Краткосрочный педагогический проект (классный час) "По дорогам Доброты, по улицам Милосердия..."
классный час (2 класс) на тему

Соболева Ольга Фёдоровна

Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»

Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»

Направление: духовно-нравственное

Возрастной контингент: обучающиеся 8-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_dorogam_dobroty.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»

Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»

Направление: духовно-нравственное

Возрастной контингент: обучающиеся 8-10 лет

Номинация Фестиваля «Педагогический проект»: краткосрочные педагогические проекты (классный час).

Актуальность проекта: К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась неслучайно. Это  определено тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 В такое сложное время, когда происходит множество перемен,  общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, -  просто необходимо вернуться к нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. В учебно-воспитательном процессе мы должны, мы просто обязаны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее, человечнее. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт говорить совесть. А совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.

Цели: - формирование нравственных представлений учащихся;                                    - воспитание у детей стремления совершать добрые поступки; пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.                                                                Задачи:

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность;                                                                                                                                            - дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя;                                                                                                                                     - воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим;                         - способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.

Методы проведения: дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в игре). 

Оборудование: микрофон, мультимедиа, презентация; запись песни "Всех добрее и дороже в этом мире доброта", аудио- и видео- фрагменты; карточки с понятиями о добре; капельки, весы, цветы с четырьмя лепестками, таз с водой, пословицы о добре; выставка рисунков детей.

Подготовительная работа: рисунки детей о добре и зле, проведение теста «Добрый ли ты?»

Предлагаемые результаты:                                                                                       Уметь различать добрые поступки от злых.                                                                        Расширить кругозор детей.                                                                                             Формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими

До занятия заполняется «Карта настроения». Игра «Мое настроение» (на столе лежат карточки - «солнышко» и «тучка», на доске висит «Небо нашего настроения»).

Зал украшен: воздушные шары, на стенах высказывания известных людей о добре, пословицы: «Доброе слово лечит, злое калечит», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброта без разума пуста.», «Ум без добра - плохо, но добро без ума - не лучше.», «Не одежда красит человека, а добрые дела».

-Добрый день ребята, присутствующие гости! Я очень рада вас всех видеть! У нас сегодня очень ответственное занятие – мы сегодня будем говорить об очень важном богатстве для человека, а о каком вы скажете мне чуть позже. А сейчас я попрошу всех встать  в ресурсный круг.

Упражнение «Приветствие». Поприветствуем друг друга, говоря соседу справа по кругу слова: «Я так ряда видеть тебя, (имя ласковое). Говорим только имя независимо от того,  кто рядом, взрослый или ребёнок. Начинаем с ведущего.

- Я посмотрела, с каким настроением вы сегодня пришли. И чтобы оно у нас немножко улучшилось, чтобы стряхнуть все грусти и печали, да просто расслабимся -  проведём следующее упражнение.

- Кто самый лучший, преданный друг человека? Правильно, собака! Поэтому наше упражнение называется… «Мокрая собака»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать позитивную атмосферу.

 Ведущий предлагает участникам  представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз.

- Ну вот мы немножко встряхнулись, подняли настроение и я вижу, что вы готовы отправится со мной в путешествие. Присядьте сейчас на свои стульчики.

 Наше занятие как я уже говорила,  посвящено качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам предлагается прослушать отрывок из песни и постараться догадаться, о каком качестве идет речь?

Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта"

(Во время звучания песни на экране проходят слайды улыбающихся детей.)

(слушаются ответы детей, затем дети читают стихи)

1ученик:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

2.ученик:

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

Вновь и вновь.

3 ученик:

Это качество

В сердце у многих живет.

И о боли других позабыть не дает.

Учитель:

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ….(доброта – хором)

Сегодня мы будем говорить о доброте. Что означает это слово?

Учитель обобщает: Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Какого человека мы называем добрым? (ответы детей)

- А чем отличается «добрый» от «добренького»?

И наше занятие я назвала так: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…» (на слайде). Наша задача – рассмотреть эти оба понятия и увидеть, как тесно они взаимосвязаны.

- Упражнение «Займи позицию».

