Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"
рабочая программа по зож на тему
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, календарно - тематическое планирование, ожидаемые результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Игра не просто детская забава, но и животворный
источник мышления, благородных чувств и стремлений …»
В.А.Сухомлинский
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю и стремление к победе.
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей т их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.
Помимо считалок, существуют и жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес , воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно – связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение имеют подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, в которой развиваются крупные и мелкие мышцы тела.
Игра как средство воспитания.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Использование подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Цель программы: развитие творческих способностей детей, приобщение детей к культуре народов России через наиболее распространённые игры народов нашей страны, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы: уточнять представления учащихся об окружающем мире; вызвать активную работу мысли школьников, способствовать расширению их кругозора; содействовать формированию воли, сообразительности, ловкости, чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Программа изучается два года из расчёта 1 час в неделю (всего 70 ч).
Результаты освоения программы
Учащиеся должны иметь представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
Учащиеся должны научиться:
- играть в подвижные игры;
- самостоятельно объяснять сюжетную игру;
- соблюдать правила игры;
- соблюдать правила игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
Ожидаемый результат
- укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- развитие умений работать в коллективе
- формирование у детей уверенности в своих силах
- умение применять игры самостоятельно
Календарно – тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Русские народные игры | 5 | ||
3 | Башкирские народные игры | 3 | ||
4 | Бурятские народные игры | 3 | ||
5 | Дагестанские народные игры | 3 | ||
6 | Мордовские народные игры | 4 | ||
7 | Чувашские народные игры | 3 | ||
8 | Игры народов Сибири и Дальнего Востока | 4 | ||
9 | Татарские народные игры | 4 | ||
10 | Русские народные игры | 5 |
Содержание тем
1.Введение
Знакомство учащихся с графиком работы кружка, тематическим планом. Правила поведения. Роль подвижных игр в жизни детей и взрослых. Понятие о сюжете игры. Разучивание считалок, жеребьёвок.
2.Русские народные игры (5 ч)
«Обыкновенные жмурки», «Палочка – выручалочка», «Горелки», «Пятнашки» ( с вариантами), «Мячик кверху». Повторение и закрепление разученных игр.
3.Башкирские народные игры (3 ч)
«Юрта», «Медный пень», «Палка – кидалка», «Липкие пеньки». Повторение и закрепление разученных игр.
4.Бурятские народные игры (3 ч)
«Табун», «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку». Повторение и закрепление разученных игр.
5.Дагестанские народные игры (3 ч)
«Выбей из круга», «Палочка – выручалочка», «Надень папаху», «Подними платок». Повторение и закрепление разученных игр.
6.Мордовские народные игры (4 ч)
«Котёл», «Салки», «Круговой», «Раю – раю». Повторение и закрепление разученных игр.
7.Чувашские народные игры (3 ч)
«Хищник в море», «Рыбки», «Луна и Солнце». Повторение и закрепление разученных игр.
8.Игры народов Сибири и Дальнего Востока (4 ч)
«Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Ловля оленей». Повторение и закрепление разученных игр.
9.Татарские народные игры (4 ч)
«Продаём горшки», «Серый волк», «Скок – перескок», «Хлопушки», «Займи место», «Ловишки». Повторение и закрепление разученных игр.
10.Русские народные игры (5 ч)
«Лапта», «Казаки – разбойники». Повторение и закрепление разученных игр.
Календарно – тематический план
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Русские народные игры | 5 | ||
3 | Белорусские народные игры | 3 | ||
4 | Бурятские народные игры | 3 | ||
5 | Дагестанские народные игры | 3 | ||
6 | Мордовские народные игры | 4 | ||
7 | Грузинские народные игры | 3 | ||
8 | Азербайджанские народные игры | 4 | ||
9 | Татарские народные игры | 4 | ||
10 | Русские народные игры | 5 |
Содержание тем
1.Введение.
Знакомство учащихся с графиком работы кружка, тематическим планом. Правила поведения. Роль подвижных игр в жизни детей и взрослых. Разучивание считалок, жеребьёвок. Повторение и закрепление разученных считалок, игр.
2.Русские народные игры ( 5 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Гуси», «Большой мяч», «Пчёлки и ласточка», «Петушиный бой».
3.Белорусские народные игры ( 3 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Хлоп, хлоп, убегай!», «Мельница», «Посадка картофеля», «Ленок».
4.Бурятские народные игры (3 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Ищем палочку».
5.Дагестанские народные игры (3 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Достать шапку», «Бег к реке».
6.Мордовские народные игры ( 4 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Салки».
7.Грузинские народные игры (3 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Захвати палку!», «Защитник», «Игра в колокол».
8 Азербайджанские народные игры (4 ч )
Повторение и закрепление разученных игр. Со спины лошадки», «День и ночь», «Палочка – выручалочка».
9.Татарские народные игры (4 ч)
Повторение и закрепление разученных игр. «Спутанные кони», «Угадай и догони», «Скок – перескок».
10.Русские народные игры ( 5 ч )
Повторение и закрепление разученных игр. «Лапта», «Казаки – разбойники».
Методическое и материальное обеспечение
Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении сюжетных заданий игр. Занятия содержат материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Занятия проводятся в школьном спортивном зале, на школьном стадионе, на сельских игровых площадках. Для реализации программы используются спортивные сооружения и спортивный инвентарь.
Список литературы
1.Осокина Т.И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 2009.
2.Гришина В.С. «Румяные щёчки», Москва ФиС, 2008.
3.Шевченко И.В. «Вместе весело играть», Ростов - на – Дону «Феникс», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Программа дополнительного образования детей (для детей 5-6 лет) "Учимся играя. Адаптация к школьной жизни".
Эта программа включает в себя следующие разделы: "Развитие речи и чтение", "Занимательная математика", "Развитие графических навыков", "Изобразительная деятельность"....
Программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Лёгкая атлетика» для учащихся спортивно-оздоровительной группы (СОГ) 2 года обучения
Программа состоит из трех логически последовательных и взаимодополняющих разделов:...
Программа дополнительного образования детей 8 - 10 лет «Оздоровительная аэробика»
Данная программа по «Оздоровительной аэробике» модифицированная, разработана на основе авторской программы к.п.н. Рябухиной Т.И., и рассчитана на один год обучения для детей в возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы
Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) д...
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
Введение Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.Новые по...