Краткосрочный педагогический проект (классный час) "По дорогам Доброты, по улицам Милосердия..."
классный час (2 класс) на тему
Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»
Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»
Направление: духовно-нравственное
Возрастной контингент: обучающиеся 8-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_dorogam_dobroty.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Соболева Ольга Фёдоровна, МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлёва»
Тема: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…»
Направление: духовно-нравственное
Возрастной контингент: обучающиеся 8-10 лет
Номинация Фестиваля «Педагогический проект»: краткосрочные педагогические проекты (классный час).
Актуальность проекта: К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась неслучайно. Это определено тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
В такое сложное время, когда происходит множество перемен, общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, - просто необходимо вернуться к нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. В учебно-воспитательном процессе мы должны, мы просто обязаны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее, человечнее. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт говорить совесть. А совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.
Цели: - формирование нравственных представлений учащихся; - воспитание у детей стремления совершать добрые поступки; пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему. Задачи:
- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность; - дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя; - воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим; - способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.
Методы проведения: дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в игре).
Оборудование: микрофон, мультимедиа, презентация; запись песни "Всех добрее и дороже в этом мире доброта", аудио- и видео- фрагменты; карточки с понятиями о добре; капельки, весы, цветы с четырьмя лепестками, таз с водой, пословицы о добре; выставка рисунков детей.
Подготовительная работа: рисунки детей о добре и зле, проведение теста «Добрый ли ты?»
Предлагаемые результаты: Уметь различать добрые поступки от злых. Расширить кругозор детей. Формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими
До занятия заполняется «Карта настроения». Игра «Мое настроение» (на столе лежат карточки - «солнышко» и «тучка», на доске висит «Небо нашего настроения»).
Зал украшен: воздушные шары, на стенах высказывания известных людей о добре, пословицы: «Доброе слово лечит, злое калечит», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброта без разума пуста.», «Ум без добра - плохо, но добро без ума - не лучше.», «Не одежда красит человека, а добрые дела».
-Добрый день ребята, присутствующие гости! Я очень рада вас всех видеть! У нас сегодня очень ответственное занятие – мы сегодня будем говорить об очень важном богатстве для человека, а о каком вы скажете мне чуть позже. А сейчас я попрошу всех встать в ресурсный круг.
Упражнение «Приветствие». Поприветствуем друг друга, говоря соседу справа по кругу слова: «Я так ряда видеть тебя, (имя ласковое). Говорим только имя независимо от того, кто рядом, взрослый или ребёнок. Начинаем с ведущего.
- Я посмотрела, с каким настроением вы сегодня пришли. И чтобы оно у нас немножко улучшилось, чтобы стряхнуть все грусти и печали, да просто расслабимся - проведём следующее упражнение.
- Кто самый лучший, преданный друг человека? Правильно, собака! Поэтому наше упражнение называется… «Мокрая собака»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение, создать позитивную атмосферу.
Ведущий предлагает участникам представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз.
- Ну вот мы немножко встряхнулись, подняли настроение и я вижу, что вы готовы отправится со мной в путешествие. Присядьте сейчас на свои стульчики.
Наше занятие как я уже говорила, посвящено качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам предлагается прослушать отрывок из песни и постараться догадаться, о каком качестве идет речь?
Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта"
(Во время звучания песни на экране проходят слайды улыбающихся детей.)
(слушаются ответы детей, затем дети читают стихи)
1ученик:
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2.ученик:
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
3 ученик:
Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других позабыть не дает.
Учитель:
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ….(доброта – хором)
Сегодня мы будем говорить о доброте. Что означает это слово?
Учитель обобщает: Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Какого человека мы называем добрым? (ответы детей)
- А чем отличается «добрый» от «добренького»?
И наше занятие я назвала так: «По дорогам Доброты, по улицам Милосердия…» (на слайде). Наша задача – рассмотреть эти оба понятия и увидеть, как тесно они взаимосвязаны.
- Упражнение «Займи позицию».
