Проект класса "Роль приветствия в общении"
проект (2 класс) на тему

Остапенко Наталья Валерьевна

Цель: науцчить правильно употреблять формулы и жесты приветствия, показать роль приветствия в общении людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_privetstviya_v_obshchenii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль приветствия в общении.

                                    Урок по окружающему миру, 2 класс.

Цель: научить правильно употреблять формулы и жесты приветствия, показать роль приветствия в общении, расширить кругозор учащихся по теме.

Оборудование:

  1. В. И. Даль «Сборник пословиц и поговорок»;
  2. компьютерная презентация по теме урока;

               3. рисунки с жестами разных народов мира.

План урока.

Этап

Время

1

Организационный момент

1

2

Сообщение темы и целей урока

2

3

Вступительная беседа

5

4

Знакомство с формулами приветствия

30

5

Подведение итогов урока

2

                                               Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как легко и привычно произнесла я эти слова, а вы также просто ответили мне: «Здравствуйте!».

—        Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы.

—        Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                                                   (  В. Солоухин)

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека — возможность общаться с себе подобными.

Ведь недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру. А люди, живущие одни, почти всегда заводят себе собаку или кошку. Послушайте эпизод из книги В. Солоухина:

«Кошка потрется о ногу, собака положит голову на колени, посмотрит в глаза. И ту, и другую можно погладить, можно с ними поговорить.

- Ну, чего тебе? Ну, что ты вертишься под ногами? Скучно, да? Мне тоже скучно, но я ведь не верчусь подобно тебе. Ну, что замурлыкала? Поняла, что про тебя говорят? Ну вот, полезла на колени, на плечо, целоваться, дурочка...

И вот, оказывается, такого пустяка достаточно, чтобы происходила психологическая разрядка, чтобы на душе потеплело и размягчилось».

Учитель:

Вы сказали встречному: «Здравствуйте!». Много это или мало? Ребята высказывают свои мнения.

        Учитель:

С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет приветствие в нашем общении, какие формулы приветствия существовали в древности  и  какие мы употребляем сегодня.

Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас.

Ведь перестать здороваться означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство! И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное отношение к нему и намерение вступить в контакт.

Таким образом, «здравствуйте» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным.

У многих народов выбор приветствия зависит не только от пола и степени близости общающихся. На него влияет и другое: время суток, кем является тот, кого приветствуют, чем он занят в данный момент.

По-разному здороваются с пастухом и кузнецом, с охотником, гостем, попутчиком, с теми, кто занят работой и с теми, кто обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое пожелание.

Замечательный знаток русской речи В. И. Даль привел в своем сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом (ученикам предлагается найти и записать некоторые из них, а затем прочесть).

Здороваясь с заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным».

Молотильщикам так желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю!».

«Свеженько тебе!» — здоровались с девушкой, черпающей воду.

«Хлеб да соль! или «Чай да сахар!» — говорили тем, кто ест или пьет.

Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.

Когда женщине, занятой дойкой, говорили: «Море под коровой!», у неё был готовый ответ: «Река молока!».

Рыболова приветствовали: «Улов на рыб!». «Навар па ушицу!» - отвечал он.

Женщине, которая месит хлеб, желали: «Спорынья в квашню!» («спорынья» — удача). «Сто рублей в машну!» — был ее ответ.

Приветствие — один из самых важных знаков речевого общения. Поэтому приветственные формулы — обязательный раздел двуязычных разговорников, которые издаются для туристов, спортсменов и всех, кто отправляется за границу. Главное — знать, как здороваться и благодарить.

Со временем приветствия, конечно, меняются. Еще в XVIII веке формулы «здравия желаю!» мог произносить любой человек, входя в дом или встречая знакомого. Позже это приветствие сохранилось лишь в военной среде.

Когда-то «здравствуй!» говорили не только при свидании, но и если кто-нибудь чихал, т. е. в тех случаях, в которых сейчас говорят: «Будьте здоровы».

Из богатого в прошлом набора специальных формул сохранились немногие.

Современные русские формулы приветствия.

Формулы

Употребление

Здравствуйте!

в любой ситуации

Доброе утро!

утром

Добрый день!

днем

Добрый вечер!

вечером

Привет!

непринужденное, дружеское приветствие хорошо знакомых людей, чаще используется молодежью

Здорово!

