Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»
материал
Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология деятельностного подхода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют обучающиеся в ходе специально выстроенного воспитателем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_verhovtseva_27.12.2021_g.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай
Сообщение на м/о воспитателей на тему:
«Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»
Подготовила: Верховцева В.В.
2021-2022 уч.год
Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективней, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Технология деятельностного подхода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют обучающиеся в ходе специально выстроенного воспитателем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.
Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
На этапе мотивации к учебной деятельности я организую, осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности, например, прошу произнести хором: «Все у парты дружно встали...». На данном этапе дети психологически настраиваются на работу. Так же я использовала приём с лучиками для солнышка, на которых нарисовано настроение, каждый ребёнок выбрал тот лучик, с которым у него совпало настроение и с этим настроением мы начинаем самоподготовку.
На выполнение домашнего задания по математики проводим игры «Брейн-ринг» (Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет Ире будет через 3 года?), игра «Хлопки» (Если 1 хлопок – однозначные числа, 2 хлопка – двузначные числа). На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества. Задания, предлагаемые детям, направлены на развитие следующих умений:
- правильно считать и называть предметы:
Перед вами на слайде полки. Сосчитайте, сколько полок? Что находится на первой полке? Сколько их? Как назовём одним словом? Что находится на второй полке? Назовите их. Сколько всего их? Что видите на третьей полке? Назовите одним словом. Сосчитайте их).
- ориентироваться в пространстве:
-Покажите фигуру, которая находится на верхней полке; между квадратом и треугольником (круг);
- Покажите предмет, который находится на нижней полке слева от линейки (карандаш).
- Покажите цифру, которая находится на средней полке, справа от цифры один (пять).
- ориентироваться на листе бумаги:
Картинку в верхнем левом углу раскрасьте в красный цвет; картинку в нижнем правом углу раскрасьте в синий цвет и т.д.)
Для тех детей, которые испытывают затруднения в ориентации на листе я применила стикеры с изображением животных (картинку в верхнем левом углу, где изображён котенок раскрасьте в красный цвет; картинку в нижнем правом углу, где изображен щенок раскрасьте в синий цвет и т.д).
- выполнить аппликацию «Осень», «Зима», состоящую из геометрических фигур различного цвета по образцу.
На всех занятиях использую работу с тестами - выбери правильный ответ, математические раскраски, найди соответствия между понятиями, заполнение таблиц и т.д
Для развития умения запоминать и применять правила русского языка часто использую работу в группах для установления сходства или различия, составления схем.
Приём словесной наглядности чаще применяется для случаев, которые необходимо запомнить ( словарные слова), а особенно хорошо запомнится, если составлено и нарисовано самими.
Ребята с увлечением выполняют игровые задания «Проверь себя», «Собери слова», «Выбери правильный ответ»
Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку».
В это время осуществляется включённый контроль: я слушаю ответы то одного, то другого обучающегося в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю обучающемуся, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что обучающиеся моего класса учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, обогащая и закрепляя свои знания. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. При формировании адекватной самооценки качество знаний обучающихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Для реализации системно-деятельностного подхода я использую ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность обучающихся на уроке. В режиме апробации работаю на образовательной платформе iSmart. Это инструмент для развития ребенка с учетом не только федеральных государственных образовательных стандартов и программ, но и поведенческого анализа обучающихся. Данный ресурс представляет собой платформу для обучения школьников 1-4 классов предметным областям общеобразовательной программы, а также для анализа показателей успеваемости и результативности в освоении материала. Платформа позволяет обучать обучающихся с разным уровнем знаний, имеет большое количество различных типов заданий. Мои дети зарегистрированы там. Эта платформа существенно помогает в реализации деятельностного подхода, даёт возможность каждому показать имеющиеся у него знания, получить наглядный результат своего труда на практике. Ребёнок моментально получает оценку своих знаний, это мотивирует его к получению новых и повышает самооценку.
Для реализации системно-деятельностного подхода я использую проектную технологию. В этом году младшие школьники работали над проектом «Этот удивительный космос». Работа в данном проекте способствовало раскрытию у моих детей:
1.Творческого потенциала:
- рисовали рисунки
-изготавливали декорации
-мастерили поделки
2. развития креативности
- изучение космических тем (загадки)
- работали над сюжетом сценки
- изготавливали костюмы для сценки.
3. формирование личностных качеств
- учились взаимодействовать в различных видах деятельности (мнение товарищей, прислушивались к мнению взрослого).
В процессе реализации проекта у обучающихся наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились представления о планетах, широко проявилась инициативность и творчество.
Я считаю, что последовательная реализация деятельностного подхода позволила мне повысить эффективность самоподготовки по следующим показателям:
- более прочное усвоение знаний обучающимися;
-возможность дифференцированного подхода;
- существенное повышение мотивации и интереса к уроку у обучающихся;
-результативность выполненной деятельности;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В нашей школе системно - деятельностный подход реализуется через программы внеурочной деятельности по направлениям: «Игротерапия», «Здоровье и основы жизнедеятельности», которые способствуют успешному обучению младших школьников, имеют мотивационную обусловленность и предполагают создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Только в таких условиях ребёнок учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия.
В заключении хотелось бы мне сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование у детей с ОВЗ умений определять цели, выбирать их средства достижения, отслеживать результаты кажется вообще чем-то невыполнимым.
Конечно же, если воспитатель хочет достичь хоть каких-то результатов, он должен свою энергию, знания и душу отдавать детям. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что наша работа будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону наших детей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.
И хочется закончить словами Шалвы Александровича Амонашвили: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...
Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".
презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....
Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".
Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа""....
Аналитический отчет тема: Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.
Самоанализ учителя начальных классов за межаттестационный период по теме: Реализация системно деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности....