Программа факультатива "Край, в котором я живу"
рабочая программа (4 класс) по теме

Батурина Нина Андреевна

Основная цель программы:

обогащение знаний детей о родном крае.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- повышение  учебной  мотивации,  познавательных  способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребенка;

-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;

- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультатива

«Край, в котором я живу»

                                Пояснительная записка

«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:

они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,

 плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви

к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».

И. Эренбург

        В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл школьного предмета  «Окружающий мир», в частности факультатива «Край, в котором я живу».

        Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность. За прошедшие годы на республиканских конференциях неоднократно рассматривались проблемы краеведческо - поисковой работы учащихся начальной школы. В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Курс «Краеведение»  поможет сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Сосновоборске и Красноярском крае..

        Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что  заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское  поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому  программа факультатива «Край, в котором я     живу» включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.

        В основное содержание    программы  факультатива   включены -  проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Основная цель программы:

обогащение знаний детей о родном крае.

Отсюда вытекают задачи:

  • Заложить основы краеведческой  работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
  • Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.

        Программа составлена в соответствии в дополнении к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс .

        Программа рассчитана на 34 часа, которая может  реализовываться  в 4 классе факультативно.

 

Предполагаемые результаты реализации программы:

- повышение  учебной  мотивации,  познавательных  способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребенка;

-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;

- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.

Учебно-тематическое планирование  

Название темы

Количество часов

Формы проведения

всего

теор.

практ.

1.

Географическое положение  Красноярского края

2

0,5

0,5

беседа,

 работа с картой

2.

Климат. Природные зоны Красноярского края

4

0,5

0,5

рассказ,

работа с картой

3.

Растительный мир  Красноярского края

6

2

2

беседа, экскурсия,

исследование, проекты

4.

Животный мир  Красноярского края.

5

2

беседа, экскурсия

5.

Водные ресурсы  Красноярского края

4

0,5

0,5

беседа, работа с картой

6.

Полезные ископаемые  Красноярского края.

4

1

1

беседа,

работа с картой,

7.

Влияние  деятельности   человека на окружающую среду.

4

1

1

беседа

8.

Урок – обобщение.

2

1

9.

История нашего края.

4

1

1

беседа,

экскурсия

10.

Такой незнакомый знакомый Сосновоборск.

4

1

3

беседа, экскурсия,

исследование

11.

Памятные места Красноярского края.

4

1

3

беседа, экскурсия, исследование, проекты

12.

Что дает наш край стране?

4

1

1

рассказ,

экскурсия

13.

Ими гордимся мы, ими гордится страна.

6

1

2

рассказ,

литературная гостиная

14.

След ВОВ в Красноярском крае.

5

1

1

экскурсия, рассказ, проекты

Урок  -обобщение

15.

Я – житель города Сосновоборска.

4

2

Беседа, проекты

ИТОГО

34

13,05

10,05

Темы проектов:

  1. «Растительный мир Красноярского краи»:
  • Растения-целители;
  • Растения Красной книги  Красноярского края;
  • Многообразие растительного мира сообщества леса.
  1. «Такой незнакомый знакомый Сосновоборск»:
  • «У каждой улицы своя история»;
  • «О чем рассказывает улица»;
  • «Родная улица моя»;
  • «Дом, в котором я  живу»;
  • «У Сосновоборска  улицы прямые».
  1. «С фотоаппаратом по городу Сосновоборска»:
  • «Любимый уголок города»;
  • «Парки и скверы  Сосновоборска»;
  • «Архитектурные памятники»
  • «Храмы  края»;
  • «Обелиски воинской славы»;
  • «Музеи города  Сосновоборска»

Содержание программы (34 часа)

Географическое положение  Красноярского края (1 час).

Географическое положение Красноярского края на карте мира, России. Соседи Красноярского края.  Протяженность Красноярского края с запада на  восток, с севера на юг..

Практическая работа с физической картой России.

Климат. Природные зоны Красноярского края (1 час).

Особенности рельефа Красноярского края. Особенности климатических условий Красноярского края. Сменяемость времен года. Природные зоны Красноярского края.

Практическая работа с картой природных зон России, картой Красноярского края.

Растительный мир Красноярского края (4 часа).

Многообразие растительного мира Красноярского края. Растения Красноярского края, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Красноярского  края».

Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».

Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Красноярского края».

Животный мир Красноярского края (2 часа).

Многообразие животного мира Красноярского края. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Красноярского края».  

Водные ресурсы  Красноярского края (1 час).

Главная река Красноярского края..

Практическая работа с картой Красноярского края.

Полезные ископаемые Красноярского края (2 часа).

Полезные ископаемые, добываемые  в Красноярском крае: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Красноярского края».

Влияние  деятельности   человека на окружающую среду (2 часа).

Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.

Практическая работа: составление баннеров.

История нашего края (2 часа).

История возникновения города  Сосновоборска Красноярского края. Гербы и флаги г. Сосновоборска и Красноярского края. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.  

Экскурсия в городской музей».

Такой незнакомый знакомый Сосновоборск (3 часа).

Экскурсия по городу Сосновоборск). Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».

Памятные места Красноярского края (4часа).

Заочное путешествие по памятным и историческим местам Красноярского края.  Знакомство с архитектурными памятниками Сосновоборска и Красноярского края.. Знакомство с историей создания  храма  Введенского г. Сосновоборска. Знакомство с  сохранившимися  храмами  Красноярского края.

Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».

Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Сосновоборску».

Что дает наш край стране? (2 часа).

Промышленность нашего края.

Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.

Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).

Знакомство с жизнью выдающихся людей  Красноярского края и Сосновоборска Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг  Красноярских  писателей.

След Великой Отечественной войны в  Красноярском крае (2 часа).

Рассказы детей о воевавших  родственниках детей.

Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».

Экскурсия  «Аллея Славы».

Я – житель города Сосновоборска (2 часа).

Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.

Практическая работа: составление генеалогического древа.

Литература

1.         Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)

2.        Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30 – 51 – 914 /16 // Межведомственный информационный бюллетень. – 2003. - № 4. – С. 24 – 30.

3.        Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С.2-11.

4.        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 128 с.2007.

5.        Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности  школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь (Библиотека журнала «Директор школы»), 2002. – 160 с..

6.        Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

7.        Савенков А. И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» / А. И. Савенков. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,

8.        Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: 1984.

9.        Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.

10..Интернет ресурсы

11.        Стариков П. П. Редкие и исчезающие виды животных Красноярского края/ П. П. Стариков. – Курган, Парус – М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Презентация воспитательной программы Мир в котором я живу

В программе представлена система воспитательной работы на 4 года....

Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"

Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям  грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...

Воспитательная программа " Мир, в котором я живу"

Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу...

Программа "Мир в котором мы живем"

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности....

Программа "Край, в котором я живу"!

Прогрмма "Край, в котором я живу"...