Статья "Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты".
статья (2 класс) по теме
В статье рассматриваются аспекты развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цой Светлана Борисовна
МБОУ СОШ №11, учитель начальных классов
Воспитание нравственных чувств и этического сознания в контексте перехода на новые стандарты.
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России,- подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
В то же время духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников являются одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.
Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания стандартов второго поколения, основными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Данные направления реализуются как на уроках, в процессе учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности.
Как показывает практика работы учителей в условиях ФГОС программа духовно-нравственного развития и воспитания, направленная на организацию нравственного уклада школьной жизни, интегрирует учебную, внеурочную, внешкольную деятельность младших школьников.
Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений литературы и искусства для детей и юношества;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- традиционных российских религий;
- фольклора народов России;
- истории своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Остановлюсь более подробно на аспекте развития нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы из практики работы в 1-2 классах.
В воспитании нравственных чувств и этического сознания младших школьников ставлю для себя следующие задачи:
- Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.
- Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание.
- Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.
- Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.
- Воспитывать почтительное отношение к родителям, к старшим.
- Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным.
- Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других.
- Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
По мнению методистов и практикующих учителей, результаты работы по воспитанию нравственных и чувств и этического сознания у детей младшего школьного возраста распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов необходимо взаимодействие обучающихся со своими учителями как значимыми для них носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Первый уровень соответствует результатам моей воспитательной работы в первом классе.
По итогам первого учебного года первоклассники стали более восприимчивы к получению знаний, стали лучше осознавать новую школьную реальность. Так, например, в начале учебного года и во втором полугодии в 1-м классе была проведена диагностика «Адаптация первоклассников в школе». Сравнительные результаты диагностики на разных этапах пребывания в школе показывают, что уровень адаптации и осознания своей социальной значимости заметно вырос.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Для определения степени самооценки каждого ученика, выявления атмосферы в классном сообществе в начале второго класса я применила социометрические методики. (Приложение 1). Результаты позволили мне понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Достижение третьего уровня результатов — получения обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения предполагает воспитательную работу в третьем и четвёртом классах. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. На следующих ступенях обучения планирую использовать в работе не просто беседы, а беседы-обсуждения, не просто игры, а игры-доказательства, операции «Помоги тому, кто рядом», «Милосердие» и др., где у младших школьников появится реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
На мой взгляд, большие возможности для реализации воспитательных задач даёт новый учебный план, в который включена внеурочная деятельность школьников. Из опыта работы в 1-2 классах могу сказать, что данное направление воспитательной работы даёт более эффективные результаты, если проходит не фрагментно во время изучения предметных дисциплин, а целенаправленно на специально подготовленном занятии. Именно в рамках программ по внеурочной деятельности работают классы ступени начального общего образования в нашей школе.
Рассмотрим, как программа по внеурочной деятельности «Зелёная планета», реализуемая в 1 классе может быть использована для решения поставленных ФГОС воспитательными задачами. В содержание данного курса включены темы: «Я и мир вокруг меня», «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог», «Деятельность человека», «Мы в ответе за тех, кого приручили». На этих занятиях в детях воспитывается бережное и гуманное отношение ко всему живому, проводятся беседы о правилах поведения в природе, об охране и сбережении природных ресурсов, о хороших и плохих поступках детей по отношению к представителям флоры и фауны. По результатам занятий дети занимаются проектной деятельностью: выполняют рисунки, газеты, сочиняют рассказы. С учащимися проводятся практические занятия по озеленению пришкольного участка и охране зелёных насаждений, по изготовлению кормушек для птиц и подкормки их в холодное время года.
Так, на диагностическом этапе в начале первого класса мною была проведена анкета с целью проверки первоначальных умений и навыков детей вести себя в природе. Повторное анкетирование провела уж в конце первого класса. Далее привожу вопросы анкеты и ответы первоклассников на разных этапах обучения в школе.
