«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»
статья
Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - гражданин России» - тема воспитательной программы гражданско-патриотического клуба «Славия», над реализацией которой мы работаем с 2012 года. С опытом работы гражданско-патриотического клуба можно познакомиться в Атласе «Лучшие образовательно-воспитательные практики образовательных организаций МО Узловский район. Современность и будущее».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Узловая Тульской области
Доклад на тему:
«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»
(Выступление на РМО)
Подготовили:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Антонова Елена Ефимовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Горбунова Лариса Владимировна
Узловая 2020 г.
«Сегодня многие люди, в том числе и некоторые учителя, думают, что ребенок-гражданин - это не про школу. Пусть, мол, дети хорошо учатся, этого вполне достаточно. Или, напротив, считают, что становление ребёнка как гражданина вполне обеспечивается уроками обществознания и истории. Но на уроке, даже самом лучшем, нельзя стать гражданином. Можно познакомиться с образцами гражданского поведения, начать понимать общественную жизнь, можно узнать о том, как быть гражданином - но стать гражданином нельзя. А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе, клубе), и уж тем более в открытой общественной среде (например, в социальном проекте общественного объединения), то вероятность становления его гражданской позиции существенно возрастает».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования в качестве главного личностного результата определяет воспитание российской гражданской идентичности школьника: патриотизма, уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Наша гимназия является базовой площадкой по теме: «Формирование российской идентичности гимназиста посредством гражданско – патриотического воспитания». В своей практике мы опираемся на методологическую основу Д.В. Григорьева, который говорил: «Наличие гражданской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна, «мой (наш) народ», «мой (наш) город».
Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - гражданин России» - тема воспитательной программы гражданско-патриотического клуба «Славия», над реализацией которой мы работаем с 2012 года. С опытом работы гражданско-патриотического клуба можно познакомиться в Атласе «Лучшие образовательно-воспитательные практики образовательных организаций МО Узловский район. Современность и будущее».
Школа, работающая как воспитательная система, характеризуется многообразием типов детских объединений. На базе гимназии уже много лет действуют детские объединения: класс-клуб Поиск, детско-юношеская организация «Творцы» и наш клуб «Славия». Почему существование клубов и детских общественных объединений в школе считается важным?
Во-первых, школьные клубы замечательно работают на идентичность ребёнка как «гражданина школы», члена детско-взрослой школьной общности. Проблематично ощутить себя гражданином большого общества, не получив опыта гражданского действия в малом сообществе. Именно в школьном клубе у ребёнка есть шанс приобрести первый опыт свободного действия вместе со сверстниками и взрослыми.
Во-вторых, детско-взрослые общественные объединения как структуры, по определению выходящие во внешкольное социальное пространство, способствуют формированию у школьников идентичности «гражданина большого общества».
Клуб «Славия» - это разновозрастный коллектив, в его состав входят обучающиеся 11 «А», 10 «А», 7 «Б» классов, в которых мы начинали эту работу, а также 6-ые классы и класс с воспитательной программой кадетской направленности 3 «Б», и 2 «Б», в которых мы являемся классными руководителями в данное время. В клубе существует преемственность. Старшие являются тьютерами, младшие перенимают опыт.
Клуб «Славия» - это открытая система. У нас много партнеров - это: члены класса-клуба «Поиск», руководителем которого является учитель гимназии Кириллова Р.П., учителя истории, ОБЖ, физической культуры, члены районного объединения воинов-интернационалистов «САЛАНГ» родительская общественность, жители микрорайона, воспитанники группы кадетской направленности МДОУ «Солнышко». По мнению Д.В. Григорьева, «Школьные клубы обрастают социальными связями и отношениями, получают постоянный импульс к развитию (как показывает практика, без внешних партнёров школьные клубы вырождаются в кружки)».
Мы используем различные инновационные формы и методы работы (социологический опрос, квест-игра,целевая прогулка, деловая игра, сотрудничество с пресс-центром гимназии, акции, виртуальные путешествия, коллективное взаимообучение, десант, интерактивные формы работы, тематический диалог, творческие вечера-встречи, размещение информации на сайте гимназии и др.
«Только тогда, когда школа поддерживает весь набор идентичностей ребёнка и эффективно работает со сферой своей прямой ответственности («ученик своих учителей», «гражданин класса», «гражданин школы», «гражданин общества»), можно сказать, что у школы есть свой уклад. Школа, которая хочет, чтобы у её ребят была школьная, а значит и российская, гражданская идентичность, должна найти свой уклад».
