Программа факультатива "Край, в котором я живу"
рабочая программа (4 класс) по теме
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива
«Край, в котором я живу»
Пояснительная записка
«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:
они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,
плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви
к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».
И. Эренбург
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл школьного предмета «Окружающий мир», в частности факультатива «Край, в котором я живу».
Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность. За прошедшие годы на республиканских конференциях неоднократно рассматривались проблемы краеведческо - поисковой работы учащихся начальной школы. В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Курс «Краеведение» поможет сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Сосновоборске и Красноярском крае..
Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа факультатива «Край, в котором я живу» включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.
В основное содержание программы факультатива включены - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Отсюда вытекают задачи:
- Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
- Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
- Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
- Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.
Программа составлена в соответствии в дополнении к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс .
Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 4 классе факультативно.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Формы проведения | ||
всего | теор. | практ. | |||
1. | Географическое положение Красноярского края | 2 | 0,5 | 0,5 | беседа, работа с картой |
2. | Климат. Природные зоны Красноярского края | 4 | 0,5 | 0,5 | рассказ, работа с картой |
3. | Растительный мир Красноярского края | 6 | 2 | 2 | беседа, экскурсия, исследование, проекты |
4. | Животный мир Красноярского края. | 5 | 2 | беседа, экскурсия | |
5. | Водные ресурсы Красноярского края | 4 | 0,5 | 0,5 | беседа, работа с картой |
6. | Полезные ископаемые Красноярского края. | 4 | 1 | 1 | беседа, работа с картой, |
7. | Влияние деятельности человека на окружающую среду. | 4 | 1 | 1 | беседа |
8. | Урок – обобщение. | 2 | 1 | ||
9. | История нашего края. | 4 | 1 | 1 | беседа, экскурсия |
10. | Такой незнакомый знакомый Сосновоборск. | 4 | 1 | 3 | беседа, экскурсия, исследование |
11. | Памятные места Красноярского края. | 4 | 1 | 3 | беседа, экскурсия, исследование, проекты |
12. | Что дает наш край стране? | 4 | 1 | 1 | рассказ, экскурсия |
13. | Ими гордимся мы, ими гордится страна. | 6 | 1 | 2 | рассказ, литературная гостиная |
14. | След ВОВ в Красноярском крае. | 5 | 1 | 1 | экскурсия, рассказ, проекты |
Урок -обобщение | |||||
15. | Я – житель города Сосновоборска. | 4 | 2 | Беседа, проекты | |
ИТОГО | 34 | 13,05 | 10,05 |
Темы проектов:
- «Растительный мир Красноярского краи»:
- Растения-целители;
- Растения Красной книги Красноярского края;
- Многообразие растительного мира сообщества леса.
- «Такой незнакомый знакомый Сосновоборск»:
- «У каждой улицы своя история»;
- «О чем рассказывает улица»;
- «Родная улица моя»;
- «Дом, в котором я живу»;
- «У Сосновоборска улицы прямые».
- «С фотоаппаратом по городу Сосновоборска»:
- «Любимый уголок города»;
- «Парки и скверы Сосновоборска»;
- «Архитектурные памятники»
- «Храмы края»;
- «Обелиски воинской славы»;
- «Музеи города Сосновоборска»
Содержание программы (34 часа)
Географическое положение Красноярского края (1 час).
Географическое положение Красноярского края на карте мира, России. Соседи Красноярского края. Протяженность Красноярского края с запада на восток, с севера на юг..
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Красноярского края (1 час).
Особенности рельефа Красноярского края. Особенности климатических условий Красноярского края. Сменяемость времен года. Природные зоны Красноярского края.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Красноярского края.
Растительный мир Красноярского края (4 часа).
Многообразие растительного мира Красноярского края. Растения Красноярского края, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Красноярского края».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Красноярского края».
Животный мир Красноярского края (2 часа).
Многообразие животного мира Красноярского края. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Красноярского края».
Водные ресурсы Красноярского края (1 час).
Главная река Красноярского края..
Практическая работа с картой Красноярского края.
Полезные ископаемые Красноярского края (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Красноярском крае: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Красноярского края».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения города Сосновоборска Красноярского края. Гербы и флаги г. Сосновоборска и Красноярского края. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Экскурсия в городской музей».
Такой незнакомый знакомый Сосновоборск (3 часа).
Экскурсия по городу Сосновоборск). Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места Красноярского края (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Красноярского края. Знакомство с архитектурными памятниками Сосновоборска и Красноярского края.. Знакомство с историей создания храма Введенского г. Сосновоборска. Знакомство с сохранившимися храмами Красноярского края.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Сосновоборску».
Что дает наш край стране? (2 часа).
Промышленность нашего края.
Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Красноярского края и Сосновоборска Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг Красноярских писателей.
След Великой Отечественной войны в Красноярском крае (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Экскурсия «Аллея Славы».
Я – житель города Сосновоборска (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
Практическая работа: составление генеалогического древа.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)
2. Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30 – 51 – 914 /16 // Межведомственный информационный бюллетень. – 2003. - № 4. – С. 24 – 30.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21. – С.2-11.
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 128 с.2007.
5. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь (Библиотека журнала «Директор школы»), 2002. – 160 с..
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
7. Савенков А. И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я - исследователь» / А. И. Савенков. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,
8. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: 1984.
9. Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.
10..Интернет ресурсы
11. Стариков П. П. Редкие и исчезающие виды животных Красноярского края/ П. П. Стариков. – Курган, Парус – М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Презентация воспитательной программы Мир в котором я живу
В программе представлена система воспитательной работы на 4 года....
Авторская воспитательная программа "Мир, в котором Я живу"
Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Я надеюсь, что данный материал поможет классным руководителям грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении чет...
Программа:Край, в котором я живу!
Для 1-4 классов...
Воспитательная программа " Мир, в котором я живу"
Программа “Мир, в котором Я живу” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу...
Программа "Мир в котором мы живем"
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности....
Программа "Край, в котором я живу"!
Прогрмма "Край, в котором я живу"...