Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы
опыты и эксперименты (2 класс) по теме
Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikatsionnaya_rabota.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муравьихинская средняя общеобразовательная школа»
Дальнеконстантиновского муниципального района
«Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы»
Выполнила: учитель начальных классов
Чанаева Светлана Васильевна
Педагогический стаж - 26 лет
Квалификационная категория - высшая
2015 год
Введение
«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству –
вот единственная цель моей жизни,
и к ней-то я должен направлять все свои способности»
К.Д. Ушинский
Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества, несмотря на то, что эти чувства в нашем обществе подвергаются серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое. Тревожит настоящее и будущее. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А.Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего
3
поколения. Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания в работах Т.Н. Дороновой, в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания. Исследователи С.А.Козлова и Т.А.Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей – младшего школьного возраста через познание Родины – России. Изучаются вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т. И.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию младших школьников является приобщение их к традициям и обычаям семьи, школы, села, области, страны. Дети должны не только знать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Первые чувства патриотизма, насколько они доступны детям младшего школьного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: младшим школьникам доступно чувство любви к родному селу, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему
4
отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на
которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.
Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от педагога, который является носителем ценностей, старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному городу, краю, Отечеству. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности области. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного села, области со всей страной. С детьми младшего школьного возраста уже можно так строить работу, чтобы каждый обучающийся проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
5
Чтобы проводить работу с детьми младшего школьного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, человек, – любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
В рамках проекта «Формирование патриотического воспитание младших школьников средствами краеведческой работы» были использованы следующие нормативные документы: закон «Об образовании РФ»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г).
Использованную литературу условно можно разделить на две группы. Первая группа – книги и пособия, выполняющие информационную функцию, которые помогали восполнить дефицит собственных познаний по данной теме. Вторая группа – книги и пособия, имеющие методическую направленность, которые оказывали помощь в подготовке и проведении занятий, мероприятий в рамках изучаемой темы.
В основу проекта «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения» положены следующие подходы:
6
- Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка.
- Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
- Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях.
- Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Приоритетные принципы проекта:
- Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
- Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов деятельности младших школьников.
- Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог – ребенок – семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
- Сочетание научности и доступности исторического материала
- Последовательность в гражданско-патриотическом формировании
7
личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя
семья – мой край – моя страна).
- Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта обучающихся.
Идеи, способствующие успешной реализации проекта:
- Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
- Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
- Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
- Обучая ученика, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.
Актуальность и перспективность проекта
Актуальность проекта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:
- между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
- между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
- между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по патриотическому воспитанию.
8
Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.
Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в создании системы патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью к ее защите.
Проект «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведческой работы» содержит теоретические и практические
9
материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства
патриотизма у детей.
В рамках проекта представлены:
- поэтапно-перспективные планы работы с детьми, способствующие эффективному и системному усвоению знаний о своей стране, родном крае, городе в котором они живут (Приложение 1);
- разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, сценарии праздников, развлечений, которые призваны формировать интерес к народным традициям, развивать чувство ответственности, гордости за свою страну;
- презентация авторских дидактических игр;
- адаптированные познавательные рассказы о родном крае;
- тематические альбомы (Приложение 2,презентация);
- информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.
Адресность проекта
Представленный опыт ориентирован на педагогов начальной школы, младших школьников и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
Трудоемкость проекта
Решение проблемы воспитания патриотизма детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и
10
требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.
Технология проекта
Цель проекта:
создание условий для воспитания младших школьников гражданами своей Родины, уважающих свои корни, культуру, традиции своего родного края.
Задачи:
воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.
Предполагаемый результат проекта: формирование у младших школьников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите; накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.
Критерии эффективности проекта: обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с обучающимися; возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в школе и семье; активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов;
11
создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.
Этапы реализации проекта представлены в виде таблицы (Приложение 3).
Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности младшего школьного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы: Я, ты, он, она – вместе дружная семья; Моя страна – Россия; Люби и знай родной свой край; Наши праздники и традиции.
