Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподаватель кафедры педагогики социального творчества Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук - Щекина О. А.
Целью Программы является создание условий для индивидуально-личностного развития младших школьников через систему воспитания и обучения в Классе Юных Моряков. В Программе прописаны этапы достижения цели, предполагаемые результаты, научно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Программы.
Программа является основой для организации жизнедеятельности класса в течение четырех лет (1-4 классы).Организация жизнедеятельности Класса Юных Моряков это один из способов развития учебно-воспитательного процесса в начальной школе с учетом современной социально-образовательной ситуации, организации предпрофильного и профильного обучения.
Программа получила одобрение и поддержку специалистов и общественных организаций. Опыт реализации программы в Классе Юных Моряков подтверждает эффективность подобной работы и целесообразность её внедрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_KYuM..doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебно-воспитательной деятельности
Класса Юных Моряков «Фрегат»
«Индивидуально-личностное развитие
младших школьников
через систему обучения и воспитания
в условиях морского класса»
Авторы программы:
Ефанова Н.Б., учитель высшей категории,
классный руководитель КЮМ «Фрегат»
СтариковС.А.,педагог дополнительного
образования высшей категории,
капитан-наставник КЮМ «Фрегат».
Научный консультант - Щекина О. А.,
cтарший преподаватель кафедры педагогики социального творчества
Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования, соискатель ученой
степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург
2006г.
Программа учебно-воспитательной деятельности
Класса Юных Моряков «Фрегат»
«Индивидуально-личностное развитие младших школьников
через систему обучения и воспитания в условиях морского класса»
I. Введение
Данная программа направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса в начальной школе, целью которого является индивидуально-личностное развитие младших школьников в условиях морского класса.
В современной социально-образовательной ситуации очевидно, что решение проблем воспитания и обучения ребенка на основе общечеловеческих ценностей с учетом личных ценностей каждого ученика в соответствии с культурой, традициями, историей развития семьи, потребностями общества, невозможно без интеграции учебной и внеучебной деятельности .
Сегодня делается акцент на комплексный подход к образованию человека, ощущающего себя гражданином Вселенной, Мира, Отечества, своего Города, человека
способного и готового решать личные и социальные, и жизненно важные проблемы.
Воспитание и обучение на основе духовности, нравственности, патриотизма имеют свою историю в российской педагогике (Шляхетский сухопутный кадетский корпус,
Артиллерийско-Инженерный и Морской кадетские корпуса, Царскосельский лицей, Василеостровская гимназия Мая и другие). Данные традиции возрождаются в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в частности, на примере создания Класса Юных Моряков.
В настоящее время Класс Юных Моряков «Фрегат» создан и успешно работает при поддержке РОФ «Центр Национальной Славы России» в рамках проекта «Наследники морской славы».
В качестве основного ориентира организации учебной и воспитательной работы в Классе Юных Моряков выбрана морская тематика. Выбор данной тематики обусловлен:
- интересами детей, педагогов, родителей;
- базовыми ценностями, на которых строится учебно-воспитательный процесс
(образование, нравственность, здоровье, патриотизм и другие );
- возможностями социально-культурного пространства Санкт-Петербурга, как города Морской Славы;
- ранней профессиональной ориентацией детей.
Организация жизнедеятельности Класса Юных Моряков является одним из способов
развития учебно-воспитательного процесса в начальной школе с учетом современной социально-образовательной ситуации, организации предпрофильного и профильного обучения.
Предлагаемая Программа является основой для организации жизнедеятельности класса в течение четырех лет (1-4 классы), утверждается на педсовете школы, принимается на родительском собрании класса.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для индивидуально-личностного развития младших школьников
через систему воспитания и обучения в Классе Юных Моряков.
ЗАДАЧИ
- Содействовать ценностно-смысловому самоопределению младших школьников (на основе базовых ценностей - нравственность, честность, здоровье, патриотизм и другие).
- Согласовать принципы семейного и школьного воспитания в рамках предложенной системы ценностей.
- Раскрыть познавательные способности учащихся через учебную и внеучебную деятельность в рамках разработанной модели.
- Сформировать у детей готовность и способность к решению личных, социальных, жизненно важных задач.
- Сформировать у школьников интерес к морским профессиям.
- Разработать и апробировать новые комплексные учебно-воспитательные технологии в работе с учащимися конкретного класса.
В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации ‘’Об образовании’’;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.»
- «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года»
- Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца XXI века».
- Устав образовательного учреждения
П. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В условиях современной социально-образовательной ситуации одним из основных
подходов в обучении и воспитании ребенка является индивидуально-личностный подход (Ю.В. Азаров, Ш.А. Амонашвили, И. С. Якиманская, В. В. Сериков, С. В. Кульневич, В. И. Андреев, И.С. Кон и другие). Индивидуально-личностное развитие ребенка в процессе обучения и воспитания предполагает:
- отказ учителя от авторитарного инструктивно-репродуктивного характера
обучения в пользу гуманистического, поисково-творческого;
- создание условий для ценностно-смыслового самоопределения ребенка, равенства учителя и учащихся;
- обеспечение права школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его возможностям, склонностям, интересам;
- организацию учебно-воспитательного процесса с опорой на индивидуальность, самоценность, субъектность (опыт жизнедеятельности) ребенка;
- организацию разнообразной учебно-воспитательной среды для развития мотивации ребенка к образовательной деятельности;
- сотрудничество педагогов, детей, родителей для организации жизнедеятельности класса.
Таким образом, при индивидуально-личностном подходе к развитию младшего школьника в процессе обучения и воспитания, отношения участников образовательного процесса приобретают субъект - субъектный характер, что соответствует современной гуманистической парадигме образования.
Индивидуально - личностный подход в организации обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение и не бояться допустить ошибку; под влиянием высказанных сверстниками аргументов, исправить ее, что и является личностно значимой познавательной деятельностью. У младших школьников появляются навыки критического мышления, самоконтроля и самооценки, что способствует развитию их индивидуальности, самоценности, субъектности.
В ходе реализации индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании ребенок, при взаимодействии со взрослыми (педагогами, родителями), открывает для себя новые знания; развивает творческие, исследовательские способности; учится применять полученные знания в практической деятельности.
Индивидуально-личностное развитие школьников осуществляется с учетом их возможностей, способностей, психического и физического развития через взаимодействие учебных и внеучебных форм работы, а также возможностей социально-культурного пространства района и города.
Учебно-воспитательная работа организуется на основе системы ценностей, способствующих развитию индивидуальных особенностей и способностей детей, их личностных качеств, познавательной сферы, профессиональному самоопределению.
На основании исследований ученых (Е.Н.Барышников, В.А.Караковский, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова и другие) выделены базовые ценности и смыслы жизнедеятельности класса юных моряков(образование, здоровье, патриотизм, толерантность и другие).
Система базовых ценностей Класса Юных Моряков представлена следующей схемой «Базовые ценности Класса Юных Моряков» (схема №1).
Схема №1
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ КЛАССА ЮНЫХ МОРЯКОВ
Человек
Гражданственность ,
патриотизм
Толерантность
Культура
Честь
Ценности и смыслы, на которых строится
учебно-воспитательная деятельность класса
Образование
Добро
Трудолюбие
Семья
Профессиональное самоопределение
Здоровье
Ш. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация данной Программы осуществляется в ходе следующих этапов:
- диагностический;
- проектировочно-деятельностный;
- контрольно-аналитический.
III. 1. Диагностический этап
Этот этап предполагает проведение психолого-педагогической диагностики (с участием психологов) с целью выявления:
- уровня и характера мотивации учащихся к учебной деятельности;
- психологического климата в классе и особенностей взаимоотношений между детьми;
- индивидуальных особенностей и способностей детей.
Для согласований позиций семьи и школы в обучении и воспитании детей в обозначенной системе ценностей изучаются:
- ожидания семьи от школы;
- особенности семейного воспитания;
- ценностные ориентации семьи;
- ожидания и представления родителей о будущем ребенка.
Методы психолого-педагогической диагностики:
- анкетирование родителей;
- беседа;
- интервью;
- мини-сочинения детей и родителей
- рисуночные методики;
- тестирование.
Психолого-педагогическая диагностика осуществляется профессиональным психологом на различных этапах реализации Программы. Полученная информация дает возможность корректировать учебно-воспитательную деятельность в соответствии с психолого-педагогическими и социально-педагогическими особенностями и проблемами школьников и их семей.
III. 2. Проектировочно - деятельностный этап.
На данном этапе осуществляется проектирование и разработка модели учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков, планирование и реализация основного содержания Программы по следующим направлениям:
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- разработка и проведение уроков с включением морской тематики;
- организация ролевых и игровых элементов на уроках: морские путешествия по карте; соревнование экипажей;
- использование современных информационных технологий на тематических уроках;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся (создание учебника Робинзона и т.д.).
- разработка научно-методического обеспечения программы:
- учебных пособий, раздаточного материала, текстов, задач в соответствии с морской тематикой;
- методики психологических и социально-педагогических исследований (анкеты, тесты, интервью и т.д.) на различных этапах реализации Программы;
- методических рекомендаций и памяток для родителей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНЕУРОЧНАЯ И ДОСУГОВАЯ):
- создание особого оформления класса, связанного с морской тематикой: уголок истории и развития русского флота, уголок Юных моряков, «Карта баталий экипажа «Фрегат», модели первых русских кораблей;
- проведение праздников и знаменательных дат Морского календаря в особо подготовленном и оформленном помещении (кают-компании);
- изучение истории родного края на дополнительных занятиях, в музеях города;
- организация выездных занятий в музеях, на действующих кораблях и предприятиях, связанных с морем;
- организация встреч с представителями морских профессий;
- организация дополнительного музыкально-театрального часа (1 раз в неделю), где учащиеся разучивают песни с морской тематикой, готовят выступления;
- организация работы ГПД и дополнительного образования с учетом специфики класса юных моряков (студии, кружки, секции).
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ
- образовательная помощь родителям по вопросам воспитания детей
(семинары, практикумы, родительские собрания, консультации);
- согласование позиций семьи и школы по обучению и воспитанию детей в системе ценностей класса юных моряков (открытые уроки, праздники, соревнования);
- семейные вечера, посвященные праздничным датам, обмену опытом семейного воспитания, семейным традициям;
- совместная деятельность детей, педагогов, родителей (экскурсии, походы, праздники, соревнования, конкурсы, исследовательская деятельность);
- информирование педагогов и родителей об особенностях и перспективах
развития учебной и воспитательной деятельности в тематическом классе, о
достижениях школьников.
Организация социального и педагогического партнерства(схема №2)
- взаимодействие с образовательными учреждениями района и города;
- взаимодействие c учреждениями культуры;
- взаимодействие с научными и методическими учреждениями города;
- взаимодействие с Центром Национальной Славы России и общественными
организациями морской направленности.
Схема №2.
СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
КЛАССА ЮНЫХ МОРЯКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ РАЙОНА И ГОРОДА
Класс Юных Моряков
«ФРЕГАТ»
Общественные организации
Научно-методические учреждения
Российский Общественный Фонд «Центр Национальной Славы»
Учреждения культуры
Учреждения дополнительного образования
Образовательные
учреждения
РГПУ
им. А.И. Герцена
Морской совет
при правительстве Санкт-Петербурга
Государственный музей Эрмитаж
Школы
Музыкальная школа Кантилена
Академия постдипломного педагогического образования
Детские дошкольные учреждения
Общественный Фонд
«Морское образование»
Музей подводных сил России им. А.Маринеско
Спортивная школа «Беркут»
Международная Ассоциация
общественных организаций ветеранов подводного флота
Учебные заведения морского профиля
Научно-методический центр района
Районная библиотека
Дом детского творчества района
Санкт-Петербургский
Клуб моряков-подводников
Библиотека
истории и культуры
Санкт-Петербурга
им. Маяковского
Кронштадтский Морской кадетский корпус
Морской молодежный совет
Санкт-Петербурга
Клуб «Юнга»
ЦДТЮ
Атомный подводный крейсер «Смоленск»
Соединение атомных подводных лодок Северного Флота
Морские интернет-клубы
Детские морские клубы
Нахимовское училище
ВАРИАНТЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- создание микроколлективов - экипажей для групповой работы на уроке и творческих дел во внеурочной деятельности;
- оформление класса в соответствии с морской тематикой;
- ведение летописи класса;
- система ролевых поручений, связанных с морской тематикой (командир, штурман, дежурный и т.д.);
- организация режима дня (введение элементов морской жизни);
- информационный стенд о достижениях учащихся, папка «Мои достижения»;
- различные формы учебной деятельности (уроки-выставки, уроки-презентации, уроки-спектакли, конкурсы, викторины и т.д.);
- дополнительные занятия по морской тематике в рамках ГПД;
- беседы с учащимися о базовых ценностях, формирующих личность человека (честность, образование, любовь и служение Отечеству);
- использование информационных технологий (компьютерные презентации, програмно-методический комплекс «Школьный наставник», уроки-путешествия «Мой любимый город», развивающие игры, видеофильмы);
- экскурсии в музеи и к памятным местам города;
- организация выездных занятий в музеях, действующих кораблях, на предприятиях, связанных с морем;
- спортивные соревнования, праздники;
- родительские собрания, круглые столы, семинары, практикумы.
