Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
статья (1 класс) на тему
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkoo.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОО «Куликовская СОШ»
Новониколаевский район, Волгоградская область.
Статья на тему:
«Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Выполнила: учитель начальных классов Полякова Любовь Валентиновна.
2015-2016 учебный год.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.
Осуществление межпредметных связей содействует формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество; повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии.
Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников - это осуществление всех сторон воспитания в их органическом единстве. Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней.
Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе об эстетическом вкусе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса.
Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.
Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по «Литературному чтению», после её изучения можно провести внеурочное занятие кружка «Умелые ручки» с использованием межпредметных связей. На этом звнятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата , в зависимости от литературного произведения или темы.
Так на уроке литературного чтения дети 1 класса МКОО «Куликовская СОШ» знакомились с видами устного народного творчества, а на занятии кружка: «Риторика» сами составили загадки и на занятии кружка «Умелые ручки» сами смастерили книжки - загадки.
Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это занятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих занятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.
В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных занятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.
На занятии кружка «Риторика» учащиеся 1 класса знакомились с речевыми жанрами: текстом, красной строкой, абзацными отступами, опорными и ключевыми словами, заголовком и основной мыслью текста, а на уроках русского языка применяли эти знания на письме в тетрадях.
Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности:
межпредметные связи на основе тематического сходства; межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства; межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий;
межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия; межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий.
Таким образом, осуществление межпредметных связей содействует формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество; повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Методика развития системного мышления. Системный оператор.
Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....
Развитие логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочных занятиях по математике.
Мастер-класс...
Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...
Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»
В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе ...
Интегрированное занятие - одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения
В связи с новыми стандартами образования межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия....