Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Тема: Р.р. Обучение написанию объявления.
Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста.
Задачи:
1. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
2. формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;
3. воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
4. учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_riko3oc.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Р.р. Обучение написанию объявления.
Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста.
Задачи:
- учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
- формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;
- воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
- учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.
Этапы урока.
- Организационный момент.
- Целеустановка.
- Повторение ранее изученного о тексте.
- Формирование представления о письменном объявлении.
- Создание самостоятельных текстов письменных объявлений, анализ деятельности.
- Выполнение заданий
- Формирование представления об устном объявлении, создание текстов, анализ.
- Обобщающая игра с последующим обсуждением результатов.
- Подведение итогов урока.
1 этап — целеполагание
Ход урока
- Организация на урок.
- Сегодня мы продолжаем изучать большой раздел на занятиях РиКО «Тексты» Вы уже знакомились с этим понятием на уроках русского языка, вы работаете с текстами на уроках литературного чтения, , окружающего мира.
- Тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете? ….
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я предлагаю отгадать риторическую загадку.
(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”).
Учитель:
- Что висит на заборе? (Листок)
- Что написано на листке? (Пропала собака)
- У.- Как по-другому можно назвать этот листок?
- Д.-Объявление
А) Учитель: (слайд 1)
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать необычный текст. Это будет объявление. Кто знает, что такое объявление?
Учитель:Арина работает сегодня с толковым словарём
-что же там написано?
Объявление - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио.
- Да. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано:
(слайд 3)
Учитель:
- В современном мире человеку очень легко найти нужную информацию или передать её другим: это через радио, телевидение, газеты, интернет, телефон, рекламу, информационные стенды и доску с объявлениями (слайд 4).
Учитель:
- Где можно увидеть информационные стенды и доску объявлений?
Ребята нашего класса получили задание и познакомились с объявлениями в нашем селе ( Вова и Света)
- Какую информацию можно узнать или передать с их помощью?
Б) Учитель:
- Объявления развешиваются в определённых местах, специально отведённых для этого. Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.
- Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшихся человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других: возле зданий почты, сбербанка, магазина, больницы и на остановках общественного транспорта. (Слайд 5)
В) Учитель:
- Если человеку необходимо что-то срочно продать или приобрести: дом, квартиру, собаку, мебель и т.д., а может быть найти своего щенка, котёнка, то для этого необходимо дать объявление.
- Чтобы вашим объявлением заинтересовалось как можно больше людей, необходимо указать точные приметы кого-либо или чего-либо.
- Как вы понимаете слово «примета»?Слайд 6
Учитель:
- В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано: Вова(читает)
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь (слайд 7).
Учитель:
Сейчас мы проведём исследование.
- какие приметы собаки описываются в песенке « Пропала собака»
(слайд 8).
(прослушивается 1 куплет и припев
3. Подготовка к сочинению объявления.
А) Языковые особенности текста.
- Какие приметы щенка указал мальчик? (слайд 9)
«Щенок белоснежный,
лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
Он очень занятный,
совсем ещё глупый,
доверчивый пёс»
- Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему нет?
Учитель:
Объявление – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы: (слайд 10)
Где? Когда? Что случилось?
Кто? или Что? Какой?
Куда сообщить? Или К кому обратиться?
Исследователи (работа в группах) Выделите нужные
Слова в объявлении
Задание для 1 группы( на столах тексты -карточки)
Затем анализ
Б) Примерные тексты объявлений для анализа (Слайд 11)
Учитель:
- Прочитайте объявление, которое написала Света.
Помогите найти! (заголовок)
30 сентября около станции метро «Сокол»
потерялась собака.
Небольшая, беленькая, стриженая,
шерсть как у барашка, уши висят.
Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,
позвонить по телефон: 2-30-90.
Слайд 11- проверка
Учитель:
-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?
- Да.В нём указано: Кто потерялся? Когда?
- Имеются приметы собаки?
- Куда необходимо обратиться, если собака найдена?
2 группа
- Прочитайте следующее объявление, которое написал Толик (слайд 12)
Найдена собака
Породы французский бульдог, чёрной масти,
короткошёрстный.
Очень тоскует по хозяину.
Обращаться по адресу:
ул. Берёзовая, дом 27, кВ. 19.
Учитель:
- Можно это объявление назвать полным?
-Нет
-А что необходимо добавить ещё?
- Правильно. Где и когда была найдена собака?
В) Составление объявления по плану (слайд 13) (2 группа)
(Заслушиваются 2-3 ученика)
3 группа.
Внимание! Внимание!
8 февраля
Пропала собака спаниель по кличке Барбос.
Вернуть Ивановой.
Награду гарантируем.
- Всё правильно в этом объявлении?
- Добавьте , с чем не согласны.
3 этап
- Сейчас вы будете писать самостоятельно объявления. Мы в классе тоже сделаем доску объявлений.-Это будет небольшим результатом нашей исследовательской работы на нашем занятии сегодня, Т.е. наш проект.Приготовьте фломастеры.
Игра « Сыщики»-Начинаем!Узнайте, кто это?
Как можно озаглавить текст?
(«Объявление», «Помогите найти!», «Найдена…», «Куплю», «Продам» «Внимание!» «Приходите все!» « Удивительное рядом!» т.д.)
- 1 группа Учу всем наукам. Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью! Ух!
- 2 группа. “Помогу всем, у кого сломался будильник,”
- 3 группа. “Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?”
- используйте план написания объявления.
Объявление( План у каждого на столе)
Где? Когда? Что случилось?
Кто? или Что? Какой?
Куда сообщить? К кому обратиться?
Г) Орфографическая подготовка
Вставь пропущённые в словах буквы: (слайд 14)
Наш…л, с…бака, пот…рял, об…явление, адр…с, ул..ца, обращ…ться, зв..нить, т..л..фон.
4 этап.
Физкультминутка для кистей рук (слайд 15-21)
Дети выполняют 5 видов упражнений, каждое упражнение по 8-10 раз (слайд 15-21).
- Написание объявления и его проверка.
(план - слайд 22, проверка – слайд 23)
Учитель:
- Прочитайте ещё раз план и приготовьтесь к написанию своего объявления.
А)Учащиеся пишут объявление по плану и проверяют написанное.
Учимся располагать материал в объявлении ; выделять цветом цветом и шрифтом.
Проверка:
К оценке письменных объявлений. Игра “Сыщики”
- Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему вы так считаете?
- Чья информация была передана наиболее точно?
- Чей текст составлен оригинальнее? Как это удалось?
- Удалось ли решить речевую задачу?
На доску объявлений.
5 этап
Б) Объявления в газетах
- Прохожий, остановись! (Объявления- сообщения)
- Приходите все! ( Объявления приглашения) Спешите! 1 группа. 1.гр.
- Торопитесь! ( Объявления- афиши) 2гр.
- « Покажи товар лицом…» (Реклама) 3 гр.
-Найти, вырезать, повесить на доску объявлений.
На дом:
Посторонним вход воспрещён! Объявления предостережения, объявления запреты. (Написать всем ).
- Продолжим оформление доски объявлений.
- Этап – Рефлексия
Если было интересно, легко на уроке- синий цвет
Если иногда были трудности- зелёный цвет
Если не разобрался в теме, было не очень интересно- красный цвет.
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»
Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...
Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)
Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...
План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.
"Азбука поведения" - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...
План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.
Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ... происходит ста...
План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)
Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему? "Бог создал один язык...
План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...
Учащиеся с большим интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности. В литературе эпист...
Рабочая программа кружка"Речь и культура общения"
Программа курса"Речь и культура общения"...