Проект класса "Роль приветствия в общении"
проект (2 класс) на тему
Цель: науцчить правильно употреблять формулы и жесты приветствия, показать роль приветствия в общении людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_privetstviya_v_obshchenii.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль приветствия в общении.
Урок по окружающему миру, 2 класс.
Цель: научить правильно употреблять формулы и жесты приветствия, показать роль приветствия в общении, расширить кругозор учащихся по теме.
Оборудование:
- В. И. Даль «Сборник пословиц и поговорок»;
- компьютерная презентация по теме урока;
3. рисунки с жестами разных народов мира.
План урока.
№ | Этап | Время |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Сообщение темы и целей урока | 2 |
3 | Вступительная беседа | 5 |
4 | Знакомство с формулами приветствия | 30 |
5 | Подведение итогов урока | 2 |
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Как легко и привычно произнесла я эти слова, а вы также просто ответили мне: «Здравствуйте!».
— Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
( В. Солоухин)
Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека — возможность общаться с себе подобными.
Ведь недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру. А люди, живущие одни, почти всегда заводят себе собаку или кошку. Послушайте эпизод из книги В. Солоухина:
«Кошка потрется о ногу, собака положит голову на колени, посмотрит в глаза. И ту, и другую можно погладить, можно с ними поговорить.
- Ну, чего тебе? Ну, что ты вертишься под ногами? Скучно, да? Мне тоже скучно, но я ведь не верчусь подобно тебе. Ну, что замурлыкала? Поняла, что про тебя говорят? Ну вот, полезла на колени, на плечо, целоваться, дурочка...
И вот, оказывается, такого пустяка достаточно, чтобы происходила психологическая разрядка, чтобы на душе потеплело и размягчилось».
Учитель:
Вы сказали встречному: «Здравствуйте!». Много это или мало? Ребята высказывают свои мнения.
Учитель:
С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет приветствие в нашем общении, какие формулы приветствия существовали в древности и какие мы употребляем сегодня.
Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас.
Ведь перестать здороваться означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное отношение к нему и намерение вступить в контакт.
Таким образом, «здравствуйте» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным.
У многих народов выбор приветствия зависит не только от пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое: время суток, кем является тот, кого приветствуют, чем он занят в данный момент.
По-разному здороваются с пастухом и кузнецом, с охотником, гостем, попутчиком, с теми, кто занят работой и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание.
Замечательный знаток русской речи В. И. Даль привел в своем сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом (ученикам предлагается найти и записать некоторые из них, а затем прочесть).
Здороваясь с заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным».
Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю!».
«Свеженько тебе!» — здоровались с девушкой, черпающей воду.
«Хлеб да соль! или «Чай да сахар!» — говорили тем, кто ест или пьет.
Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.
Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у неё был готовый ответ: «Река молока!».
Рыболова приветствовали: «Улов на рыб!». «Навар па ушицу!» - отвечал он.
Женщине, которая месит хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» («спорынья» — удача). «Сто рублей в машну!» — был ее ответ.
Приветствие — один из самых важных знаков речевого общения. Поэтому приветственные формулы — обязательный раздел двуязычных разговорников, которые издаются для туристов, спортсменов и всех, кто отправляется за границу. Главное — знать, как здороваться и благодарить.
Со временем приветствия, конечно, меняются. Еще в XVIII веке формулы «здравия желаю!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Позже это приветствие сохранилось лишь в военной среде.
Когда-то «здравствуй!» говорили не только при свидании, но и если кто-нибудь чихал, т. е. в тех случаях, в которых сейчас говорят: «Будьте здоровы».
Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие.
Современные русские формулы приветствия.
Формулы | Употребление |
Здравствуйте! | в любой ситуации |
Доброе утро! | утром |
Добрый день! | днем |
Добрый вечер! | вечером |
Привет! | непринужденное, дружеское приветствие хорошо знакомых людей, чаще используется молодежью |
Здорово! | дружеское, грубовато-снисходительное |
Я Вас приветствую! Мое почтение! | оригинальное, употребляют люди старшего поколения |
Учитель беседует с ребятами о том, какие формулы приветствия следует употреблять в различных ситуациях в зависимости от возраста, пола, взаимоотношений, времени суток, настроения и т. д.