- Существует мнение, что главное в мире - богатство, а доброта совсем не нужна. Если вы согласны – то,  встаньте и сделайте шаг в круг,  если  нет – то оставайтесь сидеть на месте.

Мозговой штурм «Интервью».

-А теперь проведем интервью. У тех, кто стоит в  кругу спросим чего никогда не делает добрый человек. ( каждый подумайте над своим ответом).

А тех, кто выбрал богатство – спросим: Что бы он с ним сделал? С богатством?

Итак, берём интервью у первой команды. Передавая микрофон, они начинают такими словами:

- Добрый человек никогда не .... (слайд)

Берём интервью у второй команды. Они начинают словами:

- Если бы я был богатым, то…(слайд)

Вывод: главное, чтобы человек не был обделён добротой, добрыми намерениями и добрыми поступками, а богатство – это уже дополнение, которым он сможет распорядится, чтобы оно пошло во благо не только ему, а и окружающим его людям.

Я попрошу тех, кто стоит занять свои места на стульчиках.

- Но рядом с добром всегда крадётся противоположное ему качество – зло. А что такое зло? (дурное, плохое, беда, несчастье)

-Но раз на Земле существует добро и зло, значит,  и человек может творить добрые и злые дела и поступки. И не всегда бывает понятно, где добро, а где зло. У В. Осеевой (портрет на слайде) есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тётя». Послушайте его:

У Дашеньки была мама и тётя. Обе они любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила её шить, вышивать, не бояться любой работы. А тётя ничего не заставляла девочку делать, решала за неё задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тётя», - говорила Дашенька.        Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – за что не возьмётся, быстрее всех сделает.          - Кто же научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины. - Учила меня мама, спасибо ей, - говорила Даша. А о доброй тёте она никогда не говорила.                                                                                           

- Почему в детстве Дашенька считала свою мать злой, а, став взрослой, была ей благодарна? (ответы детей)

Послушайте, какой совет нам даёт известный современный певец Шура.

(Звучит отрывок из песни «Твори добро» в исполнении  Шуры)

Учитель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым, себялюбец - несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

Каким делает человека доброта?

- Подумайте и скажите, трудно ли быть добрым? (ответы детей)

Вывод: Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. А помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

На прошлой неделе мы с вами проводили тест, где вы честно отвечали на вопросы, которые помогают определить, добры ли вы. Давайте посмотрим, что у нас получилось     (диаграмма на слайде). Вывод по диаграмме.

Первый шаг к доброте - это доброе слово. Вспомним волшебные слова вежливости. (ответы детей)

Молодцы, ребята! Да, не просто быть вежливым! Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, а ваша задача – вспомнить её название и подумать, почему главному герою не удавалось долго освободиться от колдовства? (Просмотр отрывка из сказки «Морозко» 8 мин.)

- Как называется сказка?

- Как был наказан главный герой и за что?

- Почему он долго не мог освободиться от колдовских чар? Что ему помогло?

Вывод: Главное, чтобы все добрые дела и поступки шли от самого сердца.

- А как вы думаете, чего на Земле больше добра или зла? (ответы)

Это помогут нам узнать вот такие волшебные весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями Зависть. Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,)

- Чтобы победить зло, надо постараться перевесить чашу весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и по капельке положим их на чашу весов с добром (по очереди). Гости тоже нам помогают.

- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Учитель: Доброта и теплые и ласковые слова согревают нас.

Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно слушать добрые и хорошие слова! Сразу становишься от этого добрее.

СТИХИ ЧИТАЮТ ДЕТИ.

1.Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

2.Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

3.Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

4.Нам добрые слова нужны

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова- дела важны?

Дела- делами, а слова- словами.

5.Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

6.Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

7.Согрели своей плащ- палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом,

Как праздник, как счастье, как чудо

Все:

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле!

Вам сделал добро человек, которого вы не любите. Чем вы ответите на его поступок?

