Программа дополнительного образования «Юный исследователь» по направлению естественнонаучной деятельности в рамках научного общества лицеистов «Спектр»
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования - от вооружения обучающегося знаниями к формированию у него общеучебные умений и навыков, как основы учебной деятельности. Учебная деятельность должна быть освоена в полной мере: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов решения этой задачи является участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Ученик, владеющий исследовательским опытом, умеет наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и одноклассниками, планировать, у него расширяется кругозор. Объединение «Юный исследователь» работает в рамках научного общества лицеистов «Спектр». Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность программы обусловлена ее значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Опыт публичных выступлений поможет определиться с будущей профессией. Разработанная программа помогает обучающимся создавать новые проекты и исследовательские работы (задуманные самим ребёнком, группой, самостоятельно или при участии руководителя), ставит их перед необходимостью решать несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_issledovatel.docx | 270.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического Совета Приказ директора МОУ «Лицей №1»
Протокол № 1 № __ от 30 августа 2018 года
от 30 августа 2018 года ________________Н.В. Богомолова
Программа дополнительного образования «Юный исследователь»
по направлению естественнонаучной деятельности
в рамках научного общества лицеистов «Спектр»
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Лицей №1»
Городского округа Подольск
Содержание программы «Юный исследователь»
- Пояснительная записка
- Нормативная база
- Цель и задачи программы
- Основные принципы реализации программы «Юный исследователь»
- Планируемые результаты.
- Оценка и контроль результатов.
- Механизм реализации программы.
- Этапы реализации программы
- Содержание программы
- Управление реализацией программы и оценка ее эффективности
- Условия реализации программы
- Информационные ресурсы
- Приложение
- Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования - от вооружения обучающегося знаниями к формированию у него общеучебные умений и навыков, как основы учебной деятельности. Учебная деятельность должна быть освоена в полной мере: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов решения этой задачи является участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Ученик, владеющий исследовательским опытом, умеет наблюдать, экспериментировать, доказывать и проверять гипотезы, сотрудничать с учителем и одноклассниками, планировать, у него расширяется кругозор. Объединение «Юный исследователь» работает в рамках научного общества лицеистов «Спектр».
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность программы обусловлена ее значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Опыт публичных выступлений поможет определиться с будущей профессией.
Разработанная программа помогает обучающимся создавать новые проекты и исследовательские работы (задуманные самим ребёнком, группой, самостоятельно или при участии руководителя), ставит их перед необходимостью решать несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
- Нормативная база
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 189;
- Концепция духовно-нравственного воспитания;
- Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализация обучающихся;
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 4 октября 2010г. №986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
- Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Приказ Минобрнауки РФ №1241 от 26.11.2010г. регистрационный №19707 от 4 февраля 2011г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2109г. №373»;
- Концепция развития воспитания на 2015-2025 годы.
- Устав МОУ «Лицей №1»; Программа развития МОУ «Лицей №1», утвержденная директором.
3.
Задачи
Подзадачи:
В работе с семьей:
- способствовать формированию у родителей компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений;
- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;
- создать условия для объединения родителей в сообщество, расширение социального пространства семей.
В работе с педагогами:
- создать условия для повышения квалификации педагогов;
- способствовать повышению мотивации педагогической деятельности;
- стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по программе дополнительного образования детей «Юный исследователь».
- Основные принципы реализации программы:
Принцип научности
- включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
Принцип преемственности
- ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- реализация задач через связь дополнительного образования естественнонаучного направления с учебным процессом.
Принцип гуманизации
- уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
- учёт интересов и потребностей обучающихся, опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
- предполагает отношение руководителя -педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка
- привлечение родителей и детей на всех этапах научно- исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении экспериментально- опытной работы т защита проектных и исследовательских работ.
Принцип обратной связи
- каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу в работе.
Принцип успешности
- и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Принцип стимулирования
- включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
5. Планируемые результаты
Уровни развития | Уровни результата | Показатели развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с руководителем, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии членов клуба в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
- обучающиеся будут иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием работы и постановкой эксперимента.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться:
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
По окончании программы члены клуба «Юный исследователь» смогут продемонстрировать:
- действия, направленные на выявление проблемы и определение направления исследования проблемы;
- вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
- границу исследования;
- как разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
- деятельность по самостоятельному исследованию и как выбираются методы исследования;
- как проводится последовательно исследование;
- как фиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
- анализ и обобщение полученных материалов;
- подготовку отчета – сообщение по результатам исследования;
- организацию публичных выступлений и защиту с доказательством своей идеи;
- правила написания исследовательских и проектных работ -не менее 80%;
- Как организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
- результаты на мини- конференциях, семинарах -не менее 50%;
- конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди обучающихся 1-4 классов - не менее 10%;
- у 100% обучающихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
- сформированные представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
- интерес приобретаемым знаниям, полученным совместной творческой, исследовательской и практической работе.
6. Оценка и контроль результатов
Итоговый и промежуточный контроль включает:
- выполнение домашних творческих заданий к занятиям;
- проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;
- публичная защита подготовленного доклада, исследовательской и проектной работы в классе.
Формы контроля и оценки результатов:
- выполнение творческих заданий;
- участие в школьных и районных предметных олимпиадах;
- участие в интеллектуальных марафонах;
- создание «Портфолио «Папки исследователя»»;
- защита исследовательской работы в на различных уровнях(лицейский, муниципальный, региональный и т.д);
- проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера;
- участие в научно-практической конференции различного уровня;
- оформление лучших работ в сборнике «Мы - исследователи»
Критерии оценки результативности исследовательской работы:
- познавательная ценность темы;
- оригинальность, ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»);
- структура, логика работы;
- язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию;
- степень самостоятельности.
Критерии | Исследовательские умения |
Познавательный | - знание видов и структуры исследования; - знание правил оформления и защиты исследовательских и проектных работ |
Степень самостоятельности | -по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту |
Деятельностный | - самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования; - намечает шаги работы по данной теме; - применяет разные методы исследования, умение находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером; наблюдение и т.д.) -умение разрабатывать и оформлять проект, работу, доклад, исследование; - умение презентовать и защищать исследовательскую работу. |
Проявление креативности | - проявление в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, - в продуктивности при нахождении решений проблем; - по оригинальности подходов к выбору путей исследования, - созданию нового продукта, - оформлению и представлению результатов, - умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет. |
Мотивированность исследовательской деятельности | - стремление узнать новое; - совершать определенные действия для поиска интересующих знаний; - участвовать в учебном исследовании; - проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем; - интерес к новым темам и способам работы. |
Индикаторы результативности:
- результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы);
- результаты диагностики:
- развития детей;
- уровня детско-родительских отношений;
- личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
Мониторинговые исследования: создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации по следующим критериям:
- рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность обучающихся и родителей программой объединения обучающихся начальной школы «Юный исследователь» в рамках научного общества «Спектр».
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий в объединении может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
- повышение рейтинга Лицея.
7. Механизм реализации программы
1 класс
Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющих представлений | В 1 классе проводятся заседания объединения направленные на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). Ребята получают представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации, причине и следствии. |
Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя | Знакомятся с теоретическими понятиями: исследование, открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. |
Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели | Исследовательские задания: экспресс-исследование, игра – исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение, методика проведения исследовательской работы с учётом возрастной категории. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока общая. Объём работы небольшой. |
2 класс.
Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя | Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, сообщения, ролевые игры, эксперименты. |
Учить определять тему исследователя; анализировать; сравнивать; формулировать выводы, оформлять результаты исследования | Экспресс-исследование, мини-исследование, мини-проект. Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Результатами работ могут быть и сочинения-исследования, считающейся творческой работой. Со 2 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. |
Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников | Развитие исследовательского опыта обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение членов объединения в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. |
3 класс
Обогащение исследовательского опыта членов объединения «Юный исследователь» | Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений. |
Определение темы исследования; анализ; сравнение; формулировка выводов, оформление результатов исследования | Усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. |
Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников | На этих занятиях проводятся тренинги, расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов. Продолжается работа с текстами. На протяжении всего этапа обеспечивается обогащение исследовательского опыта на основе индивидуальных достижений. |
4 класс
Развитие исследовательских умений детей | Проводится в основном в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:
- планирование работы по исследованию; - работа с различными источниками информации; - проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов; - проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов; - проведение анкет и обработка данных.
|
поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников | Мини-исследования, мини-проект и работы, требующие увеличения времени на исследование, обобщение и систематизацию материала, коллективное и индивидуальное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент. |
Программа рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов, занимающихся проектно-исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 66.
Срок реализации – 4 года ( уровень-стартовый)
Формы и методы проведения занятий: очная и очно-заочная.
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- эксперимент;
- наблюдение;
- экспресс-исследование;
- коллективные и индивидуальные занятия;
- самостоятельная работа;
- защита работ;
- мини-конференция;
- консультации.
8. Этапы реализации программы «Юный исследователь».
- I этап – «Введение в исследовательскую деятельность» (концептуальный)
- II этап – «Формирование исследовательской деятельности» (проектно-технологический)
- III – IV этап – «Опытно-экспериментальная работа» (заключительный)
Реализация программы «Юный исследователь» осуществляется в три этапа: концептуальный, проектно- технологический, заключительный.
Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с руководителями объединения «Юный исследователь» предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив (кружок )участников программы дополнительного образования в рамках научного общества «Спектр».
Второй этап – проектно-технологический– включает в себя: подготовку учителей (руководителей объединений) к участию в реализации программы «Юный исследователь». Осуществляется практическая реализация Программы. На основе индивидуальных маршрутов каждого обучающегося определяются функции и содержание деятельности руководителей объединения, родителей.
Третий. четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговые исследовательские и проектные работы, творческие и развивающие работы, диагностику, совместный анализ результатов работы объединения «Юный исследователь» и рефлексию.
На первых этапах работы (1–2-й класс) научно-исследовательская деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель – способствовать формированию разных способов сотрудничества. Именно на таких заседаниях руководитель кружка имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных членов объединения, так и отдельной группы. Основной метод – встроенное наблюдение.
Исследовательская деятельность ориентирована на применение членами кружка целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.
Исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса обучающихся.
Эта работа позволяет руководителю объединения в ходе заседаний системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий ребят в нестандартных ситуациях вне конкретного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования проектно-исследовательской деятельности у школьников. Представлением исследовательской деятельности чаще всего являются проекты, презентации, доклады. Проектно-исследовательские задачи, как правило, занимают несколько занятий
Вторым этапом работы по научно-исследовательской деятельности в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты и исследовательские работы.
класс | Этапы |
1 | Вступить в клуб «Юный исследователь»; Сформировать творческие группы; Познакомиться с источниками информации и использовать их под руководством учителя; Научиться выделять предмет исследования; Научиться делать выводы по исследованиям и заполнять дневник члена клуба «Юный исследователь»; Научиться представлять результаты исследовательской деятельности в виде проектов, докладов, исследовательских работ. |
2 | Слушать поставленную цель и задачи; Осваивать материал на основе внутреннего плана действий; Вносить коррекцию в развитие собственных умственных заключений и действий; Вести рассказ от начала до конца по определенному плану; Творчески применять знания в новых условиях, проводить экспериментальную и опытную работу; Работать с несколькими информационными источниками, выбрая материал с определённой целевой установкой; Оформлять индивидуальные и групповые проекты и представлять их одноклассникам. |
3 | Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; Пересказывать подробно и выборочно; Выделять главную мысль на основе анализа работы; Делать правильные выводы из фактов, совокупности фактов; Выделять существенное в докладе, презентации, разделив их на логически законченные части Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; Делать выводы и заключения на основе простых и сложных обобщений; Оформлять групповые и индивидуальные проекты и исследовательские работы, представлять их всем ребятам начальной школы. |
4 | Переносить свободно знания с одного явления на другое; Пользоваться и отбирать нужную из большого объёма информации; Конструировать знания, положив в основу принцип созидания; Высказывать содержательно свою мысль, идею; Формулировать простые выводы на основе опытов и экспериментов; Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их, переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему. Свободно владеть операционными способами усвоения знаний; Оформлять групповые и индивидуальные проекты и исследовательские работы, представлять их на мероприятиях различного уровня. |
3,4 этап завершает работу по проектам и исследовательским работам в начальной школе и проводит анализ результативности работы кружка «Юный исследователь».
