Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска
материал
Методические рекомендации для педагогов и специалистов
образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«О взаимодействии специалистов образовательных учреждений в работе с детьми группы риска»
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
В образовательном учреждении работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска теоретическими аспектами по работе с детьми группы риска
Система работы образовательного учреждения с учащимися группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней. Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.
Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т. п.).
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
этапИзучениепервичной информации об учащихся классного коллектива.
Классный руководитель изучает:
-личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:
- кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
- кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
- какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;
- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося.
этап Выявление учащихся группы риска
Классный руководитель:
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
этап Планирование работы с учащимися группы риска
Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем. 4 этап Реализация плана воспитательных мероприятий.
Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)
Заместитель директора по воспитательной работе:
- составляет план мероприятий по работе с детьми группы риска совместно со специалистами школы.
- контролирует этапы работы классного руководителя с учащимися группы риска;
- координирует взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми группы риска.
Директор школы или заместитель директора по ВР руководят работой школьного Совета профилактики.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с учащимися группы риска:
- Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся группы риска.
- Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.
- Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико- психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
- Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.
- Социальный педагог за определенный период (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми группы риска.
Принципы работы социального педагогас детьми группы риска формулируется следующим образом – создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок».
В работе с родителями социальный педагог реализует организационные функции через вовлечение членов семей,
находящихся в зоне социально-экономического риска, в семейные клубы, благотворительные акции; совместными с родителями усилиями организует занятость детей в кружках и секциях; осуществляет организацию совместного социально значимого досуга детей и родителей.
Теоретические аспекты работы с детьми группы риска
По оценке изученности, состояния проблемы детей группы риска в психологии и педагогике можно отметить две основные тенденции:
Неразработанность, неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «ребенок группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом. Субъективность использования этого термина и существенные различия в его интерпретации;
- Согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить общие контуры так называемой группы детского риска и выделить несколько типов детских проблем, которые существуют по независящим от ребенка обстоятельствам, из которых он не может выйти без профессиональной помощи, внимательной поддержки и сопровождения взрослых.
В современной социально-психологической литературе «Дети группы риска в общеобразовательной школе», условно делится на пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в школе, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
- Одаренные дети.
- Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
- Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
- Дети из проблемных и неблагополучных семей.
- Педагогически запущенные дети.
Нормативные документы для работы с детьми группы риска
Федеральный уровень
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
- Постановление Правительства РФ«Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№861
- Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.0З.2007г. №172
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах» от 01.04.2008г. №23
- Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12
- Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-- инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13.\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа с детьми "группы риска"
Опыт к профилактической работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....
Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...
Работа с детьми "группы риска".
Презентация к докладу....
Анализ работы с детьми "группы риска"
Анализ работы с детьми «группы риска»2011-2012 учебный годКлассный руководитель: Томитова Г.Г.В 3 «б» классе к «группе риска», испытывающими трудности в обучении относятся: Сергей, Никита, Кирилл. Я, ...
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
Этот материал поможет организовать работу с детьми группы риска....
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...
Организация работы с детьми «группы риска»
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обо...