Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка
методическая разработка по теме
В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитание и укрепление здоровья школьников.
Коллектив школы взял ориентацию на развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-rolevaya_teoriya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Детство- это каждодневное открытие мира, и
нужно сделать так, чтобы это открытие стало,
прежде всего, познанием природы, человека и
Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила
красота настоящего человека, величие и ни с
чем не сравнимая красота природы и Отечества».
В.А.Сухомлинский.
В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.
Приоритетными направлениями в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитание и укрепление здоровья школьников.
Коллектив школы взял ориентацию на развитие личности ребенка.
Исходя из задач школы, учитывая запросы общества, воспитательная работа в классе строится по технологии Николая Михайловича Таланчука «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка», по которой я работаю третий год.
Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности - по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
«Личность, - по утверждению Н.М. Таланчука, - это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А, следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Н.М. Таланчук убежден,что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Согласно этому подходу ученик, включаясь в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно- творческая, физкультурно– оздоровительная, коммуникативная, игровая осваивает систему ролей в семье, трудовом коллективе, обществе, приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, семьянином, способным выполнить сыновне- дочерний долг, а затем и отцовско - материнский, супругом; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой; гражданином страны с его высокой патриотической, нравственной и экологической культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере (я - сфера), обладающей способностью к
регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует своё сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.
Целю моей воспитательной работы в данном коллективе является формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.
И для её реализации определила следующие задачи:
- создать необходимые условия для проявления творческой
индивидуальности каждого ученика; - способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений; - развивать познавательную активность учащихся;
- содействовать формированию нравственной позиции школьника;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении
ключевых воспитательных дел в классе; - воспитывать чувство патриотизма, национально-интернациональную, экологическую культуру.
Работа по данной технологии рассчитана на IV этапа, для которых определены задачи с
учётом возрастных особенностей детей.
I этап:
- Познакомить с новым видом учебной деятельности – учёбой.
- Создавать доверительную атмосферу между учителем – учениками –родителями.
- Знакомить детей с окружающим миром.
II этап:
- Воспитывать чувство любви к родному краю.
- Формировать дружный коллектив.
- Прививать нравственные качества.
- Воспитывать чувство любви и уважения к родным.
III этап:
- Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию дружного сплочённого коллектива, основ культуры общения.
- Воспитывать чувство любви к родному краю, к своему Отечеству.
- Содействовать формированию нравственной позиции школьников, стремления вести здоровый образ жизни.
IV этап:
- Развивать творческие способности.
- Воспитывать чувство любви к родному краю.
- Прививать интерес к изучению истории Отечества.
- Формировать нравственные и культурные нормы поведения.
- Формировать умения ставить жизненные цели и достигать их.
- Развивать навыки самовоспитания, самоуправления.
В теории Н.М. Таланчука существуют специальные направления работы, учитывая социальные роли ребёнка. Видоизменив некоторые из них с учётом программы развития нашей школы, воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям :
- «Я и общество».
- «Я и природа».
- «Я и моя школа».
- «Я и моя семья».
- «Я и моё Я.. Здоровый образ жизни».
- «Семья и школа»
Для каждого направления определены свои задачи, которые позволят в дальнейшем оценить эффективность воспитательной работы.
« Я и общество».
- Воспитание чувства патриотизма.
- Воспитание национально-интернациональной культуры.
- Воспитание правовой культуры
- Воспитание нравственности.
«Я и природа».
- Формирование экологической культуры.
- Расширение кругозора учащихся.
« Я и моя школа».
- Формирование организаторской культуры.
- Формирование коммуникативной культуры.
- Формирование знаний, умений , навыков и трудолюбия.
« Я и моя семья».
- Формирование чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
- Воспитание чувства любви и сострадания к ближнему своему.
«Я и моё «я». Здоровый образ жизни».
Воспитание духовных потребностей.
- Формирование знаний, умений и навыков психической саморегуляции.
- Формирование творческих способностей.
- Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания.
- Формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их.
- Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
« Семья и школа».
- Оказание помощи родителям в определении методов и приёмов воспитания детей.
