Открытое занятие на тему "Самые дорогие слова"
классный час (2 класс) на тему

Открытое занятие предназначено для 2 класса коррекционной школы, обучающегося по программе 5 вида (речевые нарушения). Цель - способствовать формированию гражданско-патриотических чувств, нравственно-этических чувств через раскрытие смылса слов "мать", "родина", "труд". Занятие отличается богатой речевой работой, анправленной на расширение словарного запаса учащихся, формирование навыков анализа текста и выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_astapovoy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие на тему

«Самые дорогие слова»

Цели: способствовать формированию у детей нравственно-этических навыков, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, отчизна и др.

Наглядность: слова на карточках; картины родной природы, портреты защитников родины; картины труда людей, разрухи и войны.

Ход занятия

  1. Вступление. Активизация внимания.

Ученик.

Классный час сейчас начнем

И беседу поведем

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах. (Учитель читает статью по П.Гамарра «Волшебные слова» и во время чтения выставляет таблички- слова, сделанные в виде человечков с различными выражениями лица)

  1. Основная часть.
  • Хотите, я расскажу, какая интересная история случился однажды в нашей школе?

Дело было вечером. Ученики разошлись по домам. Учитель закрыл классный журнал, привел в порядок свой класс и тоже ушел. Доска была вытерта, двери закрыты, на партах ничего не лежало. Разве только кусочек мела, который закатился в уголок, да сломанная ручка. Она забилась в щелку и оттуда посматривала на класс.

И вот, как раз в этот вечер, ручка - она была очень любознательная - вылезает из своего уголка, подскакивает к пеналу и спрашивает:

  • Скажите, дядюшка, вы ничего не слышите?
  • Подожди, - отвечает пенал, - дай послушаю!

Это старый пенал, он туг на ухо!

  • В книжном шкафу какой-то шум, - прошептала ручка.
  • А ведь, пожалуй, верно! - сказал пенал. - Там что-то происходит! Странно, обычно в это время книги стоят спокойно.

Действительно, с книгами делалось что-то необычное. Раскрывались переплеты, шелестели страницы, слышались шепот, восклицания, отдельные слова...

И тут показались два человечка. Два совсем маленьких человечка. Они вылезли из книжного шкафа через замочную скважину и запрыгали по полу.

  • Кто это? Кто это? - спросила ручка. - Да я их как будто знаю!

А пенал говорит:

  • Подожди, подожди! Я их тоже где-то видел.
  • Ой, как их много! - воскликнула ручка.

А пенал говорит:

  • Ну, какие же мы глупые! Конечно, мы их знаем! Ведь это слова!
  • Слова?
  • Конечно, это слова! Их пишут и ручкой и мелом. Или карандашом. Я их отлично знаю.
  • Ах, где же, в самом деле, была моя голова?! Ведь я их тоже знаю. Сколько я их написала до того, как меня сломали. Но как их много! Интересно, что они собираются делать?

А пенал говорит:

  • Они идут к столу учителя! Смотри, они карабкаются на стол!

И действительно, слова взобрались на стол учителя. И тут они заговорили все сразу.

  • Ох, эти дети... - Как они плохо обращаются с нами! - краснея, проговорило слово СТЫДЛИВОСТЬ.
  • Они - дети! Не следует на них обижаться, - сказало слово ДОБРОТА. - Они дети...
  • Ладно, ладно! - сказало слово МИР. Оно говорило ласково и спокойно. - Мы не за тем. собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям стать лучше, воспитаннее, культурнее. Прежде всего, давайте изберем, председателя. Все согласны?
  • Согласны, согласны! - воскликнул слова.
  • Меня изберите! Меня! - закричало слово ТРУД. - У меня большая сила! Кто за меня?

Вдруг прогремел могучий голос:

  • Прошу слова.

Это появилось очень важное слово. Оно было больше всех других и круглое, как мяч.

  • О, да это шар! Это ЗЕМНОЙ ШАР!

-Друзья! - сказал ЗЕМНОЙ ШАР громким, торжественным голосом. - Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего. Например, ДРУЖБА. У этого слова добрые и крепкие руки. Или возьмем, например слово СОГЛАСИЕ. Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.

В классе стоял шум. Это шумели слова. Они спорили, кого же им избрать председателем.

И вдруг вышло слово МАМА и протянуло свои добрые руки.

-Дорогие, слушайте меня, - сказало слово МАМА. Оно говорило негромко, но все его слушали. - Кажется, я знаю, кого нам следовало бы избрать в председатели. Есть одно слово, которое все любят.

  • Это слово МИР! - закричало много голосов.

