Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
классный час по окружающему миру по теме
Цель:
· познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
· показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
· воспитывать бережное отношение к хлебу
Задачи:
1. Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
3. Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_11.ppt | 969 КБ |
i_po_tomu_kak_lyudi_cenyat_hleb.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1941 - 1945 Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
Я знаю это только по рассказам, Что в дни блокады не было еды. И от бомбежки семьи гибли разом, В водопроводе не найти воды. Великая Отечественная Великая Отечественная
К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей города. Великая Отечественная Великая Отечественная В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения.
Великая Отечественная Голодали и взрослые, и дети.
Великая Отечественная Великая Отечественная А хлеба норма просто на смех курам, Работать надо ж было за двоих. И пайку всю съедаешь утром, В желаньях днём умерен ты своих
Великая Отечественная Великая Отечественная А выстоять за хлебом — подвиг это: Нет сил, мороз и очередь длинна. Кому-то станет песней недопетой Проклятая, свещенная война
Великая Отечественная Именно так выглядела эта суточная норма блокадного хлеба
Великая Отечественная Но выжившим запомнится надолго Блокадной пайки этот серый хлеб. Ведь от Нивы до матушки до Волги, И даже дальше вкуснее его нет.
Великая Отечественная Обличительным документом в те страшные годы, является дневник ленингралской школьницы Тани Савичевой. Страшнее строк, написанных рукой ребёнка, трудно представить!
Великая Отечественная
Великая Отечественная Последней записи нет, так как Таня умерла, а может в тот момент, мог спасти её такой кусочек хлеба, который лежит каждый день у вас на ладони, но тогда его не оказалось...
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Омской области
Казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Открытое познавательное занятие
для разновозрастной группы
по ознакомлению с окружающим
«И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
Подготовила и провела:
Воспитатель Ройтблат Т.Ф.
Омск 2012 г.
Познавательное занятие в разновозрастной группе на тему:
«И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
Все мне снится: поспевает рожь.
На колосьях теплый свет заката...
Так с нею жизнь в душе и бережешь
То, что в детстве полюбил когда-то...
Скажут: это старомодно! Что ж,
Все родное нам навеки свято...
Поле, поспевающая рожь,
На колосьях — теплый свет заката.
Н. Рыленков
Цель:
- познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
- показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к хлебу
Задачи:
1. Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
3. Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Подготовительная работа (воспитанники ):
- поиск стихов, песен, пословиц и поговорок о хлебе;
- подготовка и оформление материала на выставку;
- поиск рецептов выпечки хлеба, сохранившихся на Руси;
- опрос на территории центра по теме мероприятия;
- подборка фоторепортажа о хлебе;
- подготовка выставки книг, картин с данной тематикой
ХОД ЗАНЯТИЯ
Все мне снится: поспевает рожь.
На колосьях теплый свет заката...
Так с нею жизнь в душе и бережешь
То, что в детстве полюбил когда-то...
Скажут: это старомодно! Что ж,
Все родное нам навеки свято...
Поле, поспевающая рожь,
На колосьях — теплый свет заката.
Н. Рыленков
Ход мероприятия.
На сцене — эпиграф.
На красиво застланном расшитой скатертью столе лежит хлебные изделия и выпечка.
(Звучит песня в записи в исполнении Л. Зыкиной «Хлеб — всему голова»).
Выходят ребята в рубах на выпуск.
Т.В.: (обращаясь к своему товарищу): Ты какой хлеб любишь?
Я : Я люблю всякий: черный с темной корочкой, когда он еще теплый, люблю есть его с холодным молоком.
Т.В.: А я люблю ситный, не важно полежал он уже или нет. Люблю его кушать с чаем и вареньем. Мне на столе тогда ничего не надо. Лишь бы хлеб был.
Я : Иногда слышишь всякие советы о пользе хлеба, о вреде хлеба. А я так скажу: нет хлеба и нет жизни. Нет ничего вкуснее и лучше нашего хлебушка.
Т.В.: Не зря пословица говорит: «Будет хлеб — будет и песня».
(Звучит песня «Хлеб — всему голова»). 1 Куплет
Я : Вы абсолютно правы, ребята, хлеб — всему голова. Не зря мы с вами посвящаем сегодня наш разговор главному предмету на нашем столе — хлебу.
Кто-то может подумать: неужели нет более важных тем для ребят чем разговоры о хлебе насущном?
И всё же , я думаю, мы с вами сегодня затронем очень наболевшую тему в нашем обществе, в нашем городе и , даже конкретно, в стенах нашего центра . Иногда после обеда, в столовой или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка… Не задумываясь, мы можем просто оставить недоеденым на столе или бросить в отходы. К сожалению это делаем мы. Я предлагаю вашему вниманию материалы собранные к нашей встрече.
Фото этюды «Это делаем мы»
Традиции и обряды.
Я :
Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
Т .В.: В традиции русских людей: отправляя своих детей в дальнюю дорогу, мать всегда клала в холщовый мешочек краюху хлеба, чтобы ее ребенку дальняя дорога была легкой, чтобы, вдохнув запах хлеба, испеченного родными руками, трудности, встретившиеся на пути, казались вполне преодолимым пустяком.
Я : А ещё с хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.
Т.В.: Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ним и зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Я : Скажите, уважаемые гости и ребята, есть ли продукт, который по востребованности в реальной жизни людей может сравниться с хлебом?
Ребята и гости отвечают на вопрос, поставленный ведущими.
Т.В.: Готовя нашу встречу, мы с ребятами нашли интересную легенду о том, кому хлеб обязан своим появлением на столе и хочу вас с ней познакомить.
Легенду читает воспитанник:
Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал,
что хлеб творит земля. Сеятель возражал:« Я думаю, хлеб творит солнце». Пекарь, раскрасневшийся от жара печи, ответил, не задумываясь: «Хлеб творит огонь».
Никак не могли они определить в своем споре, кто же из них прав.
Решили обратиться к мудрецу.
Мудрец выслушал их, подумал и ответил: «В своем споре вы забыли о том, что без человека хлеба быть не может. Хлеб — дитя человеческое от первой и до последней минуты».
Я : Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе? Возможно кто-то из вас мне подскажет?
Внимание — на экран!
Текст к кадрам:
Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.
Я :Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
(Вперёд выходят ребята с табличками).
1. Перед этой пашнею
Шапку скинь сынок
Видишь, пробивается хлебный колосок
Сколько в это зернышко вложено труда
Знают только солнышко, ветер, да вода.
2. Поле хлебное созрело
Жатва жаркая близка
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
3. Время он беречь умеет
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И погрузит в грузовик.
4. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
5. В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
6. Едет хлеб на мельницу
Мельницу-чудесницу
Здесь пышней, чем облака
Получается мука.
7. И наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов
Богатырь-муковоз
На завод муку повез.
8. И как бы тот путь
Не был долог и труден
Хлеб будет делиться своей теплотой
Хочется хлебу, так же как людям
На доброту отвечать добротой.
9. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Здесь - Воспит.1, 2
Т.В.: Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. В каждом колоске пшеницы от 20 до 30 зёрен. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Получается, по несложным подсчётам, что в каждый батон хлеба помещается 450-500 колосков.
Я : А сколько колосков сбережём мы, если на столах не будут оставаться кусочки недоеденного хлеба и каждый будет брать только столько, сколько сможет съесть? Думаю, каждый должен задуматься!
Т.В.: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
Я : Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
Т.В.: У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте.
Я :Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Т.В.: Безусловно, на Руси существовали свои, исконно русские традиции почитания хлеба. Ни один рачительный хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался. Если же какие-то кусочки оставались, их с успехом использовали для кваса или для ржаного пива.
С того времени сохранилось отношению к хлебу как к отцу-батюшке, а к земле как к кормилице-матушке.
Я : Может быть, кто-то из присутствующих поделится
рецептами использования черствого и уже не очень вкусного хлеба? А мы определим своими аплодисментами, чей рецепт самый интересный.
Т.В.: Спасибо, нашим гостям, за интересные советы. Мы с ребятами тоже приготовили для Вас сюрприз — это несколько рецептов выпечки хлеба, сохранившихся на Руси. А мы с вами снова в нашей студии.
Я : Каких только сортов хлеба нет сегодня в хлебобулочной промышленности! Эту отрасль можно сравнить с модельным бизнесом. Каждый год на нашем столе появляются новые сорта хлеба, которые быстро завоевывают популярность и становятся незаменимым атрибутом наших будней и праздников.
Демонстрация фото-выставки (дети называют хлебобулочные изделия)
Соревнования между 2 командами “Колосок” и “Зернышко”- группа делится на команды по вариантам, выбирают капитанов команд
1. Задание капитанам: отгадать загадки.
- В поле тычинка - золотая вершинка.
- Не море, а волнуется.
- Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?
- Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу.
(Отгадавшие получают жетоны)
- Игра “Найди четвертое лишнее. Докажи”
- Каравай, пышка, булочка, пицца
- Ватрушка, пончик, пирожок, буханка
- Собери пословицы. Пословицы потеряли свой конец. Помогите им, ребята.
Без краюшки - | все не беда |
Где хозяин ходит, | тот будет хлебом богат. |
Слову - вера, | - половина обеда. |
Кто трудиться рад, | хлебу — мера |
Как бы всякое зерно в сусек попадало, | там земля хлеб родит. |
Ешь и пироги, | а долго спать - долг наспать. |
Без соли, без хлеба | коли хлеба нет. |
Рано вставать - много хлеба добывать, | да хлеб вперед береги. |
Плох обед, | так много бы хлеба было. |
Покуда есть хлеб да вода - | не прожить и седой старушке |
Какова земля, | а хлеба край, так и под елью рай |
Хлеба ни куска , так и в тереме тоска; | таков и хлеб |
2. Конкурс: “Золушки”: по сигналу каждая команда должна выбрать из блюдца, на котором лежат зерна подсолнечника, пшена, ржи, пшеницы, риса те зерна, из которых получают муку и пекут хлеб. Назвать зерна.
Победившая команда получает ……..?????
Я : Мы продолжаем наш разговор о хлебе.
Воспитанник:
Когда за столом вы ребята сидите,
то помните, кто для вас хлеб создает?
Колхозник, Рабочий, Нефтяник, Строитель,
Шахтер, Машинист, Комбайнеры, Народ.
Я : : Да, действительно, народ! Когда же впервые пришел к человеку хлеб? Очень давно. Но начинали печь хлеб, используя не рожь и пшеницу, а желуди. Из желудей дуба пекли хлеб более 5000 лет назад. Но не всегда хлебушка было вдоволь.
(звучит музыка «Священная война»)
Т.В. : И сегодня нам хотелось бы вспомнить вместе с вами трудные минуты войны и вспомнить, каким же было отношение к хлебу в те страшные годы?
Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу родину напали фашисты-враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как-то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди. Хлеб всегда считался силой и богатством страны. На Руси запасы зерна, муки наряду с порохом и свинцом заносили в «строевые списки». Они становились стратегическим запасом хозяина или войска.
Особенно досталось г. Ленинграду, ныне г. Санкт-Петербургу. Но об этом нам лучше расскажет хроника того страшного времени...
Я : Презентация-слайды + Музыка ??+ стих фоном
Я знаю это только по рассказам,
Что в дни блокады не было еды.
И от бомбежки семьи гибли разом,
В водопроводе не найти воды.
А хлеба норма просто на смех курам,
Работать надо ж было за двоих.
И если пайку всю съедаешь утром,
В желаньях днем умерен ты своих.
А выстоять за хлебом - подвиг это:
Нет сил, мороз и очередь длинна.
Кому - то станет песней недопетой
Проклятая, священная война.
Но выжившим запомнится надолго
Блокадной пайки этот серый хлеб.
Ведь от Невы до матушки до Волги,
И даже дальше его вкуснее нет
Я : Обличительным документом в те страшные годы, является дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Я позволю зачитать несколько строк.
Последней записи нет, т.к. Таня умерла, а может в тот момент, мог спасти ее такой кусочек, хлеба, который лежит каждый день у вас на ладони, а его не было.
Фото и записки(распечатка)
Т.В.: Наши предки учили: “При сытости помни голод”. Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время. ПОМНИТЕ!
Я : Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его. ПОМНИТЕ!
Т.В.: Давно на нашей земле не свистят пули. Дети не вздрагивают от взрывов. Но мы всегда должны помнить о тех страшных годах. О том , что пережил наш народ и выстоял. ПОМНИТЕ!
Я : Вы — новое поколение. Возможно, кто-то из вас будет растить хлеб, водить поезда, полетит к звездам, кто-то добывать руду и строить дома, кто-то защищать Родину или учить детей. ПОМНИТЕ!
А в память о нашей встрече предлагаем всем вместе отведать пирог с нашего стола!
Ученик читает стихотворение Н.Рыленкова “Хлеб”:
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
Я.Френкеля "Русское поле".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"
Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»
Задачи:· закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;· рассказать о традиционных символа...
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы “День девочек или фестиваль кукол”
Конспект занятия “День девочек или фестиваль кукол ” Цель: Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами...
Познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Мой любимый город Омск»
Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Омске. Задачи: 1. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу.2....
Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"
Цели и задачи: · формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;· дать общее представление назначения (функций)...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Ознакомление с окружающим» Тема занятия: Аудио-визуальный курс (АВК) «Разговор по телефону»
Занятие разработано для детей с особыми образовательными потребностями...