Авторская целевая воспитательная программа «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»
рабочая программа по обж на тему
Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики в области образования направленных на воспитание культуры личной безопасности. Формирование знаний и навыков использования правил дорожного движения в жизни являются одним из фрагментов культуры личной безопасности. Основным концептуальным положением программы является понимание того, что вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и изучения правил дорожного движения (далее - ПДД) рассматривается как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115
г.о. Самара
Авторская целевая воспитательная программа
«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах»
Выполнила
Буянкина Валентина Юрьевна
2012 г.
1. Пояснительная записка
На основании Закона РФ «Об образовании», согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» №196 – ФЗ от 10.12.95 г основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Авторская целевая воспитательная программа (далее – программа) «Формирование у воспитанников с ОВЗ навыков безопасного поведения на дорогах и улицах» адресована воспитанникам Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 115 г.о. Самара, а также может быть рекомендована образовательным учреждениям, реализующим специальные коррекционные программы для детей с умственной отсталостью.
Основной идеей программы является реализация положений Государственной политики в области образования направленных на воспитание культуры личной безопасности. Формирование знаний и навыков использования правил дорожного движения в жизни являются одним из фрагментов культуры личной безопасности. Основным концептуальным положением программы является понимание того, что вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и изучения правил дорожного движения (далее - ПДД) рассматривается как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Актуальность программы.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования и воспитания относятся вопросы, связанные с проблемой формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденциями, связанными с увеличением возникновения опасных для жизнедеятельности людей ситуаций. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться, в дорожной обстановке, оценивать предвидеть последствия нарушения правил дорожного движения, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений.
Значимость программы.
Необходимость разработки обусловлена тем, что развитие представлений о правилах дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах у детей с особыми образовательными возможностями имеет огромное жизненное, практическое, коррекционно и воспитательное значение. Знания и умения, у детей с ОВЗ формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся учащихся. В силу психофизических особенностей, у ребенка с различной тяжестью умственной отсталости снижена познавательная активность, что приводит к значительным затратам умственных и физических сил для усвоения необходимых знаний, приобретения универсальных действий. Кроме того такие дети существуют в условиях ограниченной социальной активности а также сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Социальная острота проблемы диктует необходимость внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей с ОВЗ. В соответствии с этим в школе – интернате № 115 разработана целевая воспитательная программа «Формирование у воспитанников с ОВЗ навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».
Новизна программы.
Данная программа направлена на решение задачи обучения, воспитания и коррекции детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие заболевания, а именно нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП), слуха и зрения, бронхиальная астма, синдром Дауна, сенсорные нарушения, соматические заболевания, расстройство аутического спектра, правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. В данной программе делается акцент на особенности воспитательной работы в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Программа составлена на основе субъект - субъектного подхода в организации учебно-воспитательного процесса и предполагает участие в её реализации всех субъектов образовательного процесса, что особенно важно в учреждении интернатского типа.
Место авторской целевой программы в Программе развития школы.
Программа развития школы содержит пять проектов. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения воспитанников школы составлена в рамках проектов «Здоровьесбережение», «Создание комфортных и безопасных условий» и её следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ГБС (К) ОУ школы-интерната №115.
Специфика программы заключается в том, что она составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с различной тяжестью умственной отсталости, имеющих множественные сопутствующие нарушения. Основываясь на принципах коррекционной педагогики, воспитательная программа содержит средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания детей с ОВЗ, через реализацию мероприятий на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Особый акцент в программе сделан на формирование жизненной компетенции, которая обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем, что является очевидным признаком соответствия современным требования к организации воспитательного процесса детей с умственной отсталостью.
Особенности программы Реализация в единстве задач воспитания, содержания и коррекции непрерывного обучения детей культуре безопасности дорожного движения
Принципы программы.
В основу разработки программы положены следующие принципы:
-педагогического стимулирования социальных проб,
-деятельностного подхода в обучении и воспитании,
-вариативности организации воспитательной работы,
-нравственного обогащения социальной среды,
-развития самодеятельности и инициативы личности;
-развития мышления, языка и коммуникации;
Принципы реализации программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития, диагноз. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
- Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Участники программы.
Воспитанники 7-14 лет, педагоги, родители, ГИБДД УВД по городскому округу Самара, администрация Промышленного района городского округа Самара.
Данная программа построена в соответствии с основными положениями Государственной политики в области образования, направленными на воспитание культуры личной безопасности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конвенция «О правах ребёнка»;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
№196 – ФЗ от 10.12.95 г;
- Правила дорожного движения от 14.02. 2013 года;
- Программа развития школы;
- Локальные акты школы.
Требования к уровню подготовки воспитанников 7-9 лет
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знать причины опасных ситуаций на улицах;
- знать основные правила по безопасности дорожного движения;
- знать назначение сигналов светофора;
- знать назначение сигналов регулировщика;
- знать назначение предупредительных сигналов водителей;
- знать разнообразие дорожных «ловушек»;
- знать основные части улицы и дороги;
- знать правила поведения в общественном транспорте;
- знать основные правила безопасного дорожного движения в темное время суток;
- знать дорожные знаки для пешеходов.
Деятелыюстно-коммуникативная составляющая образованности:
- уметь оценивать дорожную обстановку;
- уметь предвидеть дорожные «ловушки»;
- уметь переходить дорогу, перекресток;
- уметь пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
- уметь пользоваться дорожными знаками;
- уметь пользоваться общественным транспортом;
- уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Требования к уровню подготовки воспитанников 10-14 лет
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знать Правила дорожного движения;
- знать права и обязанности пешеходов, пассажиров, водителей;
- знать классификацию дорожных знаков;
- знать разметку проезжей части улиц и дорог;
- знать способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
- Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- уметь оценивать дорожную обстановку;
- выполнять Правила дорожного движения;
- уметь предвидеть опасность и идентифицировать ее;
- готовность к предотвращению и преодолению опасных ситуаций;
- уметь принимать правильные решения в различных чрезвычайных ситуациях дорожного движения;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП.
- Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- системное знание Правил дорожного движение и освоение навыками безопасного поведения;
- развитие культуры личной безопасности;
- сформированность самооценки и самоконтроля, способности к принятию эффективных решений в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;
- развитие правового самосознания.
Цель программы создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на улицах и дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуациях.
Задачи программы
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- создать необходимые условия для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
предоставить учащимся базовые знания ПДД;
-сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
-воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге прививать культуру безопасного поведения на дорогах;
- сформировать осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
-сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
- оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на пять лет с 20013- 20118 год.
Основные блоки программы.
Программа содержит два взаимосвязанных модуля: практический и теоретический.
Методы и формы организации УВП и реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитанников:
- объяснительно - иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом и родителями;
- исследовательский – совместная творческая работа воспитанников педагогов и родителей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Формы организации УВП и реализации программы
Беседа.
Беседа - это вопросно-ответный метод обучения, основанный на наблюдениях, организуемых с помощью наглядных пособий, записей или личного восприятия. Источником беседы является информационный или тематический материал, таблицы, рисунки.
Цель этих бесед: формирование умений и навыков применять знания и представления о безопасном поведении на улицах и дорогах в повседневной жизни.
Беседа может быть индуктивной (от частных наблюдений, единичных примеров к общим выводам) и дедуктивный (от общего положения к частным случаям).
При индуктивном методе вначале приводят примеры, а потом делают выводы и обобщения. При дедуктивной беседе сначала выдвигаются определенные положения, а потом иллюстрируется его применение в ряде случаев на нескольких примерах.
Встречи с инспектором ГИБДД.
Огромную работу по пропаганде ПДД проводят все подразделения ГИБДД, особенно отдел пропаганды, который непосредственно отвечает за проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях, умело направляет и курирует это сложное и ответственное направление в воспитательной деятельности учебных заведений.
Инспекторы ГИБДД – частые гости в школах. Ведь уже замечено, что, сколько бы учителя и воспитатели ни вещали о ПДД, о необходимости безопасного поведения в гололед, опасности игры возле дороги и т.д., ученики воспринимают их как постоянный, не очень действенный раздражитель. А если в класс для проведения такой беседы заходит инспектор в форме, при жезле и переговорном устройстве, в котором что-то постоянно попискивает и жужжит, то девчонки и мальчишки не только сами отлично запомнят, о чем им рассказывали, но и расскажут об этом всем друзьям и домочадцам.
Экскурсии.
Цель экскурсии – учить наблюдать за дорожным движением на улице. Практически закрепить знания и умения перехода регулируемого перекрестка.
Принадлежности: два красных флажка.
В программе экскурсии по городу – наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупреждающих сигналов, рассказ о светофорах и дорожных знаках, наблюдение за действиями регулировщика на перекрестке.
Ребята повторяют правила безопасного поведения на улицах и дорогах, пройденные ранее. Воспитатель спрашивает, какие дорожные знаки ребята знают. Сообща разбирают наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы, конкретные маршруты учащихся: домой, в парк, кинотеатр и др. Используя материалы местной автоинспекции с примерами дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали школьники, воспитатель показывает, как опасно нарушать правила поведения на улице и дорогах.
Подвижные игры помогают дать школьникам младшего и среднего возраста знания по правилам дорожного движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД.
В процессе игры у ребят закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, правильно реагировать в неожиданной ситуации. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.