- Существует мнение, что главное в мире - богатство, а доброта совсем не нужна. Если вы согласны – то, встаньте и сделайте шаг в круг, если нет – то оставайтесь сидеть на месте.
Мозговой штурм «Интервью».
-А теперь проведем интервью. У тех, кто стоит в кругу спросим чего никогда не делает добрый человек. ( каждый подумайте над своим ответом).
А тех, кто выбрал богатство – спросим: Что бы он с ним сделал? С богатством?
Итак, берём интервью у первой команды. Передавая микрофон, они начинают такими словами:
- Добрый человек никогда не .... (слайд)
Берём интервью у второй команды. Они начинают словами:
- Если бы я был богатым, то…(слайд)
Вывод: главное, чтобы человек не был обделён добротой, добрыми намерениями и добрыми поступками, а богатство – это уже дополнение, которым он сможет распорядится, чтобы оно пошло во благо не только ему, а и окружающим его людям.
Я попрошу тех, кто стоит занять свои места на стульчиках.
- Но рядом с добром всегда крадётся противоположное ему качество – зло. А что такое зло? (дурное, плохое, беда, несчастье)
-Но раз на Земле существует добро и зло, значит, и человек может творить добрые и злые дела и поступки. И не всегда бывает понятно, где добро, а где зло. У В. Осеевой (портрет на слайде) есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тётя». Послушайте его:
У Дашеньки была мама и тётя. Обе они любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила её шить, вышивать, не бояться любой работы. А тётя ничего не заставляла девочку делать, решала за неё задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тётя», - говорила Дашенька. Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – за что не возьмётся, быстрее всех сделает. - Кто же научил тебя так работать? – спросят, бывало, женщины. - Учила меня мама, спасибо ей, - говорила Даша. А о доброй тёте она никогда не говорила.
- Почему в детстве Дашенька считала свою мать злой, а, став взрослой, была ей благодарна? (ответы детей)
Послушайте, какой совет нам даёт известный современный певец Шура.
(Звучит отрывок из песни «Твори добро» в исполнении Шуры)
Учитель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым, себялюбец - несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
Каким делает человека доброта?
- Подумайте и скажите, трудно ли быть добрым? (ответы детей)
Вывод: Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора. А помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
На прошлой неделе мы с вами проводили тест, где вы честно отвечали на вопросы, которые помогают определить, добры ли вы. Давайте посмотрим, что у нас получилось (диаграмма на слайде). Вывод по диаграмме.
Первый шаг к доброте - это доброе слово. Вспомним волшебные слова вежливости. (ответы детей)
Молодцы, ребята! Да, не просто быть вежливым! Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, а ваша задача – вспомнить её название и подумать, почему главному герою не удавалось долго освободиться от колдовства? (Просмотр отрывка из сказки «Морозко» 8 мин.)
- Как называется сказка?
- Как был наказан главный герой и за что?
- Почему он долго не мог освободиться от колдовских чар? Что ему помогло?
Вывод: Главное, чтобы все добрые дела и поступки шли от самого сердца.
- А как вы думаете, чего на Земле больше добра или зла? (ответы)
Это помогут нам узнать вот такие волшебные весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями Зависть. Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь,)
- Чтобы победить зло, надо постараться перевесить чашу весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и по капельке положим их на чашу весов с добром (по очереди). Гости тоже нам помогают.
- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Учитель: Доброта и теплые и ласковые слова согревают нас.
Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно слушать добрые и хорошие слова! Сразу становишься от этого добрее.
СТИХИ ЧИТАЮТ ДЕТИ.
1.Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
2.Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
3.Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
4.Нам добрые слова нужны
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова- дела важны?
Дела- делами, а слова- словами.
5.Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
6.Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
7.Согрели своей плащ- палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом,
Как праздник, как счастье, как чудо
Все:
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле!
Вам сделал добро человек, которого вы не любите. Чем вы ответите на его поступок?