Раздел «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о школе; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных на территории села; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
Раздел «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
Раздел «Люби и знай, родной свой край» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии родного края; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.
Раздел «Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного села, своего класса, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто
12
излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа. Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». ...
В основу проекта положены методы обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности.
В соответствии с этими методами представлен алгоритм технологии ознакомления детей с окружающей действительностью своей страны, родного края. Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, и исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии (Приложение 4).
Для решения дидактических задач использовались наглядные средства: специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии; творческие и тематические игры; разучивание стихов, песен, потешек, закличек; звукозапись; дидактическая и ролевая игры; просмотр видеоматериалов.
Для развития потенциальных возможностей и активизации процесса обучения детей использовались разнообразные формы обучения: занятия и их построение; целевые прогулки; экскурсии; чтение художественной и
13
познавательной литературы; использование игр для закрепления знаний и впечатлений; праздники и традиции; совместная деятельность с родителями (Приложение 5).
Результативность проекта
Результативность педагогического проекта «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения» определяется по критериям представленных в виде диагностических карт.
Оценочным ключом для фиксации диагностического обследования детей, является система уровней, соответствующих параметрам младшего школьника.
Проводимое диагностическое обследование показало уровень сформированности патриотического сознания младшего школьника. Результаты обследования представлены в диаграммах.
Положительная динамика роста сформированности патриотического сознания детей представлена в диаграмме.
Опираясь на показатели и критерии обследования индивидуальный портрет воспитанников можно представить в виде схемы.
Надеюсь, что полученные в начальной школе знания пригодятся моим ученикам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.
Описание проекта
Я работаю в МБОУ Муравьихинская СОШ с 1992 года. Преподаю в начальной школе и являюсь классным руководителем.
14
Школа расположена на окраине села в парке, заложенном весной 1942 года в
честь будущей победы. Рядом находится сельский дом культуры, сельская библиотека. Таким образом, дети, проживающие в нашем селе, имеют возможность реализовать свои творческие способности. На базе нашей школы работают спортивные секции, кружки различного направления, где реализуются индивидуальные возможности школьников.
Над указанной темой начала работать в 2010-2011 учебном году. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры,
искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Работа была начата с диагностики фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению и социальной среды, в которой они растут и формируются.
Социальный паспорт класса: в классе 12 обучающихся, из них трое воспитываются в полных семьях.
Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся.
15
Диагностика проводилась по таким методикам, как:
Диагностика нравственной воспитанности
по методике М.И.Шиловой (Приложение 9)
Диагностика нравственной воспитанности
Диагностика проводилась в начале и конце каждого учебного года. После чего проводился анализ и намечался индивидуальный план работы.
Предварительная диагностика показала следующий уровень воспитанности школьников:
Входная диагностика показала следующие результаты (Приложение 6): высокий уровень — 17%, средний уровень — 57%, низкий уровень — 17%, невоспитанность – 9%.
Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества.
Проанализировав имеющиеся данные о знаниях учащихся, наметила для себя направления работы и составила систему воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственно-патриотических чувств. Она включает в себя работу с детьми, работу с родителями, работу с учреждениями дополнительного образования. Работу проводила планово, систематически, последовательно. Материал подбирала так, чтобы он был доступен детям, идя по пути от простого, близкого к более сложному, далекому (от своей улицы, улицы, на которой находится школа, до центра села). От единичного, конкретного, наглядного к общему с постепенным расширением знаний.
16
По итогам первого года работы над проектом результаты диагностики заметно улучшились (Приложение 7):
высокий уровень — 33%, средний уровень — 58%, низкий уровень — 9%, невоспитанность – 0%, а к завершению работы над проектом результаты диагностики меня очень порадовали. (Приложение 8)
Диаграмма показывает положительную динамику в формировании таких нравственных показателей как патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.
