Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"
статья на тему
В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводить к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценивание самого себя через посредство других людей.
Для коррекционной школы-интерната, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.
В нашей школе-интернате в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и прогулках.
В нашей школе я работаю воспитателем в 3»А» классе. В классе обучается 5 учащихся, из них 2 мальчика и 3 девочки. Все ребята с диагнозом нейросенсорная тугоухость IV степени после кохлеарной имплантации. Дети обучаются по специальной коррекционной программе II вида II отделения.
Кохлеарная имплантация – один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки, различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные, и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Однако, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха.
Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь. Первое условие у нас соблюдается не полностью, так как дети общаются с глухими и слабослышащими детьми. Поэтому, огромное значение имеет то, как работают учителя, воспитатели и как общаются родители с детьми.
В 3 «А» классе я работаю третий год. За это время все дети увеличили свой словарный запас, стали лучше общаться между собой. Значительно отстаёт от всех детей Оглы Венера. Это связано с частыми пропусками занятий. Так как при отключении аппарата ребёнок не всегда реагирует, то можно предположить, что дома она его носит не всегда. Это ещё раз доказывает, что имплантированные дети всегда должны носить аппараты.
Так как воспитатели и учителя должны следить за накоплением словаря, я начинаю учебный год с планирования своей работы. Сначала я беседую с учителем, чтобы узнать какой словарный материал должны дети усвоить в этом учебном году. При составлении планов по каждому виду внеклассных занятий я определяю специальный словарь, на базе которого предусматривается работа по автоматизации произносительных навыков.
Моя задача состоит в том, чтобы научить учащихся словесному общению.
Необходимо пробуждать интерес к речи окружающих, развивать диалогическую речь.
В этом большую роль играют беседы. Беседы способствуют появлению у детей коммуникативно — мотивированных высказываний, развивают навыки и умения спонтанной речи. Это и есть коррекционная работа с детьми. Тематику бесед планирую, учитывая возрастные особенности воспитанников.
Я старюсь постоянно следить за речью детей. Во время той или иной деятельности, помогаю им вести диалог, беседовать, договариваться друг с другом, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль.
Новые знания стараюсь давать не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, при просмотре мультфильмов, рассматривании картин, чтении.
В ходе выполнения режимных моментов и использования различных жизненных ситуаций также веду работа по произношению. В режимных мероприятиях могут быть условно выделены три «зоны»: спальня; столовая; прогулка. В соответствии с этим определяю тематический речевой материал, содержание которого определяется возрастом детей и уровнем их речевого развития.
Экскурсии и прогулки я планирую по следующим направлениям:
-физкультурно-оздоровительное;
-эстетическое воспитание;
-нравственно-этическое воспитание.
Формы проведения могут быть самыми различными. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и ориентирование на улицах города и т.д.
Дети много узнают об окружающем мире и учатся общению во время экскурсий и прогулок.
Содержание прогулок меняю сообразно временам года. Зимой дети наблюдают снег и снежинки, рисуют картины на снегу, весной смотрят, как тает снег, образуются ручьи, осенью наблюдают за изменением окраски листьев на деревьях и т.д. После окончания каждой прогулки провожу итоговую беседу о том, что дети видели и что нового узнали.
Целевые прогулки учат детей взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти. Они очень полезны для развития речи и общения.
Во второй половине дня мои воспитанники посещают дополнительные виды деятельности: «Бисероплетение», «Мягкая игрушка», «Теннис», «Палитра мастерства» и «Непоседы».
Мои воспитанники очень любят участвовать в различных школьных мероприятиях, конкурсах, концертах. Работа с родителями веду каждый день: беседую, стараюсь обратить внимание на воспитательные моменты. Я стараюсь, чтобы родители тоже принимали активное участие в жизни школы. Каждый год вместе с родителями дети принимают участие в конкурсах поделок.
Анализируя свою работу в этом класс, я хочу сказать, что только совместная работа школа – ребенок – семья и общие требования могут дать положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»
Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....
Организация учебно – развивающей среды, обеспечивающей развитие речевой деятельности младших школьников
Презентация к аналитическому отчету учителя начальных классов...
Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.
Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....
Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"
Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
Выступление на МО по теме "Роль семьи в формировании у младших школьников интереса к чтению"
Становление ребенка как читателя не может проходить без активнорго участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста...
Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.
Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....