Наше путешествие продолжается. Вам надо ответить на вопросы. Сейчас я буду называть различные поступки и качества человека. Ваша же задача определить, хорошо это или плохо. Если хорошо – вы хлопаете в ладоши, если же плохо – опускаете руки, прячете за спину и отрицательно качаете головой. Все понятно? Тогда слушайте внимательно:
помогать родителям; быть ленивым; прилежно учиться; уважать старших; ссориться; быть вежливым, не умываться, беречь природу и охранять ее, не слушаться родителей;. делиться тем, что у тебя есть; обижать других; брать чужое без разрешения; защищать того, кто слабее; спать на уроках; помогать друзьям в беде; отнимать игрушки и другие вещи у слабых; любить родителей.
Вижу, вы знаете, как должен поступать добрый человек.
(слайд) Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
Я прочитаю вам два отрывочка, а вы внимательно их послушайте.
- Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут ещё девочки и торопят её: «Ну, коряга, давай иди скорее!»
- В угол вжался черноволосый первоклассник, глаза которого , сильно увеличены очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой Чучмек! Чурка! Косой!»
-Что вы думаете о девочках на лестнице?
- О тех первоклассниках?
-Какие они люди?
- А как бы вы поступили на их месте?
-Какое желание возникло у вас по отношению к обиженным ребятам? /Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить от обиды?
Это значит, вы способны проявить милосердие.
Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, не ожидая в ответ никакой благодарности.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Как вы думаете когда, в каких случаях нужно проявлять милосердие?
Нам не стоит забывать золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
О добре и милосердии можно много и красиво говорить. Но от красивых слов не будет пользы, если слова будут оставаться словами. Настоящая доброта – деятельная, т. е. надо поступать так, чтобы всем рядом с тобой было хорошо.
Вывод:
Оглянитесь вокруг, рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи
Встаньте все в ресурсный круг. Упражнение «Выбрось!»
У каждого в жизни были обиды, злоба, беспокойство. Кто-то, может быть, это испытывал даже сегодня или даже сейчас. Давайте соберём в кулачки всю злобу, все обиды, плохое настроение, крепко-крепко сожмём кулачки и выбросим. Посмотрите друг на друга, у нас у всех хорошее настроение, мы все счастливые и весёлые. Давайте ласково друг другу улыбнёмся и будем такими весёлыми и жизнерадостными каждый день.
- Каждый участник получает цветок с 4 лепестками, пишет свои добрые дела, скручивая при этом каждый лепесток (выполняют задание)
- Представьте, что в ваших руках - волшебный цветок добра. Положим эти цветы в таз с водой. (Звучит тихая, спокойная музыка) И .... через несколько секунд они раскрываются!
Вывод: Пусть всегда и ваши сердца и души будут открыты для добрых дел.
Наше путешествие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы помнили, что не может злой, грубый, неблагодарный человек нравиться людям. Будьте такими, чтобы вами гордились ваши родители, учителя, школа. Идите по жизни дорогами Добра, улицами Милосердия.
В это время звучит песня «Дорогою добра»,
слова Энтина Ю., музыка Минкова М.
Литература.
1. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988 - 96 с.
2. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл. руководитель, 2000, №2, с. 96-98.
3. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001,№6,с.42-47.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., допол. – М.: Азбуковник, 1988. – 944 стр.
5.Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл. руководитель, 2003,№3,с.78-91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный педагогический проект "Азбука безопасности на дорогах"
Данный проект направлен на предупреждение и профилактику дорожно-транспортного травматизма....
Классный час «Дорогой доброты»
Классный час помогает Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным качествам, учить задумываться о своём месте в жизни, развивать навык...
Социально-педагогический проект "Дорога БЕЗопасности"
В данном проекте представлена система работы с детьми младшего школьного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Реализация проекта осуществляется через организацию различны...
Классный час "Дорогой доброты"
Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла....
Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...
Классный час в 4 классе на тему: "Милосердие и доброта творят чудеса".
Цель данного мероприятия - способствовать формированию в сознании детей таких понятий, как "милосердие" и "доброта". Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и ос...
Проект "По дорогам доброты"
Данный проект формирует у учащихся понимание важности доброго отношения к окружающим людям,развивает представления о добре и зле, учит сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы пове...