ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Формирование личности на основе системно-ролевой модели»
рабочая программа на тему
Воспитательной программа направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
г.о. Жигулевск Самарской области
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Формирование личности на основе системно-ролевой модели»
автор:
Калинкина Елена Викторовна
учитель начальных классов
классный руководитель 4А класса
2014 год
Формирование личности на основе системно-ролевой модели.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия – воспитать коллектив. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Цели и задачи:
Цель воспитательной программы — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи:
- формирование и развитие коллектива класса;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача воспитательной программы - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение.
Решая задачу со многими неизвестными, необходимо организовывать работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Начальная школа – это шаг в развитии ребенка, приобретение новых взаимоотношений, новых алгоритмов поведения. Школа требует от ребенка личностного развития, сформированности навыков не только свободного, самостоятельного, систематического созидания собственной системы ценностей, но и реализации этой системы в личной и общественной жизни.
В процессе получения образования каждый ребенок должен научиться строить конструктивные отношения с другими детьми и позитивно относиться к себе и окружающим.
Ребенок, поступая в школу, вступает в сложную систему коммуникации и очень важно помочь ему овладеть такими знаниями, которые применимы в деятельности, общении. Помочь ребенку овладеть компетенциями – в этом, заключается основная задача реализации программы.
Дети учатся выходить из конфликтных ситуаций, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать созданным ими социальным нормам и правилам. И поэтому, воспитательную работу необходимо строить на основе системно-ролевой модели.
В отличие от прежних подходов к формированию личности системно-ролевая модель ориентирует воспитательную работу на конечный результат. Она помогает человеку в соответствии с личностным развитием, характером, способности к учению, мировоззрением, убеждением и прочим занять социальную нишу в жизни, в коллективе, в семье. Кроме того, эта программа позволяет решать не только общевоспитательные задачи, но и задачи, связанные с формированием и развитием профессионально-личностных качеств.
Эта модель не сковывает воспитательную деятельность классного руководителя жесткими рамками, а позволяет ему отбирать содержание и строить воспитательную работу с учетом особенностей классного коллектива, жизненных позиций, педагогических возможностей, актуальности тех или иных проблем.
Направления воспитательной работы и их содержание.
Взяв за основу системно-ролевую модель, я разработала программу воспитательной деятельности с учетом существующих в школе традиций и выделила следующие направления воспитательной работы:
- Семья и здоровье
- Коллектив
- Я-сфера
- Общество и природа
По каждому направлению в зависимости от психолого-возрастных и личностных особенностей ребят я определила общие и частные задачи, а также содержание воспитательной деятельности.
Семья и здоровье
Цели и задачи:
- Формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим людям.
- Подготовка к здоровому образу жизни (нравственному и физическому).
В сфере «Семья и здоровье» в различных аспектах (психологическом, социальном, экологическом, социологическом, правовом, культурологическом) рассматриваются семейные и домашние отношения с разными членами семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра). Работа направлена к выработке уважения к старшим, взаимопонимания между родителями и детьми, формированию чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
Здоровье рассматривается как неотъемлемая часть семейного благополучия, не только как физическое состояние, но и как духовное. Здесь предусматриваются предупреждение и профилактика причин нарушения здорового образа жизни. Содержание и формы воспитательной работы разнообразны и разноплановы; классные часы, встречи с врачами, индивидуальная работа с детьми и их родителями, семейные вечера, спортивные праздники и соревнования.
Я разработала программу «Семья», которая включает в себя изучение семей учащихся, работа с родителями, работа с проблемными и многодетными семьями. (Приложение 1.)
Проводятся различные диагностики. Учащиеся и родители дают ответ на один и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Коллектив
Цели и задачи:
- Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений в коллективе.
- Воспитание национально-интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры, патриотизма.
- Приобщение к национально-культурным ценностям.
Содержание работы в сфере «Коллектив» направлено к тому, чтобы приобщить учащихся к школьным традициям, общешкольным требованиям и классным обязанностям; сформировать учебные и трудовые умения и навыки, коммуникативную культуру, организаторские способности и т.п. Организация работы по этому направлению позволяет рассматривать труд, отдых, учебу как единые стороны деятельности ученического коллектива. Формирование интеллектуальной культуры, приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям осуществляется в сфере «Мир и гармония». Основная цель – развить духовность, сформировать потребность жить и действовать по законам красоты, добра. Особенность деятельности этой сферы в том, что она реализуется не только на внеклассных мероприятиях, но и во время учебной работы на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, трудового обучения и других с выходом на общешкольные праздники, фестивали.
Наш классный коллектив живёт в конкретной школе, в которой создана и функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям.
Четверокласснику необходимо чувствовать себя в школе не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью работы в 4 классе я ставлю формирование самосознания.
Для достижения этих целей между учащимися класса распределены обязанности, при выполнении которых дети помогают друг другу. Также проводятся различные диагностики, которые помогают выявить лидера, какие преобладают отношения в коллективе, возникающие проблемы. Учащиеся постоянно участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях. В классном коллективе существуют уже сложившиеся традиции:
- Совместное празднование дней рождений;
- Поздравление и празднование Нового года, 8 Марта и 23 Февраля;
- Выпуск газеты «Мой класс»;
- Индивидуальное и коллективное портфолио, в которые ребята заносят свои достижения и мероприятия, в которых участвовал класс, фотографии, стихи, записки.
Взаимоотношения детей как солнечный лучик. Управлять этим лучиком – дело непростое, но интересное. И классный руководитель должен организовать отношения так, чтобы в классе круглый год была солнечная погода.
Я – сфера
Цели и задачи:
- Помочь ребенку разобраться в личности Я.
- Помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интерес, талант, личностные качества)
Многообразии содержание работы в направлении «Я – сфера» преобладает формирование здоровых материальных и духовных потребностей, умений самообразования, самовоспитания, психической саморегуляции, творческих способностей, умений ставить жизненные цели и достигать их.. Решать эти задачи можно только путем познания и понимания внутреннего мира ребенка. Воспитатель должен помочь ребенку «раскрыть» себя, преодолеть внутренние сомнения, противоречия, способствовать развитию объективно оценивающей себя, здоровой «Я-личности». В содержании работы по этому направлению входят нравственно-этические беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные беседы и консультации с ребенком, родителями; различные диагностики, направленные на изучение особенностей характера и поведения личности; психологический тренинг, психокоррекционная работа психолога, целевые занятия по выработке определенных личностных качеств.
Общество и природа
Цели и задачи:
- Воспитывать патриотическую правовую культуру, сформировать нравственную, эстетическую, экономическую и экологическую культуру, изучить символику и атрибуты Российской Федерации, Самарской области, национальные, культурные, религиозные особенности народов, приобщить детей к культурным ценностям родного города.
В сфере «Общество и природа» деятельность направлена на воспитание гражданина, знающего, понимающего и живущего по законам демократического государства, уважающего и соблюдающегося национально-культурные традиции народов страны.
Введение ребенка в общество, природу по мере развития, взросления происходит от «малого» к «большому»; от приобщения детей к «цивилизованному» общению в школе, в своем дворе, соблюдению правил дорожного движения к осознанному пониманию общественного бытия, общественных отношений, отношений общества и природы.
Для достижения поставленных задач проводятся различные анкеты, из которых можно выявить культуру общения, диагностики позволяют подтвердить творческую направленность интересов детей. Просмотр фильмов, посещение музеев, встреча с интересными людьми, экскурсии, походы, проведение классных часов.
И если вас не удовлетворяет ход воспитательной работы в вашем классе, в школе, помните, что остается возможность повести его по-другому. К сожалению, понять – это слишком мало. Вы должны хорошо обдумать, что именно и как будете делать. Вы оказываетесь в положении первопроходца, и у вас нет карты и компаса, которым можно было бы следовать. Но пусть вас это не пугает.
В своей работе я всегда придерживаюсь следующих заповедей:
- Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
- Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
- Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
- Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
- Делай своевременные замечания.
- Оценивай поступок, а не личность.
И еще замечу: чтобы достичь заметного успеха в воспитании, требуется целый воз терпения, чувства юмора, такта, любви, мудрости и много-много всевозможных знаний. Это прописные истины, но без них никуда! Ведь классный руководитель – это не работа, а образ жизни.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. (Приложение 2)
Работа с родителями учащихся
Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций.
Ежегодно избирается родительский комитет, который является бесспорным помощником классного руководителя. Все дела предварительно согласуются и планируются на определённый отрезок времени: четверть, год.
Для сплочения родительского коллектива, мамы и папы получают различные роли и исполняют их в Новогодних представлениях, смешных КВНах, спортивных праздниках. С увлечением дома с детьми готовят сказочные костюмы, вкусные блюда для общего дегустирования, рисуют газеты, пишут картины, сочиняют стихи, извлекают необходимый материал для исследовательской работы из энциклопедий, познавательной литературы.
Главное в этом процессе - создание творческой атмосферы, которую должны почувствовать дети и впитать её в себя, как бы сканируя деятельность родителей и учителя для своего дальнейшего плодотворного развития.
Фиксирование результатов деятельности.
Любая хорошая работа ученика не остаётся без внимания. У каждого ученика класса имеется портфолио, куда он заносит, хранит и накапливает свои достижения. Дети с огромным интересом следят за содержимым своей папки. Постоянно происходит сравнительный анализ, равнение на лидеров. В классе нет ни одного ученика, у которого бы в папке ничего не было. Содержимым портфолио являются грамоты за отличную и хорошую успеваемость, за активное участие в классной и общешкольной жизни, благодарственные письма за внеклассную работу, за спортивные достижения, за музыкальные способности и вокальные данные, за художественные и поэтические способности, наградные дипломы конкурсантов.
Ожидаемые результаты деятельности.
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
- Изучение мнений, интересов, возможностей детей и родителей.
- Изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива.
- Овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьников.
- Тесная связь семьи и школы.
- Четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью.
- Развитие внеурочной кружковой работы – внеурочное творческое мероприятие, участие в районных мероприятиях.
- Творчество, инициатива детей, родителей, педагогов.
- Создание материально-технической базы.
- Доброжелательный микроклимат в педагогических и ученических количествах.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
- Уровень воспитанности учащегося – продвижения личности в своем развитии.
- Уровень развития коллектива.
- Удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью классного коллектива.
Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее:
- у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы
В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...
Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"
Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...
Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка
В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитан...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...
Авторская целевая воспитательная программа «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»
Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики в области образования направленных на воспитание культуры личной безопасности. Формирование знаний и н...
Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"
Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ как одной из ведущих технологий обучения при реализации ФГОС НОО....
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исслед...