В целом содержание учебной и воспитательной деятельности Класса Юных Моряков можно представить в виде следующей схемы «Содержание учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков как компонента образовательного процесса в начальной школе» (схема №3).
Схема №3.
Содержание учебно-воспитательной деятельности
класса юных моряков как компонента образовательного процесса в начальной школе
Ценности и смыслы, на которых строится учебно-воспитательная деятельность класса
ТЕМА:Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитания в условиях морского класса.
Досуговая деятельность
Внеучебная деятельность
Учебная деятельность
- проведение тематических уроков;
- разработка тематических пособий;
- организация ролевых и игровых
элементов на уроках;
- использование современных
информационных технологий;
- проектно-исследовательская
деятельность учащихся…
- создание особого оформления класса;
- уголок истории и развития русского флота;
- изучение истории родного края на дополнительных занятиях;
- занятия в музеях, на кораблях;
- встречи с представителями морских профессий;
- студии, кружки, секции по морской тематике;
- участие в районных и городских мероприятиях по данной теме…
- проведение праздников и знаменательных дат Морского календаря;
- организация музыкально-театрального часа;
- праздники, соревнования, конкурсы…
Сотрудничество семьи, школы, общественных организаций.
Взаимодействие с Центром Национальной славы России
и другими организациями морской направленности.
Образовательная помощь семье.
Информирование педагогов и родителей.
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
В основе создания планирования работы для досуговой деятельности в классе данного проекта лежит идея-тема «Морской класс», которая объединяет учителя с учащимися и их родителями в единое целое, служит основой для создания особого образа жизнедеятельности класса. Тематическое планирование включает 16 тем-блоков, которые выстроены линейно и используются преподавателем, капитаном-наставником в течение четырех лет в начальной школе.
Темы могут использоваться не по порядку, а произвольно, на усмотрение преподавателей. Внутри тем-блоков содержание построено от простого к сложному. Спецификой планирования являются формы работы с учащимися – ролевые игры, путешествия по карте, занятия-инсценировки и т.п. – которые ориентированы на младших школьников, что позволяет осуществлять взаимодействие непринужденно и комфортно.
Тема | Основное содержание | Формы работы | Предполагаемый результат. |
Морская география | Понятие о морях и океанах. Образование водной поверхности земли. Особенности морей, омывающих нашу страну. Реки и каналы. Изучение географической карты. | Ролевые игры «Морские путешествия». Беседы. Конкурсы. Путешествия по карте. Экскурсия на теплоходе по Неве. | 1.Представление о Балтийском море, реках и каналах нашего края. 3.Изложение своего отношения к морю в творческих работах. |
История мореплавания | Как люди научились путешествовать по морям. История создания кораблей от гребных судов до современного атомохода. Устройство корабля. История мирового мореплавания. | Беседы. Экскурсии на корабли и суда. Ролевая игра «На капитанском мостике». Практикумы. Изготовление простейших моделей на кружке судомоделирования. | 1. Представление об особенностях и истории развития морского флота. 2. Навыки по определению типа корабля. 3. Представление об устройстве корабля. |
Знаменитые флотоводцы и мореплаватели | Знакомство со знаменитыми мореплавателями и флотоводцами. | Беседы. Ролевые игры. Просмотр фильмов. Дни рождения. | 1. Представление о самых известных мореплавателях. 2. Навыки работы с картой, демонстрация маршрутов путешествий. |
Доблесть русского флота | История мореплавания в древней Руси. История создания Российского флота. Значимые события в истории флота и России. Современный флот России. | Беседы. Экскурсии в музеи. Посещение памятных мест и памятников морской славы. Ролевые игры. Путешествия по карте края. Встречи с ветеранами флота. | 1. Представление об основных этапах истории создания и развития Российского флота. |
Петербург- город морской славы. | Достопримечательности Петербурга связанные с морем. Адмиралтейство. Петропавловская крепость. | Беседы. Экскурсии. Ролевые игры. Конкурсы. | 1. Представление о достопримечательностях города. 2. Формирование собственного отношения к городу - как к городу морской славы. |
Экипаж одна семья. | Морские специальности. Капитан. Штурман. Боцман. Кок. Матросы. Юнга. Водолазы. Служба погоды. | Беседы Ролевые игры. Коллективное творческое дело Конкурсы по морским специальностям Встречи с представителями различных морских специальностей. | 1. Представление об основных морских специальностях. |
Морские традиции. | Законы морского братства. Как ведут себя настоящие моряки. Сделаем наш класс дружным экипажем. Испытания дружбы. | Беседы. Веревочный курс. Конкурсы. Встречи с ветеранами флота. | 1. Представление об отношениях в коллективе 3. Навыки жизни в коллективе и совместной деятельности. |
Морская практика | Морские узлы. Средства зрительной связи и сигнализации. Плавание. Шлюпочное дело. Ориентирование на море. | Беседы. Практические занятия. Конкурсы. | 1. Представление об основных морских умениях. 2. Элементарные морские навыки. |
В гостях у Нептуна | О роли воды в жизни человека. Знак-во с обитателями морей и океанов(рыбы, животные, растения). Экологические проблемы. Профессии связанные с морем и его обитателями. | Беседы. Конкурсы. Игры. Экскурсия в зоологический музей. | 1.Показать красоту морской флоры и фауны. 2.Воспитание бережного отношения к животному и растительному миру. |
От киля до клотика | Строительство корабля. | Экскурсии на судостроительные предприятия. Экскурсии в конструкторские бюро. | 1. Знакомство со специальностями судостроителей. |
Как стать… | Как люди приобретают специальности. | Экскурсии в учебные заведения города, связанные с морскими специальностями. Встречи с кадетами морских училищ. | 1.Представление о процессе обучения в специальных и высших учебных заведениях. |
Воспитание юного петербуржца. | Факультативный курс «История и культура Санкт-Петербурга». Уроки общения. | Занятия 1ч. в неделю. Экскурсии по городу. Беседы о петербургском этикете. Ролевые игры. Инсценировки. | 1.Изучение истории Петербурга. 2.Воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры, через возрождение петербургской духовности. |
В мире сокровищ. | Государственный музей Эрмитаж. Авторская программа. | Занятия 1 р. в месяц. Творческие задания. | 1.Развитие духовного кругозора личности, способности к художественно -образному восприятию мира. 2.Формирование условий для развития творческой личности, способности к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию. |
Речевые уроки. | Посещение районной библиотеки. Развивающее чтение. | Занятия, конкурсы в библиотеке 1 р. в месяц Игры-соревнования («Диктор радио», «Чтение с увлечением» и т.д.) Выпуск классных газет. | 1.Научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Воспитание читающего учащегося, знающего литературу. |
Информатика в играх и заданиях. | Развивающие игры (серии Искатель, Тим и Тома, Вундеркинд и т.д.). Электронный учебник «Мой любимый город». Программа «Наставник». | Занятия на ПК. Работа с тетрадями «Развиваем способности детей» | 1.Овладение умением работать на ПК. 2. Развитие логического и ассоциативного мышления. 3. Помощь в освоении школьной программы в игровой форме. |
Музыкальный час. | Знакомство с различной музыкой. Изучение песен для выступлений. Подготовка концертов, спектаклей. Работа с художественным словом. | Беседы. Хоровое пение. Сольное пение. Концерты. Выступления. Праздники. Участие в конкурсах. | 1.Умение петь, чувствовать музыку. 1.Навыки межличностных отношений. 2.Осознание зависимости всех от одного и одного от всех. 3.Формируется умение правильно оценивать критические замечания. |
Планируемые результаты
1 класс
- сформировать классный коллектив;
- создать особый режим и образ жизни в классе, основанный на морской тематике;
- создать особое оформление в классе;
- создать морской уголок с регулярно сменяемыми материалами, посвященными морю и морской деятельности;
- организовать посвящение в юные моряки.
2 класс
- развивать способности учащихся через включение в различные виды деятельности;
- воспитывать ответственность и дисциплину;
- организовать систему поручений в классе, связанных с морской тематикой;
- организовать практикумы и конкурсы морской направленности.
3 класс
- воспитывать чувство коллективизма и взаимной ответственности;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма и осознанного отношения к морскому делу;
- организовать коллективно-творческие дела морской тематики;
- организовать творческие выступления класса.
4 класс
- воспитывать культуру осознанного выбора;
- учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся;
- организовать творческие группы по выбору учащихся;
- укреплять физическое развитие учащихся.
