Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Профориентация» «Юный железнодорожник»
рабочая программа на тему
· Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).
· Формирование мотивации на выбор железнодорожной профессии.
· Обобщение знаний о существующих железнодорожных профессиях.
· Развитие познавательной и творческой деятельности.
· Воспитание чувства гордости и уважения к будущей профессии.
· Донести до учащихся знания истории развития железной дороги.
· Расширение кругозора у учащихся, их словарного запаса по железнодорожной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zheleznodorozhnik.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №7 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена
Директор Заместитель директора по ВР на заседании МО воспитателей
школы-интерната №7 ____________Е.О.Непогодина Протокол №__ от _____2013г
ОАО «РЖД» «___»_______ 2013 г. Руководитель МО
___________Н.Г.Тумасова ____________Л.В.Кульбицкая
Программа
дополнительного образования
в рамках внеурочной образовательной деятельности
по направлению «Профориентация»
«Юный железнодорожник»
2 класс
Составитель – Кручинина Т.А.
Волгоград, 2013 г.
Юный железнодорожник
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
На начальном этапе школьной жизни возникает новый уровень самосознания учащихся – внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, к выбору своего пути в жизни – выбору профессии, в том числе профессии железнодорожника. Поэтому знакомство с увлекательным миром железной дороги начинается в начальной школе. В воспитательной работе с учащимися начальной школы постоянно присутствует железнодорожная тематика. Знакомим учащихся с историей развития железнодорожного транспорта, отмечаем важность и значимость железнодорожных профессий в развитии нашей страны, а также делаем акцент на престижность специалистов этой отрасли.
2. Участники программы: учащиеся 2 класса.
3. Состав группы: постоянный.
4. Особенности набора детей: свободный.
5. Форма занятий: групповая.
6. Время существования программы: краткосрочная, рассчитана на один год обучения.
7. Объем программы: на реализацию курса «Юный железнодорожник» во 2-м классе отводится 34 часа в год.
8. Основная идея программы: ориентация учащихся начальных классов на выбор железнодорожных профессий.
9. Задачи программы:
- Формирование мотивации на выбор железнодорожной профессии.
- Обобщение знаний о существующих железнодорожных профессиях.
- Развитие познавательной и творческой деятельности.
- Воспитание чувства гордости и уважения к будущей профессии.
- Донести до учащихся знания истории развития железной дороги.
- Расширение кругозора у учащихся, их словарного запаса по железнодорожной тематике.
10. Основные направления профориентационной работы.
Для решения поставленных в Программе задач используются следующие направления профориентационной работы:
- Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).
- Заочные путешествия.
- Развивающие игры, викторины, конкурсы.
- Концертная деятельность для работников железнодорожной сферы.
- Встречи с железнодорожниками, экскурсии.
- Проектная деятельность.
11. В практике работы используются следующие формы:
- Познавательные, обучающие, социальные, спортивные, этические игры.
- Конкурсы рисунков, поделок, творческих работ.
- Библиотечные уроки.
- Встречи с интересными людьми – железнодорожниками.
- Посещение музея железнодорожников.
- Час знаний и убеждений.
- Выпуск информационных листков.
- Оформление иллюстрированной информационной папки «Из истории железной дороги».
12. Дидактические материалы для организации занятий:
- Методическая и учебная литература на железнодорожную тематику.
- Электронные презентации, видеофильмы о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
- Разработки сценариев познавательных мероприятий, игр по теме программы.
- Разработки конкурсных программ, викторин.
13. Техническое обеспечение занятий:
- Учебно-наглядные пособия.
- ТСО (магнитофон, DVD – плеер, компьютер, диски и др.).
14. Тематическое планирование занятий
№№ п.п. | Содержание занятий | Количество часов | Дата проведения |
1. | Час знаний и убеждений на тему: «Железная дорога: правила знай и их соблюдай». | 1 | |
2. | Конкурс рисунков: «От паровоза до электровоза». Мы работаем с альбомом – раскрасками. | 1 | |
3. | Путешествие в мир этикета и правил железнодорожного движения. Сюжетно-ролевая игра: «Я – пассажир поезда». | 1 | |
4. | Час творчества. Изготовление макета – «Железнодорожные фантазии». | 1 | |
5. | Выставка творческих работ «Строим поезд будущего» | 1 | |
6. | Развлекательно-познавательное занятие: «Заочное путешествие по Стране железнодорожных знаков и правил». | 1 | |
7. | Информационный час: «Правила поведения детей на железной дороге». | 1 | |
8. | Библиотечный час: «Книг много хороших и разных о железной дороге» | 1 | |
9. | Посещение школьной библиотеки. Знакомство с новинками журналов, книг, газет о железной дороге. | 1 | |
10. | Час интересного и полезного отдыха. Путешествие в мир профессий: «Мои родители – железнодорожники». Размышления и рассказы о профессиях своих родителей». | 1 | |
11. | Час увлекательного чтения. Знакомство с книгой Г.Черненко «От паровоза до магнитоплана» с последующим обсуждением прочитанного. | 1 | |
12. | Конкурс рисунков «Суперлокомотивы». Мы работаем с альбомом-раскрасками. | 1 | |
13. | Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина для знакомства с книгами о железнодорожной тематике. Занятие «Мы - на станции «Книжная» (по расширению кругозора о выборе будущей профессии железнодорожника). | 1 | |
14. | Игра – викторина «Что?», «Где?», «Когда?» на железной дороге». | 1 | |
15. | Выпуск информационного листка «Железнодорожные профессии наших родителей». | 1 | |
16. | Урок мужества «О подвиге волгоградских железнодорожников». | 1 | |
17. | Экскурсия в музей железнодорожников. | 1 | |
18. | Посещение Детской железной дороги. Занятие на малой железной дороге – «Мечты сбываются». | 1 |
№№ п.п. | Содержание занятий | Количество часов | Дата Проведения |
19. | Встреча с интересными людьми – родителями детей, работающих на железной дороге: «Путешествие в мир железнодорожных профессий»:
| 1 1 1 1 | |
20. | Экскурсия на производство родителей – «От поколения к поколению» (знакомство с профессиями родителей-железнодорожников). | 1 | |
21. | Час увлекательного чтения. По страницам книги «Все о железной дороге». | 1 | |
22. | Час познавательной игры: «Путешествие по железной дороге». | 1 | |
23. | Час увлекательного чтения. Знакомство с журналом «Клёпа». Рубрика «О железнодорожном транспорте» с последующим обсуждением прочитанного. | 1 | |
24. | Экскурсия на передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». | 1 | |
25. | Заочное путешествие «Биография вокзалов – история страны». | 1 | |
26. | Час увлекательного отдыха. Ролевая игра «Разговор по душам в купе поезда». | 1 | |
27. | Конкурс рисунков: «Рисуем поезд будущего». Мы работаем с альбомом-раскрасками. | 1 | |
28. | Развивающее занятие. Викторина «Немного о железной дороге». | 1 | |
29. | Путешествие в мир этикета и правил железнодорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир поезда». | 1 | |
30. | Воспитательный час. Пословицы о труде и людях разных профессий». | 1 | |
31. | Познавательное занятие «Поездка на электропоезде». | 1 |
14. Ожидаемые результаты:
- Приобретение школьниками знаний о разнообразии железнодорожных профессий.
- У учащихся появляется интерес к будущей профессии железнодорожника.
- Формируется чувство гордости к профессии родителей-железнодорожников.
- Способствует развитию познавательной и творческой деятельности.
- Появляется возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности с одноклассниками.
- Формируется умение общаться в коллективе, вести учет записей на железнодорожную тематику, систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.
- В процессе занятий у воспитанников формируется активная жизненная позиция и расширяется кругозор по железнодорожной тематике.
Литература:
1. Все о железной дороге. – М., 2001.
2. История железнодорожного транспорта в России. - Том 1: 1836-1917 г.г.,
СПб., 1994.
3. Путешествие в Страну дорожных знаков и правил. – Волгоград, 2006.
4. Черненко Г.Т. От паровоза до магнитоплана. –СПб., 2010.
5. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. – Волго-
град, 2003.
6. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. – М., 2004.
Контрольно-измерительные материалы
2 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Железная дорога: её элементы и правила поведения на ней».
1. Дать ответы: «ДА» или «НЕТ».
- Можно ли быстро остановить поезд, если на путях оказались люди?
- Можно ли переходить железнодорожные пути, если подняли шлагбаум?
- Можно ли переходить железнодорожные пути, если опущен шлагбаум?
- Можно ли подходить к краю платформы?
(Нет, можно случайно упасть на рельсы).
- Можно ли спрыгивать на рельсы, даже, если уронил любимую игрушку?
- Можно ли подлезать под платформы и железнодорожные вагоны?
2. Подчеркни слова, относящиеся к тематике железной дороги.
Автобус, станция, трасса, обходчик, светофор, вокзал, капитан, тепловоз, платформа, регулировщик, рельсы, проводник, спасатель, дежурный по станции, водитель, станция, шлагбаум, строитель, машинист, перрон,
автомобиль, семафор, тамбур, кузов, вагон, метро.
3. Расскажите, какие опасности могут подстерегать детей вблизи железно-
дорожного транспорта. Приведите примеры.
Контрольная работа № 2
Тема: «Что я знаю о железной дороге».
1. Расскажите, для чего нужен железнодорожный транспорт? Где его ожидают
люди?
2. Как называется дорога для поезда? (Рельсы).
3. Перед большинством железнодорожных переездов по обе стороны стального пути установлены полосатые, то опускающиеся, то поднимающиеся устройства-перекладины. Назовите это приспособление. (Шлагбаум).
4. Для чего нужен шлагбаум?
5. Как называется пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой? (Переезд).
6. Кто кому должен уступить дорогу: поезд автомобилю или автомобиль поезду? (Автомобили уступают дорогу поезду, ждут, пока он проедет, и только тогда продолжают путь).
7. Какой это знак? (Демонстрация железнодорожных знаков группы «Железнодорожный переезд»).
- Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
- Железнодорожный переезд без шлагбаума.
8. Сколько световых сигналов у семафора? Обведи правильный ответ.
- Два.
- Три.
- Один.
Контрольная работа № 3
Тема: «Повторяем правила поведения на железнодорожном транспорте».
Дать ответы «ДА» или «НЕТ».
1. Можно ли прислоняться к стоящим вагонам?
2. Можно ли попасть в вагон во время движения поезда?
3. Можно ли выйти из вагона во время движения поезда?
4. Можно ли высовываться из тамбура во время стоянки поезда?
5. Во время движения поезда можно ли стоять на подножках?
6. Можно ли высовываться из окон вагона во время движения поезда?
7. Можно ли брать в вагон предметы дез упаковки, которые могут травмиро-
вать людей?
8. Можно ли подниматься на крышу вагона?
9. Обнаружив посторонние предметы в вагоне, можно ли их трогать?
10. Можно ли детям бегать по вагону и играть в подвижные игры?
11. Можно ли выбрасывать в окно какие-либо предметы?
12. Можно ли детям без сопровождения выходить из вагона?
Контрольная работа № 4
Тема: «Что я знаю о железной дороге. Повторение пройденного за год».
1. Бывает пассажирский, товарный, грузовой, почтовый, багажный.
2. Как называется дорога для поезда?
3. Как называется головной вагон, управляемый машинистом?
4. Кто главный в локомотивной бригаде?
5. Без него не сядешь в поезд, без него и места нет; проводник вам не поможет,
вам не сможет дать…
6. Отдельная «комната» в пассажирском вагоне.
7. Как называется профессия хозяина пассажирского вагона?
8. Можно ли играть в вагоне в подвижные игры?
9. Можно ли маленьким детям спать на верхней полке?
10. Как называется в поезде место между вагонами?
11. Можно ли высовываться из окон вагона во время движения поезда?
12. Как называется заграждение на переезде, которое закрывает дорогу маши-
нам?
13. Можно ли бросать снежки и камни в окна поезда?
14. Можно ли играть и кататься на санках вблизи железной дороги?
Ответы:
1. Поезд 6. Купе 11. Нет
2. Рельсы 7. Проводник 12. Шлагбаум
3. Локомотив 8. Нет 13. Нет
4. Машинист 9. Нет 14. Нет
5. Билет 10. Тамбур
ПРИЛОЖЕНИЯ
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №7 среднего (полного) общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена
Директор Заместитель директора по ВР на заседании МО воспитателей
школы-интерната №7 ____________Е.О.Непогодина Протокол №__ от _____2013г
ОАО «РЖД» «___»_______ 2013 г. Руководитель МО
___________Н.Г.Тумасова ____________Л.В.Кульбицкая
Программа
дополнительного образования
в рамках внеурочной образовательной деятельности
по направлению «Духовно-нравственное»
«Я и мое Отечество»
2 класс
Волгоград, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности
Программа разработана на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством о...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям ...
Программа дополнительного образования "Юный художник" новая версия на 5 лет обучения, направленность художественная.
В 2016-2017 учебном году я переработала свою программу на 5 лет обучения. Она включает в себя как обучения основам изобразительного искусства живописи, графике, скульптуре, так и практические навыки в...
Программа дополнительного образования «Юный исследователь» по направлению естественнонаучной деятельности в рамках научного общества лицеистов «Спектр»
Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования - от вооружения обучающегося знаниями к формированию у него общеучебные умений и навыков...
Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер».
Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер»....