Открытое занятие на тему "Самые дорогие слова"
классный час (2 класс) на тему
Открытое занятие предназначено для 2 класса коррекционной школы, обучающегося по программе 5 вида (речевые нарушения). Цель - способствовать формированию гражданско-патриотических чувств, нравственно-этических чувств через раскрытие смылса слов "мать", "родина", "труд". Занятие отличается богатой речевой работой, анправленной на расширение словарного запаса учащихся, формирование навыков анализа текста и выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_astapovoy.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие на тему
«Самые дорогие слова»
Цели: способствовать формированию у детей нравственно-этических навыков, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, отчизна и др.
Наглядность: слова на карточках; картины родной природы, портреты защитников родины; картины труда людей, разрухи и войны.
Ход занятия
- Вступление. Активизация внимания.
Ученик.
Классный час сейчас начнем
И беседу поведем
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.
Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах. (Учитель читает статью по П.Гамарра «Волшебные слова» и во время чтения выставляет таблички- слова, сделанные в виде человечков с различными выражениями лица)
- Основная часть.
- Хотите, я расскажу, какая интересная история случился однажды в нашей школе?
Дело было вечером. Ученики разошлись по домам. Учитель закрыл классный журнал, привел в порядок свой класс и тоже ушел. Доска была вытерта, двери закрыты, на партах ничего не лежало. Разве только кусочек мела, который закатился в уголок, да сломанная ручка. Она забилась в щелку и оттуда посматривала на класс.
И вот, как раз в этот вечер, ручка - она была очень любознательная - вылезает из своего уголка, подскакивает к пеналу и спрашивает:
- Скажите, дядюшка, вы ничего не слышите?
- Подожди, - отвечает пенал, - дай послушаю!
Это старый пенал, он туг на ухо!
- В книжном шкафу какой-то шум, - прошептала ручка.
- А ведь, пожалуй, верно! - сказал пенал. - Там что-то происходит! Странно, обычно в это время книги стоят спокойно.
Действительно, с книгами делалось что-то необычное. Раскрывались переплеты, шелестели страницы, слышались шепот, восклицания, отдельные слова...
И тут показались два человечка. Два совсем маленьких человечка. Они вылезли из книжного шкафа через замочную скважину и запрыгали по полу.
- Кто это? Кто это? - спросила ручка. - Да я их как будто знаю!
А пенал говорит:
- Подожди, подожди! Я их тоже где-то видел.
- Ой, как их много! - воскликнула ручка.
А пенал говорит:
- Ну, какие же мы глупые! Конечно, мы их знаем! Ведь это слова!
- Слова?
- Конечно, это слова! Их пишут и ручкой и мелом. Или карандашом. Я их отлично знаю.
- Ах, где же, в самом деле, была моя голова?! Ведь я их тоже знаю. Сколько я их написала до того, как меня сломали. Но как их много! Интересно, что они собираются делать?
А пенал говорит:
- Они идут к столу учителя! Смотри, они карабкаются на стол!
И действительно, слова взобрались на стол учителя. И тут они заговорили все сразу.
- Ох, эти дети... - Как они плохо обращаются с нами! - краснея, проговорило слово СТЫДЛИВОСТЬ.
- Они - дети! Не следует на них обижаться, - сказало слово ДОБРОТА. - Они дети...
- Ладно, ладно! - сказало слово МИР. Оно говорило ласково и спокойно. - Мы не за тем. собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям стать лучше, воспитаннее, культурнее. Прежде всего, давайте изберем, председателя. Все согласны?
- Согласны, согласны! - воскликнул слова.
- Меня изберите! Меня! - закричало слово ТРУД. - У меня большая сила! Кто за меня?
Вдруг прогремел могучий голос:
- Прошу слова.
Это появилось очень важное слово. Оно было больше всех других и круглое, как мяч.
- О, да это шар! Это ЗЕМНОЙ ШАР!
-Друзья! - сказал ЗЕМНОЙ ШАР громким, торжественным голосом. - Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего. Например, ДРУЖБА. У этого слова добрые и крепкие руки. Или возьмем, например слово СОГЛАСИЕ. Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.
В классе стоял шум. Это шумели слова. Они спорили, кого же им избрать председателем.
И вдруг вышло слово МАМА и протянуло свои добрые руки.
-Дорогие, слушайте меня, - сказало слово МАМА. Оно говорило негромко, но все его слушали. - Кажется, я знаю, кого нам следовало бы избрать в председатели. Есть одно слово, которое все любят.
- Это слово МИР! - закричало много голосов.
И тотчас засиял необыкновенный свет. Он был похож на свет утра, какой бывает, когда солнце только-только поднимается из-за облаков.
-Да! Вот кто у нас будет председателем - слово МИР! - кричали со всех сторон.
Но все-таки некоторые молчали. Например, ЗЛОСТЬ. Оно забилось в угол: ему было страшно.
А слово МИР вышло вперед. Оно было очень красиво.
Его избрали председателем.
Учитель. Вот, ребята, сколько много слов к нам пожаловало, но это еще не все слова, другие слова к нам будут приходить на следующие классные часы. Сегодня поговорим о некоторых из них.
3. Анализ прочитанного. Рефлексия.
- Кому вы обязаны своей жизнью на Земле? Какое первое слово произносит ребенок? (Маме, мама)
- Скажите тихим голосом, ласково, как вы называете свою маму. (Мама, мамочка, мамулечка, мамуля, мамусенька.)
- За что вы любите свою маму? ( Она дала мне жизнь. Она заботится обо мне. Она много времени проводит со мной. Она помогает в трудную минуту и т.д.)
Прочитаем в лицах стихотворение У. Раджаб:
МАМОЧКА
Кто пришел ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: «Вставать пора»?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю - в чашечку налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплел?
Мамочка.
Целый дом один подмел?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.
Вывод: значит, лучше всех на свете - мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь.
Объясните смысл пословиц:
При солнышке - тепло, при матери - добро;
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет;
Материно сердце в детях, а детское - в камне;
Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает;
Мать кормит детей - сохнет, а они по ней и не охнут.
Сейчас поговорим о другом важном и дорогом слове - Родина. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке как символу своей Родины.
Родина - это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это - место, где ты родился и вырос («Во поле березка стояла» - слушаем и водим хоровод)
Послушайте стихотворение 3.Александровой.
Ученики поочередно читают стихотворение.
ЕСЛИ СКАЖУТ СЛОВО «РОДИНА»
1-й ученик. Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2-й ученик. У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
3-й ученик. В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
4-й ученик. Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Объясните смысл слов «Родина бывает разная, Но у всех она одна». (Разная - это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина
- Россия.)
Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами.
О другом дорогом и важном для нас слове «мир» написал М.Пляцковский.
Ученики поочередно читают стихотворение.
НАМ НУЖЕН МИР
- й ученик. Нам нужен мир!
Тебе, и мне, и всем на свете детям!
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
- й ученик. Нам нужен мир!
Трава в росе, улыбчивое детство!
Нам нужен мир!
Прекрасный мир, полученный в наследство!
- й ученик. Нам нужен разноцветный луг и родина над лугом!
Нам нужно бегать, прыгать, петь и говорить друг с другом!
Дети исполняют один куплет песни «Солнечный круг».
- И еще одно стихотворение о мире Игоря Кравченко Чтец:
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир.
Ученик.
НАДЕЖНОЕ СЛОВО
Из древних уральских руд,
Когда -
Не скажу я точно –
Железное слово «труд»
Сработано было прочно.
Взвесив его в руках,
Прапрадед сказал сурово:
Останется жить в веках
Надежное это слово!
Вместе со словами: мать,
Правда, народ, Россия
Пойдет да пойдет шагать,
Всю кривду, все зло осиля.
Л. Татъяничева
Учитель. Вот и узнали мы самые дорогие слова. Их надо помнить и беречь всегда.
4. Итог занятия.
Что такое мир? Для чего нужен мир на Земле?
Какое самое дорогое слово?
Что больше всего понравилось на занятии?
О чем расскажете дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
Цель: · познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;· показать, что во все времена хлеб был и остае...
Конспект открытого занятия внеклассного чтения для учеников 1 кл. по теме: По дорогам сказок
Цель: Закрепить знания детей по изученным сказкам.Воспитывать интерес и желание читать и узнавать новое из произведений.Формировать умение логически мыслить, развивать воображение, в...
Конспект открытого занятия по теме: «Звук [ Ц ] ». «По дороге к Азбуке». 2015-2016 уч. год
Путешествуя, дети познакомятся со звуком и буквой Ц., будут учиться определять позицию звука в слове. Работать над развитием мышления, зрительного внимания, связной речи, памяти, восприятия, интереса ...
Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....
Конспект открытого занятия-викторины "Дорога в космос"
Занятие подготовлено группой студентов МПГУ Дефектологического факультета кафедры инклюзивного образования Институт детства под руководством Шуваловой Л.Н....
Открытое занятие "Правила дороги знай!"
Открытое занятие во втором классе в соответствии с возрастными и когнитивными возможностями обучающихся...
Технологическая карта открытого занятия. "Развитие зрительного восприятия. Дорога домой"
Открытое занятие для учащихся 2 классов, обучающихся по АООП 7.2...