Рабочая программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» 4 класс | 115.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Бийска Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1» протокол № 5 от 31.05.2019 г. | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1» _______/В.В.Шипилова/ от 31.05.2019 г. | Принято Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1» протокол № 1 от 30.08.2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1» ___________/ О.Н. Викарчук/ приказ № 236 от 30.08.2019 г. |
Рабочая программа курса
по основам детской журналистики
«Служу Отечеству пером»
4 - а класс
Учитель: Тарлыкова Светлана Павловна
Квалификационная категория: высшая
2019 – 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
- Пояснительная записка ………………………………………………………………. 3
- Планируемые результаты курса …………………………………………………. 6
- Формы организации деятельности участников занятий ………………………..7
- Календарно-тематическое планирование ……………………………………………8
- Лист внесения изменений …………………………………………………………… 11
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Служу Отечеству пером» для 4 класса А составлена на основании следующих нормативных документов и методических материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 23.06.2015 № 163 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 1»;
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2019 № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ № 1»;
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «СОШ № 1»;
- авторской программы «Служу Отечеству пером» по основам детской журналистики (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва. Проект «Школьная газета в начальных классах». Томск: Издательство «Твердыня», 2011).
Авторами предусмотрено 32 часа в год (1 час в неделю) 32 рабочих недели, но согласно пункту 6 и 7 в пояснительной записке, предмет будет проводится 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели.
Темы занятий, предложенные для изучения в четвёртом классе, побуждает детей к размышлению о значимости окружающего их мира, необходимости совершенствования себя, своего внутреннего мира, наполняя его красотой и добротворчеством.
Продолжая познавать окружающий мир, дети-юные журналисты стремятся выразить себя в творческой деятельности. И в этом им помогает всероссийская газета-журнал «Добрята». Публикации юных корреспондентов, служат образцом для приобретения писательских навыков, примером достойного поведения в социуме, а также помогают детям выбрать тему для творческой работы, подобрать заголовок, создать собственный «Уголок юного журналиста». Изречения мыслителей разных времён и народов на страницах журнала подвигают к размышлению и формирования мировоззрения.
Изучая курс проекта «Школьная газета в начальных классах» юные журналисты расширяют знания о таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка. Дети научатся различать виды и особенности этих жанров. Вопросы-подсказки, опорные схемы, словесные заготовки помогут детям в написании работ более глубоких по содержанию и красивых по изложению.
На занятиях дети освоят новые для них газетные жанры: интервью и репортаж. Работа с этими газетными жанрами полезна не только для учебного процесса, но и для собственного воспитания и саморазвития. Ведь для того, чтобы взять интервью или сделать репортаж, нужно хорошо вникнуть в суть проблемы, раскрыть тему, чётко и грамотно сформировать вопросы, а главное – выработать в себе необходимые качества характера: ответственность, мужество, внимательность, аккуратность, благодарность.
Большое внимание при изучении детьми газетных жанров в четвёртом классе, отводится редактированию работ. Используя памятки редакторской правки, дети учатся анализировать, выделять главное, делать выводы, правильно оформлять работу. Такой вид деятельности оказывает неоценимую помощь при обучении детей в среднем звене, где главной трудностью школьников является освоение больших объёмов текста по разным предметам.
Совершенствованию творческих способностей детей и воспитанию в них чувства красоты, способствует привитие оформительских навыков. На занятиях дети учатся оформлять информационные листки, делать стенгазеты, красочно оформлять каждую творческую работу для авторской книги.
Цель: создание условий для развития интереса к самосовершенствованию и самовыражению через собственное литературное творчество.
Задачи
Обучающие:
- расширить знания об особенностях газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- закрепить умение писать зарисовки, заметки, отзывы;
- учить писать интервью, репортажи;
- учить анализировать текст, определять его смысл и тему, подбирать заголовок;
- вырабатывать умение переводить устную речь в письменную;
- познакомить с основами редакторской правки;
- отрабатывать навыки макетирования газетной полосы;
- учить делать тематическую стенгазету;
- учить оформлять странички авторской книги;
- учить работать а в команде.
Развивающие:
- развивать коммуникативные компетенции (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
- развивать информационные компетенции (отбор, обработка, оформление материала);
- развивать наблюдательность, воображение;
- развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать в тексте свои чувства;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать патриотические чувства;
- учить этике общения;
- Формировать эстетический вкус.
Требования к уровню подготовки учащихся
* Личностный блок
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
* Познавательный блок
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
* Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный блок
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
1.1 Планируемые результаты
В рамках изучаемого курса необходимо знать:
- особенности газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;
- что такое макет газеты;
- о значении позитивной информации для сознания читателя;
- о пользе чтения для духовного роста человека.
В рамках изучаемого курса необходимо уметь:
- собирать информацию;
- писать материалы в основных газетных жанрах;
- передавать в тексте позитивные настроения;
- высказывать свои убеждения;
- размышлять на заданную тему;
- анализировать текст;
- макетировать газетные полосы;
- композиционно оформлять странички авторской книги;
- работать в команде.