Вопросы | Ответы на диагностическом этапе (из 20 человек) | Ответы повторного анкетирования в конце 1 класса (из 20 чел) |
| Да (20 чел) | Да (20 чел) |
| Слушать птиц, любоваться природой (4 чел.) Гулять, играть (15 чел) Ловить рыбу, купаться (4 чел) Собирать грибы, ягоды (5 чел) Рвать цветы (3 чел) Разводить костёр (5 чел) Делать из веток шалаш (3 чел) | Слушать птиц, любоваться природой (8 чел.) Гулять, играть (17 чел) Ловить рыбу, купаться (4 чел) Собирать грибы, ягоды (9 чел) Рвать цветы (0 чел) Разводить костёр (2 чел) Делать из веток шалаш (2 чел) |
| Нет (10 чел) Подобрал бездомную собаку (1 чел) Подобрал бездомного котёнка (2 чел) Подкармливал птиц зимой (5 чел) Сажал деревья (2 чел) | Нет (6 чел) Подобрал бездомную собаку (1 чел) Подобрал бездомного котёнка (2 чел) Подкармливал птиц зимой (9 чел) Сажал деревья (2 чел) |
| Нет (12 чел) Помогал на дачном участке (6 чел) Помогал папе делать скворечник, кормушку для птиц (2 чел) Принимал участие в озеленении пришкольного участка (0 чел) | Нет (8 чел) Помогал на дачном участке (8 чел) Помогал папе делать скворечник, кормушку для птиц (2 чел) Принимал участие в озеленении пришкольного. участка (12 чел) |
| Да (7 чел) Не люблю читать (6 чел) Не умею читать (7 чел) | Да (14 чел) Не люблю читать (5 чел) Не умею читать (1 чел) |
Анализируя ответы на вопросы анкеты, хочется сказать, что результаты повторного анкетирования говорят о положительной динамике представлений учащихся о бережном отношении к природе и её богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе.
Эффективной для формирования нравственных ценностей считаю также программу «Здоровье – это здорово», реализуемую в 1 – 4 классах. В течении двух лет работы с данной программой использую разделы «Я в школе и дома», «Я и моё ближайшее окружение» для знакомства с правилами вежливого поведения в школе, семье, общественных местах, воспитания почтительного отношения к родителям, к старшим, стремления поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнению других. На занятиях младшие школьники получают первое представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.
Много возможностей для воспитательной работы с детьми даёт программа «Деятельность классного руководителя». С самых первых дней стараюсь сформировать в классе комфортный психологический климат, открытость в отношениях между детьми в коллективе. Работая 19 лет с детским коллективом как классный руководитель, замечу, что для меня приоритетным ориентиром является эмоциональный комфорт школьников. У младших школьников нужно стараться не погасить искру желания учиться с увлечением. Дети должны «вприпрыжку» бежать в родную школу, где их ждут открытия, где им интересно. Для достижения этой цели использую разнообразные способы формирования и поддержания психологического климата в классе. Это и организация совместной деятельности (КТД), и участие всем классом в общешкольных традиционных делах. Важно найти общие интересы, которые объединяют детей класса и на их основе организовывать общие дела. У нас нет командиров и учебных секторов. Есть художники, которые занимаются оформительской работой в любом деле. Музыканты, которые выручают класс своими музыкальными умениями. Чтецы, которые выразительно прочитают тексты, демонстрируя свое актерское мастерство. Спортсмены, которые соревнуясь с ребятами других классов, занимают призовые места и др. Готовясь к очередному делу, каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе дела ребята приобретают навыки общения: учатся не навязывать друг другу свое мнение, а выслушивать интересы каждого, приходя к общему, компромиссному решению; учатся работать, делить успех и ответственность с другими; узнают друг о друге много нового.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. Планомерная и целенаправленная работа по созданию благоприятного психологического климата даёт положительные результаты. Дети становятся более открытыми, доброжелательными, приобретают знания о нравственных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Для диагностики психологической комфортности в классе на разных этапах обучения в первом классе мною было проведено анкетирование детей. (Приложение 1). Сравнительные результаты говорят о том, что уровень оптимального и положительного психологического комфорта возрос к концу первого класса, что является результатом планомерной воспитательной работы с детьми.