И тотчас засиял необыкновенный свет. Он был похож на свет утра, какой бывает, когда солнце только-только поднимается из-за облаков.

-Да! Вот кто у нас будет председателем - слово МИР! - кричали со всех сторон.

Но все-таки некоторые молчали. Например, ЗЛОСТЬ. Оно забилось в угол: ему было страшно.

А слово МИР вышло вперед. Оно было очень красиво.

Его избрали председателем.

Учитель. Вот, ребята, сколько много слов к нам пожаловало, но это еще не все слова, другие слова к нам будут приходить на следующие классные часы. Сегодня поговорим о некоторых из них.

3. Анализ прочитанного. Рефлексия.

  • Кому вы обязаны своей жизнью на Земле? Какое первое слово произносит ребенок? (Маме, мама)
  • Скажите тихим голосом, ласково, как вы называете свою маму. (Мама, мамочка, мамулечка, мамуля, мамусенька.)
  • За что вы любите свою маму? ( Она дала мне жизнь. Она заботится обо мне. Она много времени проводит со мной. Она помогает в трудную минуту и т.д.)

Прочитаем в лицах стихотворение У. Раджаб:

МАМОЧКА

Кто пришел ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашечку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплел?

Мамочка.

Целый дом один подмел?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

Вывод: значит, лучше всех на свете - мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь.

Объясните смысл пословиц:

При солнышке - тепло, при матери - добро;

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет;

Материно сердце в детях, а детское - в камне;

Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает;

Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.

Сейчас поговорим о другом важном и дорогом слове - Родина. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке как символу своей Родины.

Родина - это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это - место, где ты родился и вырос («Во поле березка стояла» - слушаем и водим хоровод)

Послушайте стихотворение 3.Александровой.

Ученики поочередно читают стихотворение.

ЕСЛИ СКАЖУТ СЛОВО «РОДИНА»

1-й ученик.      Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2-й ученик. У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3-й        ученик. В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

4-й        ученик. Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  • Объясните смысл слов «Родина бывает разная, Но у всех она одна». (Разная - это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина
  • Россия.)

Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами.

О другом дорогом и важном для нас слове «мир» написал М.Пляцковский.

Ученики поочередно читают стихотворение.

НАМ НУЖЕН МИР

  1. й        ученик. Нам нужен мир!

Тебе, и мне, и всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

  1. й        ученик. Нам нужен мир!

Трава в росе, улыбчивое детство!

Нам нужен мир!

Прекрасный мир, полученный в наследство!

  1. й        ученик. Нам нужен разноцветный луг и родина над лугом!

Нам нужно бегать, прыгать, петь и говорить друг с другом!

Дети исполняют один куплет песни «Солнечный круг».

  • И еще одно стихотворение о мире Игоря Кравченко Чтец:

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир.

Ученик.

НАДЕЖНОЕ СЛОВО

Из древних уральских руд,

Когда -

Не скажу я точно –

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

Останется жить в веках

Надежное это слово!

Вместе со словами: мать,

Правда, народ, Россия

Пойдет да пойдет шагать,

Всю кривду, все зло осиля.

Л. Татъяничева

Учитель. Вот и узнали мы самые дорогие слова. Их надо помнить и беречь всегда.

4. Итог занятия.

Что такое мир? Для чего нужен мир на Земле?

Какое самое дорогое слово?

Что больше всего понравилось на занятии?

О чем расскажете дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»

Цель: ·        познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;·        показать, что во все времена хлеб был и остае...

Конспект открытого занятия внеклассного чтения для учеников 1 кл. по теме: По дорогам сказок

Цель:    Закрепить знания детей по изученным сказкам.Воспитывать интерес и желание читать и узнавать новое из произведений.Формировать умение логически мыслить, развивать воображение, в...

Конспект открытого занятия по теме: «Звук [ Ц ] ». «По дороге к Азбуке». 2015-2016 уч. год

Путешествуя, дети познакомятся со звуком и буквой Ц., будут учиться определять позицию звука в слове. Работать над развитием мышления, зрительного внимания, связной речи, памяти, восприятия, интереса ...

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

Конспект открытого занятия-викторины "Дорога в космос"

Занятие подготовлено группой студентов МПГУ Дефектологического факультета кафедры инклюзивного образования Институт детства под руководством Шуваловой Л.Н....

Открытое занятие "Правила дороги знай!"

Открытое занятие во  втором классе в соответствии с   возрастными   и  когнитивными возможностями обучающихся...

Технологическая карта открытого занятия. "Развитие зрительного восприятия. Дорога домой"

Открытое занятие для учащихся 2 классов, обучающихся по АООП 7.2...