9. Содержание программы
Этап | Тема заседания |
Планирование деятельности | Как работать в команде? Ролевая игра. Распределение ролей в группе. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Планирование деятельности в рамках текущего проекта. Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. |
Осуществление деятельности по решению проблемы | Способы первичной обработки информации, ее хранения. Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации. Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. Формирование проектной папки по проблеме. |
Презентация результатов | Оформление проектной папки. Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. «Репетиция, репетиция, репетиция!» |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Эталон. Самооценка. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения обучающегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта». |
Организация работы по научно-проектной деятельности
Как и любая деятельность, научно-проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
Этапы работы | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в тему | Цель – подготовка членов клуба к проектной и исследовательской деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей работы в ходе совместной деятельности руководителя и обучающихся; – создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся. Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта или исследования; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с руководителем клуба. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта или исследования. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта или исследования . Задачи: –самостоятельная работа членов клуба по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с руководителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; –формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект,исследовательскую работу изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с руководителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ обучающихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
10. Управление реализацией программы
Направление деятельности | Содержание деятельности | Ответственный |
Изучение и контроль за реализацией программы в учебно-воспитательном процессе | 1.Утверждение планов работы в рамках программы и графика работы. 2.Создание материально-технической базы для реализации программы. 3. Создание нормативно-правовой базы. 4.Организация занятий для всех участников образовательного процесса в рамках программы 5.Контроль за повышением квалификации специалистов. | Директор Зам. директора по УВР |
Изучение и контроль взаимодействия с родителями | 1.Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы. 2.Знакомство с нормативно-правовой базой. 3. Организация тематических родительских собраний. 4. Организация консультаций для всех участников образовательного процесса. | Учителя, зам. директора по УВР |
Управление повышением профессионального мастерства | 1.Обучающие семинары для педагогов. 2. Консультации специалистов. 3.Заседания МО. | Зам. директора по УВР |
11. Условия реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.
Здоровьесберегающие условия обеспечат оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Кадровое обеспечение. Выполнение программы будут осуществлять: руководитель объединения «Юный исследователь», педагог- психолог.
Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы все кабинеты оборудованы интерактивными досками и компьютерной техникой для повышения эффективности образовательного процесса.
Информационное обеспечение состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов на информационных стендах, сайте лицея и других информационных носителях.
В результате выполнения всей программы в лицее будут достигнуты соответствующие планируемые результаты
12. Информационные ресурсы
- Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с. http://psychlib.ru/
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
- Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59. http://www.n-shkola.ru
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1443782
- Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14. https://sch1862u.mskobr.ru/files/attach_files/tezisy_10.pdf
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес – Мурманск, 1997.
- Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44. https://praktika.ekiosk.pro
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кН. Для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.
- Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929200122.html
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33. https://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-podgotovka-dlya-mladshih-shkolnikov-409061.html
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148. https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-1085473.html
- Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
- Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58. https://dspace.kpfu.ru
Приложение 1
Тематический план
Тематическое планирование 1 класс | ||
№ п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов: 66 |
1. | Подготовка к вступлению в «Юный исследователь» | 4 |
2. | Вступление в «Юный исследователь». Формирование творческих групп. | 2 |
3. | Что такое исследовательская деятельность? Как можно показать результаты исследовательской деятельности? | 2 |
4. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 2 |
5. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
6. | Планирование работы по творческим группам. | 2 |
7. | Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с руководителем объединения. | 6 |
8. | Работа в компьютерном классе с интернет – ресурсами совместно с учителем. | 8 |
9. | Анализ полученных данных. | 6 |
10. | Оформление творческих проектов. | 20 |
11. | Защита исследовательской деятельности. Представление творческих проектов. | 12 |
Тематическое планирование 2 класс | ||
№ п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов: 66 |
1. | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 2 |
2. | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
3. | Планирование работы. | 2 |
4. | Работа в библиотеке со справочной литературой совместно с учителем. Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования. | 6 |
5. | Работа в компьютерном классе с интернет – ресурсами совместно с учителем. | 8 |
6. | Знакомство с методами и предметами исследования. | 3 |
7. | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 5 |
8. | Анализ прочитанной литературы. | 4 |
9. | Исследование объектов. | 6 |
10. | Оформление работы. Подготовка творческих проектов. | 15 |
11. | Защита исследовательской работы. Представление творческих проектов. | 10 |
12. | Анализ исследовательской деятельности. | 3 |
Тематическое планирование 3 класс | ||
№п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов: 66 |
1. | Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
2. | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 4 |
3. | Предмет и объект исследования. | 2 |
4. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 5 |
5. | Выбор методов исследования. | 1 |
6. | Опытно-экспериментальная работа. | 10 |
7. | Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. | 10 |
8. | Применение информационных технологий в исследовании. | 5 |
9. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 7 |
10. | Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления. | 10 |
11. | Защита исследования перед одноклассниками. Представление творческих проектов. | 6 |
12. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Тематическое планирование 4 класс | ||
№ п/п | Название тем, разделов | Кол-во часов: 66 |
1. | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 |
2. | Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования. | 2 |
3. | Планирование работы. Выбор методов исследования. | 3 |
4. | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 3 |
5. | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 4 |
6. | Опытно-экспериментальная работа. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы. | 15 |
7. | Обработка и анализ всех полученных данных. | 5 |
8. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 10 |
9. | Подготовка творческих проектов. Подготовка публичного выступления. | 10 |
10. | Защита исследования перед учащимися начальной школы, родителями. Представление творческих проектов. | 10 |
11. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 2 |
Приложение 2
Атрибуты членов клуба: удостоверение
Удостоверение члена клуба: символ Клуба – Мудрая сова, на развороте – фотография участника и его данные. (Приложение 1,2) Удостоверения вручаются и сохраняются на протяжении нескольких лет.