На занятиях с детьми используются разные виды деятельности: беседы по прочитанным произведениям, беседы на основе работы с пословицами и поговорками о поступках людей, просмотренных видео- и кинофильмах и их обсуждение, классные часы, игровая деятельность, а также творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады. Содержание бесед, материалы классных часов, игр, диагностических ситуаций приведены в Приложении 2
Так, например, в первом классе можно провести беседы по произведениям литературы: А. Седугин «Мишка и воробей», Ю.Ермолаев «Навестили», классные часы на темы: «Доброе слово», «Попробуй волшебником стать», «Как вести себя за столом».
Во втором классе темой для обсуждения могут быть произведения
В. Астафьева «Васюткино озеро», В. Сухомлинского «Почему плачет синичка», «Стыдно перед соловушкой», «Как белочка дятла спасла» и др., классные часы на темы: «Волшебные слова», «Будь тактичным и вежливым», «Внешний вид».
В игровой деятельности использую сюжетно-ролевые игры «Правила дружбы», «Город вежливости», «Цветик-семицветик», игровое моделирование речевых и воспитательных ситуаций: игра «Незаконченный текст», «Встреча двух друзей на улице», «Помогай окружающим людям», «Взаимное уважение», викторины.
Важной и эффективной формой воспитательной работы является также творческая деятельность детей, конкурсы, викторины и олимпиады. Например, в 1,2 классах даётся творческое задание «Нарисуй портрет Чистюли и Грязнули», проводится конкурс рисунков на нравственные темы, КВН, посвящённый правилам поведения в школе, Конкурс вежливости классе, олимпиада «Самый воспитанный». Хороший воспитательный эффект даёт социальное творчество: операция «Подарок моим друзьям», «Помощь моим близким», «Помогай ветеранам».
Сплочению классного коллектива, развитию активной жизненной позиции ребёнка, самоопределению личности, ее самоактуализации во многом способствует досуго – развлекательная деятельность. Она также реализует потребность детей в общении, развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
В практике других школ для воспитания нравственности и этического сознания младших школьников используются специально разработанные программы «Уроки нравственности», «Азбука нравственности» и др., которые, на мой взгляд, имеют хорошую эффективность и результативность в воспитании младших школьников.
Нравственное воспитание школьников предусматривает согласование усилий школы и родителей. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, каково общественное мнение в коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приёмов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (как положительные, так и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки.
Для оценки результативности работы по воспитанию нравственности и этики поведения в Приложении 1 приведены диагностические материалы, тесты и проверочные задания.
В заключении хочется сказать, что система предложенных занятий в условиях реализации ФГОС будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях, развитию умения рассуждать, обобщать и делать выбор в пользу нравственных ценностей.
Литература.
- Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
- Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. М. Просвещение. 2011 г.
- Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя. М. Просвещение 2011 г.
- Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И. Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. М. Просвещение. 2011 г.
Приложение
Приложение 1
Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)
Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3) следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания на тему «О добром отношении к людям». (1 класс)
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________;
бабушка _________________________________ ;
дедушка __________________________________.
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания на тему «О добром отношении к людям». (1 класс)
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови не добрых.
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_____________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д…бр…желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания на тему «Правила опрятности и аккуратности». (1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Диагностическая методика определения психологического климата классного коллектива. 1 класс
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.
Инструкция: оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-хбалльной шкале: всегда — 4 часто — 3 иногда — 2 никогда — 1
В нашем классе бодрое, радостное настроение.
В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.
В классе ребята дружные.
Ребятам нравится вместе проводить свободное время.
Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.
В классе осуждают нарушителей дисциплины.
Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.
Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.
В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.
Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.
В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.
У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.
Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.
Общественные поручения выполняются ребятами охотно.
Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.
Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.
Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.
В классе часто звучит добрая шутка, юмор.
На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.
Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.
Обработка данных. Подсчитывается общее количество баллов по всему тесту, затем эта сумма делится на количество вопросов (20 вопросов) и вычисляется средний балл.