В 2010-2011 году во 2 классе преобладал средний уровень воспитанности, который характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
В 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах сформирован высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
В качестве форм патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выделяю:
деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества.
А в качестве методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Работа по патриотическому воспитанию организуется в несколько этапов:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
17
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.
На первом этапе проводились тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Моя мама лучшая на свете»
Детям предлагалось отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.
Классный час, посвященный Дню Матери, позволил детям испытать чувство гордости за своих мам, дал наглядный пример проявления внимания и чуткости. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у
взрослых.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников оказывает взаимодействие классного руководителя с семьей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому моя работа, как классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию была невозможна без участия родителей.
В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию школьников выступали:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- дни творчества детей и родителей;
- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;
18
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствовали установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями и создавали благоприятные условия для патриотического воспитания младших школьников.
На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.
Классные часы «Мое село», «День флага», «Край любимый», «Нижний –
брат Москве ближний», частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного села, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников.
Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?», викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания учащихся о родном городе.
Проводимые мною «Часы общения» по темам: «Природа нашего края», «Наш край на глобусе и карте», «Наш край в древности», «История нашей школы» направлены на формирование уважительного отношения к природе, истории, культуре и традициям родного края.
На третьем этапе дети были готовы воспринимать более сложный материал. Мною разработан цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Символика Российского государства», «Я гражданин России». Популяризация среди школьников государственных символов является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма.
19
Обращение к символам государства способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.
Экскурсии на Сомовские горы, в Дальнеконстантиновский краеведческий музей, школьный музей, с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам.
Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе строя и песни, в акциях «Помоги ветерану», «Письмо солдату», «Ветеран живет рядом».
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания.
Работа в рамках данного проекта позволяет сделать определенные выводы:
применение элементов проекта возможно в любой школе и требует
лишь желания и умения классного руководителя;
проект обеспечивает:
рост успешности младших школьников;
нравственное и физическое взросление;
расширение знаний о семье, малой Родине, России;
воспитание целостной личности.
Результативность проекта
В результате реализации первого этапа значительно укрепились семейные связи, у детей появилось чувство гордости за свою семью, стал расти интерес родителей к своим генеалогическим корням, пополнились семейные библиотеки литературой краеведческого и патриотического содержания, выявились новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной. Повысился уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности, изменилось представление
20
обучающихся о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию, изменилось и отношение детей к Отечеству. Стали более ярко выраженными уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. Теперь, я знаю точно, что Родина для моих детей не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.
Опыт работы по патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Взаимодействие МБОУ Муравьихинская СОШ
с разными организациями в области патриотического воспитания
МБОУ Муравьихинская СОШ
Общеобразовательные учреждения района
Районная библиотека им.Н.И.Кочина
ЮИД
Школа искусств
Комиссия по делам несовершеннолетних
ЦДОД
Дальнеконстантиновский краеведческий музей
Школьный музей
Родители
Сельский дом культуры
Районный ЦКД
"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.» В.В. Путин.
21
Литература
1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников // Вестник Университета Российской Академии Образования, 2009. №3.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4
4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
7. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
9. Даль В.И. «Толковый словарь»
10. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
11. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. т II. - М., 1980.
12. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983.
13. Н.М. Шилова «Диагностика воспитанности»
14. http://www.redstar.ru/index.php/siriya/item/4642-patriotizm-–-fundament-buduschego
15. http://viperson.ru/wind.php?ID=645351
16. http://veselajashkola.ru/shkola/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-mladshix-shkolnikov/
22
Содержание
- Введение 3
- Основная часть 8-21
- Актуальность и перспективность проекта 8
- Новизна проекта 9
- Адресность проекта 10
- Трудоемкость проекта 10
- Технология проекта 11
- Описание проекта 14
- Результативность проекта 20
- Литература 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....
«Особенности формирования мышления у младших школьников средствами индивидуальной работы»
Педагогический опыт, представленный в виде презентации....
Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время
•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...
«Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы»
Квалификационная работа....