Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)
рабочая программа на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа57.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

МО ____________________

Протокол № ____

«___»__________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

«Дружба»

___________А.Н. Калинин

Рабочая программа

по внеурочной деятельности :

«Культура домашнего праздника»

на 2016-2017учебный год.

(общекультурное  направление)

                        Составитель:

                   Опарина О.А.

                                                                                     учитель начальных классов , I кв. категория

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника» составлена на основе программ внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение», авторы программ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, 2011 г.    Данная рабочая программа рассчитана на 1 год, общий объём – 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на школьников 4 класса.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средством общения, где школьник выступает в роли участника досуго – развлекательной деятельности. 

Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досуго – развлекательной деятельности. На достижение подобного качества направлены методические рекомендации. Как известно, термин «диалог» несет в себе множество смыслов. Применение к педагогической реальности общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект – субъектных отношений между педагогом и школьником в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.                                                                                                                                

Актуальность досугового общения во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств. Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников (например, педагога), то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Если в системе монологического общения субъекты делятся на активных и пассивных, то диалогическое общение предполагает активность всех участников. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

 Предметом досугового общения могут быть праздничные события, внутренний мир человека, межличностные отношения, творчество и т.п. Но в любом случае предмет диалогического общения должен отвечать следующим требованиям:

  • в общении должны быть воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;
  • каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от видения другого видение предмета;
  • содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.

Первый атрибут диалога – свобода его участников. Собеседники в диалоге свободны от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, переубеждения ит.п. Они не имеют цели оказать воздействие друг на друга, но тем не менее (а точнее, именно поэтому) диалог создает оптимальные условия для реального влияния на развитие личности, так как личностный рост обязательно предполагает свободу самореализации. Именно свобода самоосуществления, свобода стать и быть самим собой играет в диалоге ведущую роль.

Принимая такую свободу, ученик одновременно признает ответственность за себя и за свою свободу. И это создает еще один парадокс диалога: принятие на себя ответственности за собственную позицию делает обучающегося более внимательным и терпимым к позициям других. Однако свобода субъектов диалога не абсолютна (абсолютная свобода есть власть). Она ограничена совокупностью их прав. Именно равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга является вторым атрибутом межличностного диалога.

Третий атрибут диалога – это личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Взаимопонимание создает рациональную основу контакта, но глубинной основой контакта, «связующей нитью диалога» является сопереживание как эмоционально – интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных переживаний. Остальные особенности межличностного диалога – открытость и доверие собеседников, их сотворчество – выводимы из трех названных атрибутов.

                Данная рабочая программа досугового общения школьников, помимо принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.

Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов.

Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.

Рабочая программа «Культура домашнего общения» нацелена на освоение младшими школьниками культуры домашнего праздника, досугового общения в домашней обстановке.

В рабочую программу внесены изменения: сокращено количество часов, отведённое на анализ разных тем. В результате рабочая программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа), из них на теоретические знания отведено______часов, на практическую часть _______ часа.

Цель программы: получение школьниками опыта переживания базовых ценностей общества (человек,  семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  на основе организации семейных празднико

Задачи программы:

  • научить школьников самостоятельно организовывать досуг  на детском  семейном празднике;
  • научить школьников первичным навыкам сервировки стола и изготовлению простейших закусок и украшений для стола;
  • прививать навыки поведения за столом;
  • организовать общение школьников в соответствии с этикетом семейного праздника.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
  • овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
  • формирование культуры мышления и поведения
  • овладение навыками работы в группе;
  • владение различными социальными ролями в коллективе;
  • развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
  • расширение кругозора;
  • повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:

  • умения организации досугово-праздничной деятельности;
  • овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
  •  поддержка и стимулирование социальной активности;

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы по поиску информации;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • промежуточный контроль:

- выполнение творческих работ

итоговый контроль:

Способами оценивания результативности обучения являются:

  • творческие работы;
  • практические работы по организации праздника.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения школьников  по данной учебной программе:

  • творческие задания, их проверка;
  • практические работы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты досугового общения школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного проекта. Учащиеся осваивают способы ведения переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов аудитории, информирования, презентации.

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

  • что такое домашний праздник
  • игры и развлечения на домашнем празднике
  • как приготовить праздничные костюмы
  • как правильно сервировать стол
  • как вести себя за столом
  • как встречать  и провожать гостей
  • как заканчивается домашний праздник

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  • об элементарных правилах проведения изученных игр
  • об  оборудовании, необходимом для приготовления праздничного развлечения
  • о  правилах общения при проведении домашнего праздника
  • о  правилах написания приглашения на праздник

УМЕЕТ:

  • выражать свое отношение к присутствующим на домашнем празднике
  • соблюдать правила этикета за столом
  • занять гостей интересными играми (ребусы, загадки, игры на бумаге)

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  • общения с партнером (одноклассниками)
  • образного восприятия окружающего мира
  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
  • коллективного творчества

          Ребенок избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

         Формой подведения итогов считать: организацию тематического дня рождения (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников)

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Программа внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение», авторы программ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, 2011 г.    