Для оценки степени благоприятности психологического климата класса используется следующая шкала градаций:
4, 0 — оптимальный психологический климат;
3, 9- 3, 6 — положительный психологический климат;
3, 5 – 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;
2, 5 -1, 6 — ситуативно - отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;
1,5 -1, 0 — негативный психологический климат коллектива
После диагностики следует сделать соответствующие выводы и наметить работу с классным коллективом.
Методики диагностики детского коллектива. 2 класс
Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя; для близких людей; для других людей.
Диагностическая методика “Космическое путешествие”
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
Диагностическая методика “День рождения”
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | |
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 | |
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | |
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 | |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
2 класс
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
Тест на умение пользования мобильным телефоном? (2 класс)
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Приложение 2
Беседа по прочитанному рассказу «Навестили» Ю. Ермолаева.
1 класс
Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы для этической беседы таким образом, чтобы первоклассники при ответе на них аргументировали свои мысли, опираясь на текст рассказа. При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной книге и постараться в рисунке передать чувства героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст рассказа.
Примерное содержание:
1. Вопросы для обсуждения:
• Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?
• Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?
• Что обидело Толика?
• Почувствовали ли ребята, что они обидели Толика?
• Какими (равнодушными, нечестными, нечуткими) их можно назвать?
2. Словарная работа: равнодушный, нечуткий.
3. Вопросы:
• Почему автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы?
• Нужны ли людям пустые колосья?
• Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?
• Что в дружбе важно, о чём всегда надо помнить?
4. На доске (экране компьютера) можно прочитать обобщающие высказывания детей:
• Надо помогать товарищу.
• Надо быть чутким.
- Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
- Нужно быть честным в дружбе и искренним.
- Нельзя хвастаться хорошими поступками.
- Не надо менять друзей.
- Нужно быть постоянным в дружбе.
Беседа на тему: «Доброе слово». 1 класс
Цель: научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации; прививать практические навыки в выполнении правил повседневного общения.
Оборудование: карточки со словами: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, до свидания, пока, до встречи.
Примерное содержание.
Учитель. Ребята, есть много разных правил поведения – справедливых и добрых. Но нельзя забывать о том, что и в слове заключается великая сила. Недаром говорят: «Слово - не воробей, вылетит — не поймаешь». И это действительно так. Иногда от грубого слова, сказанного неожиданно, кому-то может стать плохо. Даже заболеть можно. Но слово несет и радость. Доброе слово способно подбодрить человека в трудную минуту, помочь поднять настроение, даже вылечить. Послушайте стихотворение
В. Кривошеева «Доброе утро».
(Подготовленный ученик читает это стихотворение.)
При встрече, как известно, знакомые люди приветствуют друг друга. В деревне здороваются и с незнакомыми людьми. В городе же люди лишены этой возможности. Какие слова приветствия вы знаете?
(Слова «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый
вечер», «привет», «я рад вас видеть» пишутся на доске. Учитель уточняет первоначальное значение слова «здравствуйте» - пожелание здоровья.)
Какие жесты (поклон, рукопожатие, поцелуй, улыбка) вы используете при приветствии?
В разные времена у разных народов существовала традиция приветствия друг друга. Во все времена люди сопровождали узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были чётко регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных процедур и общения
с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило, пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью, чтобы обозначить, что он находится в кругу друзей. Ещё позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX в., не меняясь на протяжении столетий.
Обычай рукопожатия произошёл от такого жеста: от протягивания невооруженной ладони с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений.
Поклон обозначал признание первенства другого человека.
Правила приветствия, прощания, обращения
- Младший по возрасту всегда приветствует первым.
- Следует провожать уходящего.
- 0бращаясь к кому-либо, всегда необходимо помнить и четко произносить его имя.
- Грубое слово может сделать людей врагами, внести в жизнь горе и зло.
- Не зря пословицы гласят:
Доброе слово окрыляет.
Слово - ключ, которым открывают сердца.
Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит.
(Учитель объясняет смысл пословиц. Дети участвуют в игровых ситуациях приветствия, прощания, обращения.)