Особенности занятий
- проведение хоровой речевой разминки, способствующей положительному эмоциональному настрою и введению в тему занятия;
- использование рабочей тетради «Звонкий голос детства»;
- применение вопросно-ответной формы работы, побуждающей к размышлению;
- использование позитивных текстов;
- написание собственных творческих работ в изученных газетных жанрах;
- наблюдения на улице для описания восприятия природы;
- оформление страниц авторской книги;
- театрализация отдельных этапов занятия;
- музыкальное сопровождение занятий.
Примечание:
На занятиях не обязательно использовать весь материал, данный в конспектах.
Необходимое оборудование:
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства»;
- папка журналиста;
- 30 листов для авторской книги: на 15 цветных листов бумаги для принтера форматом А-5 наклеиваются за уголки клеем-карандашом альбомные листы размером 13х19см; на 15 цветных листов бумаги для принтера форматом А-5 наклеиваются за уголки клеем-карандашом тетрадные листы в клеточку размером 13х19см;
- цветные карандаши, фломастеры;
- блокноты;
- магнитофон.
1.2 Формы организации деятельности участников
учебно-воспитательного процесса
Задачи | Показатель | Содержание | Способ диагностики | Механизм отслежива ния |
Формирование понятия ПАТРИО ТИЗМ | Понимание | Беседы, чтение художественных произведений, рисование. | Выставка детских творческих работ | Активное наблюде ние. |
Раскрытие смысла понятий: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ГЕРОИЗМ ПОДВИГ, БОГАТЫРЬ, ПРИРОДА, | Знание | Беседы, чтение художественных произведений, рисование. | Выпуск индивидуаль- ных и коллективных творческих работ. | Анализ рисунков. |
Знакомство с народными героями | Понимание, отношение | Беседы, чтение художественных произведений, рассказов. | Пересказ, тематическое рисование. | Анализ рисунков. |
Итог 4-го года обучения: выпуск индивидуальных творческих альбомов
- брошюра «Проект: школьная газета в начальных классах». В пособии на конкретном примере дан алгоритм реализации проекта и разработаны рекомендации по его выполнению. Пособие содержит план работы кружка юных журналистов и работы пресс-центра, темы для творческих работ, фото
проектных листов, вопросы для анкетирования, рекомендации по работе с газетой в учебном процессе, словарь газетных терминов. Материал, представленный в пособии, будет интересен всем, кто создаёт школьную газету и принимает участие в проектной деятельности.
II. Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером»
4 класс А
№ п/п (общий) | № п/п (разделам и темам) | Планируемая дата | Тема урока |
1.1 | 09.09.19 | В стране юных журналистов | |
1.2 | 16.09.19 | Читать значит искать и находить | |
1.3 | 23.09.19 | Газетные жанры. Газетный жанр – интервью. | |
1.4 | 30.09.19 | Оформление уголка журналиста | |
1.5 | 07.10.19 | Интервью на улице | |
1.6 | 14.10.19 | Мы – художники оформители. | |
1.7 | 21.10.19 | Заголовок. | |
1.8 | 11.11.19 | Газетный жанр – зарисовка. | |
1.9 | 18.11.19 | Газетный жанр – заметка. Виды заметок. | |
1.10 | 25.11.19 | В школе много новостей - расскажи о них скорей! | |
1 триместр – 10 ч. | |||
1.11 | 02.12.19 | Информационная заметка. | |
1.12 | 09.12.19 | Художественная заметка | |
2.1 | 16.12.19 | Здравствуй, праздник Новый год! | |
2.2 | 23.12.19 | Здравствуй, праздник Новый год! | |
2.3 | 13.01.20 | Новости одной строкой. | |
2.4 | 20.01.20 | Газетный жанр – отзыв. | |
2.5 | 27.01.20 | Письмо другу. | |
2.6 | 03.02.20 | Зимняя зарисовка. | |
2.7 | 10.02.20 | Выставка творческих работ. | |
2.8 | 17.02.20 | Защитники Отечества. | |
2.9 | 24.02.20 | Выпуск стенгазеты. | |
2 триместр – 11 ч. | |||
2.10 | 02.03.20 | Мамин праздник. | |
3.1 | 06.03.20 | Выпуск стенгазеты. | |
3.2 | 16.03.20 | Репортаж с места события. | |
3.3 | 06.04.20 | Редактирование репортажа. | |
3.4 | 13.04.20 | День космонавтики. | |
3.5 | 20.04.20 | Выпуск стенгазеты. | |
3.6 | 27.04.20 | Мы – поэты. | |
3.7 | 04.05.20 | Весна – красна. | |
3.8 | 11.05.20 | День Победы. | |
3.9 | 18.05.20 | Наш 4-й дружный класс! | |
3.10 | 25.05.20 | Выпускаем стенгазету | |
3.11 | Выпускаем стенгазету | ||
3.12 | Выпускаем стенгазету | ||
3 триместр – 13 ч. | |||
ИТОГО: 32 часа |
III. Лист внесения изменений
Дата урока по журналу, на который была сделана корректи ровка | Номера уроков, которые были интегрированы (дополне ны) | Тема урока, которая стала после интеграции (дополнения) | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером
Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Конц...
Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...
Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером"
Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пером» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"
Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения (270 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю. Продолжительность заня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»
В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...
Рабочая программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» для учащихся 1 класса
Рабочая программа по основам детской журналистики «Золотое перышко» для 1 класса. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического т...
Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....