Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером"
рабочая программа (3 класс) на тему
Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пером» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в его будущей жизни.
«Радужный мир» - 3-я часть программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером». Материал курса направлен на понимание красоты мира как творения природы и человека, осознавшего её благотворное значение.
В третьем классе дети знакомятся с основами журналистской профессии, с человеческими и профессиональными качествами, необходимыми будущему человеку-журналисту. Занятия становятся настоящей творческой лабораторией, где на занимательном материале происходит знакомство с основными газетными жанрами и приёмами макетирования. В помощь начинающим журналистам в рабочей тетради помещены опорные схемы, вопросники, таблицы со специально подобранными эпитетами и сравнениями.
На протяжении всего курса юные журналисты учатся высказывать своё мнение, четко ставить вопросы, собирать новости, редактировать работы. Дети, получая первоначальные навыки работы с текстами, учатся выделять основную мысль, подбирать заголовки, сокращать и развертывать тексты, использовать как вывод пословицы и мудрые мысли.
В течение года дети учатся писать тексты в различных жанрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhu_otechestvu_perom.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей _________________ | по УВР | __________Л.В. Требтау |
Протокол №______________ | _________ (___________) | Приказ № ____________ |
от «____»____________2014г. | «____»_________2014г. | от «___» __________2014 г. |
Руководитель МО ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Служу Отечеству пером»
3 А класс
( начальное общее образование
уровень базовый)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по основам детской журналистики для учащихся начальных классов «Служу Отечеству пером» Т. В. Горчаковой и в соответствии с требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Составитель:
Кривошеева Клавдия Романовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категории
р.п. Благовещенка – 2014 г.
Пояснительная записка
В настоящее время система основного общего образования является первым и важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, создаются условия для становления их мировоззрения, отношения к себе и окружающим, закладываются основы умения учиться и организовывать свою деятельность. Эти направления развития личности являются приоритетными в Федеральном государственном стандарте нового поколения.
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
При разработке Программы за основу взяты концептуальные положения психолого-педагогической науки и практики: положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о вхождении ребенка в мир культуры, развитии его высших психических функций - воображения и творчества через общение с живым словом; положения В.А. Сухомлинского о доброте и совести как категориях нравственного развития человека; идеи Н.Е. Щурковой, основанные на признании личности ребёнка высшей ценностью, способной строить свою жизнь на основах Истины, Добра и Красоты.
В Программе учтены этические принципы, записанные в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста».
Целью Программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста через изучение основ детской журналистики.
Обучающие
- изучать основы журналистского мастерства;
- повышать речевую грамотность;
- обучать восприятию красоты окружающего мира через синтез слова и образа.
Воспитательные
- воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
- воспитывать любовь к красоте русской речи;
- воспитывать любовь к Родине;
- овладевать навыками работы в команде, объединённой единой целью;
- обучать этике общения.
Развивающие
- развивать стремление к самосовершенствованию через собственное литературное творчество;
- развивать эмоционально-смысловое восприятие мира посредством слова;
- формировать интерес к журналистике
Актуальность программы «Служу Отечеству пером» заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
В ходе реализации Программы у детей формируются ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, осознание своей роли и предназначения);
- общекультурная (знакомство с национальной и общечеловеческой культурой, с нравственно-этическими нормами жизни человека);
- учебно-познавательная (умение организовывать планирование собственной деятельности, давать оценку своей деятельности, задавать вопросы, работать с инструкциями, проектная деятельность);
- информационная (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, работать в группе);
- социально-трудовая (получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека, профориентация);
- личностное самосовершенствование (нравственное, интеллектуальное, физическое саморазвитие).
Новизной Программы является то, что она вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики. Творческое ознакомление с профессией журналиста помогает лучшему вхождению младшего школьника в современный мир, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей: литературой, изобразительным искусством, музыкой, природой, трудом, учат общению и дружелюбию.
Отличительной особенностью Программы «Служу Отечеству пером» является понимание детьми того, что за каждой профессией стоит, прежде всего, ЧЕЛОВЕК и качество его груда. Поэтому, какие нравственные качества усвоит ребенок, таким он и будет в своей профессии.
Человек, в детстве усвоивший высокие понятия ДОБРА, КРАСОТЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ сделает их критериями обустройства своей будущей жизни.
Занятия проводятся один раз в неделю, 35 часов в год .. Форма обучения - групповая.
Типология Программы
- общеразвивающая
- организационно-деятельностная
- коммуникативно-поведенческая
- профессионально-ориентированная
Основополагающие принципы программы
- личностный
- принцип творчества
- принцип ответственности
- принцип справедливости
- принцип системности и последовательности
- принцип психологической комфортности
Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пером» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в его будущей жизни.
«Радужный мир» - 3-я часть программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером». Материал курса направлен на понимание красоты мира как творения природы и человека, осознавшего её благотворное значение.
В третьем классе дети знакомятся с основами журналистской профессии, с человеческими и профессиональными качествами, необходимыми будущему человеку-журналисту. Занятия становятся настоящей творческой лабораторией, где на занимательном материале происходит знакомство с основными газетными жанрами и приёмами макетирования. В помощь начинающим журналистам в рабочей тетради помещены опорные схемы, вопросники, таблицы со специально подобранными эпитетами и сравнениями.
На протяжении всего курса юные журналисты учатся высказывать своё мнение, четко ставить вопросы, собирать новости, редактировать работы. Дети, получая первоначальные навыки работы с текстами: учатся выделять основную мысль, подбирать Заголовки, сокращать и развертывать тексты, использовать как вывод пословицы и мудрые мысли.
В течение года дети учатся писать тексты в различных жанрах.
В качестве образца для их написания служат творческие работы юных корреспондентов газеты-журнала «Добрята», в рубриках «Журналистское мастерство» и «Живое слово». Такая работа способствует практическому закреплению ранее изученных тем.
Полученные на занятиях знания гармонично дополняют основную школьную программу по обучению детей написанию сочинений в форме повествования, описания и рассуждения.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Оборудование и инструменты |
Введение | 2 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
1. | Каким должен быть журналист. | 1 | ||
2. | Газетные жанры. | 1 | ||
Газетный жанр - зарисовка | 3 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши, куклы, клей | ||
3. | Газетный жанр - зарисовка. | 1 | ||
4. | Рисуем словом. | 1 | ||
Литературные заготовки. | ||||
5. | Осенняя зарисовка. | 1 | ||
Заголовок | 1 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», | ||
6. | Заголовок — | 1 | ||
окошко для взгляда вперед. | ||||
Основы макетирования | 1 | Рабочая тетрадь | ||
7. | Макетирование странички. | 1 | ||
Слово - помощник журналиста | 2 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
8. | Слова - корабли мысли. | 1 | ||
9. | Красота слова. | 1 | ||
Иллюстрирование | 1 | Рабочая тетрадь, карандаши | ||
10. | Иллюстрирование текстов. | 1 | ||
Зимняя зарисовка | 2 | Рабочая тетрадь, карандаши | ||
11,12. | Волшебница-зима. | 2 | ||
Выпуск стенгазеты | 2 | Карандаши, фломастеры, бумага (ватман) | ||
13. | Подготовка к выпуску стенгазеты. | 1 | ||
14. | Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | ||
Дарим радость | 1 | |||
15. | Готовим новогодний подарок. | 1 |
Газетный жанр - заметка | 3 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
16. | Газетный жанр - заметка. | 1 | ||
17. | Виды заметок. | 1 | ||
18. | Мечта. | 1 | ||
Газетный жанр - отзыв | 2 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята» | ||
19. | Газетный жанр - отзыв. | 1 | ||
20. | Письмо другу. | 1 | ||
Дорогой героев | 1 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши, куклы | ||
21. | Самое дорогое. | 1 | ||
Заметка-размышление. | ||||
Выпуск стенгазеты | 3 | |||
22. | Праздник для мамы. | 1 | Карандаши, фломастеры, бумага (ватман) | |
23-24 | Выпуск стенгазеты к 8 Марта. | 2 | ||
Новости | 2 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
25. | Шесть вопросов новостей. | 1 | ||
26. | Путешествие в Страну Новостей. | 1 | ||
Подготовка | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | |||
к изучению интервью | 1 | |||
27. | В царстве книг. | 1 | ||
Весенняя зарисовка | 4 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши, фломастеры, цветная бумага | ||
28. | Весна-красна. | 1 | ||
Литературные заготовки. | ||||
29'. | Весенняя зарисовка. | 1 | ||
30-31. | Макетирование. | 2 | ||
Выпуск стенгазеты. | ||||
Этика журналиста | 4 | Рабочая тетрадь, журнал «Добрята», карандаши | ||
32. | Почему нужно быть добрым. | 1 | ||
33. | Мы строим Добрый мир. | 1 | ||
34-35. | Праздник юных журналистов. | 2 |
Содержание программы изучаемого курса
Введение (2 ч.)
Профессиональные и человеческие качества журналиста. Понятие жанра. Основные газетные жанры: заметка, зарисовка, отзыв. Их краткая характеристика.
Газетный жанр - зарисовка (7 ч.)
Определение газетного жанра - зарисовки. Работа по памятке. Наблюдения на улице. Литературные заготовки. Эпитеты и сравнения. Выстраивание текстов, редактирование.
Заголовок (1 час)
Заголовок - отражение темы текста. Назначение заголовка. Виды заголовков.
Основы макетирования (2 ч.)
Составление графического макета. Приемы макетирования.
Слово - помощник журналиста (2 ч.)
Мысль - основа слов и поступков. Формулирование мысли и ее письменное оформление. Слова, передающие красоту природы и человеческих отношений.
Иллюстрирование (2 час)
Тема текста и отражение ее в рисунке.
Выпуск стенгазеты (6 ч.)
Назначение стенгазеты. Выбор и оформление заголовка стенной газеты. Подбор, распределение материала.
Дарим радость (1 час)
Значимость подарка, его позитивное воздействие на человека. Новогодний подарок.
Газетный жанр - заметка (3 ч.)
Определение газетного жанра - заметки. Работа по памятке. Виды заметок: информационная и художественная. Заметка-размышление. Работа со словарем.
Газетный жанр - отзыв (3 ч.)
Определение газетного жанра - отзыва. Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Отзыв по заметке. Письмо другу.
Дорогой героев (1 час)
Значение слов «Подвиг», «Герой». Заметка-размышление по плану-вопроснику.
Новости (3 ч.)
Вопросы новостей. Новость одной строкой. Сбор новостей в школе. Написание информационной заметки при помощи основных вопросов.
Подготовка к изучению интервью (2 час)
Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. Работа со словарем. Вопросы-помощники для написания заметки.
Этика журналиста (4 ч.)
Добро - как основа жизни. Нравственные качества журналиста. Ответственность за слово. Заметка-размышление.
Планируемые образовательные результаты
Интегрированным результатом реализации программы будет сформированность нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста, показателем чего станут следующие знания, умения, навыки, компетенции.
Обучающиеся будут иметь:
- твердые убеждения о значении нравственной системы ценностей;
- целостное мировоззрение;
- ассоциативное и творческое мышление;
- высокий уровень речевого развития;
- высокую культуру общения со взрослыми и сверстниками;
- основы гражданского самосознания.
Будут знать:
- нравственно-этические нормы поведения;
- основы журналистского мастерства;
- какое значение имеет газета в деле формирования положительных человеческих качеств;
- как и где собрать нужную информацию.
Будут уметь:
- видеть красоту мира и выражать её в творческих работах;
- писать материалы в изучаемых газетных жанрах;
- использовать мультимедийные технологии в оформлении творческих работ;
- выпускать школьную газету, работать в пресс-центре;
- готовить собственные материалы для творческого сборника;
- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты.
В ходе реализации Программы у обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые конкретизируются через следующие группы результатов.
Личностные результаты;
развитие нравственных качеств,
формирование межличностных отношений;
развитие трудовых навыков.
Метапредметные результаты
- знакомство с основами журналистской деятельности;
- овладение первоначальными оформительскими навыками;
- развитие творческих и литературных способностей;
- знакомство с произведениями писателей и сверстников на нравственные, патриотические, экологические темы;
- получение знаний о Родине и родном крае;
- получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях;
- знакомство с произведениями русских композиторов, художников и творчеством народных умельцев;
- работа со словарями.
Предметные результаты:
- знакомство с газетными жанрами;
- написание творческих работ в основных газетных жанрах;
- овладение журналистскими терминами;
- публикации в газете-журнале «Добрята»;
- выпуск стенгазет;
- издание информационных листков;
- выпуск классных и школьных газет.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Всероссийская увлекательно-познавательная полноцветная газета-журнал «Добрята»
Т. В. Горчакова «Служу Отечеству пером». Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики для начальных классов. - Томск: Твердыня, 2013.
«Радужный мир». Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. – Томск: Твердыня, 2014.
«Радужный мир» Методическое пособие к рабочей тетради по основам детской журналистики. - Томск: Твердыня, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная образовательная программа по основам православной культуры 1-2 класс
Экспериментальная образовательная программа по основам православной культуры 1-2 класс ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
Выступление на методическом объединении...
Образовательная программа кружка «Основы православной культуры»
Образовательная программа кружка «Основы православной культуры» 2 классУчебник А.В. БородинойИстория религиозной культуры. Основы православной культуры: М...
Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности (Детская художественная студия «Палитра красок»)
Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, ...
Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»
Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...
Рабочая программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» для учащихся 1 класса
Рабочая программа по основам детской журналистики «Золотое перышко» для 1 класса. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического т...
Рабочая программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» 4 класс
Рабочая программа курса «Служу Отечеству пером» для 4 класса. Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждает детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости ...
Комментарии
Спасибо большое за Ваш
Спасибо большое за Ваш материал!