Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности во 2 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 2 класс | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности во 2 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, планом внеурочной деятельности и Положением о рабочей программе МАОУ НОШ № 53.
Программа разработана на учебный год (34 часа).
Цель программы: возрождение семейного чтения, как одной из составляющих ценностного уклада семейной жизни
1. Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- Чувство гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре своего народа, к правам и свободам человека.
- Соблюдение основных нравственных норм через освоение социальных ролей, моральных и этических норм поведения.
- Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Уважительное отношение к родителям, осознанное заботливое отношение к старшим и младшим, стремление к здоровому образу жизни.
- Чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Ценностное отношение к природе, окружающей среде.
- Трудолюбие, творческое отношение к учению и труду.
- Знания первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
- Оценочное отношение к действительности, критическая самостоятельность, углубленное аналитическое мышление и навыки поведения.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
- Овладеть логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ученик овладеет начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2. Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и народные сказки.
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление..
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого(работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки А. С. Пушкина»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой Б. С. Житкова «Семь огней» : оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-справочником Н. И. Сладкова
А. Брема «Азбука леса».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друзей!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-А. Гайдара «Военная тайна», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, любимые герои книг?».
По страницам книги С. Могилевской Птица-слава».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом литературном произведение».
Книги зарубежных писателей (3 ч)
Книги зарубежных писателей (Г. Андерсен, Р. Киплинг, Ш Перро ).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Л. Кассиль «Улица младшего сына». Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга Л. Козловой. «Толя Захарченко»
Творческая работа « Кто они -дети войны? »: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Библиотечные уроки (5 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о И. Крылове и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1 | История книги. Библиотеки | 4 | Поиск информации о первых книгах – сборниках, об истории возникновения книги |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 2 | Анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | Характеристика образов героев и персонажей. Сравнение иллюстрации с содержанием текста |
4 | Книги о родной природе | 2 | Составление небольших устных монологических высказываний |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | Определение жанра, темы и главной мысли. |
6 | Животные — герои детской литературы | 3 | Характеристика образов героев и персонажей. Сравнение иллюстрации с содержанием текста |
7 | Дети — герои книг | 2 | Составление небольших устных монологических высказываний |
8 | Книги зарубежных писателей | 3 | Выявление структурных частей произведения |
9 | Книги о детях войны | 3 | Оценка весомости приводимых доказательств и рассуждений. |
10 | Библиотечные уроки | 5 | Поиск дополнительной информации, используя справочную литературу. |
11 | Детско-родительский клуб «Читаем вместе» | 4 | Совместное чтение и обсуждение детских произведений. Инсценирование. Создание проектов. |
Итого: 34 часа |
Формы проведения занятий
- Урок
- Урок-путешествие
- Викторина
- Экскурсия с родителями в библиотеку
- Устный журнал
- Беседа
- Праздник Детской книги
- Читательский клуб с родителями
- Выставки работ учащихся и родителей (рисунки, книжки-малышки)
4. Формы и средства контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала
- взаимоконтроль — в процессе его отработки
- обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ
- тематический контроль — при проведении практических и
проектных работ в течение учебного года
- итоговый (годовая промежуточная аттестация)
5. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
- Интернет - ресурсы
- Учебное оборудование: технические средства (проектор, ноутбуки, принтер, сканер), мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии
- Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение» - Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
- Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс
Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандар...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 3 класс
Программа внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 4 класс
Программа внеурочной деятельности в 4 классе духовно-нравственного направления «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...