III. 3. Контрольно-аналитический этап.
В ходе реализации данного этапа проводится повторная психолого-педагогическая
диагностика. Анализируется эффективность и результативность учебно – воспитательной деятельности в условиях Класса Юных Моряков, уровень индивидуально-личностного развития младших школьников. Производится корректировка Программы с учетом полученных результатов и достижений учащихся, пожеланий и предложений родителей. Контрольно - аналитическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- обобщающие уроки;
- контрольные срезы, промежуточная и итоговая аттестация учащихся;
- повторная психолого-педагогическая диагностика;
- соревнования, ролевые игры, конкурсы;
- творческие отчеты детей;
- папки достижений учащихся.
IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Создание системы воспитания и обучения в классе юных моряков на основе разработанной структуры класса.
- Создание условий, способствующих сплоченности классного коллектива.
- Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных проблем.
- Личностный образовательный результат:
- повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;
- умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных задач;
- осознание себя как петербуржца, патриота, гражданина ;
- умение взаимодействовать с людьми, толерантность;
- положительное отношение к морю, готовность к самоопределению в морских профессиях;
- положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Разработка учебных пособий, раздаточного материала, текстов, задач в соответствии с морской тематикой;
- Разработка методики психологических и социально-педагогических исследований (анкеты, тесты, интервью и т.д.) на различных этапах реализации Программы;
- Разработка методических рекомендаций и памяток для родителей.
- Обобщение опыта работы по теме «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитания в условиях тематического класса юных моряков.
- Разработка и подготовка к изданию методических материалов по результатам реализации Программы.
- Размещение методических и информационных материалов на различных электронных носителях: компьютерные презентации, сайты, видео - материалы.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Выделение и оформление (тематическое) дополнительного учебно-игрового пространства для детей (помещение).
- Современные информационно-технические средства: компьютер-2, принтер, ксерокс, телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, диктофон, мультимедийный проектор.
- Транспорт для проведения выездных занятий, экскурсий.
- Финансирование штатной должности капитана-наставника
- Финансирование научного консультирования в ходе реализации программы
VII. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализуется Программа силами классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей при взаимодействии с Центром Национальной Славы России на основе договора (договор прилагается).
Вместе с тем, очевидно, что один классный руководитель не может справиться с организацией полноценного учебно-воспитательного процесса, основанного на идее любви к морю, морской службе, морским профессиям. Поэтому для достижения результатов в ходе реализации предлагаемой Программы, необходимо введение в штатное расписание должности капитана-наставника (в режиме эксперимента).
Участники реализации Программы:
- учащиеся Морского класса;
- классный руководитель класса;
- капитан-наставник (при наличии должности в штатном расписании ОУ).
- психолог;
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги ГПД;
- родители учащихся;
- Центр Национальной Славы России, общественные организации морской направленности.
Приложение 1
МОДЕЛЬ
системЫ учебной и воспитательной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
класса ЮНЫХ МОРЯКОВ
Учебная деятельность
Индивидуально-личностное развитие младших школьников
Сотрудничество с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.
Русский язык
Математика
Чтение
Художественный труд
Окружающий мир
Досуговая деятельность
Конкурсы, соревнования
Тематические праздники
Музыкально-театральные занятия
Внеучебная деятельность
Спортивные секции
Факультатив
Предметная информатика
Встречи с ветеранами
и действующими
военнослужащими
Судомодельный кружок
Морское дело
Музейные занятия
Внеучебная деятельность
Петербурговедение
Посещение действующих
кораблей
Лекции-занятия
в Эрмитаже
Занятия
в районной библиотеке
Классные часы
Приложение 2. Класс Юных Моряков в структуре образовательного учреждения
Центр национальной славы России
АППО
Зам. директора
по воспитательной работе
Зам. директора
по учебно-воспитательной работе начальной школы
Педагоги доп. образования
Социально-педагогическая
Служба сопровождения
Психологическая
Директор школы
Класс Юных Моряков
Классный руководитель
Воспитатель ГПД
Капитан-наставник
Учащиеся
Родители
Приложение 3
ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССА ЮНЫХ МОРЯКОВ
Структура класса
Взаимодействие
с родителями
Ценностные ориентации
(см. схему №1)
Личностные качества
Профессиональное самоопределение
Система учебной и воспитательной работы класса
Связи с другими компонентами системы образования
Связи с общественными организациями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения. (Система Л.В. Занкова)»
Обобщение опыта воспитательной работы...
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через систему урочной и внеурочной деятельности
Методическое выступление...
Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.
Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...
Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....