Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"
статья (4 класс) на тему
Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ как одной из ведущих технологий обучения при реализации ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФГОС НОО. ТДМ. | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 26
К МЕТОДИЧЕСКОМУ СОВЕТУ, январь 2013
Доклад
Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе
Ковалева Г.Ю.
Термин «технология» нынче очень модное слово во всех сферах деятельности человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня технологии пришли и в образование. Одной из них является Технология Деятельностного Метода (ТДМ), предложенная Центром Системно-деятельностной Педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ, под руководством д.п.н. Петерсон Л.Г.
Стратегической целеобразующей идеей данного эксперимента является переориентация учебного пространства от человека знающего к человеку умеющему.
Вслушайтесь в эти слова: «от знающего к умеющему». Такая цель должна лежать не только в образовательном пространстве, но и в воспитательном. Только слово «умеющий» тут необходимо заменить на слово «понимающий», а термин «знание» на термин «ценность».
Проблемой формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие педагоги-учёные, как Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова,Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин, Г. А, Аргунова и многие другие.
Так исследователь С. А. Артюхова рассматривает ценности, как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющийся мотивом деятельности». И снова на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учёных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Об этом в своих работах говорит и Л.Г. Петерсон. Именно ТДМ, по её мнению, может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребёнка.
Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».
Говоря о воспитании, эту пословицу следует немного изменить: «Мало знать – надо понимать и принимать». И тогда её звучание принимает особый смысл. Мы начинаем размышлять о ценности, как основе воспитания человека в современном обществе.
Большой энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова трактует ценность, как «положительную или отрицательную значимость объектов или явлений окружающего мира для отдельного человека, для группы людей и для общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов, потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках и целях», а ценностную ориентацию, как «избирательное отношение человека к ценностям», как «систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении».
За последние годы защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций, посвящённых этим проблемам, в педагогических изданиях постоянно поднимается этот же вопрос, о нём вещают на разных уровнях и в разных структурах, но проблема остаётся неразрешённой до конца. Дело в том, что проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров – одна из вечных проблем, порождённых самим ходом исторического развития цивилизации.
Воспитательный процесс трудно подвергается технологизации, которая стремительно захватывает современный мир, т.к. здесь идёт речь о духовном мире ребёнка, о нравственной направленности его личности.
Во главу угла сегодня в образовательно-воспитательном ставится развитие личности ребёнка. Современному государству нужна личность, всесторонне развитая, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, владеющая базовым набором социальных компетенций, способная стать полноценным гражданином своей страны.
Показателем качества воспитательного процесса является личность воспитанника. Давайте напомним себе трактовку этого термина: «Личность – это человек, который свободно и ответственно определяет своё отношение к миру, к людям, к самому себе». Это отношение может быть ценностным (положительным), бесценностным (равнодушным), антиценностным (негативным). И здесь снова становится понятным, что на первом месте в воспитании должно стоять понятие «ценность». Ещё Конфуций говорил: «Скажи мне, что для тебя ценно, и я скажу, как сложится твоя судьба». Значит каждому классному руководителю, очень важно осознать первостепенное значение формирования ценностных ориентаций учащихся.
Здесь хочется привести в пример высказывание Л. И. Маленковой из книги «Классный руководитель:педагогические основы и методика деятельности»: «Воспитать Человека – главное предназначение классного руководителя». ТДМ, о которой идёт речь в этой статье, работает именно на эту цель!
Необходимо напомнить, что нравственный мир каждой личности подразумевает под собой три уровня:
- мотивационно-побудительный (хочу так поступать);
- эмоционально – чувственный (понимаю, сочувствую..);
- умственный (могу объяснить…);
Технология деятельностного метода работает сразу на трёх перечисленных реализацию целей современного российского образования.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму, включающую в себя следующие ценности:
- «Жизнь, здоровье»
- «Знание, образование»
- «Дружба»
- «Любовь»
- «Вера»
- «Семья»
- «Родина, Отечество»
- «Культура»
- «Физкультура и спорт»
- «Труд, творчество»
- «Толерантность»
- «Земля, Вселенная»
- «Государство»
- «Экономика»
Знать и принять на личностном уровне определённую диаграмму Человеческих качеств, знаний и умений:
- бережное отношение к жизни и здоровью
- стремление к новому знанию, любознательность
- трудолюбие
- творческое отношение к делу
- владение основными алгоритмами деятельности
- знание основ исследовательской деятельности
- терпеливость, рассудительность
- воспитанность
- доброта, чуткость к людям, сопереживание к ним, доброжелательность
- умение владеть собой, знание основ выхода из конфликта
- умение работать в команде
- умение дружить
- умение спорить
- уверенность в своих силах
- осознание своей социальной значимости для мира
- знание основ культуры
- знание основ экономики и экологии
Каждая надпредметная встреча с детьми (воспитательное мероприятие) строится в ТДМ и носит ценностный (аксиологический) характер. Мы открываем человеческие ценности, включаем их в свою систему духовно-нравственных качеств человека. Надо отметить, что в ТДМ проходит не только построение отдельно взятых мероприятий, но и организация всего воспитательного процесса, т.к. мы не только открываем какие-либо ценности, но и расширяем свои представления о них, погружаемся в их проблематику.
