программа кружка "Мир, в котором я живу"
рабочая программа (2 класс) на тему
Экологический кружок для учащихся 2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_ya_zhivu._chernikova_o.b.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №20»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «Школа №20»
от августа г. №
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мир, в котором я живу»
Срок реализации программы 1 год
Возраст детей 7 – 9 лет
Автор: учитель начальных классов Черникова О.Б.
г. Нижний Новгород
2018 год
Программа экологического кружка «Мир, в котором я живу»
Постановка проблемы
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших школьников. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.
Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, групповая работа, исследовательская работа.
Основные направления курса – экология, изучение родного города.
Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» предназначена для 2 классов начальной школы и рассчитана на 36 часов.
Преподавание кружка «Мир, в котором я живу» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Мир, в котором я живу» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически - деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы:
дидактические игры, беседы, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это устные журналы, экологические игры, конкурсы.
Изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами, уходом за растениями, подкормкой птиц, выпуском листовок и плакатов способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на младших школьников.
Основное содержание:
Введение. Первые шаги по экологическим тропинкам - 4 часа
Природа – наш чудесный дом – 16 часов
Ключ к здоровью – 5 часов
Я и мир вокруг – 11 часов
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
- смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
- смогут применять свои знания на уроках и в жизни.
2. Тематическое планирование работы кружка
№ п/п | Тема | Теория | Вид деятельности |
Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа) | |||
1 | Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, правилам поведения в природе | Что изучает наука экология. Экологические факторы. | Беседа, инструктаж |
2
| Мы – жители планета Земля. Экологические проблемы, катастрофы | Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе? | Беседа |
3
| Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах | Народная мудрость о сохранении окружающего мира
| Экологическое лото (игра) |
4
| Учимся работать с энциклопедией | Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды энциклопедий. Подбор необходимого материала по заданной теме | Практикум |
Природа – наш чудесный дом (16 часов) | |||
5 | Что такое? Кто такой? Многообразие природы | Связи между живой и неживой природой | Беседа |
6 | Фенологические наблюдения «Осень в природе» | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Изготовление поделок из природного материала | Экскурсия, конкурс поделок |
7
| Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»
| Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!» | Дискуссия, конкурс рисунков |
8 | Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?» | Лесные ягоды и грибы (полезные и ядовитые) Сбор информации | Экопрактикум |
9
| Редкие и исчезающие растения | Знакомство с растениями, нуждающимися в охране. Основные причины их исчезновения. | Беседа |
10 | Исчезающие животные | Знакомство с животными, нуждающимися в охране. Основные причины их исчезновения. | Составление памяток по охране природы |
11
| Как растут деревья? | Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев. Хвойные и лиственные деревья. | Беседа |
12 | Роль деревьев в жизни людей и животных | «Съедобные» деревья. Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья | Беседа |
13 | По страницам лесной энциклопедии | Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса | Урок- игра |
14 | Что даёт комнатное растение человеку? | Разнообразие комнатных растений, их родина, роль в жизни человека | Исследовательская работа |
15 | Живи, ёлочка!
| Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?
| Выпуск агитационных листовок, конкурс альтернативных ёлочек |
16 | Зелёный мир на подоконнике | Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями. | Фотовыставка «Зелёный подоконник», уход за комнатными растениями |
17 | Растения, которые нельзя держать дома | Цветы-вредители, народные приметы | Беседа |
18
| Фенологические наблюдения «Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | Инструктаж, наблюдения за сезонными изменениями в природе | Инструктаж, экскурсия |
19
| Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?» | Зимующие птицы. Изготовление кормушек для птиц | Изготовление кормушек для птиц |
20 | Экологический марафон «Кормушка» | Подкормка птиц | Подкормка птиц. |
Ключ к здоровью (5 часов) | |||
21 | «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты» | Влияние витаминов на развитие организма. | Беседа- практикум |
22 | В гостях у доктора Айболита
| Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни. | Подбор материала для оформления уголка здоровья |
23 | Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть?
| Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. | Беседа |
24 | Учёба и здоровье | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. | Составление индивидуального режима дня
|
25 | Как нужно отдыхать на перемене и почему? | Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. | Составление физкультминуток |
Я и мир вокруг (11 часов) | |||
26
| Чудеса и тайны природы
| Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты | Работа со справочной литературой |
27
| Вода и жизнь
| Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.
| Изготовление плакатов, призывающих экономить воду |
28
| Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов
| Как растут водные растения? Кто живет в пресном водоеме? Птицы пресных водоёмов. | Беседа |
29 | Считаем, экономим, платим
| Бережное отношение к энергоресурсам. | Игровой тренинг |
30 | Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы» | Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе | Экскурсия, конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!» |
31 | Домашние питомцы в моей семье
| Рассказ о своих питомцах, их фотографии. | Фотовыставка «Домашние питомцы» |
32 | День Земли | Экологическая игра | Интеллектуальная игра |
33
| Анти - мусор
| Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно-экологической обстановки на своей улице | Изготовление агитационных листовок «Городу быть чистым!» |
34
| Заповеди чистого города
| Работа над мини- проектом «Каким я хочу видеть свой город?»
| Конкурс мини- проектов «Каким я хочу видеть свой город?»
|
35
| Промежуточная аттестация | Диагностическое исследование | Итоговое тестирование |
36 | Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг» | Закрепление знаний. Важность рационального использования и охраны окружающей природы, здоровья | Интеллектуальная игра-викторина |
Календарно-тематическое планирование работы кружка
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт |
Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа) | |||
1 | Что такое экология? Инструктаж по технике безопасности во время экскурсий, правилам поведения в природе | 03.09 | |
2 | Мы – жители планета Земля. Экологические проблемы, катастрофы | 10.09 | |
3 | Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах | 17.09 | |
4 | Учимся работать с энциклопедией | 24.09 | |
Природа – наш чудесный дом (16 часов) | |||
5 | Что такое? Кто такой? Многообразие природы | 01.10 | |
6 | Фенологические наблюдения «Осень в природе» | 08.10 | |
7 | Занятие – дискуссия «Можем ли мы прожить без природы» | 15.10 | |
8 | Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды и грибы?» | 22.10 | |
9 | Редкие и исчезающие растения | 29.10 | |
10 | Исчезающие животные | 12.11 | |
11 | Как растут деревья? | 19.11 | |
12 | Роль деревьев в жизни людей и животных | 26.11 | |
13 | По страницам лесной энциклопедии | 03.12 | |
14 | Что даёт комнатное растение человеку? | 10.12 | |
15 | Живи, ёлочка!
| 17.12 | |
16 | Зелёный мир на подоконнике | 24.12 | |
17 | Растения, которые нельзя держать дома | 31.12 | |
18 | Фенологические наблюдения «Зима – покой природы». Инструктаж по правилам личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | 14.01 | |
19 | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?» | 21.01 | |
20 | Экологический марафон «Кормушка» | 28.01 | |
Ключ к здоровью (5 часов) | |||
21 | Беседа-практикум «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продуты» | 04.02 | |
22 | В гостях у доктора Айболита
| 11.02 | |
23 | Я и моё здоровье. Может ли Земля болеть?