дружеское,                           грубовато-снисходительное

Я Вас приветствую!

Мое почтение!

оригинальное, употребляют люди старшего поколения

Учитель беседует с ребятами о том, какие формулы приветствия следует употреблять в различных ситуациях в зависимости от возраста, пола, взаимоотношений, времени суток, настроения и т. д.

               Учитель:

Устойчивее других оказались приветствия: «Здравствуйте! и «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». У этих формул есть даже некоторое преимущество. В них не содержится обращения на «ты» или «вы», поэтому мы охотно прибегаем к ним, когда сомневаемся, как следует обращаться к данному человеку.

А вы, ребята, какие формулы чаще употребляете в речи? Какие формулы приветствия не употребляете никогда? Почему?

Ответы учащихся.

Библиотекарь:

Самый общий принцип применения приветствий - это вежливость и доброжелательность. 

 Поэтому, если вы улыбнетесь, всем будет приятно. Доброжелательная улыбка, интонация, мимика тоже играют важную роль при общении. Послушаем высказывание В. Солоухина:

«А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Библиотекарь:

А теперь у нас в гостях этикетная кругосветка. 

 Послушаем и посмотрим, какую важную роль при общении играли жесты у разных народов мира.

Ребята зачитывают и покалывают жесты сами или рисунки с этими жестами.

Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки (обычно лица мужского пола). Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни кто так делает?
(Оратор приветствует слушателей).

Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь
прикладывалась ко лбу. Сегодня так приветствуют друг друга военные.

Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык — не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь
друг к другу носами (как в древности обнюхивали друг друга).

В Индии в знак приветствия прикладывают ладони к сердцу.

У многих восточных народов подтверждением мирных намерений является скрещивание рук на груди или засовывание их в рукава.

Всего не перечислить. Каких только обычаев не бывает! А какие жесты приняты у нас? Ответы учащихся,

Библиотекарь:

А теперь представим различные речевые ситуации, попробуйте правильно отреагировать. Получится своеобразная «экс пресс-викторина».

 

Викторина

Если мальчик идет по улице, а навстречу ему знакомая девочка, то кто должен здороваться первым? (Мальчик).

Навстречу друг другу идут две девочки, например из 5 и 8 класса. Кто должен первым поздороваться? (Пятиклассница).

3.        В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе
не преподает. Обязательно ли здороваться? (Да).

4.        Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе - с
официантом, который подошел вас обслужить? (Да, но можно молча – кивком головы).

5.        Нужно ли здороваться с соседом по подъезду, если ты не знаешь, как его зовут? (Да).

6.        В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: «Здравствуйте, Иван Семенович». Правильно ли вы поступили? I (Нет, надо приветствовать всех).

Учитель:

-Чтобы точно знать, как поступать в том или ином случае, обязательно прочитайте книги по правилам этикета, они помогут вам стать вежливыми, приятными в общении людьми.

Спасибо всем! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)

Тема: Р.р. Обучение написанию объявления. Цель:  познакомить  с признаками структуры текста объявления как делового текста. Задачи:1.     учить самостоятельно создав...

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Социальный проект "Реальное общение - путь к успеху"

В современном, стремительно меняющемся мире, общение между детьми часто сводится к общению в соцсетях и сетевых играх, а лучшими друзьями становятся телевизор и компьютер. Мы все чаще сталкиваимся с т...

Инновационный проект занятия Час общения по теме: "Мы этой памяти верны"

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры отношений. Детский возраст является наиболее оптимальным для патриотическ...

Презентация к проекту От символа к общению

Описание работы над проектом Цель: привлечение внимания к проблеме людей, не использующих вербальную коммуникациюЗадачи:1.Развитие навыков использования альтернативных средств коммуникации;2.Форм...

Проект "РЕЧЬ – ДАР ЧЕЛОВЕКА, СРЕДСТВО ДУХОВНОГО, СОЗНАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ"

Вниманию читателя представлен проект, цель которого способствовать развитию речевых умений и навыков младших школьников через построение системы урочной и внеурочной дея...

Конспект занятия в рамках проекта «Мы живем среди людей. Социализация и общение» во 2- 4 классах по теме «Жить без дружбы невозможно…»

Конспект занятия в рамках проекта «Мы живем среди людей. Социализация и общение» во 2- 4 классах по теме «Жить без дружбы невозможно…»...