Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосферу для общения с родителями. Использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Задачи:
1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2.Объединить усилия для развития и воспитания детей.
3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
5.Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми. Каковы же принципы взаимодействия с родителями?
Принципы взаимодействия с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа учителя с родителями. В общении учителя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией школы – интерната модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если учитель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение учителя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.
5. Динамичность. Школа сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы школы с семьей.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Учитель – родитель.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.
Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.
Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам. Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:
Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов. Какие же основные направления по взаимодействию с семьёй.
Это направление деятельности отражается в воспитательных планах такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинение о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании, посещение мест работы родителей. Изучение семей учащихся позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять их стиль жизни, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка.
Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Формы работы с родителями
Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе. Школа молодого родителя Презентация семейного опыта воспитания. Родительский ринг. Круглый стол или педагогический треугольник. Собрания-диспуты Проигрывание педагогических ситуаций Совместные собрания вместе с детьми. Тематические и индивидуальные консультации.
Общешкольные собрания рекомендуется проводить 2-3 раза в год по плану. Классные собрания – 1 раз в четверть плюс мероприятия, организованные совместно с родителями.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещения родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
5. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
6. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
7. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)
Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....
Организация работы с родителями педагога образовательной организации
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы услышать и понять друг друга....
Работа с родителями в коррекционном образовательном учреждении
Из опыта работы...
Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....
Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска
Методические рекомендации для педагогов и специалистовобразовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска...