Программа учебно-воспитательной системы "Поход в мир своего Я"
материал на тему
Ведущий замысел воспитатнльной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebno-vospitatelnoy_sistemy.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Вязниковского района Владимирской области
МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 1»
Программа
учебно-воспитательной системы «Поход в мир своего Я»
Учитель: Корчажкина Т.И.
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»
Эбнер - Эшенбах
Ценностное основание (смысловое ядро) воспитательной системы
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес уч-ся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.
Главным целевым ориентиром системы выбрано содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
1) создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению уч-ся нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении, развивать коммуникативные навыки;
- внимательно и бережно относясь к любым проявлениям
индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее
становление; - пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в
формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения,
стимулировать умение совершенствоваться в коллективе; - способствовать формированию умения понимать себя и
других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести
диалог, участвовать в совместных мероприятиях, формировать
понимание значения дружбы для каждого ребенка.
Принципы создаваемой воспитательной системы и жизнедеятельности классного сообщества:
- самоактуализации;
- индивидуальности;
- творчества и успеха;
- доверия и поддержки выбора;
- прродосообразности.
Механизм функционирования
Воспитательная система класса развития личности ребенка выполняет следующие функции:
- развивающую;
- интегрирующую;
- защитную;
- корректирующую.
Взаимодействие класса с объектами социокультурной среды
Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, расширение культурно-образовательного пространства позитивно влияет на процесс интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. В этой связи представляется педагогически целесообразным задействовать воспитательный потенциал действующих в микрорайоне учреждений дополнительного образования, культуры и медицинских учреждений. Например, регулярное посещение библиотек позволяет уч-кам более детально ознакомиться с основными направлениями её работы, научиться правильно вести себя в ней и пользоваться ее услугами. Чтение книг и журналов помогает детям в формировании интеллекта, духовно-нравственных качеств (см. схему).
Проектируемое состояние системы
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса составляют идеи: философской и педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, В.В.Зеленский, М.Шеллер и др.), труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаровская, О.С.Гузман, В.А.Сухомлинский, Ю.И.Турчанинова, Э.Н.Гусинский и др.), научные положения о сущности, строении и функционировании воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, И.А.Колесникова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов), идеи о возможностях и условиях влияния среды на развитие личности ребенка (В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, Ю.С.Мануйлов, В.Д.Семёнов).
Ключевые понятия моделируемой воспитательной системы:
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидуумом присущих ему качеств и способностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивидуума и
характеризующее социальную сущность человека;
- субъект - индивидуум или группа, обладающее осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя
и окружающей действительности;
- индивидуальность ~ неповторимое своеобразие человека или группы,
уникальное сочетание в них единичных и общих черт, отличающее их от
других индивидуумов и человеческих общностей;
- воспитательная система — упорядоченная целостная совокупность
компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает
наличие у учреждения образования или его структурного подразделения
способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию
уч-ся;
- личностно-ориентированный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на
систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и
самореализации личности ребенка, становления его индивидуальности;
- системный подход - методологическая ориентация в деятельности, при
которой объект познания или управления рассматривается как система.
Модель воспитательной системы класса
Основные направления | Задачи | Средства реализации задач | |
Изучение уч-ся, отношений, общения и деятельности в классном коллективе |
| Составление карты увлечений и интересов детей для более глубокого ознакомления с интересами классного коллектива, анкетирование, игра «Мои любимые игры и игрушки», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и определения их общественной активности.
| |
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества |
| * Организационно- деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Уважая себя, уважайте других». Ролевая игра «Цветик-семицветик», коллективное творческое дело «Я и другие. Я глазами других», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проэктов уч-ся «Класс в котором я хотел бы учиться». * Игра « Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня», творческое дело «Устав класса», конкурс « Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс вчера, сегодня и завтра». | |
Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка |
|
| |
Виды воспитывающей деятельности | |||
№ п/п | Вид деятельности | Целевое назначение | Активная форма организации деятельности |
1 | Познавательная | Расширение представления об окружающем мире, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, формирование потребностей в получении образования. | Тестирование, экскурсии, предметные недели, интеллектуальные игры, факультативные занятия, посещение музеев. |
2 | Ценностно-ориентировочная | Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, культуры, свое «я», развитие рефлексии. | Уроки культуры поведения в обществе, воспитательные мероприятия на нравственные темы, практикумы по самоанализу и взаимоанализу. |
3 | Общественная | Содействовать социализации уч-ся, включать их в сопереживание проблемам общества, приобщать к активному преобразованию действительности. | Беседы, практикумы, устный журнал, круглый стол. |
4 | Свободное общение | Общение детей друг с другом, досуг, взаимно обогащающий учащихся. | Совместные прогулки, поездки, коллективные праздники, вечера отдыха, викторины, конкурсы, социометрия. |
5 | Спортивно-оздоровительная | Привитие здорового образа жизни, формирование выносливости, гибкости, координации, силы, красоты человеческого тела. | Общефизическая подготовка, кружки, секции, спортивные соревнования, спартакиада. |
6 | Трудовая | Создание и сохранение, и приумножение материальных ценностей. | Самообслуживание, встречи с людьми различных профессий, кружки, творческие конкурсы, уроки трудового обучения, рейды. |
7 | Художественно-эстетическая | Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. | Конкурсы рисунков, стихов, смотры художественной самодеятельности, творческие кружки, факультативы, праздники, экскурсии, посещение музеев, выставки творческих работ. |
Модель выпускника начальной школы
Психические качества: эмоциональный, волевой, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, умеющий воспринимать окружающий мир, с хорошей памятью, умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.
Личные качества: развитые познавательные интересы, учебная мотивация, чувство долга, ответственности, развитые трудолюбие и усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, коммуникативность, доброжелательность.
Уровень образованности: достижение уровня информированности и функциональной грамотности.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через сознание таких ценностей:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов
проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за
выполнение принятого решения); - оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем
доволен, тот всем неприятен); - требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения
намеченных целей); - любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая
мир, познавай и самого себя); - самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение
прийти на помощь); - веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни;
источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление
препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит
удовлетворение); - сотворчество (построение индивидуальной и коллективной
жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
- Воля и труд, дивные всходы дают.
- Всякий человек по делу познается.
- По мере трудов и награда.
- Доброе исполняем, а худое искореняем.
- Веселье делу не помеха.
- В хорошей артели всяк при деле.
- Здоров будешь - все добудешь.
Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы
В 1-м классе учитель начинает работать с еще не организованной группой детей. Главная задача - помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Учитель и ученики делают первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению классного коллектива.
Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствуют формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа в классе.
На 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. «Там на неведомых дорожках» (кружки, секции, библиотеки, музыкальная школа и школа искусств и т. д.) ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. В 3-м классе значительное место отводится экскурсиям в музеи, библиотеки, участию в конкурсах, викторинах, работе в кружках, секциях, занятиях в школе искусств.
В 10 лет ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чем я могу себя проявить? У детей появляется желание понять себя. Поэтому в 4-м классе приоритетным видом деятельности становиться познавательно-игровая деятельность по самопознанию.
Этапы построения воспитательной системы класса
При определении содержания воспитательной системы класса и способов деятельности по ее построению необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- воспитательная система, как установлено учеными, проходит в своем
развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости,
преобразование); - она входит в состав общешкольной системы воспитания.
На основе их учета составлена схема, отражающая этапы развития воспитательной системы класса и её место в общешкольной системе воспитания.
4-й класс Поход в мир своего «Я»
3-й класс Там на неведомых
дорожках
2-й класс Вместе весело
шагать
1-й класс Первые
шаги
Этапы построения воспитательной системы | Основные направления деятельности |
1 этап - проектный | 1. Обсуждение и утверждение концепции воспитательной системы на общешкольной конференции. |
2. Создание и проектирование работы творческих лабораторий педагогов. | |
- «Моделирование и построение воспитательной системы класса» | |
- «Мониторинг результатов развития личности и коллектива» | |
3. Организация работы психолого- педагогических семинаров: «Условия гуманизации отношений педагогов и подростков в жизни коллектива», «Влияние уровня самооценки на формирование личности уч-ся», «Закономерности и особенности развития ребенка». | |
4. Определение концептуальных положений деятельности по изучению эффективности воспитательной системы. | |
5. Подбор диагностических методик для изучения личности ребенка. | |
6. Разработка диагностических методик для изучения удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе | |
7. Ознакомление с практикой проектирования и функционирования систем обучения и воспитания, направленных на развитие личности учащихся, в других классах. | |
8. Определение наиболее рациональной системы творческих объединений учащихся. | |
2 этап - практический | 1. Опытно-педагогическая деятельность по моделированию и построению воспитательной системы класса |
2. Создание и деятельность центра содействия развития личности ребенка | |
3. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей уч-ся, на развитие личности. | |
4. Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов уч-ся и исследования эффективности образовательного процесса. | |
5. Формирование информационно-методического фонда разработок. | |
6. Определение возможностей, условий, приемов и методов создания для уч-ся ситуаций выбора и успеха в учебно-воспитательном процессе. | |
7. Совершенствование и обновление практики обучения и воспитания учащихся посредством расширения возможностей в школе для самовыражения и самореализации учащихся. | |
8. Обсуждение наиболее важных проблем инновационной деятельности на заседаниях МО. | |
9. Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, с социумом | |
10. Ежегодное информирование уч-ся и родителей о ходе и результатах инновационной деятельности. | |
3 этап - обобщающий | 1. Систематизация приемов и методов развития личности в учебно-воспитательном процессе. |
2. Обобщение опыта работы по формированию нравственной воспитательной системы. | |
3. Определение перспектив дальнейшего развития воспитательной системы класса. |
Программа развития воспитательной системы класса
Основу функционирования воспитательной системы составляют два системообразующих вида деятельности - игра и общение.
Игровое взаимодействие — это не имитация деятельности, а деятельностное её наполнение, помогающее ребенку найти в соответствии со своими интересами и способностями предмет для самореализации и самоутверждения. Оно занимает важное место в жизни классного сообщества. Игра, будучи результатом общественной практики детей, определяет характер связей, складывающихся в результате развития ребенка, влияет на выбор друзей, форм и способов построения общения и отношений с окружающими людьми. Игровая деятельность представляет собой результат, условие и средство развития ребенка. Младший школьник может и должен жить и развиваться в условиях широкого и интенсивного игрового взаимодействия.
Успешное развитие ребенка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. Наряду с игрой и общением в воспитании младших школьников применяется широкий спектр видов совместной и индивидуальной деятельности. Можно предположить, что в 4-ом классе функцию системообразующего фактора будет выполнять творческая коллективная деятельность. Дети подрастут и научатся не только вместе играть и общаться, но совместно творить добро, истину и красоту.
Профессор Г.К.Селевко, характеризуя личность человека, выделяет 4 основных отношения представленных в следующей таблице.
Характеристика сущности личности (по Г.К.Селевко) | ||
№ п/п | Основные отношения | Проявления отношения в личностных качествах |
1 | Отношение к людям | Общительность (экстравертность)- замкнутость; коллективизм - индивидуализм; альтруизм - эгоизм; вежливость - грубость; тактичность - бестактность; правдивость - лживость; чуткость - гуманность -жестокость; искренность - лицемерие; доброжелательность-зависть; идейность- безыдейность; принципиальность - беспринципность; бескорыстность - жадность; доброта - злобность; жизнерадостность - активность - апатичность; верность - непостоянство; объективность -субъективность; оптимизм - пессимизм |
2 | Отношение к деятельности | Инициативность - безынициативность; деловитость -безалаберность; дальновидность - беззаботность; работоспособность, усердие, настойчивость -инертность; медлительность - торопливость; выносливость; трудолюбие - лень; пунктуальность -необязательность |
3 | Отношение к вещам | Аккуратность - неряшливость; экономность - расточительность; щедрость - скупость практичность - непрактичность; расчетливость; бережливость - небрежность |
4 | Отношение к самому себе | Самокритичность - некритичность; требовательность - нетребовательность; скромность - хвастливость; самообладание - растерянность; гордость; обидчивость; самоуверенность - мнительность; хитрость - бесхитростность; упрямство - гибкость; угодливость - принципиальность; уживчивость -конфликтность; храбрость - трусость; честность -бесчестие; целеустремленность - пассивность и т. д. |
Участвуя в коллективной деятельности, школьники приобретают умения и навыки, необходимые в работе по самопознанию и саморазвитию.
1. Самонаблюдение. Каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и свою жизнь. Любой случай в жизни П это своеобразная школа обретения ребенком жизненного опыта, культуры общения и поведения. Человек не способный к самонаблюдению, не может отвечать за свои действия и поступки. Нужно постоянно следить, удается ли сохранить гармонию, единство между своими взглядами, убеждениями, суждениями, с одной стороны, и повседневными поступками - с другой. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
- Самоанализ. Дети должны стараться понять себя на основе рефлексии своего поведения, поступков, желаний. Самоанализ требует предельной искренности в отношениях с самим собой, воли и непрерывной тренировки. В нем скрыт один из важнейших резервов личности, ведь, зная, что «во мне», человек наиболее полно может охарактеризовать свое «реальное « Я»». А, зная последнее, личность способна более целенаправленно и эффективно действовать на пути к « «Я» идеальному». Самоанализ служит основой для
формирования у ребенка адекватной самооценки. - Самооценка. Самооценка - важный регулятор поведения личности. От нее зависит характер отношений с окружающими, наличие или отсутствие критичности, требовательности к себе, правильное понимание своих успехов и неудач.
Четыре основных отношения включены в изображение путеводной звезды, и их проявления в личностных качествах. Разноцветные звездочки путеводной звезды означают:
- синяя (на рис. - черный цвет) - «Так держать!» (самая теплая) – это уверенность, оптимизм, соответствие поведения ребенка нравственным нормам;
- желтая (на рис. - белый цвет) - «Выбери верный путь!» - это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой;
- красная (на рис. - серый цвет) - «Подтянись!» (самая холодная) зажигается в походном дневнике, если после самонаблюдения, самоанализа, количественной самооценки учащийся почувствовал, что у него есть
серьезные проблемы, которые трудно преодолеть собственными силами. Ему нужна поддержка других участников похода, тогда он сможет подтянуться и не отставать от своих одноклассников.
Отношение
к
деятельности
Отношение Отношение
к вещам к людям
Отношение
к себе
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьнков | ||||
Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности | |||
Ярко проявляются -4 | Проявляются -3 | Слабо проявляются-2 | Не проявляются -1 | |
Отношение к общественным поручениям | Добросовестно и добровольно выполнит поручения, переживает за дела класса | Данные поручения выполняет добросовестно, но о делах класса не заботится,добровольно взять на себя обязательства не стремится | Задания и поручения класса не всегда выполняет, лишь тогда, когда ожидает похвалу или награду, успехи или неудачи класса не волнуют | К поручениям относится не добросовестно, подводит кол-в в его делах |
Отношение к учебе | Прилежно учится сам и охотно помогает товарищам | Учится прилежно, но товарищам помогает не всегда, лишь тогда, когда просят или поручат | Проявляет прилежание под контролем учителя, родителей или товарищей | Не проявляет ответственности и прилежания в учебе |
Отношение к товарищам (коллективизм и товарищество) | Любит и умеет играть и дружить с товарищами, сам всегда приходит на помощь. | Любит играть с товарищами, но в игре и работе не всегда помогает товарищам | Имеет друзей, но не редко с ними ссорится и жалуется старшим товарищам | Не имеет друзей, в работе ссорится и никому не помогает |
Дисциплинирован ность | В классе, в школе соблюдает дисциплину и правила поведения, призывает к этому товарищей | Сам соблюдает дисциплину, но товарищей к этому не призывает | Соблюдает дисциплину под контролем учителя и родителей или товарищей | Не дисциплинирован |
Умение организации деятельности и общения детей | Направляет деятельность и общение детей, развивает их творческую самостоятельность в решении задач общения | Организует социально значимую деятельность и общение детей, ведет работу с ними | В организации деятельности и общении детей использует традиционные формы | Организует деятельность и общение детей только при контроле администрации |
Стиль работы | Проявляет уважение к детям, признает их как личности, предоставляет большие полномочия кол-ву уч-ся | Проявляет к детям уважение, признает их как личностей, совместно планирует решения | Внешне проявляет уважение к детям, не всегда предоставляет полномочия кол-ву уч-ся, навязывает свои решения | Проявляет волюнтаризм в решении задач, отвергает мнение уч-ся |
Гражданская активность, соцответствен ность | Занимает принципиальную позицию, проявляет инициативу, активен в решениях социально-значимых задач | Имеет собственное мнение по многим вопросам школьной жизни, ищет возможность решения актуальных задач | Занимает принципиальную позицию в решениях, конкретных задач лишь при участии большинства | Пассивен в решении общественных задач |
Отношения с коллегами | Уважает мнение кол-ва, поддерживает их в деле, тактичен даже в сложных ситуациях | Уважает мнение коллег, оказывает им помощь | Не всегда уважает мнение коллег, допускает бестактность | К мнению прислушивается избирательно, конфликтует |
Диагностика воспитательной системы | |||
№ п\п | Предмет диагностики | Методы исследования | Время изучения |
1 | Выявление мотивации учебной деятельности | Опросник исследования мотивов познавательной деятельности | Сентябрь, Декабрь |
2 | Концентрация и устойчивость внимания | Корректурная проба | Октябрь |
3 | Состояние межличностных отношений | Социометрия. Методика А. Герасимова «Дружить надо уметь» | Ноябрь, Май |
4 | Креативность учащихся | Краткий тест творческого мышления П. Торренса | Декабрь |
5 | Нравственная воспитанность уч-ся | Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щуровой, адаптирована В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым | Январь |
6 | Эмоциональное самочувствие уч-ся | Методика диагностики эмоционально-психологического климата (Г.А.Карпова, Т.П.Артемьева) | Октябрь, Март |
7 | Изучение удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью | Методика А.А.Андреева | Ноябрь, Апрель |
8 | Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью | Методика Е.Н.Степанова | Май |
Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы | ||
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методы изучения |
1. Удовлетворенность уч-ся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса. | 1. Комфортность, | Методика А.А.Андреева «Изучение |
2. Удовлетворенность | Методика | |
2. Развитие личности учащихся | 1. Нравственное воспитание уч-ся. | Методика С.М.Петровой «Изучение результатов развития личности уч-ся». |
2. Интеллектуальная обученность и умения. | Методика | |
3. Коммуникативные склонности уч-ся. | Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога». | |
3. Сформированность познавательного потенциала личности. | 1. Освоенность образовательной программы | Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. |
2. Развитость познавательных процессов и интересов личности. | Методики изучения развития познавательных процессов личности. | |
3. Сформированность учебной деятельности. | Методы экспертной оценки и самооценки уч-ся. | |
4. Сформированность классного коллектива | 1. Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в школе. | Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоадаптация коллектива». |
2. Развитость ученического самоуправления. | Методика М.И. Рожкова |
Изучение эффективности воспитательной системы
Для определения результативности системы воспитания учащихся целесообразно использовать следующую методику.
Чтобы хорошо изучить и понять ученика, надо знать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они и побуждают его вести себя определенным образом, влияют на характер его деятельности.
Исследования психологов показывают, что успех любой человеческой деятельности во многом зависит от ее мотивов. Мотивы подразделяются на внешние (требования общества, взрослых, сверстников и т. д.) и внутренние (наличие интереса к чему-либо). Оба эти вида мотивов находятся во взаимодействии.
Но наиболее сильно воздействуют внутренние мотивы. Поэтому в процессе изучения уч-ся важно выявлять их и одновременно содействовать их развитию. В ряде случаев внешнее поведение уч-ка не выражает его внутреннего состояния. Следовательно, необходимо научиться правильно, оценивать не только поступки школьника, но и мотивы, которые лежат за этими поступками.
При изучении уч-ся необходимо помнить о требованиях к личности выпускника школы (это должен быть человек большой культуры и широкого кругозора, деятельностный и высоконравственный); определять качества, посредством которых реализуется его жизненная позиция, развивать способности, склонности и дарования.
Критерии оценки и показатели воспитанности | ||
№ п/п | Критерии оценки | Показатели воспитанности |
1 | Эрудиция | Прочность и глубина знаний, использование разнообразных источников информации. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность. |
2 | Прилежание | Старательность и добросовестность. Регулярность и системность занятий. Самостоятельность, внимательность, взаимопомощь. |
3 | Трудолюбие | Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты, Бережливость, Социальная направленность. Привычка к самообслуживанию. Следования правилам безопасности в работе. Эстетика в труде. |
4 | «Я и природа» (отношение к природе) | Бережное отношение к земле, к растениям, к животным. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде. Помощь природе. |
7 | «Я и общество» (отношение к общественным нормам и закону) | Выполнение правил поведения. Соблюдение правил внутреннего распорядка. Следование правилам человеческого общения, толерантность (терпение). Милосердие как противоположность жестокости. Участие в жизни класса и школы. |
8 | Эстетический вкус (отношение к прекрасному) | Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение эстетики в жизнедеятельность. Умение находить прекрасное в жизни. Насыщение культурным центром. |
9 | «Я» (отношение к себе) | Саморегуляция. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Забота о здоровье. У меня нет вредных привычек. |
Степень сформированности качества личности оценивается по пятибалльной системе:
«1» - качество не проявляется;
«2» - качество проявляется редко;
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
«4» - качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива;
«5» - качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя
Качества личности | Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивают родители | Итоговые оценки |
Любознательность - мне интересно учиться; - я люблю мечтать; - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы; - мне нравится выполнять домашние задания; - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
Трудолюбие - я стараюсь в учебе; - я внимателен; - я помогаю другим в делах, и сам обращаюсь за помощью; - мне нравится помогать выполнять домашнюю работу; - мне нравится дежурство в школе; | |||
Бережное отношение к природе - к земле; - к растениям; -к животным; - к природе; | |||
Моё отношение к школе - я выполняю правила для учащихся; - я добр в отношениях с людьми; - я участвую в делах класса и школы; | |||
Красивое в моей жизни - я аккуратен в делах; - я опрятен в одежде; - мне нравится все красивое вокруг себя; -я вежлив в отношении других | |||
Как я отношусь к себе - я самоуправляю собой; - я соблюдаю санитарно-гигиенические нормы и правила ухода за собой; - у меня нет вредных привычек; |
Критерии. Каждое суждение определяет высказывание:
«5» - это есть всегда; «3» - редко; «1» - у меня
«4» - часто; «2» - никогда ; другая позиция.
По каждому критерию выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл «5 – 4,5» - высокий уровень «3,9 – 2,9» - средний
«4,4 – 4» - хороший уровень « 2,9 – 2» - низкий
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.
№ п/п | Фамилия учащихся | Любознате- льность | Трудолю- бие | Бережное отноше ние к природе | Моё отноше ние к школе | Как я отношусь к себе | Красивое в моей жизни | Уровень воспитанности |
1 | Баранов А. | хороший | средний | хороший | средний | средний | хороший | хороший |
2 | Викторов.А. | средний | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
3 | Егорова А. | высокий | средний | средний | хороший | хороший | хороший | хороший |
4 | Ермак Т. | средний | средний | хороший | средний | хороший | средний | средний |
5 | Забелина А. | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
6 | Капусткин Д. | хороший | средний | высокий | средний | средний | средний | средний |
7 | Карабанова А. | хороший | высокий | высокий | высокий | низкий | высокий | хороший |
8 | Климова П. | средний | хороший | хороший | средний | средний | средний | средний |
9 | Митрофанова П. | хороший | хороший | хороший | средний | хороший | хороший | хороший |
10 | Наговицина А. | хороший | хороший | хороший | хороший | хороший | высокий | хороший |
11 | Огудин М. | хороший | хороший | хороший | хороший | средний | средний | хороший |
12 | Петрова О. | хороший | средний | средний | высокий | средний | средний | средний |
13 | Рынина Ек. | средний | хороший | средний | хороший | хороший | хороший | средний |
14 | Самарин Э. | высокий | хороший | высокий | высокий | хороший | высокий | высокий |
15 | Ткачева А. | высокий | хороший | хороший | высокий | хороший | средний | хороший |
16 | Федотов Д. | высокий | хороший | хороший | высокий | хороший | хороший | хороший |
17 | Хазов Н. | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий | высокий |
В классе 17 учеников
Имеют высокий уровень – 3 ч – 18,9 %
Имеют хороший уровень – 8 ч –50,4 %
Имеют средний уровень – 6 ч - 37,8 %
Имеют низкий уровень - 0 %
Диаграмма уровня воспитанности учащихся класса
Диагностика ЭПК (эмоционально-психологический
климат вариант для 3-5 классов)
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса. «Подумаем над тем, какой у нас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива».
Фамилия, имя_________________________________________________________________
В нашем классе всегда весело - - - - В нашем классе всегда скучно
Мы добрые - - - - Мы злые, равнодушные
Мы никогда не ссоримся - - - - Мы часто ссоримся
Мы вежливые, никогда не грубим друг другу - - - - Ребята часто грубят, ругаются
Мы очень дружные - - - - В классе мало друзей
Мне в нашем классе спокойно, хорошо - - - - Мне в нашем классе неспокойно, тревожно
Обработка результатов.
Каждая из черточек соответствует баллу: крайняя левая – 4 баллам, крайняя правая – 0 баллов. Находим индивидуальный максимальный индекс (ИМИ) эмоционального благополучия (4* 6 =24 балла). Далее находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого ИМИ умножаем на число обследованных детей.
После определения максимальных значений вычисляем реальные показатели. ИЭИ определяется суммой баллов, набранных конкретными учащимися. Реальный групповой индекс класса – это сумма всех ИИ.
Реальный групповой индекс ЭПК
Э = ___________________________________________________________ *100%
Максимальный групповой индекс ЭПК
Уровень ЭПК | Величина индекса в % |
Высокий Средний Ниже среднего низкий | Более 60 От 50 – 60 От 40 – 50 Менее 40 |
Заключение
Диагностика ЭПК
(эмоционально-психологический климат) в классе
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос | ИМИ |
1 | Баранов А. | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 0 | 16 |
2 | Викторов.А. | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
3 | Егорова А. | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 4 | 20 |
4 | Ермак Т. | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 16 |
5 | Забелина А. | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 16 |
6 | Капусткин Д. | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 12 |
7 | Карабанова А. | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
8 | Климова П. | 4 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 20 |
9 | Митрофанова П. | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 16 |
10 | Наговицина А. | 0 | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 | 12 |
11 | Огудин М. | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 16 |
12 | Петрова О. | 4 | 4 | 0 | 0 | 4 | 0 | 12 |
13 | Рынина Ек. | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 | 8 |
14 | Самарин Э. | 4 | 4 | 0 | 0 | 4 | 4 | 16 |
15 | Ткачева А. | 4 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 20 |
16 | Федотов Д. | 4 | 4 | 0 | 0 | 4 | 4 | 16 |
17 | Хазов Н. | 4 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 20 |
Реальный групповой индекс | 252 |
Обработка результатов:
Заключение
Мы видим, что величина индекса в % составляет 61,8 % , а это значит, что уровень эмоционально-психологический климата в классе соответствует высокому уровню. Но в коллективе есть ребята, которые чувствуют себя в детской среде не совсем комфортно, следовательно педагогу следует обратить внимание на создание более благоприятной обстановки для этих детей.
Анкета школьной мотивации
(авторская)
- Нравиться ли тебе в школе?
А. Нравится;
Б. Скорее нравится;
В.Скорее не нравится;
Г. Не нравиться;
Д. Все равно
- Интересно ли тебе в школе?
А .Интересно;
Б. Скорее интересно;
В. Скорее не интересно;
Г. Не интересно;
Д. Все равно
- Важно ли для тебя быть в школе?
А. Важно;
Б. Скорее важно;
В. Скорее не важно;
Г. Не важно;
Д. Все равно
- Удовлетворены ли твои родители тем, что ты в этой школе?
А. Удовлетворены;
Б. Скорее удовлетворены;
В. Скорее не удовлетворены;
Г. Не удовлетворены;
Д. Все равно
- Доволен ли ты своими одноклассниками?
А. Доволен;
Б. Скорее доволен;
В. Скорее не доволен;
Г. Не доволен;
Д. Все равно
- У тебя хорошие учителя?
А. Хорошие;
Б. Скорее хорошие;
В. Скорее плохие;
Г. Плохие;
Д. Все равно
- Веришь ли ты в свои IQ возможности?
- Верю;
- Скорее верю;
- Скорее не верю;
- Не верю;
- Все равно
- Как складываются твои отношения с классным руководителем?
- Хорошо;
- Скорее хорошо;
- Скорее плохо;
- Плохо;
- Все равно
- У тебя есть любимые предметы?
- Есть;
- Есть и среди них музыка, труды, физкультура и….
- Есть и среди них на первом месте музыка, труды, физкультура и….
- Нет;
- Все равно
- Утром, когда ты просыпаешься, хочется ли тебе идти в школу?
- Хочется всегда;
- Скорее хочется;
- Скорее не хочется;
- Не хочется;
- Все равно
Инструкция: теперь тебе необходимо проранжировать утверждения.
1 место - …
2 место - …и т.д. все девять утверждений.
11. Что для тебя важно в школе:
а). Возможность общения с товарищами;
б). Получение хороших оценок;
в). Похвала учителя;
г). Узнавать новое на уроках;
д). Поддерживать хорошие отношения с одноклассниками;
е). Овладевать новыми знаниями
ж). Сделать так, чтобы одноклассники меня ценили;
з). Дополнительно заниматься по любимым предметам;
и).Чтобы учитель ставил меня в пример другим
Анкета содержит два блока.
1 блок – 10 вопросов, которые построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из 5 вариантов. При этом ответ а) – оценивается 5 баллами; б) – 4; в) – 3; г) – 2; д) – 1; max – 50 баллов. Сумма баллов по ответам суммируется и позволяет делать выводы о степени развития школьной мотивации оценке эффективности учебно-воспитательной работы в школе.
46 – 50 бал. – высокая школьная мотивация; 41 – 45 бал. – хорошая норма; 36 – 40 бал. – средняя норма. | Положительная установка |
31 – 35 бал. – ниже среднего | Отрицательная установка |
30 бал. – низкая школьная мотивация; |
2 блок – 11 вопрос – ранжирование. Позволяет определить, что лежит в основе той или иной установки.
А – учение (г, е, з) Б – общение (а, д, ж) В – вознаграждение (б, в, и) | Направленность |
Диаграмма школьной мотивации
Школьная мотивация | ||||
Высокая школьная мотивация | Хорошая школьная мотивация | Средняя школьная мотивация | Ниже среднего | Низкая школьная мотивация |
Самарин Э. Огудин М. Климова П. | Егорова А. Забелина А. Наговицина А. Подлесная А. Хазов Н. | Ермак Т Федотов Д. Викторов А. Митрофанова П. | Данилова О. . Карабанова А. Петрова О. | Капусткин Д. Баранов А. Рынина Е. |
Ранжирование
Направленность (что стоит на первом месте) | ||
Учение | Общение | Вознаграждение |
Климова П Егорова А Подлесная А. Хазов Н. Наговицина А. Ермак Т | Викторов А. Митрофанова П. Капусткин Д. Баранов А. Рынина Е. Забелина А. Данилова О. Федотов Д. | Самарин Э. Огудин М. Карабанова А. Петрова О. |
Уровень школьной мотивации в схеме
Вывод: таким образом мы видим, что большинство ребят класса имеют хорошую школьную мотивацию и на первое место ставят установку «учение».вызывают беспокойство Капусткин Д. Баранов А. Рынина Е показавшие низкую школьную мотивацию на первое место поставивший установку «общение», следовательно, возникла проблема межличностного взаимодействия, которую необходимо решать совместно с родителями и педагогом психологом школы.
Методика разработана Дж. Морено
Социометрическая матрица
Цель: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий, межличностных отношений между членами класса, и решения следующих задач:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в классе;
- выявление относительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые));
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Бланк социометрического опроса
Ф, И. О. учащегося _______________________________
Класс___________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них фамилии трех одноклассников.
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный поход?
№ п/п | № уч-ся Фамилия учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
1 | Баранов М | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
2 | Викторов А. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
3 | Егорова А. | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
4 | Ермак Т. | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
5 | Забелина А. | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||||
6 | Капусткин Д. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
7 | Карабанова А. | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||||
8 | Климова П. | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
9 | Наговицина А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 | |||||||
10 | Огудин М. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
11 | Петрова О. | |||||||||||||||||
12 | Подлесная А. | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||||
13 | Рынина Е. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | |||||||||
14 | Самарин Э. | + | + | + | + | + | 5 | |||||||||||
15 | Федотов Д. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
16 | Хазов Н. | + | + | + | + | 4 | ||||||||||||
Количество выборов | ||||||||||||||||||
Количество взаимных выборов |
I «ЗВЕЗДЫ» - 5 и более:
II «ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ» - 4 – 2:
III «ИЗБИРАЕМЫЕ» - 1:
IV «ОТВЕРЖЕННЫЕ» - 0
I +II 13
К Б О (коэффициент благополучных отношений) - К Б О =III + IV = 3 = 4,3 Вывод: КБО > 1
Если КБО >1, то отношения благополучные.
Если КБО < 1, то отношения неблагополучные.
R1 36
К В (коэффициент взаимности или сплоченности - К В = R * 100% 84 *100% =0,312 * 100% = 31,2%
взаимный выбор: показатель хорошей групповой
сплоченности от – 0,6 – 0,7)
R1 – (количество взаимных выборов)
R – (количество выборов)
IV 1
К И (коэффициент изолированности К И = (количество человек) *100% = 16 = 0,06 *100% = 6%
в лучшем случае если > 0%)
Вывод: в классе благополучные отношения, но следует уделить больше внимания формированию сплоченности. Огорчает, что в классе нет отвергнутых детей, поэтому необходимо вести работу с Барановым Андреем о его взаимоотношениях с товарищами.
Социограмма
I - «звезды» - внутренний круг
II - «предпочитаемые» - 2 круг
III - «избираемые – 3 круг
девочки
мальчики
односторонний выбор
взаимный выбор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Программа учебно-воспитательной работы в группе продленного дня
Программа учебно - воспитательной работы в группе продленного дня. составлена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста...
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 3 класс.
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 3 класс....
Продуктивная деятельность, как часть программы учебно - воспитательного комплекса «Школа будущего первоклассника».
В программе учебно - воспитательного комплекса "Школа будущего первоклассника" изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и кон...