| 18.02 | |
24 | Учёба и здоровье | 25.02 | |
25 | Как нужно отдыхать на перемене и почему? | 04.03 | |
Я и мир вокруг (11 часов) | |||
26
| Чудеса и тайны природы
| 11.03 | |
27
| Вода и жизнь
| 18.03 | |
28
| Мир прудов, ручьев и речек. Загрязнение водоёмов
| 25.03 | |
29 | Считаем, экономим, платим
| 01.04 | |
30 | Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы» | 08.04 | |
31 | Домашние питомцы в моей семье
| 15.04 | |
32 | День Земли. Экологическая игра | 22.04 | |
33
| Анти - мусор
| 29.04 | |
34
| Заповеди чистого города
| 06.05 | |
35
| Промежуточная аттестация | 13.05 | |
36 | Обобщающий урок-викторина «Я и мир вокруг» | 20.05 |
Литература:
1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
2.Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
3.Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
4.Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
5.Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
6.Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
7.Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
8. Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
9.Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Даты | № недели | Количество часов 1 год обучения | ||
сентябрь | 01.09. | 1 | Н | |
03.09.–08.09 | 2 | 1 | ||
10.09.–15.09. | 3 | 1 | ||
17.09.- 22.09. | 4 | 1 | ||
24.09-29.09 | 5 | 1 | ||
октябрь | 1.10-6.10 | 6 | 1 | |
8.10-13.10 | 7 | 1 | ||
15.10-20.10 | 8 | 1 | ||
22.10-27.10 | 9 | 1 | ||
29.10-3.11 | 10 | 1 К | ||
ноябрь | 5.11-10.11 | 11 | Н | |
12.11-17.11 | 12 | 1 | ||
19.11-24.11 | 13 | 1 | ||
26.11 – 01.12 | 14 | 1 | ||
декабрь | 3.12-8.12 | 15 | 1 | |
10.12-15.12 | 16 | 1 | ||
17.12-22.12 | 17 | 1 | ||
24.12-29.12 | 18 | 1 | ||
31.12-5.01 | 19 | 1К | ||
январь | 7.01-12.01 | 20 | Н | |
14.01-19.01 | 21 | 1 | ||
21.01-26.01 | 22 | 1 | ||
28.01-1.02 | 23 | 1 | ||
февраль | 4.02-9.02 | 24 | 1 | |
11.02-16.02 | 25 | 1 | ||
18.02-23.02 | 26 | 1 | ||
25.02-2.03 | 27 | 1 | ||
март | 4.03-9.03 | 28 | 1 | |
11.03-16.03 | 29 | 1 | ||
18.03-23.03 | 30 | 1 | ||
25.03-30.03 | 31 | 1К | ||
апрель | 1.04-6.04 | 32 | 1К | |
8.04-13.04 | 33 | 1 | ||
15.04-20.04 | 34 | 1 | ||
22.04-27.04 | 35 | 1 | ||
29.04-4.05 | 36 | 1 | ||
май | 6.05-11.05 | 37 | 1 | |
13.05-18.05 | 38 | 1А | ||
20.05-25.05 | 39 | 1 | ||
27.05-31.05 | 40 | Н | ||
июнь | 3.06-8.06 | 41 | Н | |
10.06-15.06 | 42 | Н | ||
17.06-22.06 | 43 | Н | ||
24.06-29.06 | 44 | Н | ||
июль | 1.07-6.07 | 45 | Н | |
8.07-13.07 | 46 | Н | ||
15.07-20.07 | 47 | Н | ||
22.07-27.07 | 46 | Н | ||
29.07-03.08 | 48 | Н | ||
август | 5.08-10.08 | 49 | Н | |
12.08-17.08 | 50 | Н | ||
19.08-24.08 | 51 | Н | ||
26.08-31.08 | 52 | Н | ||
всего учебных недель/ часов | 39 | |||
всего часов по программе | теор | 26 | ||
практ | 10 |
Условные обозначения: в Ведение занятий по расписанию
Промежуточная аттестация
К Каникулярный период
Проведение занятий не предусмотрено расписанием
Праздничные дни: 5 ноября, 7 января
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Презентация воспитательной программы Мир в котором я живу
В программе представлена система воспитательной работы на 4 года....
Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"
Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...
Программа:Край, в котором я живу!
Для 1-4 классов...
Воспитательная программа " Мир, в котором я живу"
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу...
Программа "Мир в котором мы живем"
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности....
Программа "Край, в котором я живу"!
Прогрмма "Край, в котором я живу"...