Ребята, а сейчас возьмите карандаши и изобразите человека в хорошем настроении. А теперь подведём итог. Хочется верить, что все вы будете вежливыми детьми, будете добрее и
внимательнее друг к другу.
Этическая беседа на тему: «Попробуй волшебником стать». 1 класс
Цель: показать детям, что волшебником может стать каждый ребёнок, у которого есть доброе сердце и горячее желание делать людям только доброе и приятное.
Оборудование: карточки с «волшебными словами».
Примерное содержание
Учитель предлагает учащимся вспомнить сказки, в которых волшебники помогают героям, и подводит учащихся к выводу, что добрые волшебники делали много доброго, хорошего, приятного людям («Золушка», «Волшебник Изумрудного города», «Конёк-Горбунок», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане...» и др.). Он предлагает для обсуждения такие вопросы: О каких волшебниках вы рассказали?
Что делали добрые волшебники? Нравятся ли вам сказочные добрые волшебники? А хотели бы вы стать волшебниками?
Подготовленный ученик читает стихотворение
С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Учитель. О каких делах мальчика говорится в стихотворении? Почему мама назвала сына волшебником? А знаете ли вы стихотворения, героев которых можно назвать волшебниками?
(Первоклассники читают стихотворения.)
Представьте, что вы стали волшебниками. Какие свои желания вы хотели бы исполнить? Какие желания в жизни вы исполняли и для кого?
Ребята, старайтесь делать только хорошее и доброе людям,
быть внимательными к ним, приносить им пользу. А разве не волшебники дети, которых вы сейчас увидите на картинках?
(Учащиеся рассматривают иллюстрации к повести А. Гайдара «Тимур и его команда»: дети помогают дедушке в саду, девочка стирает бельё, мальчик поливает грядки, дети сажают деревца и убирают мусор во дворе.)
В 1940 г. А. Гайдар, один из любимых детских писателей, написал книгу «Тимур и его команда». Герой книги пионер
Тимур придумал увлекательную игру: он и его друзья окружили тайной заботой семьи, из которых отцы и братья ушли в
Красную армию. Тысячи советских школьников захотели быть похожими на Тимура и его команду, быть полезными людям, храбрыми и честными. По всей стране стали создаваться тимуровские команды, а детей, которые помогали людям, стали называть тимуровцами. Тимуровцы были настоящими волшебниками в жизни.
(Учитель после просмотра кинофильма «Тимур и его команда» подводит итог, как много доброго и полезного могут сделать дет.)
Беседа-обсуждение на тему: «Как вести себя за столом». 1 класс
Цель: научить культуре поведения за столом: правильно пользоваться приборами, красиво есть, соблюдать принятые правила поведения за столом, которые являются признаком уважения к соседям по столу и к тем, кто приготовил и подал пищу.
Оборудование: плакаты «Когда я ем, я глух и нем», «Как вести себя за столом»; посуда (столовая и чайная), приборы, скатерть.
Примерное содержание
Учитель. Существуют правила поведения за столом. Как и все другие, эти правила не выдуманы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с тобой за столом, кто приготовил и подал тебе пищу. Вот как возник столовый этикет.
Тысячу лет назад викинги не знали ещё ни тарелок, ни вилок. На пиру на простых деревянных блюдах подавали зажаренных на железном вертеле кабанов и оленей. Вытащив из ножен острые охотничьи кинжалы, гости отсекали от туш жирные куски мяса и жадно их поедали. Громко чавкая н сопя, они разгрызали кости и высасывали мозговые части, выплевывая осколки костей прямо на пол. Измазанные жиром бороды викинги обтирали руками, а засаленные руки вытирали о свои кожаные камзолы. Над залитыми подливой и вином столами роились мухи. Слышалось хриплое рычание охотничьих псов, дравшихся из-за падавших со стада объедков.
Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал
бы всякий аппетит. Мы, конечно, давно уже умеем пользоваться вилкой и салфеткой и на древних викингов не похожи, но тем не менее нам нередко приходится еще слышать замечания: «Убери локти со стола!», «Не круги кружку!», «Не хватай тарелку!».
Мы часто думаем, что взрослые к нам просто придираются. Нет, не всё равно как человек ест!
Уже более двухсот лет назад российские юноши и девушки учились правильно вести себя за столом по книге «Юности честное зерцало». Составлена она была учеными мужами в Петербурге в Императорской Академии наук. Вот какое большое значение придавали уже тогда правилам поведения. Книга напечатана непривычными для нас старинными буквами, некоторые слова устарели. Но большинство правил пригодно и теперь. Вот посудите сами: «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало. Не шали, когда ешь.
Когда тебе что предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, не проглотив пиши. Ешь, что перед тобой лежит, а инда не хватай. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Неприлично руками по столу колобродить, но смирно есть. А вилками и ножами по тарелкам не стучать, но должно тихо и смирно прямо, а не избоченясь сидеть».
Наверное, многие из вас, слыша то или другое правило из
этой старинной книги, почувствовали, что к вам оно имеет прямое отношение. Запомните эти правила и старайтесь их строго соблюдать.
(Подготовленный ученик читает фрагмент книги А. Дорохова «Это стоит запомнить»: «...некоторые из нас на себе убедились, что, не соблюдая правило двухсотлетней давности - сиди за столом спокойно, не верти в руках предметы, находящиеся на столе, ~ они выходили из-за стола с пятнами на одежде, оставив на скатерти пятно, или под гневный возглас товарища, на которого пролили или уронили что-либо. Вот и выходит, что не всё равно, как человек ест!»)
Кто хочет участвовать в игровой ситуации и показать одно из правил? Участник игровой ситуации должен проследить, что получится, если он будет соблюдать правила поведения за столом, о которых говорится в книгах «Юности честное зерцало» и А. Дорохова.
(После показа этих игровых ситуаций подготовленный ученик продолжает чтение фрагмента.)
А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. Да и приятно ли ему класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ерзали рукава твоей куртки?
Почему принято брать сахар из сахарницы щипчиками, а если их нет – просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебя чистые: перед тем как сесть за стол, ты их вымыл, - да и коснёшься ты ими лишь того кусочка сахара, который возьмёшь. А ложка только что была у тебя во рту, и не всякому приятно, если она прогуляется по всей сахарнице.
А теперь поговорим о сервировке стола. Все мы должны запомнить, как правильно накрывать стол, и стараться не отступать от этих правил, потому что и они предусматривают, как удобнее есть самому и не причинять неудобства соседям.
(Две ученицы показывают, как надо ставить посуду и класть приборы, и объясняют, почему они ставят именно так.)
Красиво надо накрывать на стол потому, что не всё равно,
как выглядит и сама пища на тарелке. У французов есть поговорка «Аппетит приходит во время еды». Она основана на
жизненном опыте: запах и вид вкусной пищи действительно
возбуждают аппетит.
(Обсуждение правил поведения за столом.)
Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие – на уважении к тем, кто приготовил пищу. Существуют, однако, и ложные правила, унаследованные от прошлого. Например, держать чашку тремя пальцами, отставив в сторону мизинец. Пить так неудобно. Придумали это когда-то купцы, чтобы отличаться от простых крестьян.
Игровое моделирование речевых ситуаций. 1 класс.
Ситуация 1. Утро. Вы идёте в школу и по дороге встретили одноклассников. Как поздороваетесь с ними?
Ситуация 2. В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как вы поздороваетесь с ним?
Ситуация 3.Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова могут показать, что вы рады их видеть?
Ситуация 4. На улице вы встретили пожилого соседа, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?
Игровое моделирование на тему: «Волшебные слова» 2 класс
Цель: научить детей быть вежливыми.
Оборудование: плакаты со словами: спасибо, до свидания, пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, будьте любезны, благодарю, доброе утро, добрый день. добрый вечер, спокойной ночи, извините.
Примерное содержание
На доске написано: "Ничего не стоит так дешево и не цениться так дорого, как вежливость" (М. Сервантес). Учитель предлагает прочитать то, что написано на доске, и задает вопросы учащимся: какого человека мы называем вежливым? Хорошо ли быть вежливым? Если хорошо, то почему?
Подготовленный ученик читает рассказ В. Осеевой "Волшебное слово"
Учитель. Что же такое мальчик сказал старику, отчего дедушка сразу перестал сердиться? Какие вы знаете «волшебные
слова»? Когда мы говорим «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания»?
Далее демонстрируется инсценировка (по частям) по рассказу «Волшебное слово».
Почему к Павлику изменилось отношение бабушки, сестры, брата? Какое «волшебное слово» сказал ему дедушка?
Можно ли назвать дедушку волшебником? А можете ли вы
быть такими волшебниками?
Второклассники знакомятся с другими «волшебными словами»:
будьте добры, будьте любезны, благодарю, доброе утро, добрый день,
добрый вечер, спокойной ночи, извините. Учитель обращает внимание на правильное употребление слова «извините».
Учитель предлагает второклассникам называть пропущенные «волшебные слова» во время чтения рассказа:
«Однажды Ира Володина поехала в театр. В трамвае она села около окна и с удовольствием рассматривала улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина. Ира встала и сказала... Женщина вежливо поблагодарила Иру... Вдруг трамвай неожиданно остановился. Ира чуть не упала и сильно толкнула какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Ира сразу же сказала...
У всех было хорошее настроение».
Учитель обращает внимание детей на то, как важно быть вежливым.
Проблемно-ценностное общение на тему: «Будь тактичным и вежливым» 2 класс
Цель: показать, каким должен быть тактичный и вежливый
человек.
Оборудование: плакаты со словами: тактичность, вежливость.
Примерное содержание
Учитель. У людей бывают разные таланты и способности:
к музыке, математике, литературе.
Но есть один особый талант — талант общения с людьми.
Никто из вас не лишён этого таланта. А вот развиваете ли вы эту способность? Наверное, не все. А делать это надо.
Каждый человек должен вести себя так, чтобы людям, окружающим тебя, было приятно с ним жить. Что бы ни делал человек, всегда должен помнить, что живет на свете не один.
Послушайте, что об этом думали в Древней Греции.
Ешё 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей».
Когда умирал древнегреческий правитель Афин Перикл, друзья,
собравшись около него, перечисляли все его достоинства. «Вы забыли о моей главной заслуге, - открыл глаза умирающий. - За всю свою жизнь я ни разу не оскорбил и не обидел ни одного афинянина»,
Памятка
Вежливый и тактичный человек
- Держит себя так, чтобы быть приятным людям, - это одно из проявлений такта;
- Постарается воздержаться от разговора, который может быть неприятным кому-нибудь;
- Если у него всё благополучно, не станет демонстрировать свое
благополучие в присутствии людей.
Такт - это прежде всего умение думать о других, уважать чужое
достоинство и самолюбие.
Вы выходите из метро на улицу. Большие тяжёлые двери, если их не придержать, с силой отбрасываются назад. Но время от времени чья-нибудь заботливая рука на секунду придерживает дверь и передаёт тому, кто идёт сзади. Дверь сразу же становится лёгкой, а люди — добрыми и предупредительными.
Такова сила доброго примера.
Привычка хлопать дверью, громко кричать, говорить, перебивая друг друга, неумение внимательно выслушать товарища говорит о невоспитанности.
Воспитанный человек каждым своим шагом непременно проявляет уважение к тому, с кем имеет дело.
Таков пример замечательного русского актёра В. И. Качалова. «Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался, - признак подлинной воспитанности. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина сознавала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными, интересными и очень Качалову нужными в данный момент», — вспоминала народная артистка Гиацинтова.
Многие люди, среди которых мы с вами живём, отличаются этой прекрасной чертой: сердечным вниманием к другим людям. Они не ждут, чтобы их попросили о любезности.
Готовность оказать другому любезность, бескорыстно помочь всё больше превращается у нас в норму человеческих отношений.
Хочется особо отметить, что очень важной чертой нашей жизни является готовностъ оказать другому услугу не ради выгоды, а в силу человеческой солидарности.
Вспомните примеры вежливости и тактичности из жизни и жизни ваших товарищей.
(Второклассники приводят примеры.)
Итак, какого человека называют тактичным вежливым?
Деловая игра на тему: «Внешний вид». 2 класс.
Игровая ситуация 1
Два мальчика и две девочки одеваются. Одни из них имеют небрежный вид, а другие — опрятный.
Первая пара. Куртка застёгнута на все пуговицы или молнию (лучше пуговицы). Воротничок отложен. Шапка надета правильно. Ботинки почищены.
Вторая пара. Куртка распахнута. Шапка набекрень, руки в карманах.
Грязные ботинки.
Второклассники приводят примеры опрятного вида.
Ученик читает плакат: «На улицу надо выходить чисто и опрятно
одетым».
Учитель. На улице, в автобусе, в трамвае многие, не задумываясь, бросают бумагу от мороженого, скомканные билеты.
Вдоль улицы стоят урны для мусора, но таким неряхам лень к ним подойти. Наш город - это наш большой дом, в нём мы живём. Зачем же его засорять?
На рассвете, когда вы сладко спите, водители машин подметают, расчищают и поливают улицы. Весной маляры красят заново дома, ворота, заборы. Они трудятся для того, чтобы утром ты вышел на улицы красивого и нарядного города. Так ка же можно не уважать их труд? Пачкать то, что с таким старанием мыли, и чистили?
Ученик читает плакат: «Нельзя сорить на улице». Второклассники приводят примеры из жизни класса.
Учитель показывает слайды из презентации «Внимание - улица!» «Как себя вести на улице и в общественном транспорте? Правила дорожного движения».
Игровая ситуация 2
Второклассники изображают, как они переходят улицу, д называют правила уличного движения.
Ученик читает плакат: «Соблюдай правила уличного движения»
Игровая ситуация 3
Второклассники изображают, как они ведут себя в общественном транспорте. Ученик, расталкивая группу ребят, спешит к свободному месту, плюхается на сиденье. Подходит женщина с тяжёлой сумкой, «Мальчик, уступи место», - говорит стоящий мужчина. Мальчик, показывая на табличку, громко читает: «Первые шесть мест для детей!»
Учитель. Ваши сверстники показали вам несколько сценок, из которых видно, как ведут себя ребята на улице. А теперь проведём игру на лучшее знание правил «Как вести себя в общественном месте?». Каждому, кто скажет какое-либо правил поведения на улице или в общественном транспорте, будет дан красный жетон. Выиграет тот, у кого их будет больше.
Учитель подводит итог, обращает внимание на то, что эти правила следует не только запомнить, но и соблюдать в жизни, тогда они войдут в привычку. Хорошие привычки – богатство человека.
Игровое моделирование воспитательных ситуаций. 2 класс
Учитель предлагает детям провести диалоги по заданной
ситуации.
Ситуации к теме «Помощь окружающим людям»
1. Вы немного опоздали на занятия в школе. Входите в
класс...
2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...
3. За партами сидят двое учащихся. Они беседуют. Вам не обходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.
4. Вы пригласили одноклассников на день рождения. Пригласите друзей к столу.
5. Позвоните по телефону кому-либо из одноклассников.
Начните разговор.
6. На столе лежит яблоко. Дайте его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого.
Ситуации к теме «Взаимное уважение»
1. Выразите почтение старику.
2. Произнесите утреннее, дневное и вечернее приветствия.
3. Произнесите прощальные и добрые пожелания при расставании.
4. Вы столкнулись у двери со старшим по возрасту человеком, девочкой, одноклассником. Ваши действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников
Программа поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства, знание этики . Имеет приложения с диагностикой, разработки классных часов, родительских собраний на этические ...
Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников
В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...
Планирование "Воспитание нравственных чувств и этического сознания".
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по разделам программыДНВиР (ФГОС).Подробное описание работы с детским коллективом по направлению и планируемые результаты на конец года....
Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...
Статья «Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся начальной школы»
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности ...
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей ....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия в...