Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках по окружающему миру в начальной школе. Учебное пособие "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова отличается последовательной формой построения, в зависимости от тематик, носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Так, в рамках формирования универсальных учебных действий во всех учебниках наглядно представлены основные структурные компоненты учебной деятельности: постановка учебной задачи (в форме вопросов или создания проблемных ситуаций, наличие которых повышает личностную мотивацию), контроль и оценка (система заданий под рубрикой «Проверим себя и оценим свои успехи», которая размещается в конце изучения темы и позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности). Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к предмету; направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапность и диалектичность организации обучения. Разнообразный материал представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе и общественной жизни, знакомят с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы. Рабочая тетрадь и тесты "Мир вокруг нас", позволяют закрепить полученные на уроке знания, работать ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу. Проведение урока в кабинете биологии позволяет мне использовать на уроке различные виды оборудования: микроскоп, слайды цифровых образовательных ресурсов, наглядные пособия , ставить простые эксперименты. Уроки на открытом воздухе, позволяет учащимся на практическом опыте познакомиться с различными видами растений и животных. В ходе работы над темой учебника я применяю технологию проблемного диалога и продуктивного чтения, включаю в содержание урока упражнения творческого характера, создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков, провожу соревнования между парами и группами учащихся, учитываю индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости и добиваюсь осознанного усвоения нового материала. В качестве закрепления новых знаний провожу практическую работу на уроке в рабочих тетрадях, заслушиваю краткие сообщения, предварительно подготовленные учащимися, провожу взаимопроверку знаний, тестирования, учащиеся самостоятельно воспроизводят простые модели объектов и явлений окружающего мира, предлагаю ребятам самим создать нестандартную ситуацию и найти несколько способов ее решения. Одним из эффективных методов, направленных на развитие ребенка считаю метод проектов. Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии. Такая деятельность дает возможность учащимся получить прочные знания на основе самостоятельной работы. В ходе такой работы учащиеся учатся намечать цель, планировать свои действия, подбирать информацию, анализировать, оказывать взаимопомощь, обобщать и представлять свои знания в разных формах (вербальной и наглядной). Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Участие в проекте позволяет формировать у учащихся адекватную самооценку, коллективизм, познавательную активность, контролировать свои действия. Конечными результатами проектной деятельности по окружающему миру могут быть гербарии, наглядные пособия, фотоальбом, справочник, мультимедийная презентация, газета, плакат, план и многое другое. Данный метод я успешно использую для решения проблем экологического воспитания дошкольников. Я считаю, что очень важно разбудить в детях младшего школьного возраста интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, создать условия для общения ребенка с миром природы, потому что именно в этот период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Считаю, что УМК "Школа России" позволит мне добиться высокого качества знания учащихся. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, дают возможность для дальнейшего успешного обучения в среднем звене. Полагаю, что УМК "Школа России" ориентирована на лучшие традиции российского образования. |