Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер».
рабочая программа по информатике (4 класс)
Рабочая программа Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности «Наш друг - компьютер».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании м/о
____________________
Протокол № ______. от
___.____.20 г._______________
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
по содержанию дополнительного образования ГБОУ «Вешняковской школы»
___________________________________
_____.____.20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования по информатике и ИКТ технической направленности
на 2021/22 учебный год
«Наш друг - Компьютер»
Класс: 4
Педагог дополнительного образования: Шитягина М.В.
Количество часов в неделю – 1;
Срок реализации – 6 месяцев.
Пояснительная записка
Направленность
Техническая.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Программа курса ориентирована на развитие у детей фантазии и творческого воображения, формирование информационных компетенций. Занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий вовлекают учащихся в творческую работу, в ходе которой развивается личность ребенка, творческий подход, формируется информационная культура. При выполнении заданий ребята будут учиться оживлять изображения, выстраивать сюжет, и реализовывать задуманный проект при помощи компьютера.
Программа осуществляет освоение умений работать с текстовой графической информацией и использовать инструменты ИКТ – текстовые, графические редакторы, редакторы презентаций; позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск.
Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.
Новизна
Основная задача, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования. Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.
Создание мультимедиа проектов способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Учащиеся охотно включаются в процесс создания проектов, работают длительно и устойчиво, проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения.
Изучение курса «Наш друг - Компьютер» позволит учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов создания информационных ресурсов на основе мультимедиа и интернет-технологий, уверенному общению с персональным компьютером. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.
Педагогическая целесообразность
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.
Цели и задачи курса:
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- развитие умственных и творческих способностей учащихся;
- адаптация ребенка к компьютерной среде;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- использование на практике полученных знаний в виде, докладов, программ, решение поставленных задач.
Ожидаемые результаты
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
- выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
- набирать текст на русском и иностранном языках;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста, использовать автоматический орфографический контроль;
- создавать изображения с помощью графического редактора и сохранять их;
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках, Интернете;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликаций);
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке;
- представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору её источника;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку; писать пояснения и тезисы для презентации;
- размещать сообщения в информационной образовательной среде ОО.
Тематический план
Тема | Количество часов |
Информация и информационные процессы | 1 |
Компьютер и устройства компьютера | 3 |
Создание и обработка текстовых документов | 6 |
Компьютерная графика | 8 |
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии | 8 |
Повторение | 4 |
Всего | 30 |
Содержание курса
Информация и информационные процессы – 1 час
Правила поведения в компьютерном классе. Права и обязанности учащихся кружка. Задачи кружка. Техника безопасности в компьютерном классе и организация рабочего места. Информация и информационные процессы.
Компьютер и устройства компьютера – 3 часа
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Создание и обработка текстовых документов – 6 часов
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Компьютерная графика – 8 часов
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии – 8 часов
Знакомство с редактором создания презентаций, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперссылки.
Повторение – 4 часа
Повторение. Подведение итогов года.
Материально-техническое обеспечение
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиапроектор
- Принтер
- Источник бесперебойного питания
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Сканер
- Цифровой фотоаппарат
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
Метапредметные связи
Курс «Наш друг - Компьютер» предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи из смежных предметов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Информация и информационные процессы. | 1 |
Компьютер и устройства компьютера | ||
2 | Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. | 1 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 1 |
4 | Управление компьютером. | 1 |
Создание и обработка текстовых документов | ||
5 | Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. | 1 |
6 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. | 1 |
7 | Редактирование текста. | 1 |
8 | Текстовый фрагмент и операции с ним. | 1 |
9 | Форматирование текста. | 1 |
10 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 |
Компьютерная графика | ||
11 | Компьютерная графика. Растровые и векторные изображения. | 1 |
12 | Растровый графический редактор Paint. | 1 |
13 | Преобразование графических изображений. | 1 |
14 | Создание графических изображений. | 1 |
15 | Работа с фрагментами. | 1 |
16 | Векторный графический редактор. | 1 |
17 | Создание изображений в векторном редакторе. | 1 |
18 | Создание изображений в векторном редакторе. | 1 |
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии | ||
19 | Мультимедийные компьютерные презентации. | 1 |
20 | Дизайн и макет слайдов. | 1 |
21 | Переходы между слайдами. Анимация слайдов. | 1 |
22 | Вставка звука и видео в презентации. | 1 |
23 | Создание управляющих кнопок и гиперссылок. | 1 |
24 | Режимы демонстрации презентации. | 1 |
25 | Создание презентации. | 1 |
26 | Создание презентации. | 1 |
Повторение | ||
27 | Повторение. | 1 |
28 | Повторение. | 1 |
29 | Повторение. | 1 |
30 | Подведение итогов года. | 1 |
| Всего | 30 |
Список рекомендуемой литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
- Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
- Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
Цифровые и информационные ресурсы (в том числе ресурсы Интернета)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru);
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/);
- Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"
Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности
Программа разработана на основе авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ дополнительного образования «Информатика в играх и задачах»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей начальной школы (3-4 классы)Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах&ra...