- Развитие у родителей положительного отношения к школе, учению детей, доверия к учителю.
- Привлечение родителей к совместной учебно-воспитательной работе с детьми.
Чтобы целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, в плане существует такой раздел воспитательной деятельности.
направления | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
«Я и общество» | ||||
«Я и природа» | ||||
«Я и моя школа» | ||||
«Я и моя семья» | ||||
«Я и моё «Я».Здоровый образ жизни» | ||||
«Семья и школа» |
« Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». Н.В. Шелгунов.
В план воспитательной работы обязательно включаются мероприятия, позволяющие содействовать формированию нравственной и экологической культуры, воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Беседы: «Учусь взаимодействовать», «Как воспитать в себе сдержанность», «Злые чувства - враг здоровья и души» и т.п. Способствовать подготовке к выполнению роли ребёнка в обществе мне помогают следующие мероприятия: классные часы « Лучше нет родного края », « Россия - родина моя », «День памяти и скорби », беседы, викторин: « Традиции и быт народов ханты », « Красная книга Югры », « История моего города », « Государственная символика России », экскурсии в музей, в уголок боевой славы, в библиотеку.
Так как учебный коллектив это разновидность трудового коллектива, то планируя воспитательную работу, я задумываюсь и над формированием готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально - трудовой сфере жизнедеятельности. Так, например, для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению проводятся встречи с родителями разных профессий. Детьми, совместно со своими родителями, были разработаны проекты «Экологическая профессия». Цель которого: узнать о профессиях, которые можно считать экологическими ( в данном случае — тесно связанными с природой, оберегающими её). Ребятам предлагалось доказать, что предложенная ими профессия может считаться экологической.
С целью воспитания экологической культуры, пишем коллективные сочинения - рассуждения на тему «Человек - помоги природе!». Дети, работая в группах, писали сочинение о губительной деятельности человека на природу, предлагали решение проблемы охраны природы. Организация такой работы позволяет сплачивать детей, учит уважать мнение других, формирует умение находить решение в жизненной ситуации.
В этом учебном году в нашем классе созданы творческие группы, состав которых определялся по желанию детей. Каждая группа в течение года принимает участие в подготовке и проведении классных
часов. Осуществляет поисковую, творческую деятельность, оформляя альбомы- копилки « Времена года », « Биоценозы Югры », которые затем представляют всему классному коллективу. При такой работе заметно проявляются организаторские способности, выявляются лидеры группы, появляется чувство ответственности за проделанную работу.
Применяя в работе здоровьесберегающие технологии, решая задачи правового воспитания, провожу беседы, викторины и классные часы тему: «Поведение в экстремальных ситуациях », « Школа светофорных наук », « История автомобиля », « Мойдодыр в гостях у ребят » и т.п.. Изготавливаем агитационные листовки для пешеходов, родителей и водителей с целью безопасного поведения на дорогах.
При подготовке и проведении любого мероприятия всегда прибегаю к помощи родителей. Это и помощь в изготовлении поделок из природного материала, книжек-малышек «Моя азбука», « Пословицы , загадки об осени( зиме, весне) », подготовка костюмов к праздникам и активное участие в них, участие в конкурсах « Папа, мама, я- спортивная семья » и т.п..
Совместно с родителями уделяю большое внимание дополнительному образованию детей. Что способствовало достижению хороших результатов. Из 27 детей класса – 20 занимаются в кружках и спортивных секциях учреждений дополнительного образования города.
Название | Девочки | Мальчики |
Спортивные секции | 6 | 5 |
Музыкальное образование | 2 | 2 |
Студия ИЗО Вязание, бисероплетение | 3 | 1 |
Шахматы | 1 |
Дети являются активными участниками школьных мероприятий, городских и районных соревнований, конкурсов.
И в заключении хочется сказать, что « Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Так будем же стремиться выращивать такие «цветы», которые радовали бы нас всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.
Дать понятие «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...
Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...
Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...
Значение труда в формировании личности ребёнка
Значение труда...
Роль семьи в формировании личности ребёнка
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка....