Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"
статья по теме

Дзивульская Надежда Васильевна

Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей

Тема: «Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности ребенка»  

Дзивульская Н.В.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное время от учебной работы время.

        От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в нашей школе, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

        В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.

        Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью  выполняют многие поручения.

        Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

        Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

        Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

        

Выбор организованной системы младших школьников во внеурочное время

        Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками, которая:

-решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

-создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

-основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и всей группы;

-содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала;

-носит стимулирующий характер;

-направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д) и ценностным основам жизни (Доброту, Истине, Красоте).

        Самое главное в работе воспитателя – это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.  

Цели и задачи

-формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

-обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

-развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

-способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

        Веду систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на  внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.

        Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек.

        Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умения культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает, невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать.

        Считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества – гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.

Нравственные качества личности детей я воспитываю, формирую через внеклассные мероприятия, где ставлю и решаю такие задачи.

Воспитываю дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирую умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками; воспитываю уважительное отношение к окружающим людям. Объясняю детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учу слушать собеседника и без надобности  не перебивать его. Продолжаю воспитывать заботливое отношение  к младшим, пожилым людям; помогать им.

        Формирую такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

        Развиваю волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения в своих поступках следовать положительному примеру.

        Продолжаю обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», и др.

        Продолжаю развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу ( у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других)

        Воспитываю давать самооценку своих поступков, учу доброжелательно оценивать поступки других людей. Формирую у детей спокойно отстаивать свое мнение.

Продолжаю воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, произведения народного  творчества, экскурсии, посещения музея, выставки. Воспитываю уважительное отношение к культуре других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Приём образного моделирования по формированию нравственных качеств личности при работе с произведениями в рамках предмета литературное чтение

Высшим показателем понимания текста, его принятие для применения в своей жизни является "вживание" в ситуацию, принятие литературного героя, как реального друга. Я в своей работе использую п...