Реализация системно-деятельностного подхода при организации предметного урока по окружающему миру
статья на тему
Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе разных технологий, в том числе и технологию развития критического мышления. В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, реализация смысла и рефлексия. Роль учителя в технологии развития критического мышления такова, он: направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
Вашему вниманию представляем самые распространённые приемы развития критического мышления, которые мы используем на уроках окружающего мира в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sdp_smirnova.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода при организации предметного урока по окружающему миру
Смирнова Е.М., учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112
с углубленным изучением информатики», г. Новокузнецк
Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе разных технологий, в том числе и технологию развития критического мышления. В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, реализация смысла и рефлексия. Роль учителя в технологии развития критического мышления такова, он: направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы.
Вашему вниманию представляем самые распространённые приемы развития критического мышления, которые мы используем на уроках окружающего мира в начальной школе.
Используя на уроках прием “синквейн” учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали и систематизируют все знания.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
- Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
- Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
- Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Приведём пример синквейна по теме «Строение тела человека»:
Мозг
главный, здоровый
работает, заботится, контролирует
Очень важен для человека.
Командир.
Следующий приём «РАФТ» - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Ученикам предлагается порассуждать от имени выбранного персонажа. Вашему вниманию представляется пример приёма «РАФТ» по теме «Как устроен организм человека». Обозначим тему, например, «Как устроен организм человека». Теперь можно перейти к выбору роли. Выберем любого человека планеты Земля, а также аудиторию, к кому будем обращаться. Например: «Дорогие марсиане! Сегодня хотелось бы рассказать немного о человеческом организме. Его можно сравнить с действующим механизмом, в котором каждое колёсико или винтик выполняет свою работу. А командиром организма считается мозг. Все органы нашего организма действуют согласованно и никогда не ошибаются. Почему спросите вы? Да потому что всеми органами руководит нервная система. Наша нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов».
Ещё один из приёмов, который называется «6 шляп критического мышления». Суть этого приёма состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа высказывает шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
Белая шляпа (информация) - используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа (чувства и интуиция) - у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа (логический позитив) - требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
Черная шляпа (критика) - позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая шляпа (креативность) - мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа (управление процессом) - предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Она помогает находить смысл в том, что ученик делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Пример приёма «6 шляп критического мышления» по теме «Полезные ископаемые»
Белая (факты). Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая (позитивное мышление). Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная (проблема). При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная (эмоции). Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая (творчество). Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя (философия). Обобщают высказывания каждой группы. Мы рассмотрели тему «Полезные ископаемые» и пришли к выводу, что они нужны человечеству, но пользоваться недрами земли нужно аккуратно.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧ, которые дают возможность учителю задействовать на уроке каждого ученика. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы.
Список литературы
- Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. — 2004. — № 17.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2004.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе.
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе. ...
предметный урок по окружающему миру для 2 класса система В.Ф.Занкова "Съедобные и ядовитые грибы"
Данный урок формирует научное представление о царстве грибов. Происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД согласно новым стандартам образования....
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...
Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...
Конспект предметного урока по окружающему миру,3 класс "Свойство воды".
Данный конспект урока посвящен теме "Свойство воды".Предметный урок по своей природе не очень простой, проводится он по-разному,поэтому хочется поделиться своим вариантом проведения и познак...
Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»
Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...
Организация экскурсий в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисципл...