Рабочая программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Тарлыкова Светлана Павловна
Рабочая программа курса «Служу Отечеству пером» для 4 класса. Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждает детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего мира, наполняя его красотой и добротворчеством. Продолжая познавать окружающий мир, дети-юные журналисты стремятся выразить себя в творческой деятельности. И в этом им помогает всероссийская газета-журнал «Добрята». Публикации юных корреспондентов, служат образцом для приобретения писательских навыков, примером достойного поведения в социуме, а также помогают детям выбрать тему для творческой работы, подобрать заголовок, создать собственный «Уголок юного журналиста». Изречения мыслителей разных времён и народов на страницах журнала подвигают к размышлению и формирования мировоззрения. Изучая курс проекта «Школьная газета в начальных классах» юные журналисты расширяют знания о таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению. На занятиях дети освоят новые для них газетные жанры: интервью и репортаж. Работа с этими газетными жанрами полезна не только для учебного процесса, но и для собственного воспитания и саморазвития. Ведь для того, чтобы взять интервью или сделать репортаж, нужно хорошо вникнуть в суть проблемы, раскрыть тему, чётко и грамотно сформировать вопросы, а главное – выработать в себе необходимые качества характера: ответственность, мужество, внимательность, аккуратность, благодарность. Большое внимание при изучении детьми газетных жанров в четвёртом классе, отводится редактированию работ. Используя памятки редакторской правки, дети учатся анализировать, выделять главное, делать выводы, правильно оформлять работу. Такой вид деятельности оказывает неоценимую помощь при обучении детей в среднем звене, где главной трудностью школьников является освоение больших объёмов текста по разным предметам. Совершенствованию творческих способностей детей и воспитанию в них чувства красоты, способствует привитие оформительских навыков. На занятиях дети учатся оформлять информационные листки, делать стенгазеты, красочно оформлять каждую творческую работу для авторской книги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бийска Алтайского края

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

протокол № 5

от 31.05.2019 г.

Согласовано

заместитель директора

по УВР

 МБОУ «СОШ №1»

_______/В.В.Шипилова/

от 31.05.2019 г.

Принято

Педагогическим

советом

МБОУ «СОШ № 1»

протокол № 1  

от 30.08.2019 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ №1»

___________/

О.Н. Викарчук/

приказ № 236

от 30.08.2019 г.

Рабочая программа курса

по основам детской журналистики

«Служу Отечеству пером»

4 - а класс

Учитель: Тарлыкова Светлана Павловна

Квалификационная категория: высшая

2019 – 2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                Стр.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………. 3
  1. Планируемые результаты курса …………………………………………………. 6
  2. Формы организации деятельности участников занятий ………………………..7
  1. Календарно-тематическое планирование ……………………………………………8                                                                        
  2.  Лист внесения изменений …………………………………………………………… 11

I. Пояснительная записка 

        Рабочая программа курса «Служу Отечеству пером» для 4 класса А составлена на основании следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
  2. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  3. приказа МБОУ «СОШ № 1» от 23.06.2015 № 163 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 1»;
  4. приказа МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2019 № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
  5. приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
  6. приказа МБОУ «СОШ № 1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «СОШ № 1»;
  7. авторской программы «Служу Отечеству пером» по основам детской журналистики (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва. Проект «Школьная газета в начальных классах». Томск: Издательство «Твердыня», 2011).

Авторами предусмотрено 32 часа в год (1 час в неделю) 32 рабочих недели, но согласно пункту 6 и 7 в пояснительной записке, предмет будет проводится 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели.

        Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждает детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего мира, наполняя его красотой и добротворчеством.

        Продолжая познавать окружающий мир, дети-юные журналисты стремятся выразить себя в творческой деятельности. И в этом им помогает всероссийская газета-журнал «Добрята». Публикации юных корреспондентов, служат образцом для приобретения писательских навыков, примером достойного поведения в социуме, а также помогают детям выбрать тему для творческой работы, подобрать заголовок, создать собственный «Уголок юного журналиста». Изречения мыслителей разных времён и народов на страницах журнала подвигают к размышлению и формирования мировоззрения.

        Изучая курс проекта «Школьная газета в начальных классах» юные журналисты расширяют знания о таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению.

        На занятиях дети освоят новые для них газетные жанры: интервью и репортаж. Работа с этими газетными жанрами полезна не только для учебного процесса, но и для собственного воспитания и саморазвития. Ведь для того, чтобы взять интервью или сделать репортаж, нужно хорошо вникнуть в суть проблемы, раскрыть тему, чётко и грамотно сформировать вопросы, а главное – выработать в себе необходимые качества характера: ответственность, мужество, внимательность, аккуратность, благодарность.

        Большое внимание при изучении детьми газетных жанров в четвёртом классе, отводится редактированию работ. Используя памятки редакторской правки, дети учатся анализировать, выделять главное, делать выводы, правильно оформлять работу. Такой вид деятельности оказывает неоценимую помощь при обучении детей в среднем звене, где главной трудностью школьников является освоение больших объёмов текста по разным предметам.

        Совершенствованию творческих способностей детей и воспитанию в них чувства красоты, способствует привитие оформительских навыков. На занятиях дети учатся оформлять информационные листки, делать стенгазеты, красочно оформлять каждую творческую работу для авторской книги.

Цель: создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество.

Задачи

Обучающие:

  • расширить знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
  • закрепить умение писать зарисовки, заметки, отзывы;
  • учить писать интервью, репортажи;
  • учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;
  • вырабатывать умение переводить устную речь в письменную;
  • познакомить с основами редакторской правки;
  • отрабатывать навыки макетирования газетной полосы;
  • учить делать тематическую стенгазету;
  • учить оформлять странички авторской книги;
  • учить работать а в команде.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
  • развивать информационные компетенции (отбор, обработка, оформление материала);
  • развивать наблюдательность, воображение;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества;
  • воспитывать патриотические чувства;
  • учить этике общения;
  • Формировать эстетический вкус.

Требования к уровню подготовки учащихся

* Личностный блок

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

* Познавательный блок

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивный блок

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный блок

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

1.1 Планируемые результаты 

В рамках изучаемого курса необходимо знать:

  • особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
  • что такое макет газеты;
  • о значении позитивной информации для сознания читателя;
  • о пользе чтения для духовного роста человека.

В рамках изучаемого курса необходимо уметь:

  • собирать информацию;
  • писать материалы в основных газетных жанрах;
  • передавать в тексте позитивные настроения;
  • высказывать свои убеждения;
  • размышлять на заданную тему;
  • анализировать текст;
  • макетировать газетные полосы;
  • композиционно оформлять странички авторской книги;
  • работать в команде.

Особенности занятий

  • проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и введению в тему занятия;
  • использование рабочей тетради «Звонкий голос детства»;
  • применение вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;
  • использование позитивных текстов;
  • написание собственных творческих работ в изученных газетных жанрах;
  • наблюдения на улице для описания восприятия природы;
  • оформление страниц авторской книги;
  • театрализация отдельных этапов занятия;
  • музыкальное сопровождение занятий.

Примечание:

На занятиях не обязательно использовать весь материал, данный в конспектах.

Необходимое оборудование:

  • рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства»;
  • папка журналиста;
  • 30 листов для авторской книги: на 15 цветных листов бумаги для принтера форматом А-5 наклеиваются за уголки клеем-карандашом альбомные листы размером 13х19см; на 15 цветных листов бумаги для принтера форматом А-5 наклеиваются за уголки клеем-карандашом тетрадные листы в клеточку размером 13х19см;
  • цветные карандаши, фломастеры;
  • блокноты;
  • магнитофон.

1.2 Формы  организации деятельности участников

учебно-воспитательного процесса

Задачи

Показатель

Содержание

Способ диагностики

Механизм отслежива

ния

Формирование понятия ПАТРИО

ТИЗМ

Понимание

Беседы, чтение художественных произведений, рисование.

Выставка детских творческих работ

Активное наблюде

ние.

Раскрытие смысла понятий: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ГЕРОИЗМ ПОДВИГ, БОГАТЫРЬ,

ПРИРОДА,
ДОБРО,
КРАСОТА.

Знание

Беседы, чтение художественных произведений, рисование.

Выпуск индивидуаль-

ных и коллективных

творческих работ.

Анализ рисунков.

Знакомство с народными героями

Понимание,

отношение

Беседы, чтение художественных произведений, рассказов.

Пересказ, тематическое рисование.

Анализ рисунков.

Итог 4-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих альбомов

- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото

проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.

II. Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером»

 4 класс А

№ п/п

    (общий)

№ п/п

(разделам и темам)

Планируемая дата

Тема урока

1.1

09.09.19

В стране юных журналистов

1.2

16.09.19

Читать значит искать и находить

1.3

23.09.19

Газетные жанры. Газетный жанр – интервью.

1.4

30.09.19

Оформление уголка журналиста

1.5

07.10.19

Интервью на улице

1.6

14.10.19

Мы – художники оформители.

1.7

21.10.19

Заголовок.

1.8

11.11.19

Газетный жанр – зарисовка.

1.9

18.11.19

Газетный жанр – заметка. Виды заметок.

1.10

25.11.19

В школе много новостей - расскажи о них скорей!

1 триместр – 10 ч.

1.11

02.12.19

Информационная заметка.

1.12

09.12.19

Художественная заметка

2.1

16.12.19

Здравствуй, праздник Новый год!

2.2

23.12.19

Здравствуй, праздник Новый год!

2.3

13.01.20

Новости одной строкой.

2.4

20.01.20

Газетный жанр – отзыв.

2.5

27.01.20

Письмо другу.

2.6

03.02.20

Зимняя зарисовка.

2.7

10.02.20

Выставка творческих работ.

2.8

17.02.20

Защитники Отечества.

2.9

24.02.20

Выпуск стенгазеты.

2 триместр – 11 ч.

2.10

02.03.20

Мамин праздник.

3.1

06.03.20

Выпуск стенгазеты.

3.2

16.03.20

Репортаж с места события.

3.3

06.04.20

Редактирование репортажа.

3.4

13.04.20

День космонавтики.

3.5

20.04.20

Выпуск стенгазеты.

3.6

27.04.20

Мы – поэты.

3.7

04.05.20

Весна – красна.

3.8

11.05.20

День Победы.

3.9

18.05.20

Наш 4-й дружный класс!

3.10

25.05.20

Выпускаем стенгазету

3.11

Выпускаем стенгазету

3.12

Выпускаем стенгазету

3 триместр – 13 ч.

ИТОГО: 32 часа

III. Лист внесения изменений

Дата урока по журналу, на который была сделана корректи

ровка

Номера уроков, которые были интегрированы

(дополне

ны)

Тема урока, которая стала после интеграции

(дополнения)

Основание для корректировки

Подпись представителя администрации  школы, контролирующего выполнение корректировки

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Конц...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером"

Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пе­ром» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"

Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения  (270 часов).  Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю.  Продолжительность заня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»

В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...

Рабочая программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» для учащихся 1 класса

Рабочая программа по основам детской журналистики «Золотое перышко» для 1 класса. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического т...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....