Этапы построения воспитательной работы по какому-либо направлению.
Этап I. Открытие новой ценности.
Этот этап включает в себя проведение работы, позволяющей ученику сконцентрироваться на какой-либо вопросе (Родина, семья, жизнь, знание, толерантность, творчество и т.д.), в зависимости от направления по которому ведётся работа.
На этом этапе дети проходят анкетирование и диагностику, обязательно участвуют в диспуте по данной проблеме, выполняют простые задания, позволяющие им актуализироваться на данном вопросе и служащие основой для организации выставок: выполни рисунок, сделай фотографию, принеси книгу…
Этап II. Расширение понятия о новой ценности.
Этот этап позволяет каждому заинтересоваться проблемой, погрузиться в неё и расширить свои представления по данному вопросу..
На этом этапе для детей организуется проведение различных экскурсий, встречи с интересными людьми, предлагается выполнения более сложных творческих работ: написание отзывов, эссе, создание –фото- и –видео- репортажей, выполнение стенгазет.
Этап III. Погружение в проблематику новой ценности.
Этот этап направлен на глубокое погружение в проблему, на переход заинтересованности в исследовательскую деятельность, желание сделать что-то своё в данной области.
На этом этапе ребята участвуют в создании проектных работ (либо индивидуальных, либо коллективных), представляют свои работы друг другу и другим классам.
Этап IV. Принятие ценности и включение её в систему духовно-нравственных
ценностей.
Этот этап позволяет каждому ребёнку включить новое знание (ценность) в ту систему ценностей, которая у него существует. Окончательно понять важность и значимость вопроса, определить его место в системе духовных ценностей человеческой жизни.
На этом этапе проходят творческие гостиные, тематические конференции, открытые родительские собрания, сопровождаемые выставками всех тех работ, которые появились в ходе работы по данному направлению.
Также обязательным является проведение диагностики и анкетирования, позволяющие выявить динамику
Также по определённым этапам выстраивается каждое воспитательное мероприятие. Здесь этапы совсем близко перекликаются с этапами урока в ТДМ, и поэтому мои ребята, уже привыкшие к самостоятельным выводам, чувствуют себя как рыба в воде.
Этапы построения воспитательного мероприятив технологии деятельностного метода.
- Этап самоопределения к деятельности.
- Этап актуализации.
- Этап постановки проблемы.
- Этап «Открытия ценности » или «Погружения в ценность».
- Этап закрепления.
- Этап включения в систему ценностей.
- Этап рефлексии.
Каждый этап преследует определённую цель, которая является подготовительной к цели следующего этапа. Каждый этап очень важен! Как можно актуализироваться проблеме (этап актуализации знаний), не настроившись на саму работу (самоопределение к деятельности). Как сделать «Открытие» или «Погружение» не столкнувшись с проблемой? Как без закрепления включить новую ценность в систему уже существующих ценностей? И как без этого включения проанализировать свершившееся?
Сразу видно, что ТДМ предложенная для образовательного пространства просто создана и для воспитательного.
Технология деятельностного метода потому и называется технологией, что её можно использовать в любом деле. Сейчас много говорится о проектной деятельности учащихся и каждый педагог в русле современной педагогики просто обязан вести работу по этому направлению.
И здесь на помощь для меня снова приходит ТДМ. Организация проектной работы или творческой деятельности ребят (индивидуальной или коллективной) идёт по определённым этапам.
Этапы организации проектной и творческой деятельности учащихся.
- Этап задумки, накопления идей, выдвижения целей работы.
- Этап начальной организации (подготовки): что и как будет выполняться в этом деле.
- Этап накопления (сбора информации).
- Этап выполнения работы.
- Этап представления работы.
- Этап подведения итога работы (рефлексия).
Эта схема работает везде и всегда: будь то выпуск тематической стенгазеты, групповой или индивидуальный исследовательский проект, или трудовой десант на приусадебном участке.
«Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности» - утверждал С.Т. Шацкий. И мы видим, что ТДМ может стать основой этой организации и просто облегчить труд педагога сегодня.
«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эти слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто зажечь, а зажечь навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода и система дидактических принципов на уроках в начальной школе.
Технология деятельностного метода, типология уроков деятельностной направленности, типы проблемных ситуаций и методы постановки учебной проблемы....
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...
Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.
Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...
Технология деятельностного метода в образовательном процессе начальной школы.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является ф...
«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
Урок математики в 1 классе "Единица измерения длины- сантиметр"...
«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в средней школе»
Приводится материал по технологии деятельностного метода и её реализации на уроках ИЗО в средней школе....
Доклад "Технология деятельностного метода обучения ФГОС"
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...