Рабочая программа внеурочной деятельности «Игровая деятельность школьников»

Литература:

1. Щипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

2. Дерягина Л.Б. «Играем сказку». – СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

3. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки». - СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.

4. Шайдурова Н.В. «Учимся делать открытки»» - СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

5. Ламонова Т.В. «Утренники: самые лучшие сценарии для школы». – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005.

Аудиозаписи.

Оборудование для проведения игр:

Мячи

Обручи

Скакалки

Кегли

Настольные игры

Шашки

Наборы оборудования для игр-драматизаций

Оборудование для приготовления приглашений

Тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Количество

часов

Часы

теоретических

знаний

Часы

практических

знаний

1

Организация домашнего праздника (вечера).

3

1

2

2

Приглашения, украшения, призы.

3

1

2

3

Игры на празднике.

4

1

3

4

Народные домашние игры.

3

1

2

5

Народные игры во дворе, на улице.

3

1

2

6

Другие праздничные развлечения.

2

1

1

7.

Гости на пороге.

4

2

2

8.

Праздничные блюда и напитки.

3

1

2

9.

Создание праздничных костюмов.

3

1

2

10.

Когда вечер на исходе.

3

1

2

11.

Организация тематического праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников).

3

1

2

Итого

34

12

22

Содержание деятельности

Организация домашнего праздника (вечера). Выбор темы праздника. Лучшее время для праздника. Затраты на праздник. Подготовка дома к празднику. Меры предосторожности. Детальный  план праздничного вечера.

Приглашения, украшения, призы. Виды приглашений. Как сделать приглашения самим. Как украсить квартиру. Придумываем призы.

Игры на празднике. Шарады. Ребусы. Игры – эстафеты. Игры на бумаге.

Народные домашние игры. Блошки. Бирюльки. Фанты. «Чёрного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить». «Чепуха». Жмурки с колокольчиком. Каламбур.

Народные игры во дворе, на улице. Салки. Водоносы. Хоровод.

Другие праздничные развлечения. Рисование. Лепка. Вырезание фигурок.

 Гости на пороге. Накрываем стол. Сервировка. Этикет за столом. Встреча гостей. Подарки.

Праздничные блюда и напитки. Тематические блюда.

Создание праздничных костюмов. Виды костюмов. Материал для костюма. Инструменты. Техника изготовления карнавального костюма. Костюм быстрого приготовления.

Когда вечер на исходе. Как лучше завершить праздник. Прощание с гостями. Уборка дома.

Организация тематического семейного праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников). День рождения как событие. Разработка сценария события. Празднование дня рождения в стиле «Парад мультфильмов», «Клуб путешественников».

Календарно – тематическое планирование

внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника»

№п/п

Тема внеурочной деятельности.

Название раздела

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Форма контроля

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

1

Организация домашнего праздника (вечера)

Выбор темы праздника. Затраты на праздник

1

1

Внутренняя позиция школьника; личностная мотивация учебной деятельности.

Правила проведения домашних праздников; положительны е и отрицательные стороны проведения праздников в домашних условиях;  меры предосторожности.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Текущий

Компьютер  ,проектор

Умение составлять план праздничного вечера

Подготовка дома к празднику.

1

1

Детальный план праздничного

вечера.

1

1

2

Приглашения, украшения, призы

Виды приглашений

1

1

Формирование желания выполнять учебные действия; учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию;

Использование

 знаково-симв-х

средств, в том числе овладение

действием моделирования 

Виды приглашений, украшений

 квартиры

к празднику

Текущий

Бумага, клей. ножницы, фломастеры. Краски. Компьютер, проектор.

Умение изготовить приглашение, простейшие украшения для праздника в квартиру

Как сделать приглашение самим.

1

1

Придумываем

 призы.

1

1

3.

Игры на празднике.

Игры на празднике.

1

1

Мотивация учебной деятельности

Принятие позиции собеседника (партнера); организация и осуществление  сотрудничества  с учителем и сверстниками

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Условия и возможности проведения игр  в домашних условиях.

Текущий

Бумага,   цв. карандаши,  мячи, обручи и т.п.

Умение организовать игру.

Шарады. Ребусы.

1

1

Умение разгадывать, составлять шарады, ребусы,.

Умение проводить игры – эстафеты дома, на улице.