Наше путешествие продолжается. Вам надо ответить на  вопросы. Сейчас я буду называть различные поступки и качества человека. Ваша же задача определить, хорошо это или плохо. Если хорошо – вы хлопаете в ладоши, если же плохо – опускаете руки, прячете за спину и отрицательно качаете головой.                                                                                                        Все понятно? Тогда слушайте внимательно:

помогать родителям; быть ленивым; прилежно учиться;  уважать старших; ссориться; быть вежливым, не умываться, беречь природу и охранять ее, не слушаться родителей;. делиться тем, что у тебя есть; обижать других; брать чужое без разрешения; защищать того, кто слабее; спать на уроках; помогать друзьям в беде; отнимать игрушки и другие вещи у слабых; любить родителей.

 

   Вижу, вы знаете, как должен поступать добрый человек.

(слайд) Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают  взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Я прочитаю вам два отрывочка, а вы внимательно их послушайте.

  1. Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут ещё девочки и торопят её: «Ну, коряга, давай иди скорее!»
  2. В угол вжался черноволосый первоклассник, глаза которого , сильно увеличены очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой Чучмек! Чурка! Косой!»

-Что вы думаете о девочках на лестнице?

- О тех первоклассниках?

-Какие они люди?

- А как бы вы поступили на их месте?

-Какое желание возникло у вас по отношению к обиженным ребятам? /Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить от обиды?

Это значит, вы способны проявить милосердие.

Милосердие – это  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, не ожидая в ответ никакой благодарности.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Как вы думаете когда, в каких случаях нужно проявлять милосердие?

Нам не стоит забывать золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

     О добре и милосердии можно много и красиво говорить. Но от красивых слов не будет пользы, если слова будут оставаться словами. Настоящая доброта – деятельная, т. е. надо поступать так, чтобы всем рядом с тобой было хорошо.

Вывод:

Оглянитесь вокруг, рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи

Встаньте все в ресурсный круг. Упражнение «Выбрось!»

У каждого в жизни были обиды, злоба, беспокойство. Кто-то, может быть, это испытывал даже сегодня или даже сейчас. Давайте соберём в кулачки всю злобу, все обиды, плохое настроение, крепко-крепко сожмём кулачки и выбросим. Посмотрите друг на друга, у нас у всех хорошее настроение, мы все счастливые и весёлые. Давайте  ласково друг другу  улыбнёмся и будем такими весёлыми и жизнерадостными каждый день.

- Каждый участник получает цветок с 4 лепестками, пишет свои добрые дела, скручивая при этом каждый лепесток (выполняют задание)

 - Представьте, что в ваших руках - волшебный цветок добра. Положим эти цветы в таз с водой. (Звучит тихая, спокойная музыка) И .... через несколько секунд они раскрываются!

Вывод: Пусть всегда и ваши сердца и души будут открыты для добрых дел.

Наше путешествие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы помнили, что не может злой, грубый, неблагодарный человек нравиться людям. Будьте такими, чтобы вами гордились ваши родители, учителя, школа. Идите по жизни дорогами Добра, улицами Милосердия.

В это время звучит песня «Дорогою добра»,

слова Энтина Ю., музыка Минкова М.

Литература.

1. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988 - 96 с.

2.  Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2000, №2, с. 96-98.

3. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001,№6,с.42-47.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., допол. – М.: Азбуковник, 1988. – 944 стр.

5.Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2003,№3,с.78-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный педагогический проект "Азбука безопасности на дорогах"

Данный проект направлен на предупреждение и профилактику дорожно-транспортного травматизма....

Классный час «Дорогой доброты»

Классный час помогает  Формировать у учащихся уважение к   общечеловеческим нравственным качествам,  учить  задумываться о своём месте в жизни,  развивать навык...

Социально-педагогический проект "Дорога БЕЗопасности"

В данном проекте представлена система работы с детьми младшего школьного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Реализация проекта осуществляется через организацию различны...

Классный час "Дорогой доброты"

Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла....

Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет  его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...

Классный час в 4 классе на тему: "Милосердие и доброта творят чудеса".

Цель данного мероприятия - способствовать формированию в сознании детей таких понятий, как "милосердие" и "доброта". Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и ос...

Проект "По дорогам доброты"

Данный проект формирует у учащихся понимание важности доброго отношения к окружающим людям,развивает представления о добре и зле, учит сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы пове...