Формирование патриотизма у младших школьников.
статья (3 класс) на тему

Михина Светлана Владимировна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  патриотизма у младших школьников.

С.В.Михина, учитель начальных классов МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского района.

               

                 Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

                                                                                                          Бернард  Шоу

В  соответствии  со Стандартом  начального общего образования на ступени начального   общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие  и  воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ( « портрет выпускника начальной школы»);

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки  перед семьёй и обществом;

(  Стандарты  второго поколения п.8.с.7 М. «Просвещение» 2011 год)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей  Родине.

Что значит любить Родину?  Значит ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о ёё будущем. Трепетная  любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться  чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане невозможно переоценить.

Патриотическое  воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и соответственно, развитие  качеств:  патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

С поступлением ребёнка в школу ребёнок впервые  начинает заниматься социально значимой общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Именно в школе должна быть сосредоточена гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане  России, является индикатором ценностного и морально – нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально–ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Эталон носителя нравственно - патриотических качеств культивируется на чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучении истории Отечества, гордости за её успехи и страдания за её неудачи, а главное – на желании созидать во благо Родины.

В своей работе по патриотическому воспитанию школьников я использую несколько направлений:

1.Историко - краеведческое направление. 

Это направление реализуется в соответствии с программой внеурочной деятельности « Краеведение». Задачами  данного курса являются следующие:

- формирование патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к культурному наследию родного края;

- становление духовно-нравственных качеств младших школьников;

- развитие творческой личности ребёнка в процессе осуществления его речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание положительных привычек учащихся начальных классов в организации  ими собственного досуга на основе изучения курса «Краеведение».

Изучение данного курса способствует созданию объективных условий для формирования исторического мышления. Ведь с самых первых уроков курса « Краеведение» у детей создаётся образ города Воронежа как прекрасного современного и старинного города. Школьники  знакомятся с героическим прошлым  и современными  достопримечательностями столицы  Черноземья, что воспитывает в них чувство гордости за дела предков и современников.

 Знакомство с музеями и театрами, памятниками позволяет школьникам понять особенности культурной жизни города Воронежа и в меру своих возможностей поучаствовать в ней. В классе стали традиционными экскурсии в школьный краеведческий музей «Деревенька моя». По данному направлению дети выполнили проект « Моя  Родина».

2. Литературно-музыкальное направление  отвечает за духовное становление личности ребёнка. В этом направлении нам помогают произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

3.Гражданско-патриотическое направление - формирование гражданской позиции служения своему народу. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Классный час на  тему: « Самые главные слова: Родина, мир, труд», спортивный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «Папа, мама, я – спортивная семья», КТД  « По страницам Великой Отечественной войны», КТД « С Днём рождения, Росинки!», День героев Отечества и др. Классный час на тему: «Страна, в которой я живу» способствовал формированию у детей представления о стране, в которой они живут, познакомил с понятиями « государство», « гражданин», «патриот», с государственными символами - флагом, гербом и гимном. На классном часе дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, слушают гимн Российской Федерации. Каждый год вместе с родителями, учителями, жителями села ребята  принимают участие в митинге 9мая «О прошлом память сохраним», который проходит в центре села рядом с памятником погибшим воинам во время Великой Отечественной Войны. Среди  них три воина удостоены звания  Героя Советского Союза: Кострыкин  Афанасий  Георгиевич, Лепёхин Гавриил Васильевич, Ситников Василий Егорович. Такие  мероприятия  способствуют формированию у детей чувства принадлежности  к родной стране.  На  классном  часе  по теме «Такие разные профессии»  у детей формировались первоначальные представления о профессиональной деятельности людей в городе и на селе, прививалась любовь к труду, воспитывалось уважительное отношение к людям труда. В процессе беседы обсуждалось: «В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?»Вывод: Каждый должен постараться сам сделать  что-то доброе и нужное для своей школы, своего села, улицы, дома.

4.Эколого-туристическое направление - воспитание любви к природе, защите её от загрязнения, приобретение навыков бережного отношения к природе. На уроках литературного чтения дети знакомятся с разными  сказками. Среди них есть и сказки о животных. Ещё Сухомлинский писал « Сказка неотделима от красоты…Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И нее только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.» В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений. Если ребёнок  сам придумал сказку, « связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира - значит  можно сказать, что он научился мыслить». Экскурсии в Шипов лес, на водоём, на луг, сезонные экскурсии в сельский парк не могут  оставить ребят равнодушными ко всему живому.  Нельзя воспитать у ребёнка любовь к Родине, не пробудив у него любовь к деревьям, цветам, насекомым, птицам , тишине и покою отчего дома. Девизом работы в данном направлении должны стать слова М.М.Пришвина «Любить природу - значит любить Родину»

5. Физкультурно-оздоровительное  направление ориентировано на  развитие ловкости, выносливости, силы и  здоровьесбережения. Уже традиционным стало проведение в нашей школе  « Дней Здоровья», спортивных  праздников, конкурсов к 23февраля и 8 марта. Дети с удовольствием участвуют в «Весёлых стартах», разучивают русские народные игры. А уж урок физкультуры остаётся любимым у большинства ребят.

 Итак, патриотическое воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить людей, которые будут использовать полученные знания и умения на благо Родины.

         

                                              Литература

1.Стандарты  второго поколения п.8.с.7 М. «Просвещение» 2011 год.

2.Журнал начальная школа№11, 2009год ,стр. 64

3.Интернет-ресуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.

К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим....

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

Из опыта работы "Формирование патриотизма у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Из опыта работы "Формирование патриотизма у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"...