Умение  проводить игры на бумаге.

Игры - эстафеты.

1

1

Игры на бумаге.

1

1

4.

Народные домашние игры

«Блошки»

«Бирюльки»

«Чёрного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить».

1

1

Принятие во внимание позиции собеседника (партнера); организация  и осуществление  сотрудничества

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Знание  правил проведения игр.

Текущий

Предметы для игр.

Умение играть в «Фанты», «Чепуху» «Жмурки», «Холодно-горячо», и др.

 «Чепуха». Жмурки с колокольчиком. Фанты.

1

1

Каламбур.

1

1

5.

Народные игры во дворе, на улице.

«Бой петухов»

1

1

Способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Знание  правил проведения игр.

Текущий

Предметы для игр.

Умение играть в  народные игры  во дворе, «Салки», Бой «петухов» , «Водоносы»,«Слон» и др.

Салки.

1

1

Водоносы.

1

1

6.

Другие праздничные развлечения

Рисование.

1

1

Способность сотрудничать  и осуществлять кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию.

Восприятие понятия «шарж».

Умение производить логические действия( анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)

Сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.

Текущий

Бумага. краски. ножницы,  канцелярский нож, пластилин, тесто для лепки. Трфареты и др.

Умение выполнить  шарж, изготовить приз с помощью рисунка, лепки, вырезания.

Лепка. Вырезание

1

1

7.

Гости на пороге

 Сервировка стола  

1

1

Способность культурно вести себя за столом, в присутствии гостей.

Способность проявлять терпение и такт при  получении подарков.

Владение различными социальными ролями в коллективе.

Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков

Овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем

Сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция.

Текущий

Столовые приборы, компьютер, проектор.

Умение правильно сервировать праздничный стол.

Знание правил этикета за столом.

Умение вежливо встречать гостей

 Умение преподносить и получать подарки.

Этикет за столом.

1

1

Встреча гостей.

1

1

Подарки.

1

1

8

Праздничные блюда и напитки.

Подготовка. Покупки.

1

1

Мотивация к приготовлению праздничных блюд.

Овладение навыками работы в группе.

Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

Расширение кругозора.

Повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников.

Текущий

Компьютер, проектор

р, проектор.

Умение правильно выбрать продукты для праздничного стола.

Умение изготовить канапе,  праздничные шуточные лакомства.

Умение украсить блюда.

Умение красиво оформить напитки для подачи на стол.

Шуточные закуски

Канапе

1

1

Напитки

1

1

9.

Создание праздничных костюмов

Виды костюмов. Выбор материала и  инструментов

1

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Расширение кругозора.

Повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Знание видов костюмов материалов  для них, инструментов  для их изготовления, техники изготовления  простейшего карнавального костюма

Текущий

Компьютер, проектор, предметная наглядность (бумага, ленты, перья и др.)

Умение изготовить простейший карнавальный костюм

Техника изготовления карнавального костюма

1

1

Костюм быстрого приготовления

1

1

10.

Когда вечер на исходе.

Как лучше завершить праздник.

1

1

Мотивация к уборке квартиры/ дома

Повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах.

Овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Поддержка и стимулирование социальной активности

Текущий

Умение вежливо проводить гостей.

Умение произвести уборку  стола, помещения

Прощание с гостями.

1

1

 Уборка дома.

1

1

11.

Организация

семейного праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников).

День рождения

Новый год

8 Марта и др.

1

1

Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития

Овладение навыками эмоциональной саморегуляции

Владение различными социальными ролями в коллективе

Повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах

Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников.

Поддержка и стимулирование социальной активности

Итоговый

Умения организации досугово-праздничной деятельности.

Умение создать сценарий праздника.

 Умение разучить песню.

Умение разучить танец

1

1

1

1


Список литературы

1. Д.В. Григорьев Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие

для учителей, М.: Просвещение, 2011

2. М. Дюнн Всё о детской вечеринке/ М.Дюнн.- М., 1995.

3. Г.Н. Тубельская Детские праздники в семье/ Г.Н.Тубельская. – М., 2000.

4. С.А. Шмаков Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому/

С.А.Шмаков.-М., 2001.

5. С.А.Шмаков Её величество - игра / С.А.Шмаков.-М., 1992.

Интернет-ресурсы

  1. http://progimnaziya.shebekino.ru/documents/rab_pr_prazdn.pdf
  2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/134511-rabochaja-programma-vneurochnoj-dejatelnosti-.html
  3. http://infourok.ru/rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kultura_domashnego_prazdnika_dlya_uchaschihsya_4-h-355464.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

Пояснительная записка         Понимание  воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» 1-4 класс

Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального обще...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное  направление)...