Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
статья (1 класс) на тему

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkoo.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МКОО «Куликовская СОШ»

Новониколаевский район, Волгоградская область.

Статья на тему:

 «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников  в ходе проведения внеурочных занятий».  

Выполнила: учитель начальных классов   Полякова Любовь Валентиновна.

                                         2015-2016 учебный год.

  Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической  подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

 Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Осуществление межпредметных связей содействует      формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;  повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии.

  Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников -   это     осуществление  всех сторон воспитания в их органическом единстве. Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

 В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней.

Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе об эстетическом вкусе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса.

 Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной  среде.

 Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

 Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.

Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по «Литературному чтению», после её изучения можно провести внеурочное занятие кружка «Умелые ручки» с использованием межпредметных связей. На этом звнятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата , в зависимости от литературного произведения или темы.

Так на уроке литературного чтения дети 1 класса МКОО «Куликовская СОШ» знакомились с видами устного  народного творчества, а на занятии кружка: «Риторика»  сами составили загадки и на занятии кружка «Умелые ручки» сами смастерили книжки - загадки.

Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это занятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих занятиях  будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.

 В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных занятиях  по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.

На занятии кружка «Риторика» учащиеся 1 класса знакомились с речевыми жанрами: текстом, красной строкой, абзацными отступами, опорными и ключевыми словами, заголовком и основной мыслью текста, а на уроках русского языка применяли эти знания на письме в тетрадях.

Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности:

 межпредметные связи на основе тематического сходства; межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства;         межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий;

 межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия;  межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий.

Таким образом, осуществление межпредметных связей содействует  формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;  повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Методика развития системного мышления. Системный оператор.

Методика развития системного мышления основана на применении Системного оператора - одного из инструментов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»

В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе ...

Интегрированное занятие - одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения

  В связи с новыми стандартами образования межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия....