Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
статья (1 класс) на тему
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»
Н.И. Пирогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
Калабина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
преподаватель ОПК
МБОУ ООШ №140 г.о.Самара
Самара ,2014 г.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников очевидна.
Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено , что «основные общеобразовательные программы начального общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования (статья 9, пункт 6)
- Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли»
Н.И. Пирогов
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
- нравственный выбор;
- смысл жизни;
-справедливость;
-милосердие;
-честь;
-достоинство;
-любовь;
-почитание родителей;
-забота о старших и младших;
-свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
ЗАДАЧИ:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи,
умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
- Основные принципы гуманистического воспитания:
- Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
- Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью,
- Гуманизация межличностных отношений -предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
- Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
- Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
- Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе
- Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
- Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
- Личностный подход
- Гуманизация межличностных отношений
- Деятельный подход в воспитании
- Средовый подход
- Культурологический подход
- Дифференциация воспитания
- Целостный подход
- Комплексный подход
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
- Внеурочная деятельность
Программа курса
«Край, в котором я живу»
- Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края,
- углубить знания учащихся о природе.
- Задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в селе, районе и крае, входящего в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего района, края;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов Поволжья, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
- Академик Лихачёв говорил:
- «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс
- « Край в котором я живу» .
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс рассчитан на 4 года обучения.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья» (17 ч)
«Моя школа» (9 ч.)
«Мой город» (14 ч.)
«Мой район. Природа родного края» (26 ч.)
Экскурсии в школьный музей
Программа курса «Юный патриот»
носит личностно ориентированный характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека,
с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является
воспитание
- патриотических чувств:
- любви к своему городу ,
- к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
- формирование обоснованного поведения в социальной среде
- потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
Результаты
- Изучив курс «Юный патриот»
- учащиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
- символику страны, края, села, школы;
- Государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы внешкольной работы
- · Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
- · Детская благотворительность;
- · Социальные проекты;
- · Разнообразные проекты;
- · Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- · Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- · Организация спортивных соревнований, праздников;
- · Проведение совместных праздников школы и общественности;
- · Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- · Все виды творческой художественной деятельности детей.
Типы занятий по нравственно-этическому воспитанию
Интегрированные
Комплексные.
Тематические.
Занятия – игры.
Сказка – путешествие.
Посиделки.
Игра – путешествие и др.
Карусель школьных мероприятий:
Фольклорный праздник «Россия -милые края»
День пожилого человека
«Профессии
наших родителей»
Кружки детского епархиального центра
- Основы православной культуры
- Кукольный театр
- Умелые руки
- Юный художник
- Настольный теннис
- Вокальный
В нашей школе курс ОПК преподается с 2008 года и ведется с 1 по 9 класс.
Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.
Традицией школы стало проведение концертов и постановок к православным праздникам
Масленица – праздник двора
Кукольные спектакли в детском саду № 126
Вахта памяти
Традиционные дни здоровья
- Успешное решение задач
в нравственном воспитании способствует осуществлению в единстве воздействия на чувства, на сознание и поведение ребенка.
в эстетическом воспитании способствует накоплению сенсорного опыта – овладение сенсорными умениями и навыками.
- Результатом духовно-нравственному воспитанию учащихся МБОУ ООШ №140 являются следующие показатели:
- Победа в ХV областных Кирилло -Мефодиевских чтениях , Чубукина Мария «Роль Троице - Сергевой Лавры в борьбе с вражескими захватчиками»;2012г.
- Победа в ХV районных Кирилло-Мефодиевских чтениях в номинации « Духовно -нравственное чтение» ,Стройкова Ксения, Мигалёва Юля «Православные праздники»
- Победа в ХIV городских Кирилло-Мефодиевских чтениях, Чубукина Мария «Святые Пётр и Феврония –хранители семейного очага»,работа напечатана в журнале Самарской Православной Духовной Семинарии «Вера» 2(15) -2011г.
- Победа в районных Кирилло-Мефодиевских чтениях , Дюпина Анна ,Чубукина Мария «Святые источники Самарского края»;
- Лауреат 2 степени городского Рождественского фестиваля-конкурса православной культуры и творчества в номинации «Чтение» Марьина Ангелина;2011г.
- Дипломанты городского Рождественского фестиваля-конкурса православной культуры и творчества в номинации «Чтение» и «Хор, вокал» Герасимова Елена, Трепова Алёна,2012г.
"Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".
Ш.Амонашвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников
Программа поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...
Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников
В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...
Планирование "Воспитание нравственных чувств и этического сознания".
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по разделам программыДНВиР (ФГОС).Подробное описание работы с детским коллективом по направлению и планируемые результаты на конец года....
Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".
В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах....
Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей ....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...