Организация учебно – развивающей среды, обеспечивающей развитие речевой деятельности младших школьников
презентация к уроку по русскому языку по теме
Презентация к аналитическому отчету учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью деятельности в межаттестационный период было проанализировать формы, методы и приемы, обеспечивающие развитие речевой деятельности учащихся, выбрать оптимальные и внедрить их в свою деятельность Цель аналитического отчета: осуществить анализ и дать оценку результата эффективности внедрения в практику выбранных мною форм, методов и приемов работы, обеспечивающих развитие речевой деятельности младших школьников.
Объект: педагогическая деятельность. Предмет: формы, методы и приемы, обеспечивающие развитие речевой деятельности учащихся.
Задачи: 1) проанализировать эффективность применения выбранных форм, методов и приемов, обеспечивающих развитие речевой деятельности младших школьников; 2) дать оценку результатам внедрения разнообразных форм, методов и приемов; 3) сделать выводы о значимости применения форм, методов и приемов, обеспечивающие развитие речевой деятельности учащихся для себя и образовательного учреждения; 4) наметить цель и задачи на следующий межаттестационный период.
Родной язык – его словарный состав и грамматический строй мы узнаём не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении, с окружающими нас людьми. М.М.Бахтин.
Выделяются четыре вида деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. УСТНАЯ РЕЧЬ ГОВОРЕНИЕ СЛУШАНИЕ СОЗДАНИЕ(ПРОДУКЦИЯ) ВОСПРИЯТИЕ(РЕЦЕПЦИЯ) ПИСЬМО ЧТЕНИЕ ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА
Повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык ). 1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика ( изучить , запомнить, научиться ).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока: - Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
Скажи наоборот: большое - ; сладкое - ; близко - . маленькое кислое далеко
Коломенская верста От земли не видать
Назови слова с ударением на первом (втором) слоге. - Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал. кошка собака
3. Тщательно продумываю отбор материала: - Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам. - Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. - Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия , так и для запоминания. -Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
-Учу строить свободные высказывания. Для этого: а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;
в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г ) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».
Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. - Назови слова близкие (противоположные по смыслу). - Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием. - Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке. - Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: « гила – игла».
-Объясни значение, поменяв одну букву: «точка – бочка». . - Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее: Горы стали в печах варятся, Потому Урал героями славится. Урал без народа – горная порода, С народом Урал – стальной арсенал. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Где гремит – там рудник, а где зарево – там стальное варево.
Задание предлагаю такое: 1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему. 2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в текст.
«Слово-магнит». « Гуманный» поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир». Опираясь на поле слов, дети составляют свой текст. «Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.
Ребусы
Работа над техникой речи работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. «Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.»
Упражнения для развития речевого дыхания: “Разминка”. вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциями " Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. " Ветряная мельница". Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. " Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Постановка словесного ударения. Для решения данной проблемы я подбираю специальные задания. Поставить ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание. Расставить ударение в словах с помощью орфоэпического словаря. Подобрать слова, которые имеют два равноправных ударения. Подобрать слова, чтобы ударения падало на первый, на второй, третий слог.
Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения : составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно . Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
Во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. Программа 3 класса предусматривает работу над повествованием, рассказом, описанием отдельных предметов, животных, для чего неизбежно обращение учащихся к глаголам движения и местоположения предметов.
В 4 классе дети учатся писать сочинение – рассуждение на тему дискуссионного характера, что потребует от учащихся (наряду с другими) и знания глаголов говорения и мышления. В 5 классе программа по развитию речи отводит описанию портрета, характеристика человека и его поступков.
Система упражнений условно делится на несколько типов. Упражнения первого типа включают в себя задания, ориентированные на формирование умения анализировать значение слов, осуществлять группировку глаголов по семантическим признакам. Упражнения второго типа направлены на формирование умений устанавливать смысловые связи и отношение глаголов звучания в тексте (синонимические, антонимические, омонимические), определять главное слово в синонимическом ряду, воспроизводить фразеологизмы с глаголами звучания.
Упражнения третьего типа, направленные на формирование навыков уместного употребления глаголов звучания в тексте, включают в себя следующие задания. Упражнения четвёртого типа направлены на осознание роли глаголов звучания как изобразительно-выразительных средств языка. Упражнения пятого типа способствуют формированию навыков конструирования связных высказываний учащихся.
Технология организации проектного метода обучения . Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Работа над проектом 1. Изучение интересов детей (четверть) посещение секций, кружков; анкета «Какие школьные предметы мне нравятся и почему, какие предметы вызывают трудности?»; сочинение «Школа будущего», «В какой школе я бы хотел учиться?», «Моя мечта», «Если бы я был учителем...», «На каких уроках мне интересно»; успехи по предметам. 2. Выбор темы (я предлагаю рекомендации по выбору темы проекта, рекомендую образовательную область, некоторым детям предлагаю примерную тематику). Предлагается поразмышлять -1-2 недели.
3. Индивидуальные консультации для уточнения темы, плана работы (неделя). 4.Беседа с родителями - проекты - теория, практика, рекомендации по оформлению, организации помощи (родительское собрание). 5.Формирование групп по областям знаний, составление маршрута, расписание консультаций, ведение проектов -индивидуально, обязательно детям обозначить сроки (2-3 недели). 6.Дети готовятся к защите - составление краткого выступления, оформление необходимой наглядности; дети должны знать критерии оценки работы, но каждая работа должна быть оценена (1 неделя).
Действия учителя (когда уже ребёнок определился с областью исследовательской работы): 1 шаг - просветить родителей: поиск информации не за ребёнка, а вместе с ним (личная значимость для ребёнка, не писать то, что под рукой и легче, а то, что по теме...) определиться, зачем работа (цель), прописать шаги (задачи) работа с текстом (поиск главного с карандашом, связи прописывает ребёнок под руководством взрослого! сужение темы до минимума. практический результат вывод: что дала работа, перспективы развития - пути дальнейшего исследования.
2 шаг - работа с ребёнком: проговорить историю развития - напиши кратко, сужение темы практическая часть (расскажи) проследить связи между частями, словарик, таблицы, литературу (консультации после каждого этапа с назначением срока до следующей, ребёнок должен проговорить, что он должен примерно сделать, на консультации задавать наводящие вопросы, а не говорить ответы в готовом виде...)
3 шаг - прослушать перед выступлением доклад рекомендации (план публичного выступления) перед защитой исследовательской работы проговорить текст доклада - защиты, который обязательно должен быть написан (к сожалению, под руководством взрослого) -Ребёнок, прорепетируй дома! 4 шаг-защита. Д ля детей и родителей создаётся папка , где собраны материалы , способные оказать помощь в работе над проектом на разных стадия .
1 класс, 1 полугодие
1 класс, 2 полугодие
2 класс, 1 полугодие
2 класс, 2 полугодие
3 класс, 1 полугодие
3 класс, 2 полугодие
На новый межаттестационный период мною планируется работа по организация учебно – развивающей среды и учебного сотрудничества для формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий . Планы на будущее
Задачи: 1. Проанализировать нормативно – правовые документы в области образования, концептуальные документы. (Закон «Об образовании», ФГОС второго поколения) 2. Дать определение основным понятиям: учебное сотрудничество, универсальные учебные действия, общеучебные УУД, познавательные УУД, знаково-символические действия и др. 3.Описать подходы формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий 4. Разработать модель учебно – развивающей среды и учебного сотрудничества.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Развитие речевой деятельности младших школьников.
Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по ра...
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.
Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная ...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»
Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...