Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников
статья на тему
В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и акций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_vospitaniyu_nravstvennyh_chuvstv_i_eticheskogo_soznaniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Честнокова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой», - это древнее изречение Пифагора на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.
Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях в «Школе вежливости». Первоклассники расширяют представления о главных человеческих ценностях – добре, честности, щедрости, заботе и помощи. В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои дошкольные знания о правилах этикета.
В коллективе появляются первые традиции:
- Положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей»
- Вечер примирения «Прости обиду»
- Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса».
- Проходят выборы «Мистера Добро» и «Мисс Доброты». Обладатели этого титула становятся своеобразным примером выстраивания отношений ребёнка с другими людьми, образцом ценностного выбора.
Согласно принципу системно-деятельностной организации воспитания осуществляю интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и ценностей. Активно практикую проведение тематических недель, стартом для которых становятся уроки по Образовательной программе «Школа 2100»:
- Неделя вежливых слов (1 класс, риторика)
- Неделя мягкого тона (2 класс, риторика)
- Неделя «Звездочки доброты» (2 класс, литературное чтение)
- Неделя комплиментов (3 класс, риторика)
- Неделя ласковых имен (3 класс, русский язык)
- Неделя «Наша формула заботы» (3 класс, математика)
- Неделя «Множество решений» (4 класс, математика)
Постигая тайны окружающего мира, мы проводим «научные эксперименты» с установкой социально-нравственных аналогий. Так, например, после серии увлекательных опытов с магнитом, школьникам предлагается проблемный вопрос для нравственной аналогии: «А может ли человек быть магнитом, притягивать к себе?» Осмыслив и оценив значимые качества личности, дети изготавливают модели выбранного качества: «Магнетизм добра», «Магнетизм знаний», «Магнетизм улыбки», «Магнетизм умений»; проводят творческую самооценку «Мой личный магнетизм».
При создании проектов я также предлагаю ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?», «Самые заботливые профессии», «Характеры великих полководцев» и т.д.
Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала вносит литературная краеведческая работа. Сильное эмоциональное впечатление производит на внеклассное занятие «Певец Урала» о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П.Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей: «Знакомтесь, изыскатель!», «Доброта вокруг меня».
На формирование универсальной духовнонравственной компетенции - «становиться лучше» - направлена деятельность по организации самовоспитания учащихся. Чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет. Поэтому в 3 классе мы открываем «Я»-клуб, в котором ребята получают практические рекомендации для исследовательских проектов «Моя сила воли», «Путешествие в мой характер», «Первые шаги самовоспитания». Парад-презентацию маленьких побед над собой проводим торжественно, с приглашением главных вдохновителей самовоспитания – родителей.
Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «Ты, да я, да мы с тобой», «Супербрат», «От всей души».
Участие школьников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности обеспечивает коллективный проект «Календарь добрых праздников». Моими воспитанниками проведены акция добрых признаний для работников детских садов «Спасибо тебе, воспитатель!», акция хорошего настроения для 2-3 классов «День улыбки», акция для учащихся начальной школы «День приветствий».
Организация классного самоуправления строится по модели работы творческих групп с названиями нравственного характера: «Звезда красоты», «Звезда мира», «Звезда победы», «Звезда доброты».
Приоритеты жизнедеятельности ученического коллектива формулируются в теме класса: «Дорогою добра», в нашем девизе: «Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников
Программа поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...
Планирование "Воспитание нравственных чувств и этического сознания".
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по разделам программыДНВиР (ФГОС).Подробное описание работы с детским коллективом по направлению и планируемые результаты на конец года....
Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".
В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах....
Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей ....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...
Тема «Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Фольклорное мероприятие"Весну встречаем-ярмаркой привечаем!"...