Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
статья по логопедии на тему
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сопровождение детей с РАС в условиях образовательного учреждения. | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Учитель – логопед высшей квалификационной категории
ГБС(К)ОУ школы – интерната №15 г.Краснодара:
Булавацкая Ирина Вячеславовна
Ранний детский аутизм (РДА) – искаженный вариант первазивного (множественного, всепроникающего) нарушения психического развития, связанный с дефицитом базальной потребности ребенка в общении в следствии патологии, прежде всего, эмоциональной и когнитивной сфер психики.
Сочетание двух патогенных условий – нарушение активности и снижение порогов аффективного и сенсорного дискомфорта – определяет патопсихологическую структуру синдрома детского аутизма.
Сочетание двух указанных патогенных факторов ведет в конечном итоге к формированию вторичных признаков аутистического дизонтогенеза, например, к возникновению стереотипов.
Изменения контингента С(К)ОУ VIII вида
- Количественные - увеличение в классах детей с более тяжелыми формами умственной недостаточности (дети с более легкой степенью умственного недоразвития обучаются в классах КРО общеобразовательных школ).
- Качественные - снижение однородности клинических проявлений, связанное с увеличением распространенности олигофрений, обусловленных последствиями эндогенных процессов, дегенеративных заболеваний нервной системы, токсических, посттравматических энцефалопатий и др.
Клинико-физиологическая классификация УО с использованием типологии
Д.Н.Исаева (1982г.)
Формы | Варианты |
Стеническая форма | Уравновешенный Неуравновешенный |
Астеническая форма | Основной Дислалический Диспрактический Дисмнестический Брадипсихический |
Дисфорическая форма | Основной |
Атоническая форма | Акатизический Мориоподобный Аспонтанно-апатический |
Аутистическое расстройство | Типичный вариант – Ранний детский аутизм |
Атипичный вариант – Детская шизофрения |
Тип контакта
Невозможность установления контакта - отличается от вышеописанных типов контакта пассивной (при атонической форме олигофрении) либо активной (при аутистических расстройствах) отгороженностью ребенка от окружающей обстановки. Характерно безразличие к внешним стимулам, отсутствие прямого глазного контакта, скольжение «отсутствующим взглядом» по происходящему вокруг, отсутствие инициативы, бездеятельность либо «застревание» на стереотипной возне с каким-нибудь предметом, малая выраженность либо полное отсутствие взаимодействий с окружающими. Часто такие дети не дают ответа на обращенный к ним вопрос, обращение по имени, только повторные, настойчивые и более громкие оклики, а иногда и прикосновения заставляют детей как-то отреагировать. Имеют место поступки, производящие впечатление своеобразных и нелепых, встречается гримасничанье, неестественные позы, нелепые вопросы, нецеленаправленное, однообразное, суетливое и беспокойное поведение. В классе подобный ребенок держится в стороне от остальных, почти не участвует в уроке, играет один в свои однообразные игры либо может недолго наблюдать со стороны за другими детьми.
Диагностический алгоритм при невозможности установления
контакта
Невозможность установления контакта | |
пассивная отгороженность ребёнка | активная отгороженность ребёнка |
поведенческие стереотипы простые | поведенческие стереотипы сложные |
Атоническая олигофрения | Аутистическое расстройство |
РДА | |
Шизофрения |
Аутистическое расстройство
Аутистическое расстройство, к которому относятся ранний детский аутизм и шизофрения, отличаются невозможностью установления контакта с ребенком, характеризующейся активной отгороженностью от окружающей действительности и наличием сложных поведенческих стереотипов. Под активной отгороженностью подразумевается отсутствие интереса не просто к обстановке вокруг, а именно к процессу общения с людьми, связанное с погруженностью в свой внутренний мир. При этом попытки вступить в контакт с таким ребенком и привлечь его внимание вызывают активное сопротивление и протест с его стороны, вплоть до вспышек агрессии. В отличие от атонической формы олигофрении такие дети не страдают грубыми расстройствами внимания и более способны к сосредоточению и волевому усилию. Особенно это проявляется в их сложной стереотипной деятельности, часто напоминающей специфические «ритуалы», которые у каждого такого ребенка свои, особенные и оригинальные, усложняющиеся с годами.
*** Для сравнения - пассивная отгороженность, характерная для атонической формы олигофрении, связана с грубо расстроенным вниманием и невозможностью сосредоточиться, при этом настойчивые попытки педагогов привлечь внимание ребенка часто увенчиваются успехом, и не вызывают какого-либо сопротивления с его стороны.
Рекомендации для учителя
Обучение ребенка с РДА необходимо начинать с нескольких индивидуальных занятий, во время которых устанавливается и формируется контакт с педагогом. Учителю необходимо стараться обрести статус «проводника и опоры» ребенка в незнакомых ему прежде условиях обучения с другими детьми. Прежде всего, важно выяснить на каком расстоянии от ребенка можно находиться, каким голосом и в какой манере с ним разговаривать, какие слова и обороты целесообразно употреблять, каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности и т. д., чтобы не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций. Для этого важно определить основные предпочтения и интересы подобных детей и формы собственной аутостимуляции, поговорив с родителями и его ближайшим окружением. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы. Так как такие дети склонны к монотонным, стереотипным занятиям, можно предложить им во время урока сосредотачиваться на каком – либо отдельном задании. Важно научиться отслеживать их негативные эмоциональные проявления и не создавать поводы для их возникновения. Нужно создавать условия, чтобы дети контактировали с другими ребятами и периодически ненавязчиво подталкивать их к этому общению. Необходимо следить за эмоциональной атмосферой вокруг такого ребенка в классе, созидая бесконфликтную среду, сделать попытку «подружить» его с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым ребенком в классе, для этого нередко хорошо подходят дети с синдромом Дауна.
Технология работы с семьями,
воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья
- Раннее выявление детей с последствиями ПЭП и генетической патологией;
- Комплексное психолого – медико – педагогическое сопровождение семей;
- Онтогенетическая концепция и муниципальная модель социально – образовательной интеграции;
- Система межведомственного взаимодействия в отстаивании прав и интересов ребенка;
- Социальная протекция семьи.
- Культурно – досуговая и спортивно – оздоровительная реабилитация ребенка в социуме.
Коррекционно-развивающая модель - это обучение детей с умственной отсталостью, ориентированных на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка, обеспечивающих ему усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной социализации.
Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с умственной отсталостью составляет учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. К наиболее общим чертам этого подхода относятся следующие тезисы:
- для воспитания (обучения) ребенка с умственной отсталостью важна не сама по себе недостаточность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность;
- процессы компенсаторного развития обладают объективной целеустремленностью, т.е. используют полезные функции в развитии ребенка;
- возможность развития и компенсации умственного и сенсомоторного дефекта за счет развития и совершенствования, в первую очередь, высших психических функций;
- ведущая, стимулирующая роль обучения в развитии ребенка с умственной отсталостью.
Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.
Принципы коррекционно-развивающего обучения
№ | Принципы | Методы реализации в уроке |
Динамичность восприятия | - задания по степени нарастающей трудности (развитие речи: слово-словосочетание -фраза-предложение-текст). - включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения. - разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся. | |
Продуктивной обработки информации | - задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; - дозированная поэтапная помощь педагога; - перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Акцент надо делать на сохранные функции, а не на нарушенные функции, надо вытащить компенса-торный механизм. | |
Развития и коррекции высших психических функций | - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; - задания с опорой на несколько анализаторов. | |
Мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика. | - правильный и исчерпывающий инструктаж; - включение в урок материалов сегодняшней жизни; - создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; - проблемные задания, познавательные вопросы; - призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности. |
Литература:
1. Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, директор ГОУ Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».
2. ХУДЕНКО Е.Д. - доцент кафедры психологии и дефектологии, кандидат педагогических наук, директор Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», автор учебников по развитию речи и программы по воспитательной работе, рекомендованные Минобрнауки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»
Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...
Статья «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения».
Статья «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения»....
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Программа включает в себя пояснительную записку, темтическое планирование и краткое описание занятий....
коррекционно - развивающая программа для детей с ранним детским аутизмом
образец программы...