировано осознание значимости занятий театральным искусством для личного роста.  

Метапредметные результаты:

Регулятивные  УУД  –   обучающийся научится анализировать причины успеха – неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа «У меня всё получится»,  «Я ещё многое смогу».

Познавательные  УУД- обучающийся научится проявлять творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтению по ролям,инсценированию.

Коммуникативные –  обучающийся научится договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.

Предметные планируемые результаты: обучающийся научится выполнять правила культуры поведения, читать выразительно небольшие стихотворения, строить диалог с партнёром, подбирать рифму к заданному слову, работать в коллективе.    

Вся работа театральной студии ориентирована на достижение  воспитательных результатов :

Первый уровень (приобретение школьником социальных знаний):

Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актерских способностей.

Второй уровень (формирование ценностного отношения к социальной реальности):

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

Третий уровень (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):

Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Для отслеживания  достижения  планируемых результатов нами используются метод наблюдения педагога за обучающимися по следующим группам критериев оценки эстетической воспитанности: психологические, педагогические и социальные. (данные критерии были взяты из статьи «Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника» в журнале «Начальная школа» №1 за 2009 год).

 Каждый критерий для младшего школьного возраста может иметь не более двух показателей (это объясняется возрастными особенностями учащихся начальных классов).

Я хочу представить один из вариантов критериальной оценки.

 В  процессе наблюдения и совместной деятельности с детьми наши учителя обращают внимание на следующее

Критерии

Показатели

Желание участвовать в игре, активность и инициативность

  • желает сам (инициативный);
  • участвует по просьбе учителя(безынициативный);

Способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

  • оригинальность;
  •  логичность;

законченность сюжета.

Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности вышеназванных качеств, педагоги отмечают те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.

 Самой объективной оценкой будет сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Причем такую характеристику могут дать как родители, так и педагоги (интересно эти характеристики сравнить)

Данная программа тесно связана с уроками  литературного чтения.  И как результат эффективности деятельностного подхода представлю вашему вниманию одно из занятий нашей театральной студии по теме «Рифма. Шуточные стихотворения.». Структура занятия постоянна. Остановлюсь подробно на основной части занятия:

 Основная часть.

 В основной части ребята закрепляют полученные на уроке литературного чтения  знания по теме « Шуточные стихотворения».

Учитель знакомит со  стихотворением В. Берестова «Дракон». Конкретно остановлюсь на этапе инсценирования стихотворения.

 После прочтения и анализа произведения обучающиеся  определяют героев, характер каждого, выбирают интонацию для воспроизведения текста героя, выбирают форму  для инсценирования.

 Обучающиеся самостоятельно  определяют в группах с помощью каких средств  будут инсценировать данное стихотворение. ( Сами, используя игрушки или  с помощью пальчиковых кукол, которые были изготовлены на уроках технологии заранее). Затем распределяют  и  учат роли и презентуют свою работу перед одноклассниками.

Роль учителя заключается в том, чтобы контролировать и направлять деятельность детей. Перед тем как представить  работу, ребята  договариваются  по каким критериям будут  оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

На данном занятии критериями для оценивания стали: выразительность и артистизм.

Критерии

Оценка обучающихся

Выразительность  (Делали паузы, логические ударения, соблюдали интонацию).

Артистизм (Использовали мимику, жесты).

Оценивание осуществляется с помощью приема «Цветовая радуга»

В чем он заключается?  Обучающиеся используют кружки разного цвета.  

  Зеленый цвет. Прочитал выразительно. Использовал мимику, жесты.

 Синий цвет. Прочитал выразительно. Не использовал мимику, жесты.

 Красный цвет. Прочитал невыразительно.

   

Ну, и последний, главный и  общий эффект, который обязательно должен проявиться, работая по данной программе, это радость, удовольствие от самого процесса совместной творческой деятельности.

Литература

1.Буренина А.И.Театр всевозможного [Текст]/А.И.Буренина//Санкт-Петерург.-2002.

2.Безымянная. О.А. Школьный театр[Текст]/Безымянная О.А.// Москва.- 2001.

3.Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школ[Текст]/Горбачёв И.А.// Москва.- 2003.

4.Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2ч./Сост.Чуракова Р.Г.//М.: Академкнига/Ученик.-2012.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)

Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...

«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)

Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Театральная студия» 3-4 класс

Рабочая программа «Театральная студия» составлена для учащихся 3 – 4 классов  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начал...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» (общекультурное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Школа добрых дел» (общекультурное направление) 1 – 4 классы...

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...