Викторина.
Викторины помогут провести проверку усвоения детьми ПДД в разных формах. Наиболее традиционным способом выявления знаний учащихся является простой опрос, а также тестирование. Особый интерес у ребят вызывают викторины в форме брейн-ринга или «Что? Где? Когда?».
Загадки. При отгадывании загадок о ПДД у ребят развиваются аналитические способности.
Конкурс рекламных роликов по ПДД.
Это очень интересная форма пропаганды ПДД среди учеников. Заключается конкурс в том, что классы заранее готовят по одной - две миниатюры, отражающие главную тему: «Выполнение правил дорожного движения обязательно для всех!» Реклама подразумевает небольшое время показа, а форма ролик позволяет использовать все творческие направления. Это и переделанный известный песенный клип, и всевозможные отрывки из анекдотов, известных кинофильмов, использование героем популярных телесериалов, мультфильмов, и, конечно же, рекламных роликов, которых по всем телеканалам крутится огромное количество. Лишь бы содержимое роликов было о ПДД и последствиях их невыполнения. Чтобы посмотрев их, все тут же решили для себя никогда и нигде не нарушать ПДД!
Клуб веселых и находчивых (далее - КВН).
Как известно КВНщики такой народ, что смеяться и шутить могут на любую даже самую грустную тему. Можно использовать этот факт для того, чтобы привлечь к пропаганде ПДД, к актуальным проблемам безопасности учеников на дорогах страны самую веселую и находчивую часть ученической общественности.
Показать на КВН можно всё, что касается темы транспорта, улиц, дорожного движения и его участников. Это и переход проезжей части незадачливыми пешеходами, разговоры при ожидании разрешающего сигнала на переходах, ситуации в транспорте, поведение и общение водителей с водителями же и пешеходами, не говоря об инспекторах ГИБДД! А в разминке можно использовать художественный вопрос: что бы значил этот знак?
В конкурсе капитанов попросить капитанов команд придумать новые жесты регулировщиков движения с веселым объяснением.
Родительский всеобуч.
В темы родительских всеобучей обязательно включаются вопросы по формированию навыков соблюдения ПДД у детей.
Родители должны помнить, что они могут сотни раз повторять детям на какой свет надо переходить дорогу, что надо пропускать мчащиеся машины, а не бежать им наперерез. Однако если их папы и мамы, бабушки и дедушки сами нарушают ПДД, то и дети будут следовать их примеру. Очевидно, что без положительного примера и постоянного законопослушного воспитания со стороны родителей проблему безопасности подрастающего поколения на дорогах страны не решить.
- Проведение практических занятий и воспитательных мероприятий (игр, конкурсов, экскурсий, выставок детского творчества, Недели безопасности) обеспечивающих прочное усвоение детьми с ОВЗ навыков безопасного поведения на улице. Целью практических занятий и воспитательных мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке практических занятий и воспитательных мероприятий учитываются некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Приглашаются на внеклассные мероприятия представители службы ГИБДД.
- Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального отдела ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Обязательно присутствие на собраниях представителей службы ГИБДД. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям. Руководствуясь принципом «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» на беседах и лекциях используется видеоматериал, демонстрирующий различные аварийные ситуации на дорогах, происходящих по причине нарушений правил дорожного движения.
- Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Со школой тесно сотрудничает ГИБДД УВД по городскому округу Самара. Инспекторами ГИБДД проводятся профилактические беседы с воспитанниками школы.
Ожидаемые результаты: создание необходимых условий для формирования культуры и устойчивых навыков безопасного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на улицах и дорогах города, воспитания умения находить правильное решение в экстремальных ситуации. Сформированность у воспитанников с ОВЗ личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение нарушений правил дорожного движения. Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения.
Проверка знаний, умений и навыков, сформированности жизненных компетенций проводиться по следующим направлениям:
- обучающее (способствующее систематизации, обобщению, уточнению, расширению и обогащению знаний воспитанников);
- воспитательно-развивающее (повышающее дисциплину, развивающее самоконтроль, формирующее адекватную самооценку);
- коррекционно-развивающее (развивающее и корригирующее психические процессы, эмоционально-волевую и личностную сферы, а именно, неадекватный уровень притязаний, самооценки, отношения к оценке результатов деятельности);
- стимулирующее (побуждающее к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствующее выработке сознательного отношения к регулярному труду, побуждающее к улучшению достигнутых результатов, создающие положительную мотивацию, укрепляющую веру в свои возможности);
- проектировочную (отслеживающую пути развития воспитанника, выстраивающую линии достижений и неудач, объективное отражение пути формирования знаний, умений и навыков и жизненных компетенций).
Формы контроля
Повседневное наблюдение, устный опрос, контрольные задания.
Инструментарий и критерии оценки результатов программы
1.Составление и оформление диагностической карты «Оценка освоения программы».
2.Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся с применением методики изучения социализированности разработанной профессором М.И. Рожковым.
3.Анализ мероприятий по ПДД.
2. Содержание программы
Теоретический модуль
№ | Теоретические мероприятия | Ответственное лицо |
1. | Встреча с инспектором ГИБДД. | воспитатель, инспектор |
2. | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | воспитатель |
3. | Виды транспортных средств. Любой движущий транспорт – угроза безопасности человека. | воспитатель |
4. | Перекрёстки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | воспитатель |
5. | Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени. | воспитатель |
6. | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | воспитатель |
7. | Правила пользования общественным транспортом (разработка занятий прилагается). | воспитатель |
8. | Общие правила перехода улиц и дорог. | воспитатель |
9. | Где можно играть? | воспитатель |
10. | Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. | воспитатель |
11. | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | воспитатель |
12. | Правила езды на велосипедах. | воспитатель |
13. | Скрытая опасность на дорогах. Дорожные ловушки. | воспитатель |
14. | Транспорт и дети во дворе. | воспитатель |
15. | Зимние дороги. Опасные игры. | воспитатель |
16. | История возникновения светофора. | воспитатель |
17. | Быть осторожным на дороге – это не труд, а расчет. | воспитатель |
18. | Движение пешеходов по тротуарам и обочинам дороги. Правосторонне движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. | воспитатель |
Практический модуль
№ | Практические мероприятия | Ответственное лицо |
1. | Безопасная дорога из дома в школу (задание родителям). | воспитатель |
2. | Экскурсия. Переход улиц и дорог. Одностороннее и двусторонне движение. | воспитатель |
3. | КВН (разработка прилагается). | воспитатель |
4. | Конкурс-игра «Дисциплинированный пешеход». | воспитатель |
5. | Занятие «Правила безопасного поведения на дорогах» (разработка прилагается). | воспитатель |
6. | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди знак», «Путаница», «Найди свое место», «Регулировщик». | воспитатель |
7. | Первая помощь пострадавшим при ДТП. | воспитатель |
8. | Урок творчества «Новые знаки ДТП». Защита предложенных знаков. | воспитатель |
9. | Занятие «Приключение в городе «Дорожных знаков». | воспитатель |
10. | Экскурсия. Сигналы светофора с дополнительными секциями. | воспитатель |
11. | Урок творчества «Знаки твоими руками». | воспитатель |
12. | Оформление стенда «Урок Безопасности». | воспитатель |
13. | Викторина «Светофор». | воспитатель |
14. | Экскурсия. Движение группами. Переход дороги. | воспитатель |
15. | Занятие «На улице не в комнате, о том, ребята, помните». | воспитатель |
16. | Конкурс рисунков «Мы едем, едем, едем». Нарисовать самый безопасный вид транспорта, на взгляд детей. | воспитатель |
17. | Проба пера «Сказка о правилах» (сочинение сказок, можно группами). | воспитатель |
18. | Семейная игра «Знатоки правил». | воспитатель |
3. Литература, используемая при составлении программы
- Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внеклассной работе. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.
- Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. / В.И.Ковалько.
- Казаков В.И. Дорожно-транспортная безопасность школьников. Программно – методические материалы для 1 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: «Центр «Учебная книга», 2002.
- Классные часы по ПДД 5 – 6 классы / Москва 2004 г.
- Красный, жёлтый, зелёный. / ПДД во внеклассной работе. «Феникс» 2006 г.
- Оривенко Л.П. Уроки по правилам дорожного движения в 5 – 9 классах. – Пособие для учителей. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.
- Правила дорожного движения / Москва 2012 г.
- Справочник классного руководителя – внеклассная работа в школе по изучению ПДД / «Глобус». Москва 2006 г.
- CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
- Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
- Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009г.
18. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
- Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
- Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл. Поурочные планы.
- Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12
Список литературы, рекомендованный родителям
1. Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.
2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
3. . Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
- Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
- «Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 .
- «Методические рекомендации» по обучению учащихся 10,11 классов ПДД в Ростовской области. Ростов -на -Дону, 2002 .
8. Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная
история службы. М.: Вариант, 2002.
- Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. ВыпускЗ:.М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. -М., 2000
11. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов
Формы контроля: викторины, занятия, тестирование, беседы, конкурсы.
Ожидаемый результат: формирование у воспитанников с ОВЗ личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах. Знание и выполнение правил дорожного движения, сокращение нарушений правил дорожного движения
Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».
Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах». Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...
Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.
Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....
Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".
Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности, необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....
Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».
Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее. ...
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов с ОВЗ
информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД...
"Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов"
для педагогов и учителей начальных классов...