Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
статья по теме
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-nravstvennyh_kachestv_lichnosti.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
Выступление
на педагогическом совете
Учитель начальных классов
Е. М. Канавина
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, закладываются в человеке с раннего детства. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач и побед.
Сегодня, как никогда раньше, важным для педагога является обращение к духовным и нравственным истокам становления маленького человека.
К духовным и нравственным величинам относятся чувства, эмоции, мысли, убеждения, желания, сознание, мышление, мораль, устремления, и такие понятия, как культура, образованность, духовная красота, а также милосердие, любовь и многое другое.
Эти величины не измеришь метрами, не взвесишь, не пощупаешь, но они не менее материальных ценностей активно участвуют в нашей жизни. И более того, именно духовные и нравственные величины влияют на качество физических величин. К примеру, если человек сам добрый, уступчивый, миролюбивый, то эти качества повлияют и на его быт, и на круг его общения, и на возможность более удачно устроиться в жизни. И, наоборот, от злого, необщительного, придирчивого, жадного человека все желают держаться подальше. То есть качество духовных и нравственных ценностей определяет ценность материального мира.
Помочь в этом может программа внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером». Авторы программы - творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева).
С этой программой и ее авторами я познакомилась уже давно, несколько раз бывала на семинарских занятиях. Методические пособия и рабочие тетради я стала использовать на занятиях школьного пресс-центра. А когда пришлось выбирать направление во внеурочной деятельность, раздумывать я не стала. Прежде всего, мне хочется подготовить юнкоров для школьного пресс-центра.
Цель программы:
Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является частью большого Всероссийского проекта «Мы строим Добрый мир». Целью проекта является воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы человека.
Основополагающие принципы программы
Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
Принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра.
Принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей».
Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами».
Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса.
Принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.
На каком же материале авторы предлагают реализовывать все задачи?
Каждое занятие начинается с речевой разминки. Для этого авторами программы подобран замечательный материал: Короткие стихотворения, считалки, заклички.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Темы занятий говорят о нравственных качествах человека: «Дорога добра», «Жить – добро творить», «Учимся доброте». Даже герои рабочей тетради называются – Добринка и Добренок. Также мы называем и детей, занимающихся в нашем объединении – Добрята.
На занятиях мы слушаем музыкальные произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории. Авторы программы предлагают диски с аудио- и видеорядом к каждому занятию. Это замечательные народные песни, классическая музыка, детские песни, картин, фотографии.
Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребёнок познаёт сердцем родной народ, его традиции.
Не секрет, что дети не знают народных традиций, игр, примет, сказаний. Даже мифы Древней Греции читают чаще, чем славянские. В программе предусмотрено знакомство с мифологическими персонажами древних славян: Ярило, Коляда, Даждьбог, Лада. К празднику Защитников Отечества приурочены темы «Жить – родине служить», «Герои земли Русской».
В рабочих тетрадях очень тщательно подобраны литературные произведения. Преимущество отдано известным авторам: В. Катаев, В. Осеева, В. Сухомлинский, С. Михалков, к. Ушинский.
Вместе с тем, не оставлена и культура, и литература других народов. Читаем индийские, китайские, японские сказки, произведения зарубежных авторов о добре, справедливости, трудолюбии, честности, заботе.
Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу. Предлагаются такие темы: «Сказка волшебная – Русь», «Любимый город»
Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках.
Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.
На занятиях я использую работы старшеклассников нашей школы: фотографии, видеоролики, презентации, заметки, стихи. Ребята видят красоту родной природы, учатся гордиться своим краем. В то же время они видят пример старших товарищей, гордятся их успехами, успехами своей школы, верят в свои силы, понимают, что они смогут сделать работу также или еще лучше.
Отдельно хочется сказать о журнале «Добрята», который выпускается авторами этой образовательной программы. Очень красочное издание, в котором соавторами являются дети. Любой ребенок может написать маленькую заметку, нарисовать рисунок, сочинить сказку и отправить в редакцию газеты. Каждый, чей материал будет напечатан, становится корреспондентом журнала и получает удостоверение. Ребята нашего пресс-центра за участие в одном из конкурсов такие удостоверения получали.
В заключение хочется сказать, что авторский коллектив переработал программу в соответствии ФГОС и разработал на ее основе несколько программ по разным направлениям: патриотическому, духовно-нравственному, экологическому, трудовому и эстетическому. Так что любой учитель может выбрать программу для работы по своему вкусу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Педагогический опыт по ОРКСЭ....
Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером"
Занятия с детьми по программе «Служу Отечеству пером» в первом и втором классах были направлены на развитие у детей чувства красоты и осознания высоких нравственных ценностей, необходимых человеку в ...
Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.
Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....
Рабочая программа "Служу Отечеству пером"
Рабочая программа по основам детской журналистики для учащихся 4 класса "Звонкий голос детства"(организационно-деятельностная, профессионально-ориентированная). Данная программа обеспечивает условия д...
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной деятельности по программе "Служу Отечеству пером"
Образовательная программа по основам детской журналистики "Служу Отечеству пером" стала для меня помощницей во внеурочной деятельности с обучающимися, так как помогает детям стать успешными, любознате...
Программа "Служу Отечеству пером" как ресурс управления внеурочной деятельностью по ФГОС
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начальн...