Организация экскурсий в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
статья по окружающему миру (1 класс)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_kopiya.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Невзорова,
МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»
Дзержинского района Волгограда»
Организация экскурсий в курсе «Окружающий мир»
в условиях реализации системно-деятельностного подхода
в начальной школе
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это новая, необычная, привлекательная форма деятельности в которую погружаются учащиеся начальной школы. Очевидно, что для детей это путешествие, выход из стен школы на вольный простор. Оно создает особый эмоциональный подъем и хорошее настроение, ребята становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется желание без принуждения воспринимать и наблюдать окружающий мир. Положительные переживания, маленькие детские открытия делают экскурсии привлекательными. Участие детей – это сочетание эмоциональных, познавательных и волевых действий, их активность и инициатива.
Урок-экскурсия строится на этих же принципах, что и обычный урок. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока деятельностного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока. | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач. | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование. | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. |
Практическая деятельность учащихся. | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
Осуществление контроля. | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции. | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценивание учащихся. | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Итог урока. | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание. | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Экскурсия - это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе. Цель настоящего исследования состояла в проектировании и организации урока-экскурсии как урока деятельностного типа.
Цели и задачи проведения экскурсий на основе деятельностного подхода:
- различать и осмысливать, какими способами можно получать ответы на вопросы о природе
- организация процесса наблюдения в природе и его описание;
- практика в наблюдениях и описании ощущений; наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.
- наблюдать переход природных объектов из одного состояния в другое;
- учить детей выделять и фиксировать прошлое и настоящее состояние объекта наблюдения – процесса;
- фиксировать процесс перехода от прошлого к настоящему в символической записи процесса
- учить изображать особенности изменения природы художественными средствами;
- экспериментировать, используя различные условия экскурсий в разные времена года
- осваивать простейшие способы измерений
- организовать посильную практическую деятельности детей в природе
- организовать сбор природного материала для проведения уроков
Приведём пример организации экскурсии «Жизнь природы зимой» в 1 классе.
Общая логика подготовки и проведения экскурсии построена следующим образом:
- Актуализация знаний. Мотивация.
Этап формулирования проблемы и постановки учебной задачи проводится в классе, для того чтобы дети вышли на экскурсию, уже зная цель.
Учитель. На уроках окружающего мира мы отправляемся в путешествия, не выходя из класса. Но скоро, на следующем уроке мы отправимся с вами в настоящее маленькое путешествие на школьный двор. Давайте подумаем, что мы можем изучать на таком занятии.
Выслушать догадки детей и предложить им подумать о том, что можно изучать, если отправиться на экскурсию в одно и то же место несколько раз.
Учитель. Ребята, мы пойдём на школьный двор осенью, затем зимой, а потом весной. Как вы думаете, то, что мы увидим на экскурсии, будет отличаться от того, что мы увидим в другое время года?
Выслушать ответы детей и помочь им сформулировать тему изучения.
Учитель. Вы выдвинули много предположений, но не все согласны с их правильностью, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые предположения.
Ученики. Сходить на экскурсию и понаблюдать самим.
- Планирование. Планирование проходит в классе, в форме групповой работы и последующей общеклассной дискуссии:
Какие объекты сможем увидеть? Что и какие процессы сможем наблюдать? Что для этого надо сделать? В1м классе планирование происходит при значительной роли со стороны учителя. Учитель кратко обозначает предложения детей, при помощи схематических значков на доске или большом листе бумаги. Если для объекта не находится значка, его записывают словом. В следующих случаях это могут делать сами дети. Распределение работы между группами и заполнение рабочего листа. В рабочем листе отображаются объекты и явления наблюдения неживой природы (солнце – светит или закрыто тучами, ветер – поднимает ли снежинки, снег – цвет, высота снежного покрова, форма снежинок, небо - цвет, температура - воздуха и т.д), живой природы (птицы – как зимуют птицы, много ли их в городе, почему некоторые не улетают в тёплые края, растения - есть ли листья на деревьях и кустарниках, умирают растения зимой или нет, животные - как зимуют звери, куда исчезли насекомые). Наблюдения за людьми (одежда – как одеваются люди зимой, труд, занятия - что они делают на улице).
- Сбор фактов на экскурсии осуществляется в форме групповой работы с фиксацией результатов в рабочем листе.
Наблюдение учащимися природных объектов и процессов, обозначенных схематическими значками в рабочем листе. Постепенно в классе вырабатываются свои знаковые формы обозначений. Учитывая необходимость наблюдений всеми органами чувств, учитель организует экскурсии так, чтобы обеспечить не только зрительные и слуховые восприятия, но и наблюдать при помощи других органов чувств - осязания, обоняния. Сбор материалов для проведения уроков в классе. Использование различных измерительных приборов для наблюдений (термометр, линейка, лупа).
- Обмен информацией.
Обсуждение результатов экскурсии (что хотели увидеть и что увидели). Ученики могут дорисовать в предложенный план то, что не было ранее отмечено. Отчет групп, отчет выполнения индивидуальных заданий, организация посильной практической природоохранной деятельности детей в природе и пришкольном участке (субботники, посадка деревьев и кустарников, посев семян цветковых растений, выгонка растений к празднику 8 Марта и др.).
- Рефлексия.
На этапе подведения итогов необходимо оценить в какой мере удалось достичь цели экскурсии. Дети записывают на листах вопросы, на которые по они не находят объяснений. В оценочных листах фиксируют свою оценку по умениям: умею записывать результат наблюдений, умею работать по плану, умею работать в группе и выполнять свою работу, уме. Уступать и договариваться. Организация творческой выставки, позволяющей показать особенности изменения природы художественными средствами – рисунки, поделки из природного материала, флористические аппликации и т.д.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) экскурсия - это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать достижению новых образовательных результатов.
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что экскурсии в природу является эффективным средством формирования и отработки способов изучения природы, экскурсии любимы и интересны детям своим содержанием, эмоциональным эффектом. Кроме этого на экскурсиях дети собирают чувственный материал для проведения уроков окружающего мира, в зоне ближайшего развития – измерения, построение рядов, классификация, сравнение, планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода
В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
Новое содержание курса "Окружающий мир" в условиях реализации ФГОС НОО.
1. Цели и задачи применения ИКТ в начальном образовании.2. Практическое применение....
Технологическая карта урока иностранного языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Технологическая карта фрагмента урока в 3 классе по теме "Lunch box", УМК Spotlight...
«Технологии развивающего обучения как условие реализации системно-деятельностного подхода»
Выступление на педагогическом совете...