Учитель:
Устойчивее других оказались приветствия: «Здравствуйте! и «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». У этих формул есть даже некоторое преимущество. В них не содержится обращения на «ты» или «вы», поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку.
А вы, ребята, какие формулы чаще употребляете в речи? Какие формулы приветствия не употребляете никогда? Почему?
Ответы учащихся.
Библиотекарь:
Самый общий принцип применения приветствий - это вежливость и доброжелательность.
Поэтому, если вы улыбнетесь, всем будет приятно. Доброжелательная улыбка, интонация, мимика тоже играют важную роль при общении. Послушаем высказывание В. Солоухина:
«А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Библиотекарь:
А теперь у нас в гостях этикетная кругосветка.
Послушаем и посмотрим, какую важную роль при общении играли жесты у разных народов мира.
Ребята зачитывают и покалывают жесты сами или рисунки с этими жестами.
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки (обычно лица мужского пола). Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни кто так делает?
(Оратор приветствует слушателей).
Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь
прикладывалась ко лбу. Сегодня так приветствуют друг друга военные.
Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.
Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.
Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь
друг к другу носами (как в древности обнюхивали друг друга).
В Индии в знак приветствия прикладывают ладони к сердцу.
У многих восточных народов подтверждением мирных намерений является скрещивание рук на груди или засовывание их в рукава.
Всего не перечислить. Каких только обычаев не бывает! А какие жесты приняты у нас? Ответы учащихся,
Библиотекарь:
А теперь представим различные речевые ситуации, попробуйте правильно отреагировать. Получится своеобразная «экс пресс-викторина».
Викторина
Если мальчик идет по улице, а навстречу ему знакомая девочка, то кто должен здороваться первым? (Мальчик).
Навстречу друг другу идут две девочки, например из 5 и 8 класса. Кто должен первым поздороваться? (Пятиклассница).
3. В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе
не преподает. Обязательно ли здороваться? (Да).
4. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе - с
официантом, который подошел вас обслужить? (Да, но можно молча – кивком головы).
5. Нужно ли здороваться с соседом по подъезду, если ты не знаешь, как его зовут? (Да).
6. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: «Здравствуйте, Иван Семенович». Правильно ли вы поступили? I (Нет, надо приветствовать всех).
Учитель:
-Чтобы точно знать, как поступать в том или ином случае, обязательно прочитайте книги по правилам этикета, они помогут вам стать вежливыми, приятными в общении людьми.
Спасибо всем! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)
Тема: Р.р. Обучение написанию объявления. Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста. Задачи:1. учить самостоятельно создав...
Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"
В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Социальный проект "Реальное общение - путь к успеху"
В современном, стремительно меняющемся мире, общение между детьми часто сводится к общению в соцсетях и сетевых играх, а лучшими друзьями становятся телевизор и компьютер. Мы все чаще сталкиваимся с т...
Инновационный проект занятия Час общения по теме: "Мы этой памяти верны"
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры отношений. Детский возраст является наиболее оптимальным для патриотическ...
Презентация к проекту От символа к общению
Описание работы над проектом Цель: привлечение внимания к проблеме людей, не использующих вербальную коммуникациюЗадачи:1.Развитие навыков использования альтернативных средств коммуникации;2.Форм...
Проект "РЕЧЬ – ДАР ЧЕЛОВЕКА, СРЕДСТВО ДУХОВНОГО, СОЗНАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ"
Вниманию читателя представлен проект, цель которого способствовать развитию речевых умений и навыков младших школьников через построение системы урочной и внеурочной дея...
Конспект занятия в рамках проекта «Мы живем среди людей. Социализация и общение» во 2- 4 классах по теме «Жить без дружбы невозможно…»
Конспект занятия в рамках проекта «Мы живем среди людей. Социализация и общение» во 2- 4 классах по теме «Жить без дружбы невозможно…»...