Проектная деятельность клуба «Славия» позволяет следовать этой логике. Самым первым нашим коллективным делом был проект по созданию книги «Державы верные сыны», целью которого было вовлечение учащихся, родителей, общественности в активную деятельность по патриотическому воспитанию гимназистов, воспитания чувства гордости за свой народ. Данная проектная работа по формированию патриотического воспитания включала в себя несколько этапов:
Первый этап – подготовительный. Работа с детьми и с родителями. В ходе данного этапа осуществлялся сбор информации, решались организационные вопросы и распределялись обязанности. Вместе с родственниками дети поднимали домашние архивы, выходили на официальные сайты Министерства обороны «Мемориал» и «Подвиг народа», читали фронтовые письма, оформляли странички для книги «Державы верные сыны».
Второй этап – реализация проекта. Мы принимали участие в региональной педагогической мастерской «Проблемы формирования гражданственности и патриотизма в пространстве гимназии». Подготовили открытое мероприятие «Диалог поколений. Державы верные сыны. Презентация проекта клуба «СЛАВИЯ». Материал книги был использован для создания штендеров к акции «Бессмертный полк». Благодаря проделанной работе ряды участников праздничного шествия от гимназии были самыми многочисленными.
Третий этап реализации - подведение итогов. Прошла презентация книги «Державы верные сыны». На заседании клуба мы проанализировали нашу работу и наметили новые шаги. В рамках преемственности решили, что новые странички книги «Державы верные сыны» напишут обучающиеся 2 «Б» класса и 3 «Б» клааса с воспитательной системой кадетской направленности.
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, развивающейся личности с высокими моральными принципами и гражданско-патриотическим настроем. Но этапы работы над проектом могут быть различными в зависимости от того, что мы хотим видеть на выходе.
В работе над проектом «Строки, опаленные войной» мы использовали инновационные методы работы. На конкурсе чтецов, посвященном 70-летию Великой Победы дети читали известные стихотворения о В.О.в., учитель тоже прочёл стихотворение, но автор детям был неизвестен. Это вызвало интерес и они захотели узнать об авторе и познакомиться с ее творчеством. Благодаря сети Интернет члены клуба «Славия» связались с Оксаной Лесовик, молодой воронежской поэтессой, победителем 7-го Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России», написали ей электронное письмо, общались по скайпу, в результате чего зародилась дружба. И на открытии Вахты Памяти 23 января 2015 года члены клуба «Славия» выступали со стихотворением «Гордость Ленинграда». Видео и фото с выступления по электронной почте послали автору. И неожиданным сюрпризом стало то, что главный редактор принял решение о публикации фотографии членов клуба «Славия» в сборнике «Война народов», посвящённому Великой Победе. А сам сборник был прислан в подарок выставочному залу боевой и трудовой славы гимназии и каждому члену клуба «Славия» с автографом и напутственным словом автора. Наша дружба продолжается, и мы имеем уже 4 сборника, подаренных Оксаной Лесовик.
Более 20 лет в гимназии существует традиция поздравлять бывших выпускников, которые проходят службу в рядах вооруженных сил РФ и курсантов военных училищ с Днем Защитника Отечества. Члены клуба «Славия» влились с 2012 года в общешкольный проект «Посылка солдату». На подготовительном этапе обучающиеся познакомились с военнослужащим, узнали о его семье, от родных получили адрес места службы, рисовали рисунки, писали письма, сделали общий снимок членов клуба. На основном этапе родительская общественность поддержала инициативу гимназии, помогла ребятам в сборе посылки, а сами посылки дети с гордостью отправили по почте. Эта связь не является односторонней. Мы получаем в ответ теплые письма, слова признательности и благодарности от наших выпускников. Эта традиция продолжается и по сей день.
Особое внимание в нашем клубе уделяется сотрудничеству детей и взрослых. Так 19 декабря 2013 года было проведено на семинаре заместителей директоров образовательных учреждений Узловского района Открытое заседание совета гимназистов, класса-клуба «Поиск» и гражданско-патриотического клуба «Славия», на котором присутствовала Власова Пелагея Никитична - ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, участница боёв за наш город УЗЛОВАЯ в 1942 – 1943 г.г. в составе 153 артиллерийского дивизиона. За смелость и храбрость она награждена медалью «За боевые заслуги». Мероприятие проходило в форме открытого диалога, где ребята общались, задавали вопросы, интересовались событиями тех лет.
В зале боевой и трудовой славы гимназии оформлены материалы об участнице боёв за Узловую Власовой Пелагее Никитичне, бережно хранятся фотоснимки, книги и некоторые её личные вещи. Для членов клуба «Славия» зал боевой и трудовой славы гимназии – это и место для встреч, для проведения заседаний.
«Один из критериев хорошей школы - в ней, кроме учителей, бывает много взрослых, которые встречаются с ребятами и делают что-то с ними вместе».
На занятиях клуба дети знакомятся с историей нашей страны с ее основными вехами. Очень запомнилась членам клуба «Славия» встреча с воином – афганцем Папоновым Вадимом Николаевичем, посвященная 26-ой годовщине вывода советских войск из республики Афганистан, тема которой была «Солдат войну не выбирает». Ребята вместе с руководителями клуба работали над проектом создания памятного календаря, который был выпущен небольшим тиражом и подарен членам клуба «Саланг». А через год нас ждал ответный подарок - баннер от воинов-афганцев. Наша дружба продолжается и по сей день.
Дела в нашем клубе носят эмоционально-ценностный характер. Многое реализуется благодаря инициативам самих детей: «Боевым награждается орденом», «Улицы нашего города», «Героями не рождаются», «Мой папа-солдат», «Мы этой памяти верны», «Была такая война», «Семейные фотохроники», «Блокадный хлеб», «Десант Победы», «Армейский будни моего папы», активно участвуем в акциях «Посылка солдату», «Дорога памяти», «Милосердие», «Бессмертный полк», «Дерево, расти!», «Покормите птиц зимой», «Подарок детскому саду», «Боевой листок» поздравление ветеранов, встречи с интересными людьми и др.
Программа клуба «Славия» в 2015 году заняла 1 место в районном смотре - конкурсе программ по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. А в 2018 году наша программа стала победителем регионального этапа XIII Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
В начале своего выступления мы говорили о преемственности между старшим составом клуба «Славия» и младшим. Совместным коллективным проектом стала деловая интерактивная игра, приуроченная к празднованию освобождения Узловой от немецко-фашистких захватчиков. Цель нашей игры на основе полученных ранее знаний определить местонахождение памятников военной истории, расположенных на территории г.Узловая. Старшеклассники выполняли роль тьютеров, обучающиеся среднего звена были рулевыми, а ученики начальных классов входили в состав микрогрупп. Была создана активная группа из числа гостей конференции. Перед участниками стояла задача не только правильно расположить на карте памятники, но и рассказать о них, а также придумать самим название нашей игры. Продуктом игры «Памятники военной истории города Узловая» стала план-схема города с обозначенными на ней памятниками военной истории.
Клубная деятельность позволяет объединить нас педагогов с ребятами, создает атмосферу причастности к общему делу, делает школьную жизнь яркой и насыщенной. Поэтому, мы горды тем, что можем своей деятельностью подтвердить цитату Д.В. Григорьева: «В хорошей школе не только учатся и учат - там живут».
Спасибо за внимание!
Мастер- класс
Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной важности. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.
1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой».
3. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
4. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся.
5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Письмам приходилось преодолевать большие препятствия на войне. Но небольшие треугольники, весточки без конверта, на казенной бумаге, помогали людям в жизни, потому что в каждом их них были вера, надежда, любовь. Именно вера в победу, надежда на то, что враг будет разбит, любовь к родным и близким, к родному дому помогли приблизить долгожданный день Победы, а многим — просто выжить в неимоверно трудных условиях. Письма поддерживали, ободряли, призывали к общей цели — победе над фашизмом. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.
Что же было написано в этих письмах? Давайте попробуем прочитать настоящие фронтовые письма.
Вот послушайте отрывки из писем:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
Эта статья посвещена новому курсу "Мир деятельности". В ней дано краткое описание данного курса, его основные содержательно-методические линии и особенности....
Презентация "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД"
Данная презентация может являтся сопровождением к статье "Курс "Мир деятельности" как основа формирования УУД", а так же быть кратким самостоятельным пособием основ данного курса....
Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования самообразования
Сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи. От трансляции знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к трансляции обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе...
КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобри...
мастер класс по теме: "Работа с информацией в ходе проектно-исследовательской деятельности как основа формирования информационной компетенции учащихся"
материал для проведения мастер класса...
Контрольно-оценочная деятельность как основа формирования самостоятельности младших школьников
методические рекомендации...