Исследовательский дневник (Приложение 3)
Исследовательский дневник это творческие работы члена клуба (рисунки, аппликации, фотографии). В него вписываются темы всех творческих проектов и выступлений участника.
Девиз клуба: «Свой ум – царь в голове» (народная мудрость)
Клятва:
Быть любознательными.
Испытывать радость от добывания знаний.
Быть активными и наблюдательными.
Участвовать в заседаниях клуба.
Делиться своими знаниями с товарищами по клубу.
Приложение 3
Общие правила для педагогов – руководителей исследовательской деятельности и проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Приложение 4
Исследование и проект?
Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.
Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Приложение 5
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);
• классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);
• определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);
• доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).
Например:
1. Выделение признаков.
а) Какую форму имеет фигура ? Почему эта фигура является треугольником?
б) Назовите признаки числа 27.
в) Назовите признаки весны.
г) Назовите признаки слова «карандаш».
2. Сравнение двух и более предметов.
а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?
б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?
в) Назовите общие признаки кошки и собаки.
3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.
4. Классификация.
а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.
б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?
в) Назови каждую группу одним словом:
Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.
Понедельник, вторник, четверг, суббота.
2, 4, 6, 8.
г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:
грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .
5. Родо-видовые отношения.
а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.
б) Чего больше: ежей или животных?
в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».
г) Закончи предложение:
Хлебница – эта посуда для … .
Глагол – это часть речи, которая … .
Четное число – это число, которое … .
д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.
Щенок – это маленькая собака.
Щенок – это детеныш собаки.
6. Простейшие умозаключения.
Закончи предложение:
Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …
Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …
На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.
Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.
Приложение 6
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Приложение 7
Этапы информационного поиска.
- Определение информационного запроса.
- Поиск и локализация информации.
- Критическая оценка полученной информации.
- Сравнение информации, полученной из разных источников.
- Презентация полученных результатов.
- Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
- Выступление автора с докладом (10 мин)
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.
- Приветствие
- Тема учебно-исследовательской работы.
- Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
- Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
- Гипотеза учебно-исследовательской работы.
- Значимость учебно-исследовательской работы.
- Объект и предмет исследования.
- Этапы учебно-исследовательской работы.
- Результаты учебно-исследовательской работы.
- Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 8.
Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - Ф.И.О. автора; - тему учебно-исследовательской работы; - Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: - актуальность; -объект исследования; - предмет исследования; - цель исследования; - гипотезу; - задачи; - методы исследования; -практическую значимость; - апробацию; - базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №9
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы; • указатели |
Приложение 10
Принципы подбора тем научно-исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора. - Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"
Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана дополнительная образовательная прог...
Программа дополнительного образования " Я- исследователь"
Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....
программа дополнительного образования "Юные музееведы"
Данная программа направлена на всестороннее развитие учащихся начальных классов, на формирование у учащихся всех видов УУД ( универсальных учебных действий)....
Программа дополнительного образования "Юный художник" новая версия на 5 лет обучения, направленность художественная.
В 2016-2017 учебном году я переработала свою программу на 5 лет обучения. Она включает в себя как обучения основам изобразительного искусства живописи, графике, скульптуре, так и практические навыки в...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Юный исследователь"
Программа «Юный исследователь» – интеллектуальной направленности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном...